Авторы: Жесткова Юлия Константиновна, Якшевич Татьяна Олеговна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ЕИ КФУ
Населённый пункт: город Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: статья, исследование
Тема: "ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ 10–12 ЛЕТ."
Раздел: высшее образование
ВЛИЯНИЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ 10-12 ЛЕТ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность развития силовых способностей у лыжников – гонщиков с
помощью средств атлетической гимнастики заключается в том, главной
целью самой атлетической гимнастики является развитие силовых
способностей всех групп мышц, включающей в себя множество различных
упражнений. Данные упражнения используются во всех видах спорта для
развития той или иной группы мышц, характерных для выполнения
определенных задач спортсмена. Силовые способности в лыжных гонках
играют важную роль:
- сила рук для толчка;
- силовая выносливость ног;
- сокращение времени при прохождении дистанции;
- развитость силовых качеств мышц спинной и брюшной области,
необходимой для прохождении дистанции по прямой и на крутых
поворотах.
Следовательно, силовые качества и уровень ее развития сильно влияют на
эффективность выполнения техники, достижения высоких результатов и
сохранение здоровья, избегая получения различных травм.
РАЗРАБОТАННОСТЬ
Проблемам повышения уровня силовых способностей лыжников –
гонщиков были посвящены работы таких авторов, как:
1) Бодюков Е.В., Юров В.В «Физическое воспитание в форме атлетической
гимнастики».
2) Борисова В.В., Титова А.В. «Атлетическая гимнастика как средство
физического воспитания школьников 10 -15 лет».
3) Горбунов А.Н. «Развитие силовых способностей лыжников - гонщиков в
подготовительном периоде».
4) Гузь С.М., Хуббиев «Влияние занятий атлетической гимнастикой на
скоростно – силовые способности и функциональные показатели
школьников 10 - 13 лет».
5) Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Лёвочкина О.Е программы спортивной
подготовки для ДЮСШ: «Лыжные гонки».
6) Лыткина М.В. Методическая разработка на тему: "Развитие скоростно-
силовых качеств у юных лыжников-гонщиков "
Данные работы в значительной степени способствовали изучению и
исследованию уровня развитости силовых способностей лыжников –
гонщиков различных возрастов. Ими были проведены разработанные
методики по изменению тренировочного процесса для повышения уровня
развитости силовых способностей испытуемых.
Однако, в значительной степени эти исследования охватывают
тренировочный процесс спортсменов больших городов. Это говорит об их
превосходстве в наличии больших возможностей: большой выбор
тренажеров, методов, мест проведении тренировок, улучшенный
инвентарь; в то время как в небольших городах данная возможность
отсутствует.
Отсюда следует, что нам необходимо провести собственное исследование
уровня развитости силовых способностей лыжников – гонщиков в возрасте
10 – 12 лет при имеющихся условиях посредством атлетической
гимнастики.
ПОНЯТИЙНЫЙ
Для того, чтобы провести необходимое исследование нам необходимо
ознакомиться с такими понятиями как «силовые способности» и
«атлетическая гимнастика»
1) Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в
определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит
понятие «сила».
[12]
2) Силовая способность - одна из важнейших сторон специальной
спортивной работоспособности, так как повышение спортивных
результатов обусловлено не только ростом производительности
вегетативных систем, но и повышением мощности мышечного
сокращения. Высокий уровень силовых способностей оказывает
положительное влияние на процессы адаптации к высоким
функциональным нагрузкам, на длительность удержания спортивной
формы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного
результата[11]
3) Силовые способности - способности человека преодолевать за счёт
мышечных усилий внешнее сопротивление или им противодействовать.[3]
Наиболее широко и точно к нашему исследованию подходит определение
под номером 2, которое ярко обрисовало понятие «силовые способности»,
так как лыжники – гонщики испытывают высокие нагрузки во время
прохождения дистанции, а на подготовительном уровне испытывают
процесс адаптации.
1) Атлетическая гимнастика — это система гимнастических упражнений,
направленная на развитие силовых качеств и способностей «ими
пользоваться». [10]
2) Атлетическая гимнастика – это один из оздоровительных видов
гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений
силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие
человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки.[6]
3) Атлетическая гимнастика - система разносторонних силовых
упражнений, направленных на развитие силы, формирование
пропорциональной фигуры и укрепление здоровья.[9]
Так как мы уже уточняли то, что именно с помощью атлетической
гимнастики мы хотим способствовать развитию и совершенствованию
силовых способностей лыжников – гонщиков, то из перечисленных
определений нам подходит под номером 2.
Целью нашего исследования является изучение и анализ существующего
уровня развития силовых способностей у лыжников – гонщиков в возрасте
10-12 лет.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать предложенные методики по выявлению
уровня развития силовых качеств
2) Провести выбранные методики у лыжников – гонщиков в возрасте 10-12
лет и лыжниками – гонщиками того же возраста, не занимающиеся
спортом.
3) На основе полученных результатов исследования сравнить показатели и
составить рекомендации по улучшению тренировочной программы для
развития силовых способностей
Объектом исследования являются лыжники – гонщики в возрасте 10-12 лет.
Предметом исследования является уровень развития силовых
способностей у лыжников гонщиков в возрасте 10-12 лет.
МЕТОДИКА
В данном исследовании принимали участие СОШ №6 и СОШ №9
г.Елабуги.
Для проведения исследования используются нижеперечисленные
упражнения:
1. Подтягивание на перекладине - максимальное количество раз;
2. Сгибание и разгибание рук в упоре - максимальное количество раз;
3. Поднимание туловища из положения лежа с отягощением -
максимальное количество раз;
4. Прыжок в длину с места – максимальная длина с 3-х попыток;
5. Сгибание и разгибание рук на брусьях - максимальное количество раз;
6. Тест Уччелли.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Данные измерения проводились в закрытом помещении (спортивный зал
школы), с 9 утра в один и тот же день. Оба зала были оборудованы
необходимым инвентарем: шведская стенка, паралоновые маты, резиновые
ковры, предметы отягощения (ремень и нагрузочный диск), горизонтальная
разметка на полу, вертикальная разметка на стене, ростометр. Испытуемые
были одеты в соответствующую спортивную форму.
Скорость лыжника-гонщика при передвижении по дистанции зависит от
мощности усилий, развиваемых при отталкивании руками и ногами, т.е. от
силовой подготовленности спортсмена[18,19]. Лыжные гонки. Теория и
методика обучения: учебное пособие для
студентов ВУЗов/ под ред. Н.А. Демко.- Минск: Изд-во БГУФК, 2010
19. Лыжный спорт: Учебник/ Раменская Т.И., Баталов А.Г. – М.: Флинта:
Наука, 2004. – 320 с.
Для лыжников-гонщиков силовая подготовка имеет большое значение при
прохождении равнинных участков, преодолении подъемов и в сложных
погодных условиях. При сильном снегопаде, порывистом ветре, низких
температурах, высокой влажности и т. д., ухудшающих
работоспособность спортсменов, и условия скольжения лыж.
Ввиду большого разнообразия подходов и методов к развитию
физических качеств лыжников-гонщиков выдвигается единое мнение, что
развивать силовые качества следует лишь до определённого оптимального
уровня, превышение которого несомненно приведет к обратному эффекту –
снижению результатов и потере спортивной формы.
Методика по применения средств развития скоростно-силовых качеств
лыжников-гонщиков выглядит таким образом: в начале подготовительного
периода, происходит так называемая закладка «фундамент» общей
физической подготовленности, спортсмен тренируется выполняя
упражнения со значительными отягощениями 50-70 % от максимальной
силы. На следующем этапе использование средств в скоростно-силовой
направленности предлагается проводить одновременно с использованием
средств для развития быстроты. В то же время начинают применяться и
именно скоростно-силовые упражнения (прыжки с места, в движении,
многоскоки, упражнения в скоростном режиме с отягощением 15-30 % от
максимальных или рывком, ускорения на отрезках разной сложности). К
концу второго и в начале третьего этапа для развития скоростно-силовых
качеств начинают всё больше применяться специальные средства
подготовки
(имитация, лыжероллеры, велосипед). В частности, В.П. Платонов и Н. М.
Булатова считают, что скоростно-силовые качества лыжника-гонщика
эффективней развивать при использовании упражнений имитационного
характера, близкими по форме, содержанию и особенностям действия
нервно-мышечного аппарата к соревновательным нагрузкам, только с
повышенной долей силовой составляющей.[24] Раменская Т.И.
Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. / Т.И.
Раменская. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 228 с.
Микроцикл подготовительного периода
1-й день
I тренировочное занятие – развитие скоростно-силовых качеств.
Бег в медленном темпе – 25-30 мин.
Прыжки в гору 10х100 м, 6х 150 м.
Упражнения на тренажерах: 10 упр. х 60 с х 3 серии. Бег 8-10 км.
II тренировочное занятие–развитие силовой выносливости.
Лыжероллеры 25 км, одновременный ход (II и III зоны).
2-й день
I тренировочное занятие – развитие специальной выносливости.
Бег в медленном темпе – 25-30 мин.
Бег с имитацией подъемов 20 км (III зона).
II тренировочное занятие – совершенствование техники классических
ходов.
Лыжероллеры равномерно 25-30 км (II зона).
3-й день
I тренировочное занятие – развитие общей и специальной выносливости.
Бег, ходьба, имитационные упражнения 30-35 км (II зона).
II тренировочное занятие – совершенствование техники свободного хода.
Лыжероллеры 25-30 км (II зона).
4-й день
I тренировочное занятие – совершенствование техники классических
ходов.
Лыжероллеры 30 км (II зона).
II тренировочное занятие – общая физическая подготовка.
Разминка 30 мин. Спортигры -1 час.
5-й день
I тренировочное занятие – развитие специальной и силовой выносливости,
скоростно-силовых качеств
Легкий бег 20 минута.
Бег с имитацией 18-20 км (III зона).
II тренировочное занятие – развитие силовой выносливости и
совершенствование техники одновременных ходов.
Лыжероллеры 25 км (II зона).
6-й день
I тренировочное занятие – развитие специальной выносливости.
Лыжероллеры 55-60 км (индивидуальная техника, II-III зона).
II тренировочное занятие.
Восстановительный бег 5-6 км. О.Р.У. -15 мин.
Спортивные игры -1 час.
7-й день.
Отдых.
Микроцикл соревновательного периода
1-й день
I тренировочное занятие – поддержание специальной выносливости.
Переменная тренировка на лыжах 25-30 км (6-10 ускорений по 1 км).
Индивидуальная техника. II - III зоны.
II тренировочное занятие – задача, совершенствование техники.
Равномерная тренировка 20 км (II зона).
2-й день
I тренировочное занятие – поддержание скоростной выносливости.
Интервальная тренировка на лыжах 6х1,5 км, активный отдых
До пульса 120 уд/мин.
II тренировочное занятие – совершенствование индивидуальной техники.
Равномерная тренировка на лыжах 20 км (II зона).
3-й день
I тренировочное занятие – активный отдых.
Прогулка на лыжах 15-20 км.
II тренировочное занятие – общая физическая подготовка.
Кросс 5-6 км. ОРУ - 15 мин.
4-й день
I тренировочное занятие - просмотр трассы перед контрольной
тренировкой,
разминка.
II тренировочное занятие.
Кросс равномерно 5-6 км. О.Р.У. - 15 мин.
5-й день
I тренировочное занятие.
Соревнования или контрольная тренировка.
II тренировочное занятие.
Восстановительная тренировка. Прогулка на лыжах 15 км.
6-й день
I тренировочное занятие – поддержание специальной выносливости.
Равномерная тренировка на лыжах 30-35.
II тренировочное занятие.
Кросс 6-7 км. ОРУ - 15 мин.
7-й день
Отдых
ВЫВОД
Проделанная нами работа сыграла важную роль в развитии силовых
качеств лыжников – гонщиков. Мы отметили, что силовые способности
необходимы для выполнения акробатических элементов и достижения
высоких результатов. Но, так как большое внимание уделяется в основном
такому качеству, как гибкость, мы решили измерить уровень развития силы
у лыжников – гонщиков и сравнить их результаты с показателями
лыжников – гонщиков того же возраста, не занимающихся спортом.
Тренер одной из групп девушек был уверен, что упражнениям на данные
виды мышц уделяется достаточное количество сил и времени. Мы
предложили провести эксперимент, который заключается во включении в
тренировочный процесс определенных упражнений для развития силы
мышц пресса. Так как соревновательный период у них начнется лишь в
декабре 2018 года, то у нас будет возможность заново измерить показатели
силовых способностей и проследить динамику изменения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Бодюков Е.В., Юров В.В «Физическое воспитание в форме
атлетической гимнастики».
2.
Борисова В.В., Титова А.В. «Атлетическая гимнастика как средство
физического воспитания школьников 10 -15 лет».
3.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 176с.
4.
Горбунов А.Н. «Развитие силовых способностей лыжников -
гонщиков в подготовительном периоде».
5.
Гузь С.М., Хуббиев «Влияние занятий атлетической гимнастикой на
скоростно – силовые способности и функциональные показатели
школьников 10 - 13 лет».
6.
Епифанова В.А. М., 2002.Лечебная физическая культура: Справочник
7.
Квашук П.В., Бакланов Л.Н., Лёвочкина О.Е программы спортивной
подготовки для ДЮСШ: «Лыжные гонки».
8.
Лыткина М.В. Методическая разработка на тему: "Развитие
скоростно-силовых качеств у юных лыжников-гонщиков "
9.
Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший
справочник «Сова», Санкт-Петербург, 2003. 860 с.
10.Попова. С.Н. Физкультура и спорт, 2004.
11.Огольцов И. Г., Клемба А. А. Совершенствование планирования
процесса подготовки лыжников-гонщиков /Вопросы управления
тренировочным процессом в лыжном спорте.— Омск, 1985.
12.
Якушев П.В. Теория спорта.