"Индивидуальная траектория развития обучающихся-основа системы работы с талантливыми детьми и молодежью"
Автор: Хакимуллина Гульнара Назхатовна Должность: методист Учебное заведение: МБОУ "Лицей" Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область Наименование материала: доклад Тема: "Индивидуальная траектория развития обучающихся-основа системы работы с талантливыми детьми и молодежью" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Доклад
на августовском совещании
ресурсного методического центра
по предметным областям
«Математика», «Информатика и ИКТ», «Физика»
по теме
«Индивидуальная траектория развития обучающихся – основа системы
работы с талантливыми детьми и молодежью»
Докладчик:
методист, куратор РМЦ
Хакимуллина Г.Н.
г. Нижневартовск – 2015 г.
Индивидуальная траектория развития обучающихся – основа системы
работы с талантливыми детьми и молодежью
Уважаемые коллеги!
Каждый человек обладает целым рядом способностей и наклонностей,
которые стоит лишь только пробудить и развить, чтобы они, при приложении
к
делу,
произвели
сами
превосходные
результаты.
Лишь
тогда
человек
становится настоящим человеком.
Развитие
детской
одаренности
является
одним
из
приоритетных
направлений образования в Российской Федерации.
Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где
и
когда
существуют
общественные
условия,
благоприятные
для
их
развития.
Русский публицист, политический деятель и философ
Георгий Валентинович Плеханов .
Сегодня в Российской педагогике прослеживаются два подхода к работе
со способными детьми:
первый - выявление и поддержка группы одаренных детей и молодежи,
так называемых вундеркиндов, доля которых в каждом регионе невелика, т.е.
единична;
второй - переориентация образовательного процесса на индивидуальные
образовательные траектории, создание которых позволяет не только отбирать
способных
детей
и
молодежь,
но
и
создавать
условия
для
массового
проявления талантов в разных сферах деятельности.
В лицее отдается предпочтение реализации второго подхода к работе с
обучающимися
через
внедрение
вариативных
форм
профильного
и
углубленного
обучения,
а
также
построение
индивидуальных
траекторий
обучения. С этой целью разработана программа «Одаренные дети», которая
охватывает главные аспекты воспитания и обучения обучающихся в условиях
лицея, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с
детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных
целей.
Программой лицея предусмотрено осуществление инновационных
преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности,
новых
технологий
обучения
и
воспитания,
развитие
системы
работы
со
способными
детьми
и
системы
непрерывного
образования,
которое
включает в себя:
- повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров,
-
профессионально-личностную
готовность
педагогов
к
работе
со
способными детьми.
В работе с детьми преподаватели лицея придерживаются следующих
правил:
- это помочь ребенку увидеть, ощутить свои возможности в стремлении
к творчеству в какой-то области знаний, дать ему уверенность в том, что
рядом с учителем или наставником он обязательно придет к успеху;
-
это
формирование
у
ребенка
умений
не
только
проявлять,
но
и
грамотно, технологично реализовывать свой талант на практике. Следует
подчеркнуть
также
важность
и
жизненность
исследовательских
задач,
решаемых на занятиях с талантливыми детьми;
- это методически поддержать их индивидуальную траекторию развития.
Роль учителя и методик обучения такова: «Учитель – это наставник, он
направляет деятельность ученика, помогая ей, где это необходимо, и оставляя
ее действовать там, где она может действовать сама».
Одним из главных принципов работы с лицеистами был и остается
принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем
реализации
которого
является
формирование
индивидуальной
траектории
развития ребенка, и в конечном итоге, способствует повышению качества
образования и развитию его способностей.
Технологии применения личностно ориентированного подхода на уроках
естественно-математического
цикла
формируют
потребность
умственного
труда.
С целью активизации творческой, познавательной и интеллектуальной
инициативы
обучающихся
работа
проводится
по
трем
основным
направлениям:
научно-исследовательская деятельность;
подготовка к предметным олимпиадам;
творческая деятельность учеников.
Определив
направление,
преподаватели
ставят
цели:
предметные,
метапредметные
и
личностные,
согласно
этапам
работы
с
одарёнными
детьми.
В
5-6
классах
организована
деятельность
по
выявлению
детей,
проявляющих интерес к предмету и своевременное вовлечение их в работу по
интересам.
В
научно-исследовательскую
деятельность
педагогов
и
обучающихся
прочно
вошли
практико-ориентированные
обучающие
семинары
по
развитию
критического
мышления
и
организации
исследовательской деятельности.
В
7-9
классах
осуществляется
работа
по
подготовке
детей
к
муниципальному
и
региональному
этапам
олимпиады
(факультативы
для
малых групп школьников, которые дополняют школьный курс по предмету),
научно- исследовательская и творческая деятельность.
В 10-11 классах профильные школьные курсы предметов естественно-
математического
цикла
и
элективные
курсы,
индивидуальная
работа
по
подготовке к олимпиаде, творческим конкурсам, научно-исследовательской
деятельности. Горизонтом развития является индивидуальная самоподготовка
по
задачам
заключительного
и
международного
этапов
олимпиады
при
поддержке преподавателей ведущих вузов города и страны.
МБОУ «Лицей» осуществляет сетевое, дистанционное и очно-заочное
взаимодействие с учебными и научными организациями. Это:
- школьная лига РОСНАНО;
- высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска,
Тюмени, Томска, Ханты-Мансийска (МФТИ, Математический институт им.
Стеклова
РАН,
ТюмГУ,
НГУ,
ТУСУР,
ГУАП,
ЮГУ,
Югорский
физико-
математический лицей-интернат.
-
проводятся
зимние
и
летние
математические
школы,
осенняя
олимпиадная смена в Омском государственном университете.
В
рамках
научной
сессии
«Школа
одаренных
детей»
в
2014-2015
учебном году обучение с обучающимися проводили:
- по математике – доцент кафедры высшей математики МФТИ, кандидат
физико-математических
наук,
руководитель
команды
на
международные
олимпиады Назар Хангельдыевич Агаханов;
- по физике – выпускник физического факультета Новосибирского ГУ,
преподаватель
лицея
при
Новосибирском
ГУ,
выпускник
лицея
Михаил
Иванов;
- по информатике – преподаватель ЮУрГУ Р.Э. Мамедли.
Успешно
адаптировался научно-популярный фестиваль «Дни науки», в
котором
были
обозначены
методические
рекомендации
по
подготовке
к
Всероссийской олимпиаде по физике, математике и информатике.
Д л я
р а з в и т и я
т а л а н т а
в
о б л а с т и
п р е д м е т о в естественно-
математического
цикла
ребенок
вовлекается
в
участие
предметной
олимпиады,
где
его
планкой
достижений
является
стремление
стать
победителем этапа олимпиады в своей возрастной группе.
Диплом
победителя
по
мере
ритмичного
перехода
от
этапа
к
этапу
олимпиады фактически фиксирует достижение системности в творческом
проявлении
участника
олимпиады.
Какова
же
периодичность
участия
лицеистов в олимпиадах по предметам естественно-математического цикла?
Этот процесс не прекращается, задача преподавателей математики, физики,
информатики – постоянно «зажигать» детей и гореть самим.
Такова плеяда олимпиад в течение истекшего учебного года:
-
муниципальный
этап Всероссийской олимпиады школьников
– 106
победителей и призеров;
-
региональный
этап Всероссийской
олимпиады
школьников
-
19
победителей и призеров;
- всероссийская олимпиада «Физтех» - 4 призера;
- всероссийская математическая олимпиада «Построй своё будущее»,
проводимая МИФИ - 7 обучающихся стали обладателями дипломов 1, 2, 3
степени;
-
всероссийский
дистанционный
конкурс
«Олимпус-
2015»
-
6
победителей и 22 призера;
-
всероссийский
математический
конкурс,
проводимый
Электронной
физико-технической школой - 12 учащихся стали обладателями дипломов 1,
2, 3 степени. И это не одни и те же обучающиеся.
Помимо подготовки обучающихся к предметным олимпиадам самым
важным
является
вовлечение
спо собного
ребенка
в
н ау ч н о -
исследовательскую
работу.
Раннее
вхождение
обучающихся
в
научное
сообщество, участие в исследованиях или научной работе позволяют ему
увидеть себя в науке, профессии, открыть горизонты применения своего
таланта на практике в различных областях знаний.
Результаты
деятельности
обучающихся
лицея,
участвующих
в
исследовательской деятельности за 2014-2015 учебный год говорят сами за
себя:
- 2 победителя и 2 призера научной сессии старшеклассников округа;
- победитель городского слета НОУ в секции «Прикладная математика»;
- призер 18 окружной научной конференции молодых исследователей
«Шаг в будущее» в 2014 году и победитель XI Всероссийского открытого
конкурса
научно-исследовательских
и
творческих
работ
молодежи
и
Всероссийского молодежного фестиваля «Меня оценят в 21 веке».
Приведенные результаты работы с одаренными детьми
свидетельствуют
об
эффективности
реализации
принципов максимального
разнообразия предоставляемых возможностей и обеспечения свободы выбора
учащимися дополнительных
образовательных
услуг
при
формировании
индивидуальной траектории развития обучающегося.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную
ценность, и важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил
детские годы, получая радость от полноты и своевременности приложения
своих сил.