Автор: Ржевская Любовь Семеновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр для несоврешеннолетних Виктория"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Оценки риска жестокого обращения с детьми
Тема: Виды и признаки жестокого обращения, профилактика насилия в отношении детей.
Раздел: среднее образование
Министерство социального развития Новосибирской области
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Виктория»
Оценка риска жестокого
обращения с детьми в детском колективе
Педагог -психолог Службы межведомственного взаимодействия по
реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, пострадавших
от насилия –
Ржевская Любовь Семеновна
Сокрытие информации о фактах насилия,
несвоевременное реагирование в дальнейшем может
обернуться тяжёлыми последствиями для ребенка.
ВИДЫ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ:
Физическое насилие
Сексуальное насилие
Эмоциональное (психологическое)
Пренебрежение нуждами
Экономическое насилие
Сексуальная эксплуатация
Также выделяют:
Буллинг
Жестокое обращение с использованием
интернета
Принудительный брак
Вымышленные болезни
Физическое насилие
Нанесение ребенку
телесных повреждений
(побои, укусы,
прижигания,
связывание), а также
вовлечение в
употребление
наркотиков, алкоголя,
медицинских
препаратов,
вызывающих
одурманивание.
Сексуальное насилие
Использование детей для
удовлетворения
сексуальных потребностей
взрослых:
•
орально-генитальный
контакт
• совершение полового акта
в присутствии ребенка
• демонстрация
порнографических
материалов
• прикосновения к
интимным частям тела
• демонстрация половых
органов
• раздевание ребёнка
•эротизированная забота
Эмоциональное насилие
Периодическое или
постоянное психическое
воздействие на ребенка:
• Словесные оскорбления
(брань, крики, угрозы)
• Обвинения
• Унижение достоинства
осмеивание (часто •
публичное)
•Постоянная ложь, обман
•Демонстрация неприязни
Предъявление требований,
не соответствующих
возрастным возможностям
• Обвинения
Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка
–
отсутствие должного обеспечения потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, образовании,
медицинской помощи, оставление детей без присмотра
Признаки физического
насилия
Характер телесных повреждений
: синяки и кровоподтеки,
необъяснимые следы ожогов, внутренние повреждения (разрыв
печени, в результате удара в живот); шрамы, следы связывания,
следы от сжатия пальцами; вывихи, переломы, измененное состояние
На неслучайный характер травм указывает:
*множественность повреждений, различная степень давности
*несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают
взрослые
*обвинение в травмах самого ребенка
*появление травм после выходных и праздничных дней
большее внимание своим проблемам, нежели повреждениям у
ребёнка
Особенности поведения:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; редкие проявления
радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо
развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до
полной безучастности. Регрессивное поведение: энурез, энкопрез,
сосание пальцев, раскачивание
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная
уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность;
жестокость по отношению к животным; лживость, воровство;
отставание в речевом развитии. Регрессивное поведение, тревожно-
фобические расстройства
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину
повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество,
отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность
сосредоточиться; агрессивность. Регрессивное поведение
Подростковый возраст: импульсивность, побеги из дома;
употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; склонность
к самоповреждениям; криминальное или антиобщественное поведение.
Депрессии.
Признаки сексуального насилия
Характер травм и заболеваний:
боль при сидении или ходьбе
повреждения генитальной,
анальной областей
гематомы на груди, ягодицах,
бедрах, нижней части живота
следы спермы на одежде, коже
инфекции, передающиеся
половым путем;
энурез;
нервно-психические
расстройства;
психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения
ребенка
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное
поведение; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении,
сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая
мастурбация. Сексуализированное выражение привязанности; хватание
окружающих за грудь или гениталии;
Дети младшего школьного возраста: резкое ухудшение успеваемости;
невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых
вопросах, сексуально окрашенное поведение, рисунки и разговоры; гнев,
агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и
родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение;
мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное
поведение; затруднения с половой идентификацией; раннее начало сексуальной
жизни, сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства;
употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые
связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более
слабым
Рисунки детей, пострадавших от
насилия
Признаки эмоционального насилия
для детей раннего возраста (до 3-х лет) характерны расстройства сна,
аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка
психо-речевого развития, привычка сосать палец, раскачиваться
для младших школьников характерны трудности обучения,
отсутствие навыков общения, что вызывает отвержение их
сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость,
агрессивность), плохие социальные навыки, жестокость к животным,
нарушения поведения.
у детей препубертатного периода наблюдаются расстройства аппетита
в виде булимии, уходы из дома, девиантное (делинквентное) поведение,
хроническая неуспеваемость, неврозы, избыточная потребность во
внимании.
в пубертатном периоде на первый план выходят агрессивность и
саморазрушающее поведение, отмечается низкая самооценка,
психосоматические заболевания.
Признаки пренебрежения
Внешние проявления:
Утомленный вид, бледное лицо, опухшие веки;
у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
неумение играть;
постоянный поиск внимания/участия;
частые пропуски школьных занятий;
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен
или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Буллинг
– насилие в детском коллективе.
Разделяют на физическое, психологическое, виртуальное
Формы буллингового
поведения:
Оскорбления, клички,
насмешки
Распускание слухов, клеветы
Исключение из группы,
игнорирование, байкот
Сексуальные комментарии
Физическая агрессия: удары,
толчки, щипки
Вымогательство денег, вещей
Комментарии расистского
содержания
Факторы
риска:
• Особенности структуры
детского коллектива
• Отсутствие системы
профилактики
• Позиция учителей и
воспитателей
• Социально-экономическое,
имущественное неравенство в
детском коллективе
• Традиции, поддерживающие
детское насилие
Жертвами чаще всего
становятся дети,
имеющие:
Физические недостатки
Особенности поведения
(интроверты, гиперактивные,
импульсивные)
Подвергаемые насилию
дома
Плохие социальные
навыки
Низкий интеллект и
трудности в обучении
Инициаторы буллинга:
Дети, подвергаемые насилию
дома
Из властных и авторитарных
семей
Из семей с генетической
предрасположенностью к
насилию
Импульсивные, легко
возбудимые
Демонстративные
Со слабым самоконтролем
С высоким уровнем
притязаний
Вторичная профилактика
жестокого обращения
включает:
Первый этап
1.
Выявление жертвы
насилия
2.
Сообщение ребенка или
очевидцев о факте
жестокого обращения
3.
Наличие признаков
жестокого обращения
4.
Наличие условий,
способствующих
жестокому обращению
5.
Опрос ребенка, а также
очевидцев жестокого
обращения
Источники
информации:
информация от ребенка
от родителей
от специалистов,
учителей
от сверстников и друзей
медицинская
документация
оценка поведения
результаты экспертиз
дополнительная
информация
Второй этап: оценка
ситуации:
Оценить вред, причиненный
ребенку в результате жестокого
обращения
Оценить риск в будущем
Собрать информацию о
подобных ситуациях в
прошлом
Определить какая экстренная
помощь необходима:
медицинская, психологическая,
социально-правовая
Определить какие службы
нужно подключить к работе
Третий этап – интервью ребенка
Общие правила организации интервью: 1) соответствие
возрасту и уровню развития ребенка 2) безопасность 3)
комфорт и конфиденциальность 4) уважение и принятие
ребенка 5) документация,
запись наблюдений за поведением