Напоминание

"ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ 10–12 ЛЕТ."


Авторы: Жесткова Юлия Константиновна, Якшевич Татьяна Олеговна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ЕИ КФУ
Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: статья, исследование
Тема: "ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ 10–12 ЛЕТ."
Раздел: высшее образование





Назад




ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ 10-12 ЛЕТ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность развития силовых способностей у лыжников – гонщиков с

помощью средств атлетической гимнастики заключается в том, главной

целью самой атлетической гимнастики является развитие силовых

способностей всех групп мышц, включающей в себя множество различных

упражнений. Данные упражнения используются во всех видах спорта для

развития той или иной группы мышц, характерных для выполнения

определенных задач спортсмена. Силовые способности в лыжных гонках

играют важную роль:

- сила рук для толчка;

- силовая выносливость ног;

- сокращение времени при прохождении дистанции;

- развитость силовых качеств мышц спинной и брюшной области,

необходимой для прохождении дистанции по прямой и на крутых

поворотах.

Следовательно, силовые качества и уровень ее развития сильно влияют на

эффективность выполнения техники, достижения высоких результатов и

сохранение здоровья, избегая получения различных травм.

РАЗРАБОТАННОСТЬ

Проблемам повышения уровня силовых способностей лыжников –

гонщиков были посвящены работы таких авторов, как:

1) Бодюков Е.В., Юров В.В «Физическое воспитание в форме атлетической

гимнастики».

2) Борисова В.В., Титова А.В. «Атлетическая гимнастика как средство

физического воспитания школьников 10 -15 лет».

3) Горбунов А.Н. «Развитие силовых способностей лыжников - гонщиков в

подготовительном периоде».

4) Гузь С.М., Хуббиев «Влияние занятий атлетической гимнастикой на

скоростно – силовые способности и функциональные показатели

школьников 10 - 13 лет».

5) Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Лёвочкина О.Е программы спортивной

подготовки для ДЮСШ: «Лыжные гонки».

6) Лыткина М.В. Методическая разработка на тему: "Развитие скоростно-

силовых качеств у юных лыжников-гонщиков "

Данные работы в значительной степени способствовали изучению и

исследованию уровня развитости силовых способностей лыжников –

гонщиков различных возрастов. Ими были проведены разработанные

методики по изменению тренировочного процесса для повышения уровня

развитости силовых способностей испытуемых.

Однако, в значительной степени эти исследования охватывают

тренировочный процесс спортсменов больших городов. Это говорит об их

превосходстве в наличии больших возможностей: большой выбор

тренажеров, методов, мест проведении тренировок, улучшенный

инвентарь; в то время как в небольших городах данная возможность

отсутствует.

Отсюда следует, что нам необходимо провести собственное исследование

уровня развитости силовых способностей лыжников – гонщиков в возрасте

10 – 12 лет при имеющихся условиях посредством атлетической

гимнастики.

ПОНЯТИЙНЫЙ

Для того, чтобы провести необходимое исследование нам необходимо

ознакомиться с такими понятиями как «силовые способности» и

«атлетическая гимнастика»

1) Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в

определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит

понятие «сила».

[12]

2) Силовая способность - одна из важнейших сторон специальной

спортивной работоспособности, так как повышение спортивных

результатов обусловлено не только ростом производительности

вегетативных систем, но и повышением мощности мышечного

сокращения. Высокий уровень силовых способностей оказывает

положительное влияние на процессы адаптации к высоким

функциональным нагрузкам, на длительность удержания спортивной

формы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного

результата[11]

3) Силовые способности - способности человека преодолевать за счёт

мышечных усилий внешнее сопротивление или им противодействовать.[3]

Наиболее широко и точно к нашему исследованию подходит определение

под номером 2, которое ярко обрисовало понятие «силовые способности»,

так как лыжники – гонщики испытывают высокие нагрузки во время

прохождения дистанции, а на подготовительном уровне испытывают

процесс адаптации.

1) Атлетическая гимнастика — это система гимнастических упражнений,

направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими

пользоваться». [10]

2) Атлетическая гимнастика – это один из оздоровительных видов

гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений

силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие

человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.[6]

3) Атлетическая гимнастика - система разносторонних силовых

упражнений, направленных на развитие силы, формирование

пропорциональной фигуры и укрепление здоровья.[9]

Так как мы уже уточняли то, что именно с помощью атлетической

гимнастики мы хотим способствовать развитию и совершенствованию

силовых способностей лыжников – гонщиков, то из перечисленных

определений нам подходит под номером 2.

Целью нашего исследования является изучение и анализ существующего

уровня развития силовых способностей у лыжников – гонщиков в возрасте

10-12 лет.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать предложенные методики по выявлению

уровня развития силовых качеств

2) Провести выбранные методики у лыжников – гонщиков в возрасте 10-12

лет и лыжниками – гонщиками того же возраста, не занимающиеся

спортом.

3) На основе полученных результатов исследования сравнить показатели и

составить рекомендации по улучшению тренировочной программы для

развития силовых способностей

Объектом исследования являются лыжники – гонщики в возрасте 10-12 лет.

Предметом исследования является уровень развития силовых

способностей у лыжников гонщиков в возрасте 10-12 лет.

МЕТОДИКА

В данном исследовании принимали участие СОШ №6 и СОШ №9

г.Елабуги.

Для проведения исследования используются нижеперечисленные

упражнения:

1. Подтягивание на перекладине - максимальное количество раз;

2. Сгибание и разгибание рук в упоре - максимальное количество раз;

3. Поднимание туловища из положения лежа с отягощением -

максимальное количество раз;

4. Прыжок в длину с места – максимальная длина с 3-х попыток;

5. Сгибание и разгибание рук на брусьях - максимальное количество раз;

6. Тест Уччелли.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Данные измерения проводились в закрытом помещении (спортивный зал

школы), с 9 утра в один и тот же день. Оба зала были оборудованы

необходимым инвентарем: шведская стенка, паралоновые маты, резиновые

ковры, предметы отягощения (ремень и нагрузочный диск), горизонтальная

разметка на полу, вертикальная разметка на стене, ростометр. Испытуемые

были одеты в соответствующую спортивную форму.

Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции зависит от

мощности усилий, развиваемых при отталкивании руками и ногами, т.е. от

силовой подготовленности спортсмена[18,19]. Лыжные гонки. Теория и

методика обучения: учебное пособие для

студентов ВУЗов/ под ред. Н.А. Демко.- Минск: Изд-во БГУФК, 2010

19. Лыжный спорт: Учебник/ Раменская Т.И., Баталов А.Г. – М.: Флинта:

Наука, 2004. – 320 с.

Для лыжников-гонщиков силовая подготовка имеет большое значение при

прохождении равнинных участков, преодолении подъемов и в сложных

погодных условиях. При сильном снегопаде, порывистом ветре, низких

температурах, высокой влажности и т. д., ухудшающих

работоспособность спортсменов, и условия скольжения лыж.

Ввиду большого разнообразия подходов и методов к развитию

физических качеств лыжников-гонщиков выдвигается единое мнение, что

развивать силовые качества следует лишь до определённого оптимального

уровня, превышение которого несомненно приведет к обратному эффекту –

снижению результатов и потере спортивной формы.

Методика по применения средств развития скоростно-силовых качеств

лыжников-гонщиков выглядит таким образом: в начале подготовительного

периода, происходит так называемая закладка «фундамент» общей

физической подготовленности, спортсмен тренируется выполняя

упражнения со значительными отягощениями 50-70 % от максимальной

силы. На следующем этапе использование средств в скоростно-силовой

направленности предлагается проводить одновременно с использованием

средств для развития быстроты. В то же время начинают применяться и

именно скоростно-силовые упражнения (прыжки с места, в движении,

многоскоки, упражнения в скоростном режиме с отягощением 15-30 % от

максимальных или рывком, ускорения на отрезках разной сложности). К

концу второго и в начале третьего этапа для развития скоростно-силовых

качеств начинают всё больше применяться специальные средства

подготовки

(имитация, лыжероллеры, велосипед). В частности, В.П. Платонов и Н. М.

Булатова считают, что скоростно-силовые качества лыжника-гонщика

эффективней развивать при использовании упражнений имитационного

характера, близкими по форме, содержанию и особенностям действия

нервно-мышечного аппарата к соревновательным нагрузкам, только с

повышенной долей силовой составляющей.[24] Раменская Т.И.

Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. / Т.И.

Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.

Микроцикл подготовительного периода

1-й день

I тренировочное занятие – развитие скоростно-силовых качеств.

Бег в медленном темпе – 25-30 мин.

Прыжки в гору 10х100 м, 6х 150 м.

Упражнения на тренажерах: 10 упр. х 60 с х 3 серии. Бег 8-10 км.

II тренировочное занятие–развитие силовой выносливости.

Лыжероллеры 25 км, одновременный ход (II и III зоны).

2-й день

I тренировочное занятие – развитие специальной выносливости.

Бег в медленном темпе – 25-30 мин.

Бег с имитацией подъемов 20 км (III зона).

II тренировочное занятие – совершенствование техники классических

ходов.

Лыжероллеры равномерно 25-30 км (II зона).

3-й день

I тренировочное занятие – развитие общей и специальной выносливости.

Бег, ходьба, имитационные упражнения 30-35 км (II зона).

II тренировочное занятие – совершенствование техники свободного хода.

Лыжероллеры 25-30 км (II зона).

4-й день

I тренировочное занятие – совершенствование техники классических

ходов.

Лыжероллеры 30 км (II зона).

II тренировочное занятие – общая физическая подготовка.

Разминка 30 мин. Спортигры -1 час.

5-й день

I тренировочное занятие – развитие специальной и силовой выносливости,

скоростно-силовых качеств

Легкий бег 20 минута.

Бег с имитацией 18-20 км (III зона).

II тренировочное занятие – развитие силовой выносливости и

совершенствование техники одновременных ходов.

Лыжероллеры 25 км (II зона).

6-й день

I тренировочное занятие – развитие специальной выносливости.

Лыжероллеры 55-60 км (индивидуальная техника, II-III зона).

II тренировочное занятие.

Восстановительный бег 5-6 км. О.Р.У. -15 мин.

Спортивные игры -1 час.

7-й день.

Отдых.

Микроцикл соревновательного периода

1-й день

I тренировочное занятие – поддержание специальной выносливости.

Переменная тренировка на лыжах 25-30 км (6-10 ускорений по 1 км).

Индивидуальная техника. II - III зоны.

II тренировочное занятие – задача, совершенствование техники.

Равномерная тренировка 20 км (II зона).

2-й день

I тренировочное занятие – поддержание скоростной выносливости.

Интервальная тренировка на лыжах 6х1,5 км, активный отдых

До пульса 120 уд/мин.

II тренировочное занятие – совершенствование индивидуальной техники.

Равномерная тренировка на лыжах 20 км (II зона).

3-й день

I тренировочное занятие – активный отдых.

Прогулка на лыжах 15-20 км.

II тренировочное занятие – общая физическая подготовка.

Кросс 5-6 км. ОРУ - 15 мин.

4-й день

I тренировочное занятие - просмотр трассы перед контрольной

тренировкой,

разминка.

II тренировочное занятие.

Кросс равномерно 5-6 км. О.Р.У. - 15 мин.

5-й день

I тренировочное занятие.

Соревнования или контрольная тренировка.

II тренировочное занятие.

Восстановительная тренировка. Прогулка на лыжах 15 км.

6-й день

I тренировочное занятие – поддержание специальной выносливости.

Равномерная тренировка на лыжах 30-35.

II тренировочное занятие.

Кросс 6-7 км. ОРУ - 15 мин.

7-й день

Отдых

ВЫВОД

Проделанная нами работа сыграла важную роль в развитии силовых

качеств лыжников – гонщиков. Мы отметили, что силовые способности

необходимы для выполнения акробатических элементов и достижения

высоких результатов. Но, так как большое внимание уделяется в основном

такому качеству, как гибкость, мы решили измерить уровень развития силы

у лыжников – гонщиков и сравнить их результаты с показателями

лыжников – гонщиков того же возраста, не занимающихся спортом.

Тренер одной из групп девушек был уверен, что упражнениям на данные

виды мышц уделяется достаточное количество сил и времени. Мы

предложили провести эксперимент, который заключается во включении в

тренировочный процесс определенных упражнений для развития силы

мышц пресса. Так как соревновательный период у них начнется лишь в

декабре 2018 года, то у нас будет возможность заново измерить показатели

силовых способностей и проследить динамику изменения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Бодюков Е.В., Юров В.В «Физическое воспитание в форме

атлетической гимнастики».

2.

Борисова В.В., Титова А.В. «Атлетическая гимнастика как средство

физического воспитания школьников 10 -15 лет».

3.

Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 176с.

4.

Горбунов А.Н. «Развитие силовых способностей лыжников -

гонщиков в подготовительном периоде».

5.

Гузь С.М., Хуббиев «Влияние занятий атлетической гимнастикой на

скоростно – силовые способности и функциональные показатели

школьников 10 - 13 лет».

6.

Епифанова В.А. М., 2002.Лечебная физическая культура: Справочник

7.

Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Лёвочкина О.Е программы спортивной

подготовки для ДЮСШ: «Лыжные гонки».

8.

Лыткина М.В. Методическая разработка на тему: "Развитие

скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков "

9.

Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший

справочник «Сова», Санкт-Петербург, 2003. 860 с.

10.Попова. С.Н. Физкультура и спорт, 2004.

11.Огольцов И. Г., Клемба А. А. Совершенствование планирования

процесса подготовки лыжников-гонщиков /Вопросы управления

тренировочным процессом в лыжном спорте.— Омск, 1985.

12.

Якушев П.В. Теория спорта.



В раздел образования