Авторы: Берсенева Екатерина Валерьевна, Бахарева Маргарита Леонидовна
Должность: студентки
Учебное заведение: ШГПУ
Населённый пункт: города Шадринска, Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности словообразования дошкольников с ОНР III уровня"
Раздел: высшее образование
Берсенева Е.В., Бахарева М.Л., студентки ШГПУ
Научный руководитель: Пяшкур Ю.С., ШГПУ
г. Шадринск
ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
III УРОВНЯ.
Актуальность: Речь – является великим даром природы, благодаря
которому люди могут получать широкие возможности для общения друг с
другом. Также речь может объединять людей в их простой и совместной
деятельности, формирует убеждения и взгляды. Речь в целом оказывает
человеку огромную услугу в познании окружающего мира.
Детей с речевыми нарушениями в современном мире становится все
больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не могут
выговаривать звуки, заикаются, имеют весьма бедную и однообразную речь,
трудности при обучении. Среди детей с речевой патологией в современном
мире, дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную
группу - около 40%.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такая форма речевой патологии,
при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой
системы: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, при
нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.[3].
Так, в научной литературе имеются данные о том, что у детей с
речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с
недостаточностью высших психических функций такими как: речь,
мышление, внимание, память, восприятие. Дошкольный возраст является
наиболее сензитивным периодом для развития грамматики и лексики у
детей, и все речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи,
взаимосвязаны друг с другом. Если вовремя не преодолеть одно нарушение,
то соответственно оно повлечет за собой другое.
Во многих литературных источниках термину «словообразование» дано
такое определение - раздел науки о языке, который изучает строение слов(из
каких частей они состоят) и способы их образования.
Было произведено множество исследований в области лингвистики,
которые
выявили
большое
значение
в
усвоении
словообразования
для
положительного
развития
импрессивной
речи
дошкольников.
Кроме
того
доказано, что от полноценного овладения словообразованием зависит как
состояние
лексической
системы
языка,
так
и
развитие
его
речевой
коммуникации
в
целом.
Рассматривая
речевые
особенности
детей
с
нормальной речью, учёные выявили некоторые закономерности, а так же
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
и
э т а п ы
ф о р м и р о в а н и я
в
о н т о г е н е з е
словообразовательной системы языка.
Выявление
проявлений
и
характера
не с формированно сти
словообразования
у
детей
с
ОНР
нужно
для
построения
теоретического
объяснения
включения
в
логопедическую
работу
звеньев,
которые
направленны
на
совершенствование
осознанных
умений
и
навыков
словообразования,
а
также
на
правильное
понимание
и
использование
производных слов.
Исследование вопроса словообразования в Российской науке имеет
давние корни, первые описания словообразования и объяснения фактов были
в работах таких учёных, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, они
характеризуют его как демонстрацию одарённости и высокого
лингвистического мастерства ребёнка. К. Бюлер, рассматривая детские
образования по аналогии, обосновывал их тем, что у ребёнка есть
возможность «открыть» для себя главный принцип всех флективных языков и
переложить его на всевозможные ситуации. Учёные чаще всего фиксировали
в характере словотворчества и словообразования детей, спонтанность,
которая была обусловлена осознанием применяемых грамматических
элементов.
Словообразование в лингвистике изучается с двух сторон, с одной - это
процедура
появления
новых
слов,
которая
базируется
на
однокорневых
словах с помощью существующих в русском языке образцов, моделей. С
другой стороны словообразование можно раскрыть как процесс языкознания,
изучающий все аспекты возникновения сложных и производных слов, т.е.
раздел науки о том, «как делаются слова».
Овладение словообразованием на практике можно отметить в умении
дифференцировать и синтезировать морфемы, в способности
определять
общее их значения, в усвоении грамматической системой русского языка, в
создании условий для усвоения орфографически правильного письма. [1,
с.89].
Это достигается в русском языке следующими способами:
1.
лексико-семантическим,
когда
одна
семантическая
единица
расщепляется
на
омонимы
и
каждая
часть
приобретает
иное
смысловое
значение,
становясь
самостоятельной,
не
связанной
с
предыдущим
значением.
2.морфолого-синтаксический
способ,
который
представляет
собой
образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного
грамматического класса в другой.
3. лексико-синтаксический, при котором две или более сопоставимые
лексические единицы при употреблении их в языке сращиваются в одну. То
есть, при этом варианте новые слова являют собой объединение в словесное
целое.
4. Морфологический способ, заключается в образовании нового слова,
с помощью основ и словообразовательных аффиксов, которые существуют в
языке,
осуществляющиеся
по
правилам
их
слияния
в
самостоятельные
единицы.
Дети с общим с общим недоразвитием речи часто отстают в навыках
практического
словообразования:
сравнительной
степени
прилагательных,
относительных
прилагательных
от
существительных,
существительных
с
уменьшительно – ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко») и т.п.
Также
можно
наблюдать
низкий
уровень
словарного
запаса,
в
активном
словаре доминируют глаголы и существительные.
С.Н.
Цейтлин
изрекает
предположение
о
том,
что
иллюстрацией
деривационных
процессов
могут
служить
детские
инновации.
Под
ними
предполагается любой языковой факт, который замечен в речи ребёнка, но
отсутствует в общем словоупотреблении. Так, учёным были обнаружены
следующие типы инноваций:
-
синтаксические;
-
формообразовательные (морфологические);
-
словообразовательные;
-
лексико-семантические;
-
различные виды модификации слов взрослого языка.
[
1, с.91].
Причина
широкого
распространения
инноваций
кроется
в
особенностях
усвоения
языковой культуры, в ее многоступенчатости. Также автором была выявлена
главная
причина
детского
словотворчества
-
строгое
следование
нормам
языковой системы, следуя им, ребенок стремится к установлению границ
между значением и формой языкового знака.
Более
того,
С.Н
Цейтлин
установил
наиболее
значимую
словообразовательную
инновацию,
свойственную
дошкольникам.
Первоначально
это
разнообразные
отглагольные
образования.
К
ним
относятся:
-Глаголы, образованные префиксально-суффиксальным путём.
-Образование существительных со значением отвлечённого действия
(«нырьба», «поднимы»)
-Слова со значением деятеля (с суффиксами «-ник (-ниц), -льщик (-
льщиц), -тель (-тельниц)»)
-Прилагательные, образованные суффиксальным способом
-Существительные со значением орудия действия (суффиксы «лк, к,
льник»)
-Глаголы, образованные путём префиксации и суффиксации
Также как и в зарубежной лингвистике, отечественные авторы не дают
строгих
возрастных
границ
словообразовательных
инноваций,
но
большинство ученых относят 3-4 летний возраст к наиболее интенсивной
поре
словотворчества,
которое
отражает
процедуру
образования
морфологической системы языка. Это становится переходом на следующий
уровень когнитивного и языкового развития. Данный скачок находит свое
отображение в многообразии функций словообразования:
-
Стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с
определённой сферой речи).
-
Собственно номинативная (т.е. создание необходимого наименования);
-
Конструктивная (изменение синтаксического построения речи);
-
Экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);
-
Компрессивная (производство более краткой номинации);
Т.В. Туманова сделала значимые выводы, которые свидетельствуют о
низкой готовности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III
уровня
к
выполнению
основных
словообразовательных
операций,
а
конкретно:
- дети с ОНР заметно запаздывают, в сравнении со сверстниками с
нормально
развитой
речью,
даже
при
выполнении
простых
операций
выделения словообразовательных морфем из состава слова;
-
у
детей
с
ОНР
зафиксирован
низкий
уровень
сформированности
предпосылок для развития словообразования условий. Заметно нарушены все
компоненты интегративных операций и правила их проведения: нахождение в
долговременной
памяти
нужной
словообразовательной
морфемы
и
синтезирование ее с производящей основой, выбор мотивирующей основы.
[1, с.93].
О.М.
Вершинина
провела
исследование
о
самостоятельном
образовании производных имен прилагательных от существительных при
помощи
суффиксации.
По
результатам
было
выявлено,
что
как
у
детей
старшего дошкольного возраста с ОНР, так и у детей с нормальным речевым
развитием прослеживались следующие ошибки:
[2, с.37].
1. Образование неологизмов:
а) с использованием синонимичных аффиксов;
б) наложение суффикса;
в) с заменой суффиксом другого деривационного значения;
г) отсутствие суффикса.
2. Нарушение акцентуации.
3. Отказ от выполнения задания.
По
мимо
данных
ошибок
у
дошкольников
старшего
дошкольного
возраста с ОНР III можно отметить следующие характерные ошибки:
1) лексические замены;
2) неправильный выбор флексии.
3) использование префиксально-суффиксального способа образования
вместо суффиксального;
4)
образование
неологизмов
с
использованием
ненормативных
суффиксов;
5) неправильный выбор основы мотивирующего слова;
6) замена словообразования словоизменением;
Результаты анализа говорят об обширном нарушении у детей с ОНР как
формально-языкового,
так
и
семантического
уровня
проце сс а
словообразования.
А
главенствующей
проблемой
является
то,
что
мало
развиты даже продуктивные модели-типы, отсутствует словообразовательная
парадигма.
Таким
образом,
у
детей
с
ОНР
гораздо
хуже
развиты
процессы
зрительного
восприятия,
пространственного
представления,
внимания
и
памяти, чем у детей того же возраста, но с нормальной речью.
Дети
с
ОНР
характеризуются
малоактивностью,
не
проявляют
инициативу в общении со сверстниками. Плюсом к этому, в литературных
источниках говорится о том, что:
-
у дошкольников с ОНР отмечаются нарушения общения, которые
проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
-
у детей 4-5 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения
со взрослыми, что не адекватно возрастной норме.
Для того чтобы общаться, необходимо в достаточно полной мере
овладеть средствами общения. В процессе овладения языком как важнейшим
средством человеческого общения условно можно выделить три аспекта,
каждый из которых может быть предметом самостоятельного изучения это
фонетическое развитие, грамматическое и семантическое.
Данные аспекты речевого развития тесным образом связаны между собой
при овладении ребенком словообразованием – «особым способом
наименования объектов, при котором известная сторона отношений,
существующих у данного предмета мысли, находит себе выражение в тех
отношениях, которые существуют внутри самого слова».[4, с 55].
При всём многообразии точек зрения на психолингвистическую
природу словообразования - наличие этапа, на котором осуществляется
оперирование морфемами, признается практически всеми исследователями.
Такое оперирование морфемами у детей проявляется в продуцировании
неологизмов. На основе анализа продуктов детского словотворчества -
«неологизмов» - К.И. Чуковский предположил, что такого рода
новообразования возникают вследствие неосознанного словесного творчества
ребенка, родственного по своей природе творчеству писателей; в его основе
лежат наблюдения ребенка за языком. Оттенок каждой грамматической
формы угадывается ребенком с налета, и, когда ему понадобится создать (или
воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно то
окончание, тот суффикс, которые по законам языка необходимы для данного
оттенка мысли и образа».
В проведенном Т.Н. Ушаковой исследовании функциональных структур
второй сигнальной системы вопрос о механизмах детского словообразования
и словотворчества был рассмотрен с позиции теории динамических
временных связей. Автором дана физиологическая интерпретация процессов
анализа и синтеза, приводящих к вычленению словообразовательных
элементов и их последующего комбинирования. Под анализом автор
понимает «динамическую специализацию элементов слов, возникающую при
их взаимодействии вследствие того, что слова являются звуковыми
сигналами, содержащими повторяющиеся элементы». Под синтезом
понимается - «взаимодействие двух сложных нервных структур, имеющих
некоторые общие элементы, и суммирование возбуждения в общем
элементе». Таким общим элементом у двух образованных по одной модели
форм, например, «снежинка» и «пургинка», является значение
деривационного аффикса. Однако, какие процессы - анализа или синтеза -
приводят к формированию такого значения не выяснилось; его
существование и участие в словообразовании лишь констатировалось.[4,
с56].
О.А. Габинская выявила и систематизировала причины детского
словотворчества. По ее данным словотворчество возникает в следующем:
– в результате незнания ребенком нормативного наименования явлений,
которые необходимо обозначать словом (ножить - резать ножом);
– в результате незнания простейших явлений действительности (ножик -
вилкин муж);
– в стремлении найти слово, схожее по контрасту либо по аналогии (старость
- рваность);
– в стремлении ребенком рифмовать слова, принадлежащие к одной
категории понятий и систематизировать их либо по сходству, либо контрасту
(глухой - слухой; няня нянчит - мама мамчит);
– в стремлении наделить слово «внутренней» формой (ремонтер);
– в результате подражания, т.к. всякое новое слово, создаваемое ребенком,
твориться им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми;
– в результате контроля и критической оценки речи других людей;
– в целях экономии времени и речи (отмухиваться);
– в результате противоборства речи взрослых (лошада);
– в результате неправильного усвоения функций той или иной части слова
(коша - кошка);
– в результате сохранения фонетики и морфологии существующего слова, но
наполнения его новым содержанием (мельница – жена мельника).
Характер детских словообразовательных неологизмов выявляет
определенные закономерности начального этапа словообразования.
Тем не менее, необходимо отметить, что со временем словотворчество детей
угасает. Одной из причин данного процесса является нарастание
«лексикализации» детского языка. Ребенок воспринимает «целые слова»
внешней речи, что способствует упрочению связи между отдельными
морфологическими элементами слов. Тогда употребление уже разработанных
словесных форм становится более «экономичным» процессом по сравнению
с относительно «громоздким» способом «порождения словесных
новообразований».
Рассматривая особенности формирования словообразования в речевом
онтогенезе, Н.И. Лепская отмечает, что с двух лет ребенок начинает
задумываться над законами языка, которыми он овладевает. Это отражается в
первую очередь в создании им новых слов, неологизмов, которые зачастую
более точно передают смысл и вскрывают продуктивные системные
закономерности. Для ребенка существует внутренняя связь между
конкретным действием и предметом или лицом, которое это действие
совершает (пищалик, летунчик, кусатик - комар). При всем индивидуальном
разнообразии этих производных в них ясно просматривается
мотивированность их конкретно совершаемым действием. На
словообразовательном уровне необходимо упомянуть об омонимии и
синонимии суффиксов. Суффикс -онк/-енк многими детьми осознается как
уменьшительно-ласкательный, а суффикс -ник как обозначающий деятеля.
Поэтому, когда ребенок сталкивается с использованием данного суффикса в
другом значении (-онк/-енк означает вместилище), а суффикс -ник/-арник -
неодушевленный предмет, характеризующийся через отношение к другому
предмету, он не воспринимает их в этих значениях (для него солонка - это
маленькая сольница).
Необходимо отметить, что для словообразования дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня характерно следующее:
1. Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких
случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую
ситуацию.
2. Дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в
образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов («деревко»), прилагательных («лихняя шапка», «стекловая вода»).
3. В области словообразования затруднение вызывает
разграничение оттенков значения слова.
4. Наиболее усвоенными являются формы именительного,
винительного и родительного падежей множественного существительного.
5. Недостаточность функции словообразования проявляется в
трудностях построения прилагательных от формы существительного
(подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»;).
6. В основном дети пользуются суффиксальным способом
словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при
словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
7. У детей с общим недоразвитием речи бедны морфологические
обобщения, представления о морфологическом составе слова.[5, с 69].
Важнейшая характеристика созревания человека – формирование речи,
как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с
самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в
соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно
воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор
социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с
ребенком в процессе его развития.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка –
является важнейшим условием его полноценного речевого и общего
психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию
в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация
его поведения, формирование социальных связей. Все это – является важным
средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия,
эмоций. Словообразование, выполняя множество функций, оказывает
существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой
коммуникации ребенка в целом.
Таким образом, представленные выше особенности словообразования у
детей с ОНР свидетельствуют о существенном снижении их возможностей в
усвоении морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.
Низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с
ОНР объясняется несформированностью когнитивных и речевых
предпосылок. И поэтому формирование практических способов
словообразования у дошкольников необходимо начинать как можно раньше.
Список литературы
1.
Муравьева,
С.
Ю.
Методы
логопедической
работы
по
усвоению
родственных слов дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст]
/ С. Ю. Муравьева // Логопед в детском саду. – 2015. – № 1. – С. 87-94.
2.
Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим
недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. –
2004. – № 1. – С. 34-40.
3.
Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.:
Просвещение, 1967.
4.
Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших
школьников с ОНР // Логопедам – М., стр. 54-58.
5.
Туманова
Т.В.
Формирование
готовности
к
словообразованию
у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология №4. М.,
2001. С 69.