Напоминание

"Выделение существенных признаков"


Автор: Чапайкна Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель обществознания
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Хорский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: р.п. Хор
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Выделение существенных признаков"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Элективный курс «Учиться легко»
Урок 2
Автор:

преподаватель обществознания

КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»

Чапайкина Светлана Геннадьевна
Блок «Рабата с понятием»
Тема: Выделение существенных признаков.
Каждое понятие можно описать с помощью признаков. Признаками являются их свойства (зеленый, круглый, горький, большой и т.д.)
Давайте вспомним, что же такое понятие?
Понятие – это логически оформленная мысль о предмете, включающая ряд существенных признаков понятия.
Назовите каждый свое понятие, обобщите и ограничьте его.

Расположите следующие понятия в логической

последовательности от общего к частному

(видовому)
• Термометр, прибор, измерительный прибор. • Явления природы, тепловые явления, физические явления. • Вещество, железо, металл. • Знаки, точка, знаки препинания. • Фигура, треугольник, геометрическая фигура. • Растение, цветковое растение, роза. • Клубника, растение, ягода.
Представьте себе ситуацию, вы встретили иностранца…
Ваша задача объяснить иностранцу что такое стул.
Так чем же отличаются друг от друга предметы?
Признаки – это то , в чем предметы сходны между собой или чем отличны друг от друга.
Как вы думаете, все ли признаки имеют одинаковое значение для определения понятия?
Цель: Научиться выделять существенные признаки.
Возьмем компьютер. • Помощник человека • Системный блок • Экран • Клавиатура • Информация
Все ли признаки имеют одинаковое

значение?

Например: нам необходимо купить платье синего цвета, длинное и с блестками. Мы приходим в магазин и в огромном множестве разных платьев выбираем только то, которое соответствует нашим признакам. Каким?
Синее, длинное с блестками . Это будут
существенные
признаки понятия платье, а другие его признаки -
несущественные

Признаки объекта могут быть существенными и несущественными.
Физкультминутка.

Выполните задания.

Выделите из предложенного ряда слов два

наиболее существенных признака для данного

понятия.
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед). Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

Выделите из предложенного ряда слов два

наиболее существенных признака для данного

понятия.
Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Выделите из предложенного ряда слов два

наиболее существенных признака для данного

понятия.
Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка). Квадрат (сторона, углы, бумага, карандаш, чертеж). Термометр (тепловые явления, шкала, температура, прибор). Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово). Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор). Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото). Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион). Автомобиль (колесо, транспортное средство, руль, водитель). Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
Выделите из предложенного ряда слов два

наиболее существенных признака для данного

понятия.

Придумайте свое понятие. Запишите его признаки и выделите существенные.

Какие существенные признаки подсказывают

ответ в следующих загадках?
• Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. • Сидит дед. Во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. • Висит груша – нельзя скушать. • Две сестрицы качались – правды добивались, а когда добились, то остановились.
• Станут два братца в речке купаться, вынырнут вместе, вместе нырнут – лодке на месте стоять не дадут. • Отгадай, что за вещица: острый клювик, но не птица, этим клювом она сеет в поле семена, но не на грядке, а в твоей тетрадке.
Какие существенные признаки подсказывают

ответ в следующих загадках?


Какие существенные признаки подсказывают

ответ в следующих загадках?
• Две курносые подружки не отстали друг от дружки, обе по снегу бегут, обе песенки поют, обе ленты на снегу оставляют на бегу. • Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. • Модница крылатая, платье полосатое, ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо.
Придумайте сами загадку. Указание на какие существенные признаки показывает ответ.

Исключите лишнее слово и объясните, почему

именно данное слово вы считаете лишним.
Курица, пшеница, подушка Книга, телевизор , пылесос Корова, ботинки, трава Мензурка, кастрюля, термометр Вертолет, вентилятор, телега Метр, линейка, конфета Собака, помидор, солнце

Преобразуйте данное слово в несколько этапов.

При этом можно менять одновременно только

одну букву. Каждое новое слово должно иметь

смысл.
Сено – соль Сено – село – соло – соль Кора – нога Мак – шаг бег – рак море – пара Борт – коса
Придумайте свой вариант преобразования слов. Запишите его.
Перечислите новые понятия, которые вы услышали на этом уроке.
 Существенным называется признак, без которого нельзя помыслить само существование данного понятия.  Несущественным называется признак, без которого мы можем помыслить существование данного понятия. Посредством выделения существенных признаков формируются понятия.
Оперативная память группы! На доске пишем: 1- если узнали что-то новое; 0 – если ничего нового не узнали


В раздел образования