Напоминание

Урок литературы в 9 классе "Ж.Б. Мольер "Тартюф". Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии."


Автор: Шлякова Оксана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ № 1
Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 9 классе "Ж.Б. Мольер "Тартюф". Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии."
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока литературы (9 класс)

Тема урока
:
Ж.Б. Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и

актуальность комедии.

Цель урока
: создание образно-эмоциональной педагогической ситуации на уроке литературы для реализации следующих целей: образовательной – познакомить с содержанием комедии Ж-Б. Мольера «Тартюф», определить, в чём заключается мастерство Мольера-комедиографа, каких традиций классицизма придерживается автор, а также в чём состоит его новаторство. воспитательной – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе в сотрудничества в группах , прививать желание приобщаться к мировой культуре, довести до сознания мысль о том, что культура не существует без традиций. развивающей – развивать умения анализировать литературное произведения, самостоятельно формулировать и аргументированно излагать свою точку зрения.
Тип урока
: урок изучения нового материала
Оборудование
: тексты комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф», мультимедийная установка для демонстрации слайдов по теме урока и ученических презентаций, иллюстрации к произведению.
Содержание урока
I.
Организационный, мотивационный этапы
:
1.Приветствие.

2.Создание образно-эмоциональной педагогической ситуации
(в течение всего урока). На доске демонстрируются слайды с изображением сцен из театральных постановок, сопровождаемые классической музыкой.
3.Слово учителя
Франция…Середина 17 века… На театральных подмостках с ошеломляющим успехом идут пьесы Жана Батиста Мольера. Его комедии настолько популярны, что сам король Франции, Людовик XIV, приглашает театр Мольера показать своё искусство при дворе и становится преданным поклонником творчества этого талантливого драматурга. Мольер – уникальный гений в истории мировой культуры. Он был человеком театра в полном смысле слова. Мольер был создателем и директором лучшей актёрской труппы своей эпохи, её ведущим актёром и одним из лучших комических актёров во всей истории театра, режиссером, новатором и реформатором театра. Однако сегодня он воспринимается прежде всего как талантливейший драматург.
4.Целеполагание
Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, в чём же заключается мастерство и новаторство Мольера-драматурга на примере его знаменитой комедии «Тартюф» и поразмышляем, можно ли считать его комедию актуальной и злободневной сегодня. Запишите в тетрадях тему урока «Ж.Б. Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии.»
II.Работа над новым материалом.

1.Презентация индивидуального ученического проекта «Творчество Ж.Б.Мольера»
Я думаю вам будет интересно прежде всего узнать некоторые факты из биографии и творчества Жана Батиста Мольера . Об этом нам расскажет Таня Звонарёва, которая , получив индивидуальное задание, подготовила презентацию. Демонстрация слайдов, сопровождаемая рассказом ученицы. Обучающиеся фиксируют в тетрадях основные этапы творчества драматурга.
- Спасибо, Татьяна. Твоя работа заслуживает оценки «отлично».Я лишь хотела бы кое-что дополнить:
2. Слово учителя
. Мольер – сценический псевдоним Жана Батиста Поклена, сына богатого парижского буржуа, получившего превосходное классическое образование. Им рано овладела страсть к театру, свою первую труппу он организовал в 21 год. Это был 4-ый театр в Париже, однако вскоре разорившийся. Мольер на долгих 12 лет покидает Париж ради жизни бродячего актёра. Ради пополнения репертуара своей труппы Мольер и начинает писать пьесы. Мольер – прирождённый комедиограф, все, вышедшие из-под его пера пьесы, относятся к жанру комедии: комедии развлекательные, комедии положений, комедии нравов, комедии-балеты, «высокие» - классицистические комедии. Образцом «высокой» комедии может служить «Тартюф, или Обманщик», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.Эта комедия тяжелей всего далась Мольеру и в то же время принесла ему наибольший прижизненный успех.
3.Работа над произведением

а)
- Давайте вспомним
содержание комедии
. Кратко передайте
сюжет…
- Конечно же, во время чтения комедии вы. Каждый по-своему, представляли себе её героев, сцены из пьесы.
б)
Попробуйте сейчас подобрать из текста
слова, подходящие к данным сценам .








- Содержание комедии вы знаете неплохо. Понравилась вам комедия? Чем? (мастерство в построении интриги (развитие основного действия)
в)

Словарная работа
- Какие
пороки
высмеивает автор? (лицемерие и ханжество)
Лицемерие
– поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.
Ханжество
– поведение, свойственное ханжам. Ханжа – лицемер, прикрывающийся добродетельностью и набожностью.
г) -
А вот как об этой комедии
отзывались великие люди
: А.С.Пушкин: «Бессмертный «Тартюф» - плод самого сильного напряжения комического гения… Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров – и что нередко, она близко подходит к трагедии». В.Г. Белинский: «…Творец «Тартюфа» не может быть забыт! Прибавьте к этому поэтическое богатство разговорного языка …, вспомните, что многие выражения и стихи из комедии обратились в пословицы, - и вы поймёте признательный энтузиазм французов к Мольеру!..» - Согласны ли вы с этими высказываниями? - Давайте постараемся доказать их справедливость, работая в группах. Сейчас мы обсудим, какие вопросы будет рассматривать каждая из групп, а вы потом выберете ту группу, работа в которой, на ваш взгляд, будет для вас интересной. Обратите внимание, А.С.Пушкин называет комедию «высокой» и даже сравнивает её с трагедией. Нет ли в этом высказывании противоречия?
д) Подготовительный этап: актуализация знаний, необходимых для ответов.
Давайте порассуждаем. Итак, комедия написана в середине 17 в. Какое литературное направление в это время господствует в Европе? (классицизм) Вспомните основные черты этого художественного метода…
Классицизм
– литературное направление, основное свойство которого – следование определённой системе правил, обязательной для каждого автора; обращение к античности, как к классическому и идеальному образцу. Основные черты классицизма 1.Культ разума; произведение призвано наставлять зрителя или читателя. 2.Строгая иерархия жанров. Высокие Низкие трагедия Изображается общественная жизнь, исторические события; действуют герои, полководцы, монархи комедия Изображается повседневная жизнь обычных людей ода басня эпопея сатира 3. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, подчёркивается лишь одна черта характера , положительные и отрицательные герои противопоставляются. 4.В произведении присутствует герой-резонёр, персонаж, который проговаривает моральный урок для зрителя, устами резонёра говорит сам автор.. 5.Классицистическое правило трёх единств: единство времени, места и действия. Пьеса обычно имеет 5 действий. - Итак,
задание первой группе: «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия

или несоответствия этим правилам классицизма»
(вопросы высвечиваются на доске)
- А.С.Пушкин, употребляя слова
«высокая комедия», скорее всего, имел в виду новаторство

Мольера в жанре комедии.

-Что такое новаторство в литературе
? (продолжение традиции, выход за её рамки). - Задание, не из лёгких
, второй группе: «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф»

«высокой комедией»? В чём состояло новаторство Мольера-комедиографа?».
Ответ на этот вопрос вы можете искать в предисловии, которое написал Мольер к своей комедии. - И наконец,
задание третьей группе : «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения,

которые можно считать афоризмами»
-Что такое «афоризм»? (краткое выразительное изречение)
е) Работа в группах. 3-я группа – у компьютера
. Ответы на вопросы-задания…
1 группа. «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия или несоответствия

этим правилам классицизма»
Комедия «Тартюф»соответствует правилам классицизма, т.к.: Комедия- это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма. Тема комедии – жизнь простых людей, а не героев и царей. Герой «Тартюфа» - буржуа Оргон и его семья. Цель комедии высмеять недостатки, которые мешают человеку быть идеальным. В этой комедии осмеяны такие пороки, как ханжество и лицемерие. Характеры не сложны, в Тартюфе подчеркнута одна черта – лицемерие. Клеант называет Тартюфа «скользкой змеей», из любой ситуации он выходит «сухим из воды», принимая вид святоши и разглагольствуя о воле Божьей. Его лицемерие – источник наживы. Благодаря фальшивым проповедям он подчинил своей воле добродушного и доверчивого Оргона. В каком бы положении ни оказался Тартюф, он ведет себя только как лицемер. Признаваясь в любви Эльмире, он не прочь женится на Марианне; молится в церкви Богу, привлекая к себе всеобщее внимание: То излетали вдруг из уст его стенанья, То руки к небесам он воздымал в слезах, А то подолгу низ лежал, лобзая прах. И разве это истиное смиренье, если «небу приносил потом он покаянье, что раздавал ее без чувства состраданья». В герое подчеркнуто только одно качество – это тоже черта классицизма. Комедия Мольера «Тартюф» типичное классицистическое произведение.
2 группа. «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф» «высокой комедией»? В чём

состояло новаторство Мольера-комедиографа?»
А.С.Пушкин называет комедию Мольера «высокой», т.к.обличая обманщика Тартюфа, понятно, что автор обличает лицемерие и ханжество не одного человека, а социальные пороки, пороки, поразившие общество. Недаром в комедии Тартюф совсем не одинок: лицемерны и его слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха – мать Оргона, госпожа Пернель. Все они прикрывают свои поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. И даже становится немного грустно, когда понимаешь, как много таких людей может быть вокруг. Дополнение учителя к ответу 2-ой группы: - Действительно, Мольер соблюдает законы классицизма, как доказала 1-я группа, но, как вы знаете, к великим произведениям схемы не применимы. Драматург, соблюдая традиции классицизма, выводит комедию(низкий жанр) на другой уровень. Ребята очень тонко подметили, что комедия вызывает не только смех, но и грустные чувства. В этом и заключается новаторство Мольера – в его творчестве комедия перестала быть жанром, призванным насмешить публику, он привнёс в комедию идейное содержание и социальную заострённость.
Сам Мольер, размышляя о своём новаторстве в жанре комедии, писал:(высветить на доске): «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Когда вы изображаете обыкновенных людей, тут уж надо писать с натуры. Портреты должны быть похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли… Заставить порядочных людей смеяться – дело нелёгкое…» Мольер, таким образом поднимает комедию до уровня трагедии, говорит, что задача комедиографа труднее, чем задача автора трагедий.
3 группа «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения, которые можно считать

афоризмами»

Ж) Эвристические вопросы
- Вы уже знаете, что Мольер был замечательным актёром, в каждой его пьесе была роль, которую он исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый неоднозначный в пьесе . В этом тоже новаторство Мольера.
- Как вы думаете, кого играл он в комедии «Тартюф»?
(В «Тартюфе» он играл Оргона)
-Почему?
(Именно этот образ не столько комичен, сколько трагичен. Ведь Тартюф смог полностью подчинить себе волю хозяина дома, Оргона, взрослого, преуспевающего в делах, человека, отца семейства, который готов порвать со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, даже изгоняет из дома своего сына.)
- Почему Оргон позволил себя так обмануть?
(Он уверовал в набожность и «святость» Тартюфа, видит в нём своего духовного наставника, потому что Тартюф – тонкий психолог, он предупреждает попытки родственников Оргона разоблачить его. Причина – в косности сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Оргон в плане духовном, несамодостаточность. Ему не хватает собственного внутреннего содержания, которое он пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Без доверчивых оргонов не бывает обманщиков-тартюфов.)
- Как вы думаете, можно ли считать комедию «Тартюф» актуальной и злободневной,

представляющей интерес сегодня? Почему?
- Действительно, многим из вас комедия понравилась и некоторые ребята изъявили желание попробовать свои силы в актёрском мастерстве. (Учащиеся показывают сценку).
III. Оценивание.Итог
(За презентацию «Тв-во Мольера», за афишу, за работу в группах – наиболее активные уч-ся, дающие аргументированные, полные ответы). Итог урока: - Что понравилось на уроке ? -В чём состоит мастерство Мольера-комедиографа? Его новаторство?
Домашнее задание:
написать прошение королю с просьбой разрешить постановку комедии (от имени какого-либо вельможи 17 века)


В раздел образования