Урок литературы в 9 классе "Ж.Б. Мольер "Тартюф". Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии."
Автор: Шлякова Оксана Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ ОСОШ № 1 Населённый пункт: пос. Орловский, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок литературы в 9 классе "Ж.Б. Мольер "Тартюф". Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии." Раздел: среднее образование
Тема урока : Ж.Б. Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и
актуальность комедии.
Цель урока : создание образно-эмоциональной педагогической ситуации на уроке литературы для
реализации следующих целей:
образовательной – познакомить с содержанием комедии Ж-Б. Мольера «Тартюф», определить, в
чём заключается мастерство Мольера-комедиографа, каких традиций классицизма придерживается
автор, а также в чём состоит его новаторство.
воспитательной – создать условия для саморазвития и самореализации учеников в процессе в
сотрудничества в группах , прививать желание приобщаться к мировой культуре, довести до
сознания мысль о том, что культура не существует без традиций.
развивающей – развивать умения анализировать литературное произведения, самостоятельно
формулировать и аргументированно излагать свою точку зрения.
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование : тексты комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф», мультимедийная установка для
демонстрации слайдов по теме урока и ученических презентаций, иллюстрации к произведению.
Содержание урока
I. Организационный, мотивационный этапы :
1.Приветствие.
2.Создание образно-эмоциональной педагогической ситуации (в течение всего урока).
На доске демонстрируются слайды с изображением сцен из театральных постановок,
сопровождаемые классической музыкой.
3.Слово учителя
Франция…Середина 17 века… На театральных подмостках с ошеломляющим успехом
идут пьесы Жана Батиста Мольера. Его комедии настолько популярны, что сам король
Франции, Людовик XIV, приглашает театр Мольера показать своё искусство при дворе и
становится преданным поклонником творчества этого талантливого драматурга.
Мольер – уникальный гений в истории мировой культуры. Он был человеком театра в
полном смысле слова. Мольер был создателем и директором лучшей актёрской труппы своей
эпохи, её ведущим актёром и одним из лучших комических актёров во всей истории театра,
режиссером, новатором и реформатором театра. Однако сегодня он воспринимается прежде
всего как талантливейший драматург.
4.Целеполагание
Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, в чём же заключается мастерство и новаторство
Мольера-драматурга на примере его знаменитой комедии «Тартюф» и поразмышляем, можно ли
считать его комедию актуальной и злободневной сегодня. Запишите в тетрадях тему урока «Ж.Б.
Мольер «Тартюф». Мастерство и новаторство Мольера. Злободневность и актуальность комедии.»
II.Работа над новым материалом.
1.Презентация индивидуального ученического проекта «Творчество Ж.Б.Мольера»
Я думаю вам будет интересно прежде всего узнать некоторые факты из биографии и
творчества Жана Батиста Мольера . Об этом нам расскажет Таня Звонарёва, которая , получив
индивидуальное задание, подготовила презентацию.
Демонстрация слайдов, сопровождаемая рассказом ученицы. Обучающиеся фиксируют в
тетрадях основные этапы творчества драматурга.
- Спасибо, Татьяна. Твоя работа заслуживает оценки «отлично».Я лишь хотела бы кое-что
дополнить:
2. Слово учителя .
Мольер – сценический псевдоним Жана Батиста Поклена, сына богатого парижского
буржуа, получившего превосходное классическое образование.
Им рано овладела страсть к театру, свою первую труппу он организовал в 21 год. Это
был 4-ый театр в Париже, однако вскоре разорившийся. Мольер на долгих 12 лет покидает Париж
ради жизни бродячего актёра.
Ради пополнения репертуара своей труппы Мольер и начинает писать пьесы. Мольер –
прирождённый комедиограф, все, вышедшие из-под его пера пьесы, относятся к жанру комедии:
комедии развлекательные, комедии положений, комедии нравов, комедии-балеты, «высокие» -
классицистические комедии. Образцом «высокой» комедии может служить «Тартюф, или
Обманщик», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.Эта комедия тяжелей всего далась
Мольеру и в то же время принесла ему наибольший прижизненный успех.
3.Работа над произведением
а) - Давайте вспомним содержание комедии . Кратко передайте сюжет…
- Конечно же, во время чтения комедии вы. Каждый по-своему, представляли себе её героев, сцены
из пьесы.
б) Попробуйте сейчас подобрать из текста слова, подходящие к данным сценам .
- Содержание комедии вы знаете неплохо. Понравилась вам комедия? Чем? (мастерство в
построении интриги (развитие основного действия)
в)
Словарная работа
- Какие пороки высмеивает автор? (лицемерие и ханжество)
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным
чистосердечием, добродетелью.
Ханжество – поведение, свойственное ханжам. Ханжа – лицемер, прикрывающийся
добродетельностью и набожностью.
г) - А вот как об этой комедии отзывались великие люди :
А.С.Пушкин: «Бессмертный «Тартюф» - плод самого сильного напряжения комического гения…
Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров – и что нередко,
она близко подходит к трагедии».
В.Г. Белинский: «…Творец «Тартюфа» не может быть забыт! Прибавьте к этому поэтическое
богатство разговорного языка …, вспомните, что многие выражения и стихи из комедии
обратились в пословицы, - и вы поймёте признательный энтузиазм французов к Мольеру!..»
- Согласны ли вы с этими высказываниями?
- Давайте постараемся доказать их справедливость, работая в группах. Сейчас мы обсудим, какие
вопросы будет рассматривать каждая из групп, а вы потом выберете ту группу, работа в которой, на
ваш взгляд, будет для вас интересной.
Обратите внимание, А.С.Пушкин называет комедию «высокой» и даже сравнивает её с
трагедией. Нет ли в этом высказывании противоречия?
д) Подготовительный этап: актуализация знаний, необходимых для ответов.
Давайте порассуждаем. Итак, комедия написана в середине 17 в. Какое литературное направление в
это время господствует в Европе? (классицизм) Вспомните основные черты этого художественного
метода…
Классицизм – литературное направление, основное свойство которого – следование определённой
системе правил, обязательной для каждого автора; обращение к античности, как к классическому
и идеальному образцу.
Основные черты классицизма
1.Культ разума; произведение призвано наставлять зрителя или читателя.
2.Строгая иерархия жанров.
Высокие
Низкие
трагедия
Изображается
общественная жизнь,
исторические
события; действуют
герои, полководцы,
монархи
комедия
Изображается
повседневная жизнь
обычных людей
ода
басня
эпопея
сатира
3. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, подчёркивается лишь одна черта
характера , положительные и отрицательные герои противопоставляются.
4.В произведении присутствует герой-резонёр, персонаж, который проговаривает моральный урок
для зрителя, устами резонёра говорит сам автор..
5.Классицистическое правило трёх единств: единство времени, места и действия. Пьеса обычно
имеет 5 действий.
- Итак, задание первой группе: «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия
или несоответствия этим правилам классицизма» (вопросы высвечиваются на доске)
- А.С.Пушкин, употребляя слова «высокая комедия», скорее всего, имел в виду новаторство
Мольера в жанре комедии.
-Что такое новаторство в литературе ? (продолжение традиции, выход за её рамки).
- Задание, не из лёгких , второй группе: «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф»
«высокой комедией»? В чём состояло новаторство Мольера-комедиографа?». Ответ на этот
вопрос вы можете искать в предисловии, которое написал Мольер к своей комедии.
- И наконец, задание третьей группе : «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения,
которые можно считать афоризмами»
-Что такое «афоризм»? (краткое выразительное изречение)
е) Работа в группах. 3-я группа – у компьютера .
Ответы на вопросы-задания…
1 группа. «Рассмотрите комедию «Тартюф» с точки зрения соответствия или несоответствия
этим правилам классицизма»
Комедия «Тартюф»соответствует правилам классицизма, т.к.: Комедия- это низкий жанр,
который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается
простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти
актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это
характерная черта классицизма. Тема комедии – жизнь простых людей, а не героев и царей. Герой
«Тартюфа» - буржуа Оргон и его семья. Цель комедии высмеять недостатки, которые мешают
человеку быть идеальным. В этой комедии осмеяны такие пороки, как ханжество и лицемерие.
Характеры не сложны, в Тартюфе подчеркнута одна черта – лицемерие. Клеант называет
Тартюфа «скользкой змеей», из любой ситуации он выходит «сухим из воды», принимая вид
святоши и разглагольствуя о воле Божьей. Его лицемерие – источник наживы. Благодаря
фальшивым проповедям он подчинил своей воле добродушного и доверчивого Оргона. В каком бы
положении ни оказался Тартюф, он ведет себя только как лицемер. Признаваясь в любви Эльмире,
он не прочь женится на Марианне; молится в церкви Богу, привлекая к себе всеобщее внимание:
То излетали вдруг из уст его стенанья,
То руки к небесам он воздымал в слезах,
А то подолгу низ лежал, лобзая прах.
И разве это истиное смиренье, если «небу приносил потом он покаянье, что раздавал ее без
чувства состраданья». В герое подчеркнуто только одно качество – это тоже черта классицизма.
Комедия Мольера «Тартюф» типичное классицистическое произведение.
2 группа. «Почему А.С.Пушкин называет пьесу «Тартюф» «высокой комедией»? В чём
состояло новаторство Мольера-комедиографа?»
А.С.Пушкин называет комедию Мольера «высокой», т.к.обличая обманщика Тартюфа,
понятно, что автор обличает лицемерие и ханжество не одного человека, а социальные пороки,
пороки, поразившие общество. Недаром в комедии Тартюф совсем не одинок: лицемерны и его
слуга Лоран, и судебный пристав Лояль, и старуха – мать Оргона, госпожа Пернель. Все они
прикрывают свои поступки благочестивыми речами и неусыпно следят за поведением других. И
даже становится немного грустно, когда понимаешь, как много таких людей может быть вокруг.
Дополнение учителя к ответу 2-ой группы:
- Действительно, Мольер соблюдает законы классицизма, как доказала 1-я группа, но, как вы знаете,
к великим произведениям схемы не применимы. Драматург, соблюдая традиции классицизма,
выводит комедию(низкий жанр) на другой уровень. Ребята очень тонко подметили, что комедия
вызывает не только смех, но и грустные чувства. В этом и заключается новаторство Мольера – в его
творчестве комедия перестала быть жанром, призванным насмешить публику, он привнёс в комедию
идейное содержание и социальную заострённость.
Сам Мольер, размышляя о своём новаторстве в жанре комедии, писал:(высветить на
доске):
«Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с
фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам
в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Когда вы
изображаете обыкновенных людей, тут уж надо писать с натуры. Портреты должны быть
похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли… Заставить
порядочных людей смеяться – дело нелёгкое…»
Мольер, таким образом поднимает комедию до уровня трагедии, говорит, что задача
комедиографа труднее, чем задача автора трагедий.
3 группа «Найдите в тексте комедии «Тартюф» выражения, которые можно считать
афоризмами»
Ж) Эвристические вопросы
- Вы уже знаете, что Мольер был замечательным актёром, в каждой его пьесе была роль, которую он
исполнял сам, и характер этого персонажа всегда самый неоднозначный в пьесе . В этом тоже
новаторство Мольера.
- Как вы думаете, кого играл он в комедии «Тартюф»? (В «Тартюфе» он играл Оргона)
-Почему? (Именно этот образ не столько комичен, сколько трагичен. Ведь Тартюф смог
полностью подчинить себе волю хозяина дома, Оргона, взрослого, преуспевающего в делах,
человека, отца семейства, который готов порвать со всеми, кто решается сказать ему правду о
Тартюфе, даже изгоняет из дома своего сына.)
- Почему Оргон позволил себя так обмануть? (Он уверовал в набожность и «святость»
Тартюфа, видит в нём своего духовного наставника, потому что Тартюф – тонкий психолог, он
предупреждает попытки родственников Оргона разоблачить его. Причина – в косности сознания
Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Оргон в плане духовном,
несамодостаточность. Ему не хватает собственного внутреннего содержания, которое он
пытается компенсировать верой в благость и непогрешимость Тартюфа. Без доверчивых оргонов
не бывает обманщиков-тартюфов.)
- Как вы думаете, можно ли считать комедию «Тартюф» актуальной и злободневной,
представляющей интерес сегодня? Почему?
- Действительно, многим из вас комедия понравилась и некоторые ребята изъявили желание
попробовать свои силы в актёрском мастерстве. (Учащиеся показывают сценку).
III. Оценивание.Итог (За презентацию «Тв-во Мольера», за афишу, за работу в группах – наиболее
активные уч-ся, дающие аргументированные, полные ответы).
Итог урока:
- Что понравилось на уроке ?
-В чём состоит мастерство Мольера-комедиографа? Его новаторство?
Домашнее задание: написать прошение королю с просьбой разрешить постановку комедии (от
имени какого-либо вельможи 17 века)