Автор: Арустамова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 11
Населённый пункт: город Майкоп республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
(Из опыта работы)
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, обусловлена основными направлениями
государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ, целью которой
является получение дошкольного образования, присмотра и ухода, обеспечение социализации
детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том
числе психологической, социальной, для успешной их интеграции в общество.
Дошкольное учреждение – это первый несемейный социальный институт, с которым вступают
во взаимодействие родители детей с ОВЗ. Именно в дошкольном учреждении начинается их
педагогическое просвещение. Работа с родителями (семьями детей с ОВЗ) – одно из
важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения. Совместная работа
должна проводиться в сотрудничестве и взаимодействии. Взаимодействие ДОУ и семьи
базируется в «общении на равных», где никому не принадлежит привилегия оценивать,
контролировать, указывать. Способ организации совместной деятельности осуществляется на
основании общения в условиях открытости обеих сторон – родителей – детского сада.
В МБДОУ №11 система взаимодействия с семьями детей с ОВЗ состоит из следующих этапов:
Этап знакомства. Презентация дошкольного учреждения, знакомство с семьями воспитанников
с ОВЗ, опытом семейного воспитания.
Диагностический этап. Проводится анкетирование семей, даются опросники.
Аналитический этап. На этом этапе проводится анализ полученной информации, выявлением
проблемы воспитания и развития ребенка, выбираются приемлемые способы и средства
помощи, коррекции.
Организационно – методический этап, который включает в себя следующие направления:
Теоретическое – психолого – педагогического просвещения родителей;
Практическое – закрепление умения применять на практике полученную теоретическую
информацию.
В практике работы нашего дошкольного учреждения используются наиболее эффективные
формы работы с родителями:
Наглядные. Оформление стендов ДОУ, групповых помещений необходимой информацией для
родителей. Специалистами и педагогами ДОУ разработаны буклеты, памятки, папки-
передвижки.
Информационные. Беседы, консультации (ознакомительные, информационные,
индивидуальные и рекомендательные)
Познавательные. Родительские собрания, семинары - практикумы, круглые столы, открытые
занятия с участием родителей.
На базе МБДОУ №11 функционирует консультативный пункт «Детство», который позволяет
родителям обмениваться опытом воспитания ребенка в семье, получать консультацию по
интересующим вопросам, приводить ребенка для проведения коррекционных занятий.
Досуговые. Совместные детские праздники, развлечения «Мама, папа, я – дружная семья»,
выставки работ детского творчества.
На базе ДОУ создан Психолого – Медико – Педагогический консилиум. На заседание ПМПк
приглашаем родителей, подключаем их к совместному обсуждению проблем ребенка, находим
пути решения проблемы путем проведения коррекционных занятий, вырабатываем тактику и
стратегию совместной работы, повышаем уровень педагогических знаний, умений, навыков
родителей.
Таким образом, выбранные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ, посещающих
наш детский сад, способствуют укреплению позиции семьи, как полноправного участника
образовательного процесса и реализации основной или адаптированной образовательной
программы. Благодаря такому подходу к организации работы с родителями, появился интерес
родителей к работе детского сада, формируется компетентность родителей в психолого –
педагогических и правовых вопросах, формируется адекватная самооценка, активная
родительская позиция, и что очень важно - заметен результат работы, отмечается
положительная динамика обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Арустамова О.С.
воспитател