Напоминание

Ритмическая группа "Восьмая с точкой и шестнадцатая ( пунктирный ритм)"


Автор: Хлызова Марианна Евгеньевна
Должность: преподаватель музыкально– теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2 города Южно– Сахалинска
Населённый пункт: город Южно– Сахалинск Сахалинская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Ритмическая группа "Восьмая с точкой и шестнадцатая ( пунктирный ритм)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА СОЛЬФЕДЖИО В 4 КЛАССЕ М. О.

ТЕМА УРОКА: «РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВОСЬМАЯ С ТОЧКОЙ И

ШЕСТНАДЦАТАЯ» (ПУНКТИРНЫЙ РИТМ)»

1. Организационный момент

Преподаватель приветствует учеников, сообщает тему и ход урока. Учащиеся

настраиваются на работу.

2. Распевание

Учащиеся поют группой упражнения В. Кирюшина с ускорением темпа, с

активной артикуляцией. Далее исполняют ладо - интонационные примеры В.

Кирюшина под фонограмму.

3. Проверка выполнения домашнего задания

Учащиеся группой сольфеджируют № 204 (И. С. Бах «Менуэт») из учебника

сольфеджио Е. Давыдовой с одновременным исполнением басового голоса на

фортепиано одним из учеников. Затем ученики поют № 216 из учебника

сольфеджио Е. Давыдовой группой и по «цепочке».

Преподаватель проверяет и оценивает качество выполнения домашнего

задания, поясняет причину возможных в исполнении неточностей и ошибок и

способы их устранения.

4. Изучение нового материала

Преподаватель исполняет на фортепиано фрагменты музыкальных

произведений с пунктирным ритмом: П. И. Чайковский «Марш деревянных

солдатиков», В. Косенко «Пионерский марш», Л. Бетховен «Менуэт Соль-

мажор», Ю. Шишков «Мазурка». Изменяет при повторном исполнении

пунктирный ритм на ровный (ритмическая группа «две восьмые»).

Акцентирует внимание учащихся на остроту, энергичность и чёткость

ритмического рисунка музыкальных примеров, которые достигаются с

помощью пунктирной группы.

Учащиеся слушают и анализируют исполняемые преподавателем

музыкальные примеры. Сравнивают характер музыки с пунктирным ритмом,

потом с ровным ритмическим рисунком . Обращают внимание на названия

музыкальных примеров и их жанровую основу.

Преподаватель рассказывает, что пунктирный ритм часто встречается в

маршах, песнях, танцевальной музыке, которая должна поднять в человеке

решительное и позитивное настроение. Преподаватель предлагает

«ритмослог» для воспроизведения пунктирного ритма (например,«зай-ка»).

Далее преподаватель записывает на доске примеры оформления пунктирного

ритма в инструментальной и вокальной группировке. Особое внимание

обращает на пример пунктирной группы, когда композитор вместо точки,

продляющей звучание восьмой длительности, использует шестнадцатую

паузу.

Преподаватель исполняет на фортепиано «Мазурку» из «Детского альбома»

П. И. Чайковского. Задаёт вопрос о характере музыки с данным ритмом.

Учащиеся приходят к выводу, что данное звучание этой ритмической группы

придаёт музыке лёгкость и воздушность, что оправдывает название цикла

(детская музыка).

Учащиеся переписывают образцы группировок пунктирного ритма в свои

тетради.

5. Закрепление нового материала

Преподаватель организует исполнение учащимися примеров ритмических

рисунков по учебнику сольфеджио Е. Давыдовой, корректируя возможные

ошибки (упр. №47).

Учащиеся простукивают двумя руками (одна рука - пульс, другая - ритм) с

проговариванием ритмослогами предложенные примеры ритмических

рисунков. Далее учащиеся поют с предварительным анализом (тональность,

размер, вид секвенции) и сольмизированием секвенции из учебника

сольфеджио Е. Давыдовой (№45, №46).

Преподаватель исправляет возможные неточности в исполнении секвенций.

Преподаватель задаёт учащимся закрепляющие новые знания и умения

вопросы : вспомнить прозвучавшие музыкальные произведения, назвать

музыкальные жанры, в которых часто встречается пунктирный ритм,

охарактеризовать особенности его выразительности.

6. Домашнее задание

Простучать двумя руками с одновременным произнесением ритмослогами

ритмические рисунки из учебника сольфеджио Е. Давыдовой (№47); выучить

мелодии из того же учебника (№53, №60); Выполнить письменную работу: в

предложенной мелодии сгруппировать длительности по долям и разделить на

такты, записать в инструментальной группировке (учебник сольфеджио А.

Варламовой, Л. Семченко, тема №5, №6. Ф. Мендельсон «Зима и лето»).

Преподаватель объясняет алгоритм успешного выполнения домашнего

задания, анализирует степень усвоения каждым учащимся, выставляет

оценки.

Учащиеся проводят самооценку своей деятельности на уроке.

До свидания, желаю дальнейших успехов!



В раздел образования