Напоминание

"Индивидуальная траектория развития обучающихся-основа системы работы с талантливыми детьми и молодежью"


Автор: Хакимуллина Гульнара Назхатовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Индивидуальная траектория развития обучающихся-основа системы работы с талантливыми детьми и молодежью"
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Доклад

на августовском совещании

ресурсного методического центра

по предметным областям

«Математика», «Информатика и ИКТ», «Физика»

по теме

«Индивидуальная траектория развития обучающихся – основа системы

работы с талантливыми детьми и молодежью»

Докладчик:

методист, куратор РМЦ

Хакимуллина Г.Н.

г. Нижневартовск – 2015 г.


Индивидуальная траектория развития обучающихся – основа системы

работы с талантливыми детьми и молодежью

Уважаемые коллеги!
Каждый человек обладает целым рядом способностей и наклонностей, которые стоит лишь только пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели сами превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образования в Российской Федерации. Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Русский публицист, политический деятель и философ

Георгий Валентинович Плеханов
. Сегодня в Российской педагогике прослеживаются два подхода к работе со способными детьми:
первый
- выявление и поддержка группы одаренных детей и молодежи, так называемых вундеркиндов, доля которых в каждом регионе невелика, т.е. единична;
второй
- переориентация образовательного процесса на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не только отбирать способных детей и молодежь, но и создавать условия для массового проявления талантов в разных сферах деятельности. В лицее отдается предпочтение реализации второго подхода к работе с обучающимися через внедрение вариативных форм профильного и углубленного обучения, а также построение индивидуальных траекторий обучения. С этой целью разработана программа «Одаренные дети», которая охватывает главные аспекты воспитания и обучения обучающихся в условиях лицея, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программой лицея предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы со способными детьми и системы непрерывного образования, которое включает в себя: - повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, - профессионально-личностную готовность педагогов к работе со способными детьми.
В работе с детьми преподаватели лицея придерживаются следующих правил:
- это
помочь ребенку увидеть, ощутить свои возможности в стремлении к творчеству в какой-то области знаний, дать ему уверенность в том, что рядом с учителем или наставником он обязательно придет к успеху;
-

это
формирование у ребенка умений не только проявлять, но и грамотно, технологично реализовывать свой талант на практике. Следует подчеркнуть также важность и жизненность исследовательских задач, решаемых на занятиях с талантливыми детьми;
- это
методически поддержать их индивидуальную траекторию развития. Роль учителя и методик обучения такова: «Учитель – это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ей, где это необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама». Одним из главных принципов работы с лицеистами был и остается принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которого является формирование индивидуальной траектории развития ребенка, и в конечном итоге, способствует повышению качества образования и развитию его способностей. Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроках естественно-математического цикла формируют потребность умственного труда. С целью активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающихся работа проводится по трем основным направлениям:  научно-исследовательская деятельность;  подготовка к предметным олимпиадам;  творческая деятельность учеников. Определив направление, преподаватели ставят цели: предметные, метапредметные и личностные, согласно этапам работы с одарёнными детьми.  В 5-6 классах организована деятельность по выявлению детей, проявляющих интерес к предмету и своевременное вовлечение их в работу по интересам. В научно-исследовательскую деятельность педагогов и обучающихся прочно вошли практико-ориентированные обучающие семинары по развитию критического мышления и организации исследовательской деятельности.  В 7-9 классах осуществляется работа по подготовке детей к муниципальному и региональному этапам олимпиады (факультативы для
малых групп школьников, которые дополняют школьный курс по предмету), научно- исследовательская и творческая деятельность.  В 10-11 классах профильные школьные курсы предметов естественно- математического цикла и элективные курсы, индивидуальная работа по подготовке к олимпиаде, творческим конкурсам, научно-исследовательской деятельности. Горизонтом развития является индивидуальная самоподготовка по задачам заключительного и международного этапов олимпиады при поддержке преподавателей ведущих вузов города и страны. МБОУ «Лицей» осуществляет сетевое, дистанционное и очно-заочное взаимодействие с учебными и научными организациями. Это: - школьная лига РОСНАНО; - высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Томска, Ханты-Мансийска (МФТИ, Математический институт им. Стеклова РАН, ТюмГУ, НГУ, ТУСУР, ГУАП, ЮГУ, Югорский физико- математический лицей-интернат. - проводятся зимние и летние математические школы, осенняя олимпиадная смена в Омском государственном университете. В рамках научной сессии «Школа одаренных детей» в 2014-2015 учебном году обучение с обучающимися проводили: - по математике – доцент кафедры высшей математики МФТИ, кандидат физико-математических наук, руководитель команды на международные олимпиады Назар Хангельдыевич Агаханов; - по физике – выпускник физического факультета Новосибирского ГУ, преподаватель лицея при Новосибирском ГУ, выпускник лицея Михаил Иванов; - по информатике – преподаватель ЮУрГУ Р.Э. Мамедли. Успешно адаптировался научно-популярный фестиваль «Дни науки», в котором были обозначены методические рекомендации по подготовке к Всероссийской олимпиаде по физике, математике и информатике. Д л я р а з в и т и я т а л а н т а в о б л а с т и п р е д м е т о в естественно- математического цикла ребенок вовлекается в участие предметной олимпиады, где его планкой достижений является стремление стать победителем этапа олимпиады в своей возрастной группе. Диплом победителя по мере ритмичного перехода от этапа к этапу олимпиады фактически фиксирует достижение системности в творческом проявлении участника олимпиады. Какова же периодичность участия лицеистов в олимпиадах по предметам естественно-математического цикла? Этот процесс не прекращается, задача преподавателей математики, физики, информатики – постоянно «зажигать» детей и гореть самим.
Такова плеяда олимпиад в течение истекшего учебного года: - муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников –
106
победителей и призеров; - региональный этап Всероссийской олимпиады школьников - 19 победителей и призеров; - всероссийская олимпиада «Физтех» - 4 призера; - всероссийская математическая олимпиада «Построй своё будущее», проводимая МИФИ - 7 обучающихся стали обладателями дипломов 1, 2, 3 степени; - всероссийский дистанционный конкурс «Олимпус- 2015» - 6 победителей и 22 призера; - всероссийский математический конкурс, проводимый Электронной физико-технической школой - 12 учащихся стали обладателями дипломов 1, 2, 3 степени. И это не одни и те же обучающиеся. Помимо подготовки обучающихся к предметным олимпиадам самым важным является вовлечение спо собного ребенка в н ау ч н о - исследовательскую работу. Раннее вхождение обучающихся в научное сообщество, участие в исследованиях или научной работе позволяют ему увидеть себя в науке, профессии, открыть горизонты применения своего таланта на практике в различных областях знаний. Результаты деятельности обучающихся лицея, участвующих в исследовательской деятельности за 2014-2015 учебный год говорят сами за себя: - 2 победителя и 2 призера научной сессии старшеклассников округа; - победитель городского слета НОУ в секции «Прикладная математика»; - призер 18 окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в 2014 году и победитель XI Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийского молодежного фестиваля «Меня оценят в 21 веке». Приведенные результаты работы с одаренными детьми свидетельствуют об эффективности реализации принципов максимального разнообразия предоставляемых возможностей и обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг при формировании индивидуальной траектории развития обучающегося. Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность, и важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.


В раздел образования