Напоминание

Виды и признаки жестокого обращения, профилактика насилия в отношении детей.


Автор: Ржевская Любовь Семеновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр для несоврешеннолетних Виктория"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Оценки риска жестокого обращения с детьми
Тема: Виды и признаки жестокого обращения, профилактика насилия в отношении детей.
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство социального развития Новосибирской области

Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория»

Оценка риска жестокого

обращения с детьми в детском колективе

Педагог -психолог Службы межведомственного взаимодействия по

реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, пострадавших

от насилия –

Ржевская Любовь Семеновна

Сокрытие информации о фактах насилия,

несвоевременное реагирование в дальнейшем может

обернуться тяжёлыми последствиями для ребенка.

ВИДЫ ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ:

Физическое насилие

Сексуальное насилие

Эмоциональное (психологическое)

Пренебрежение нуждами

Экономическое насилие

Сексуальная эксплуатация

Также выделяют:

Буллинг

Жестокое обращение с использованием

интернета

Принудительный брак

Вымышленные болезни

Физическое насилие

Нанесение ребенку

телесных повреждений

(побои, укусы,

прижигания,

связывание), а также

вовлечение в

употребление

наркотиков, алкоголя,

медицинских

препаратов,

вызывающих

одурманивание.

Сексуальное насилие

Использование детей для

удовлетворения

сексуальных потребностей

взрослых:

орально-генитальный

контакт

• совершение полового акта

в присутствии ребенка

• демонстрация

порнографических

материалов

• прикосновения к

интимным частям тела

• демонстрация половых

органов

• раздевание ребёнка

•эротизированная забота

Эмоциональное насилие

Периодическое или

постоянное психическое

воздействие на ребенка:

• Словесные оскорбления

(брань, крики, угрозы)

• Обвинения

• Унижение достоинства

осмеивание (часто •

публичное)

•Постоянная ложь, обман

•Демонстрация неприязни

Предъявление требований,

не соответствующих

возрастным возможностям

• Обвинения

Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка

отсутствие должного обеспечения потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, образовании,

медицинской помощи, оставление детей без присмотра

Признаки физического

насилия

Характер телесных повреждений

: синяки и кровоподтеки,

необъяснимые следы ожогов, внутренние повреждения (разрыв

печени, в результате удара в живот); шрамы, следы связывания,

следы от сжатия пальцами; вывихи, переломы, измененное состояние

На неслучайный характер травм указывает:

*множественность повреждений, различная степень давности

*несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают

взрослые

*обвинение в травмах самого ребенка

*появление травм после выходных и праздничных дней

большее внимание своим проблемам, нежели повреждениям у

ребёнка

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; редкие проявления

радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо

развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до

полной безучастности. Регрессивное поведение: энурез, энкопрез,

сосание пальцев, раскачивание

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная

уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность;

жестокость по отношению к животным; лживость, воровство;

отставание в речевом развитии. Регрессивное поведение, тревожно-

фобические расстройства

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину

повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество,

отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность

сосредоточиться; агрессивность. Регрессивное поведение

Подростковый возраст: импульсивность, побеги из дома;

употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; склонность

к самоповреждениям; криминальное или антиобщественное поведение.

Депрессии.

Признаки сексуального насилия

Характер травм и заболеваний:

боль при сидении или ходьбе

повреждения генитальной,

анальной областей

гематомы на груди, ягодицах,

бедрах, нижней части живота

следы спермы на одежде, коже

инфекции, передающиеся

половым путем;

энурез;

нервно-психические

расстройства;

психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения

ребенка

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное

поведение; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении,

сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая

мастурбация. Сексуализированное выражение привязанности; хватание

окружающих за грудь или гениталии;

Дети младшего школьного возраста: резкое ухудшение успеваемости;

невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых

вопросах, сексуально окрашенное поведение, рисунки и разговоры; гнев,

агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и

родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение;

мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное

поведение; затруднения с половой идентификацией; раннее начало сексуальной

жизни, сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства;

употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые

связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более

слабым

Рисунки детей, пострадавших от

насилия

Признаки эмоционального насилия

для детей раннего возраста (до 3-х лет) характерны расстройства сна,

аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка

психо-речевого развития, привычка сосать палец, раскачиваться

для младших школьников характерны трудности обучения,

отсутствие навыков общения, что вызывает отвержение их

сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость,

агрессивность), плохие социальные навыки, жестокость к животным,

нарушения поведения.

у детей препубертатного периода наблюдаются расстройства аппетита

в виде булимии, уходы из дома, девиантное (делинквентное) поведение,

хроническая неуспеваемость, неврозы, избыточная потребность во

внимании.

в пубертатном периоде на первый план выходят агрессивность и

саморазрушающее поведение, отмечается низкая самооценка,

психосоматические заболевания.

Признаки пренебрежения

Внешние проявления:

Утомленный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

педикулез, чесотка;

частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

запущенный кариес;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

неумение играть;

постоянный поиск внимания/участия;

частые пропуски школьных занятий;

крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен

или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным;

мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Буллинг

– насилие в детском коллективе.

Разделяют на физическое, психологическое, виртуальное

Формы буллингового

поведения:

Оскорбления, клички,

насмешки

Распускание слухов, клеветы

Исключение из группы,

игнорирование, байкот

Сексуальные комментарии

Физическая агрессия: удары,

толчки, щипки

Вымогательство денег, вещей

Комментарии расистского

содержания

Факторы

риска:

• Особенности структуры

детского коллектива

• Отсутствие системы

профилактики

• Позиция учителей и

воспитателей

• Социально-экономическое,

имущественное неравенство в

детском коллективе

• Традиции, поддерживающие

детское насилие

Жертвами чаще всего

становятся дети,

имеющие:

Физические недостатки

Особенности поведения

(интроверты, гиперактивные,

импульсивные)

Подвергаемые насилию

дома

Плохие социальные

навыки

Низкий интеллект и

трудности в обучении

Инициаторы буллинга:

Дети, подвергаемые насилию

дома

Из властных и авторитарных

семей

Из семей с генетической

предрасположенностью к

насилию

Импульсивные, легко

возбудимые

Демонстративные

Со слабым самоконтролем

С высоким уровнем

притязаний

Вторичная профилактика

жестокого обращения

включает:

Первый этап

1.

Выявление жертвы

насилия

2.

Сообщение ребенка или

очевидцев о факте

жестокого обращения

3.

Наличие признаков

жестокого обращения

4.

Наличие условий,

способствующих

жестокому обращению

5.

Опрос ребенка, а также

очевидцев жестокого

обращения

Источники

информации:

информация от ребенка

от родителей

от специалистов,

учителей

от сверстников и друзей

медицинская

документация

оценка поведения

результаты экспертиз

дополнительная

информация

Второй этап: оценка

ситуации:

Оценить вред, причиненный

ребенку в результате жестокого

обращения

Оценить риск в будущем

Собрать информацию о

подобных ситуациях в

прошлом

Определить какая экстренная

помощь необходима:

медицинская, психологическая,

социально-правовая

Определить какие службы

нужно подключить к работе

Третий этап – интервью ребенка

Общие правила организации интервью: 1) соответствие

возрасту и уровню развития ребенка 2) безопасность 3)

комфорт и конфиденциальность 4) уважение и принятие

ребенка 5) документация,

запись наблюдений за поведением



В раздел образования