Напоминание

"Сценическое волнение и способы его преодоления"


Автор: Волкова Елена Сергеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 39"
Населённый пункт: пгт Инской
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Сценическое волнение и способы его преодоления"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №39»

Сценическое волнение

и способы его преодоления

Методическое сообщение

Составитель: Преподаватель по классу

«Фортепиано» Волкова Е. С.

г. Белово

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1.

Самочувствие исполнителя..............................................................................4

2.

Концертное волнение........................................................................................7

3.

Психологические предпосылки успешного выступления обучающихся

на концертных площадках.........................................................................................8

Заключение................................................................................................................11

Список использованной литературы.......................................................................12

Введение

2

Выступление

на

эстраде - это решающий момент в творческой жизни

исполнителя, это итог длительной работы музыканта

Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен

привыкать к тому, что выступление - это серьезное дело, за которое он несет

ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим

собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это - праздник, лучшие

минуты

его

жизни,

когда

он

может

получить

громадное

художественное

удовлетворение.

Результаты

публичных

выступлений

оказывают

огромное

влияние на психику ученика и в большой мере влияют на его дальнейшее

продвижение и работу.

По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся

к стрессовым ситуациям. Поэтому многие исполнители нуждаются в коррекции

сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей,

отказ

голоса

или

слуха,

неспособность

сосредоточиться

на

исполнении

произведения,

просто

боязнь

выходить

на

сцену,

являются

основными

проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного

подхода,

анализа

проявлений

этих

неприятных

явлений.

Подготовка

к

концертному выступлению превращается в наиважнейший этап формирования

музыканта-исполнителя,

а

успешность

его

выступления

на

сцене

будет

напрямую

зависеть

не

только

от

качества

и

надежности

выученных

произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с

публикой.

Концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных

способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры,

реакция на отношение аудитории - все это выявляется у каждого исполнителя

по-своему.

Зачастую

на

этом

этапе

происходят

срывы,

наносящие

серьезные

психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит

причиной их отказа от сценических выступлений.

К.

Станиславский

с

тонкой

психологической

наблюдательностью

описывает

мучительное

и

противоестественное

состояние,

переживаемое

актером на сцене: «Когда человек — артист выходит на сцену перед тысячной

толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет

самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть,

слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».

Для

многих

музыкантов

концертное

исполнение

является

далеко

не

простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись

эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего

уровня.

3

1.

Самочувствие исполнителя

Проблема

эстрадного

самочувствия

музыканта-исполнителя

занимает

важное

место

в

профессиональной

деятельности

представителей

всех

исполнительских

специальностей.

Она

является

одной

из

центральных

в

музыкальной

педагогике,

психологии

и

исполнительстве.

Воспитание

артистических

качеств

-

одна

из

основных

задач

в

развитии

соответствия

исполнительской деятельности. «Формировать исполнителя, — подчеркивает

Г.П. Прокофьев (1883—1962), — это значит формировать умения и личностные

качества,

необходимые

для

человека,

деятельность

которого

предполагает

неоднократные ответственные выступления на эстраде».

Проблемам

сценического

волнения

посвящены

работы

многих

выдающихся

психологов

и

педагогов-музыкантов,

но

проблема

эстрадного

самочувствия остается во многом неизученной, раскрытой в недостаточной

степени.

Причиной неудач часто оказываются психологические проблемы, зачастую

нуждающиеся в специальной социально-психологической «проработке».

Почему же большинство младших школьников не волнуется?

Во-первых,

у

многих

из

них

еще

не

сформировались

собственные

эстетические критерии и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных

выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих сверстников, еще

ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для

работы над произведением, для достижения того или другого результата.

Во - вторых еще не сформировался уровень притязаний, который является

равным между требованиями педагога и собственными возможностями для их

выполнения. За исключением очень одаренных учащихся, основным мотивом

для похода в музыкальную школу у детей является желание родителей. Только

в

процессе

обучения

любовь

к

музыке,

подкреплённая

успехами

и

положительными оценками педагогов и взрослых формируются в устойчивую

мотивацию к занятиям музыкой.

Для учащихся младших классов выступление в концерте ассоциируется с

праздничными

ожиданиями.

Чаще

всего

младшие

школьники

выступают

с

удовольствием. Их привлекает атмосфера праздничности и связанные с ней

атрибуты

-

сцена,

объявление

программы

ведущим,

выход

к

публике,

положительные

переживания

всеобщего

внимания,

аплодисменты,

поздравления и т. д. Но в редких случаях родители или незадачливые педагоги

могут

спровоцировать

волнение

-

если

их

амбиции

станут

главным

содержанием

предстоящего

выступления.

От

того

что

все

вокруг

ждут

от

ребенка безупречной игры, обостряется чувство ответственности - и волнение

может привести к обратному результату.

4

В более старшем возрасте причиной волнения может стать борьба за

достижение

признания.

До

подросткового

возраста

ученики

предпочитают

выступать в своей, школьной среде, для своих педагогов, родителей, друзей.

Здесь они волнуются меньше. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются

в

чужой

обстановке

и

становятся

более

чувствительны

к

мнению

своих

сверстников, одноклассников, педагогов.

В

экстремальных

условиях

несдержанность

холерика

или

тревожность

меланхолика

всегда

дадут

себя

знать

и

только

усилятся.

Так,

инертность

флегматика,

составляющая

основу

выдержки,

соседствует

с

низкой

чувствительностью и слабой эмоциональностью. Они могут закрепиться как

вялость,

лень,

эмоциональная

тупость.

Слабость

нервных

процессов,

свойственная

меланхолику,

сочетается

с

повышенной

чувствительностью

и

глубокой

музыкальностью

(вспомним

Шопена

и

Чайковского).

Определить

темперамент

учащегося

трудно

и

сложно

-

необходимо

обладать

наблюдательностью

и

опытом

исследователя.

Наблюдать

нужно

за

повторяющимися и устойчивыми проявлениями таких свойств темперамента

как

чувствительность,

реактивность,

активность,

темп

реакций,

моторика,

пластичность.

Н.К

Метнер

(1879—1951)

считал,

что

перед

концертом

надо

придерживаться следующих правил: «Не доводить руку и слух до утомления!

Упражнять только удобство, легкость и гибкость рук, и главное — красоту

звука».

Опытные музыканты советуют накануне концерта, предпочтительно

утром, проиграть программу только один раз, не разделяя ее на части и не

повторяя их отдельно, что может отрицательно сказаться на воспроизведении

единства музыкальной ткани.

В день концерта важна каждая мелочь. Перед выходом из дома все следует

делать спокойно, не торопясь, добираться до места выступления с большим

временным

запасом,

не

создавать

дополнительных

стимулов

ситуаций

беспокойства.

Необходимо

в

разумной

степени

ограничить

общение

с

окружающими людьми, которые могут стать источником волнений.

Н е п о с р е д с т в е н н о

п е р е д

в ы с т у п л е н и е м

н е

с л е д у е т

в е с т и

бессодержательные разговоры, которые снижают настрой и уровень творческой

активности. Предпочтительно посидеть в удобной позе, несколько расслабить

мышцы, тренируя этим так необходимую для выступления волевую выдержку.

В

последние

минуты

перед

выходом

на

сцену

следует

категорически

избегать

лихорадочных

повторений

коротких

эпизодов

произведений

программы и их поспешных исполнений «для закрепления в памяти». Кроме

лишней нервозности такое поведение ничего не принесет. Лучше внутренне

5

собраться, представить себе характер произведения, несколько раз вдохнуть и

глубоко выдохнуть, и смело выходить на сцену.

При

недостаточной

уверенности

музыканта,

при

появлении

мыслей

о

возможном провале, можно воспользоваться маской уверенности; на первых

порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью его

характера. Исполнитель, охватываемый волнением, ни себе, ни даже самому

близкому человеку, не должен признаваться в том, что боится выступления.

Следует повторять всем окружающим и себе самому: «Я с нетерпением жду

концерта», «Я готов к выступлению».

Для

установления

необходимого

игрового

контакта

пианиста

с

инструментом очень важно предварительно поиграть в зале, где предстоит

концерт. Это позволит почувствовать атмосферу зала, «оставить часть волнения

в пустом зале», как говорят некоторые исполнители. Если не было возможности

заранее

отрепетировать

программу

на

концертном

инструменте,

не

нужно

впадать в беспокойство. Необходимо, начав играть, прислушаться к звучанию

инструмента и постараться к нему приспособиться. Не последнюю роль также

играют, освещенность зала и удобство одежды и обуви.

Немаловажное значение имеет его сценическое поведение: выход и уход со

сцены, поклоны, т. е. то, что называется артистизмом. Выходя на сцену и уходя

с нее, исполнителю никогда не нужно торопиться. Ступать надо легко, голову

не следует опускать вниз, а подбородок прижимать к груди. Мешковатая или

сгорбленная фигура выглядит на сцене эстетически менее привлекательной.

Стройная

осанка

показывает

нечто

большее,

чем

достойный

вид:

она

обеспечивает более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, а, следовательно,

и большую уверенность исполнителя в себе.

Выйдя

на

сцену,

исполнителю

следует

дождаться

тишины

в

зале,

одновременно

с

этим

окончательно

настраиваясь

на

выступление.

Долгие

приготовления

нежелательны,

они

расхолаживают

нетерпеливую,

настороженную публику.

Очень важно ощутить акустику зала и наладить контакт со слушателями.

Исполнение должно быть эмоциональным, увлекающим публику.

Во

время

концерта

могут

появиться

какие-то

неожиданности.

Важно

научиться не придавать этому значения, уметь «забыть» любой промах во время

исполнения,

иначе

из-за

незначительной

помарки

можно

провалить

все

выступление.

Главным

условием

совершенствования

исполнительского

мастерства

музыканта является его чувство постоянной неудовлетворенности собой. Даже

после

успешного

концерта

не

следует

прекращать

работу

над

собой,

профессиональным

репертуаром

и

почивать

на

лаврах,

смакуя

в

памяти

несомненные исполнительские удачи и восторженные слова. Нужно относиться

6

к себе более требовательно, нежели публика. Настоящий артист сам себе самый

строгий профессиональный судья.

Подводя

итог

сказанному,

следует

заметить,

что

профессиональные

достижения музыканта оказываются обусловленными не только развитием и

совершенствованием его способностей, и работой с ним профессиональных

педагогов,

но

и

в

значительной

мере

наличием

у

него

сильной

воли,

под

которой

чаще

всего

понимают

способность

человека

к

преодолению

препятствий как внешнего, так и внутреннего порядка на пути движения к цели.

Главное для исполнителя — понять, что сценическое выступление и связанное

с ним эстрадное самочувствие — это не только испытание нервной системы на

прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и

профессиональный рост.

2.

Концертное волнение

Концертное

волнение

нужно

рассматривать

как

разновидность

эмоциональных

состояний,

которые

зависят

от

личностных

особенностей

индивидуума.

Есть

две

разновидности

эстрадного

волнения:

«волнение-

подъем»

и

«волнение-паника».

Вследствие

индивидуальных

особенностей

психической

организации

каждого

исполнителя,

состояние

волнения

по

-

разному отражается на качестве исполняемых произведений.

Одному

волнение

помогает

блестяще

справиться

со

своей

творческой

задачей,

способствует

большей

яркости

исполнения,

лучшему

контакту

исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней

энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает

желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния.

Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки, теряется

чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он играет очень тихо, что его

не слышно, и он начинает играть на нюанс выше. Бывает обратное: гаснет

темперамент, игра становится бесцветной, беззвучной. Самое страшное, если

вдруг отказывает память. Иногда это сказывается не только на двигательной

памяти, но и на музыкальной. В первом случае может выручить музыкальная, а

во втором — двигательная. Если этого не случается, — неизбежна остановка.

Нередко, волнение-паника приводит к срывам, что приводит к душевной травме

исполнителя.

Это

состояние

называют

«эстрадной

болезнью».

Неудачное

исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях,

«боязнь» плохо сыграть, забыть текст, остановиться.

Чтобы не забыть нотный текст, многие исполнители используют методику

И.Гофмана.

Она

заключается

в

мысленном,

беззвучном

"проигрывании”

7

произведения с начала до конца по нотам, а потом без них. Пальцы берут

воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают движения, как во

время исполнительского процесса, но сама музыка звучит лишь в слуховых

представлениях. Если ученику удается "проиграть” так все произведение, то он,

как правило, уже не боится забыть нотный текст. А задача педагога, в свою

очередь,

заключается

в

том,

чтобы

заинтересовать

ученика

данным

произведением, ведь опыт показывает, что все, что интересно, запоминается

быстро и легко и, наоборот, все, к чему ученик равнодушен, вызывает скуку,

запоминается с трудом и быстро забывается. Педагогу нужно помнить, что

предконцертное

самочувствие

ученика

в

большей

степени

зависит

от

его

психического состояния. Учитель должен вселять бодрость и уверенность в

сердца своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом.

3.

Психологические предпосылки успешного выступления на эстраде.

Качество

выступления

часто

впрямую

зависит

от

нервной

системы

человека. Волнение может быть таким сильным, что забывается нотный текст,

допускаются спотыкания, берутся фальшивые ноты. При этом руки могут быть

ледяными, потеть, трястись, в голове туман. Учащийся чувствует себя, как на

эшафоте и думает - скорее бы кончился этот кошмар. Чем хуже подготовка - тем

больше

волнение.

А

у

другого

человека

наоборот.

Чем

больше

ответственность за результат, тем больше волнение.

Чтобы выступление на эстраде было успешным, нужна психологическая

настройка.

Учащихся сильного типа отрицательная оценка стимулирует. А слабого -

угнетает,

приводит

к

неверию

в

свои

силы.

Постоянные

выступления

вырабатывают устойчивость и стабильность. Они полезны. Предконцертное и

концертное состояние имеют свою периодичность, которая позволяет выделить

в них 5 фаз.

Первая фаза - длительное предконцертное состояние. Она наступает, когда

ученику становится известна дата выступления. По мере приближения к этой

дате

и

напоминающий

педагога

мысль

о

концерте

все

чаще

посещает

и

будоражит ученика. Появляется раздражительность, иногда бессонница, смена

настроений.

Все

это

усиливается

и

в

день

концерта

или

накануне

его

становится болезненно острым.

Вторая

фаза

-

это

непосредственно

предконцертное

состояние.

У

некоторых

детей

изменяется

давление,

повышается

температура

тела,

недомогание. Однако если педагог или сам ученик не преодолеет это состояние,

то оно будет всегда сопутствовать в похожей ситуации. Во 2-й фазе чаще всего

выявляется характер эстрадного волнения - волнение - подъем, волнение -

8

паника и волнение - апатия. Первое - наиболее желательное предконцертное

состояние. Второе - сильное перевозбуждение, отсутствие сосредоточенности,

нет мыслей, появляется страх. Исполнение рискует стать неуправляемым. И

третье

-

угнетенное

и

подавленное

состояние,

когда

цель

и

содержание

выступления уходят куда- то вдаль и только одна мысль - скорее бы это все

закончилось. Здесь возможны отрицательные результаты.

Самая короткая и острая – третья фаза - сам выход на сцену. Ученик

остается наедине сам с собой и со слушателями. И педагог уже ничем не может

ему помочь. Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти ученика

досконально.

Четвёртая фаза - начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться

к

игре,

сосредоточиться

и

представить

себе

темп,

динамику,

желательно

пропеть

про

себя

начало

пьесы.

Если

программа

хорошо

проработана

и

предконцертные

репетиции

закрепили

основные

детали

выступления

и

поведения - то исполнение будет удачным.

И очень большое имеет послеконцертное состояние – пятая фаза. К

сожалению,

она

недооценивается

многими

учителями.

Между

тем,

переживание, связанное с эмоциональными перегрузками, не может мгновенно

прекратиться с уходом со сцены - оно продолжается еще довольно долго. Это

радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до

изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание - "вот теперь бы я

сыграл по- настоящему!" Как важна в этих случаях спокойная уверенность

педагога, поддержка родителей и даже сверстников, их поздравления. Надо

сказать,

волнение

-

не

всегда

угнетает.

Оно

имеет

и

несомненную

положительную

и

стимулирующую

сторону,

позволяет

ему

раскрыть

такие

потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут

и не проявиться.

Надо понять, что подготовка к выступлению, прежде всего умственный

процесс. Не только в пальцах, но и в первую очередь в голове отрабатываются

умения.

Педагог должен фиксировать внимание ученика не на возможности забыть,

а на проблеме "рационального запоминания”, т.е. как учить, чтобы не забыть.

Очень часто дети запоминают произведение "пальцами”, при этом "уши” и

"голова”

в

процессе

запоминания

участвуют

в

меньшей

степени.

Таким

образом,

на

концерте

в

любой

момент

может

случиться

осечка

и

ученик

останавливается,

оказываясь

в

беспомощном

состоянии.

"Голова”

и

"уши”,

также, как и пальцы, должны знать каждую ноту произведения и знать ее

должны "нужным” пальцем. Произведение необходимо выучить так, чтобы

исполнитель ни на секунду не задумывался об его технических трудностях.

9

Пальцы все делают сами, автоматически, "голова” только контролирует их

движения. Настоящий музыкант передает содержание музыки, живет в ней, а не

просто играет, пусть даже очень сложный, нотный текст.

Ученик должен ясно представлять цель, прежде всего звуковую, когда

мысленная звуковая картина будет отчетливой, тогда пальцы должны и будут ей

повиноваться. Но часто во время выступления его внимание направлено не на

музыку, а на его успех или не успех. Ученик должен понимать, что целостное

представление о произведении выдвигается на первый план, что очень важно в

начальной, а затем в конечной стадии работы над произведением. А в самый

трудоемкий период разучивания, приходиться мысленно дробить произведение

на более мелкие куски. Для этого следует пронумеровать каждый кусок и уметь

начинать играть наизусть с любой цифры.

Для тренировки слухового воображения полезно разучивать произведение

без инструмента по нотам. При этом очень хороший способ играть на крышке

инструмента.

Носителем

сильной

музыкальной

памяти

является

развитый

активный

слух. Надо не только слушать, но и слышать, как бы со стороны, свою игру. При

занятиях музыкой ухо самый важный орган. Во время исполнения музыкант

должен быть предельно сосредоточен на своей игре.

Учащемуся необходимо воспитывать в себе трудолюбие при подготовке к

выступлению, не ожидая прихода вдохновения. Известно, чем больше ученик

трудится,

тем

успешнее

результат.

Выступление

на

сцене

будет

для

него

праздником, и ученик с не терпением, будет ждать следующего выхода на

эстраду. У него должна быть сформирована установка: удивить, восхитить,

потрясти

слушателей

и

самому

получать

удовольствие

от

собственного

выступления.

Родителям же надо быть заинтересованными в учебе своего ребенка. Чаще

ходить с ним на концерты исполнителей высокого класса, на художественные

выставки, музеи, театры.

Перед выступлением своего ученика преподавателю нельзя его ругать,

менять

аппликатуру

или

динамику

в

произведении.

Преподавателю

важно

всяческим образом подбадривать учащегося, вселять в него уверенность. А

разбор

полетов

проводить

после

выступления

в

доброжелательной

форме.

Перед выходом на сцену можно сделать несколько дыхательных упражнений.

Чтобы у учащегося была хорошая сценическая выдержка и уверенность для

этого необходимо его заразить выступлениями и ему чаще требуется играть на

различных площадках.

Если все предложенные рекомендации будут выполнены, то у ученика

останется

только

творческое

волнение,

которое

поможет

ему

успешно

10

выступать

на

сцене,

иметь

хорошую

эстрадную

выдержку

и

прекрасное

психоэмоциональное состояние.

Заключение

Исполнение программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в

течение долгого времени. Проверить себя можно лишь на эстраде.

А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а

над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека.

Нельзя

думать,

что

человек,

будучи

ничтожеством,

может

хорошо

играть

Бетховена. Ничего из этого получиться не может».

В заключении отметим, что, конечно, приобретение уверенности на сцене

это

длительная

работа

музыканта.

Но

часто

от

повышенного

чувства

ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог

В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй

лучше,

чем

ты

можешь»,

-

снимая

тем

самым

излишнюю

установку

на

максимум исполнения, приводящую к зажатости.

Полная отдача воплощению музыкального образа, показ прекрасного в

произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном

звучании — вот путь преодоления сценического страха.

Список использованной литературы

1. Григорьев,

В.Ю.

Исполнитель

и

эстрада

/

В.Ю.

Григорьев

М.,

Издательский дом «Классика-XXI», 2006. - 156 с.

2. Земцова,

Т.Н.

Влияние

эстрадного

волнения

на

качество

публичных

выступлений. /Среднее профессиональное образование / Т.Н.Земцова. - 2010. -

№ 1. – 63-65 с.

3. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон. - Л., Музыка, 1967. - 144с.

4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е

изд. /Г.Г.Нейгауз. - М., Музыка, 1982. - 300 с.

11

5. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. /Никифоров Г.С. - Л., Изд-во

ЛГУ, 1989. - 192 с.

6. Прокофьев,

Г.П.

Формирование

музыканта-исполнителя/

Г.П.

Прокофьев. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 480 с.

7.

Цагарелли,

Ю.А.

Психология

музыка льно-исполнительской

деятельности. Учебное пособие /Ю.А.Цагарелли. - СПб. Композит

12



В раздел образования