"Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста"
Автор: Агеева Айгуль Рамилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 23 Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
От
правильного
взаимодействия
детского
сада
и
семьи
зависит
успех
воспитания
детей.
Задача
детского
сада
-
вооружать
родителей
педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи.
Для этого в нашем детском саду используются различные формы работы.
Коллективные формы. - На групповых собраниях родителей в начале года
педагог знакомит их с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие
речевые
навыки
наиболее
существенны
на
данной
возрастной
ступени,
знакомит с основными ошибками в речи детей. Интересными и полезными
для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся
своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители.
Используются
такие
формы,
как
тематические
лекции,
беседы
и
консультации специалистов по проблемам речи. В беседах и консультациях
воспитатель знакомит родителей с вопросами речевого развития детей.
Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности
звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием
правильного
ударения
в
трудных
для
детей
словах;
небольшие
заметки,
статьи,
статьи
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста.
Вопросы
методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах
педагогической
пропаганды,
как
родительские
конференции,
«круглые
столы»,
устные
педагогические
журналы,
организуемые
сотрудниками
детского сада на производстве.
Взаимодействие
по
развитию
речи
с
родителями
реализуются
через
разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:
-
информационно
–
аналитические
формы
организации
общения
с
родителями;
-
досуговые
формы
организации
общения
с
родителями;
-
познавательные
формы
организации
общения
с
родителями;
-
наглядно-
информационные формы организации общения.
Основной
задачей
информационно
–
аналитических
форм
организации
общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о
семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических
знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.
Формы работы: - составление социального паспорта семьи;- анкетирование;-
тестирование;-
целевое
посещение
семьи;
-
проведение
социологических
срезов и др.
Досуговые
формы
организации
общения
с
родителями
помогают
устанавливать
тёплые
неформальные
отношения
между
педагогами
и
родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми,
способствуют
повышению
педагогической
культуры
родителей
и
обогащению словаря детей. Формы работы: - тематические развлечения; -
литературные вечера; - фольклорные праздники;- ярмарки;- КВН;- введение
речевых традиций;- вечер вопросов и ответов.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
с
семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического
развития
детей,
рациональными
методами
и
приемами
развития речи детей.
Наглядно
–
информационные
формы
организации
общения
условно
разделены
на
две
подгруппы:
информационно
–
ознакомительные
и
информационно – просветительские.
Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются
ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его
работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и
преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней
открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных
формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное
учреждение
стало
более
открытой
системой.
У
родителей
имеются
возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и
самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
Задачи
другой
группы
–
информационно-просветительской
–
близки
к
задачам
познавательных
форм
и
направлены
на
обогащение
знаний
родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного
возраста.
Их
специфика
заключается
в
том,
что
общение
педагогов
с
родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию
выставок и др.
Данная
педагогическая
разработка
позволяет
нам
решить
поставленные
проблемы
и
плавно
включает
родителей
в
образовательный
процесс
как
равноправных участников.
Кроме
коллективных
форм
работы,
используются
индивидуальные.
Воспитатель информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают
положительные сдвиги, дают рекомендации.
Для
совместной
работы
педагогов
и
родителей
по
речевому
развитию
проводятся
совместные
игры
детей
с
родителями.
В
детском
саду
выпускается газета для родителей, где даются в доступной форме советы
родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи
детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы
проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей
- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.