Напоминание

"Семья и современное общество"


Автор: Ржевская Любовь Семеновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр для несоврешеннолетних Виктория"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Семья и современное общество"
Раздел: среднее образование





Назад




СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Подобно тому, как современное российское общество преодолевает кризис не только

экономический, но и духовный, современная семья также находится в зависимости

от этих общественных процессов.

ЖИТЬ РАДИ СЕБЯ

Жизнь семьи и принципы ее организации – идеалы, занятия, привязанности, нравы – всегда

были зеркальным отражением жизни того общества, где она возникла.

– Когда общественная жизнь начинает работать против конкретного семейного круга,

принуждая его членов бороться за выживание, когда каждый начинает жить ради себя, то в

семье поселяется вражда, ссоры и брань, и говорить о крепкой ячейке общества не

приходится, –считает новосибирский учёный д.м.н. советник РАН Сергей Казначеев.

Старый институт семьи разрушен, новый еще не создан. Казначеев выделил несколько

факторов, свидетельствующих о том, что современная ячейка общества переживает

серьезный кризис. Среди примет времени – утрата так называемого эталона и престижа

семьи, ее нравственной сути.

– Вступая в брак, молодые люди уже не чувствуют единства вновь образованного союза, не

боятся потерять семью, которую зачастую рассматривают как основу для гедонистических

удовольствий, – считает Сергей Влаильевич. – Когда накал чувств остывает, можно найти

нового партнера и попробовать снова! А если возникнут проблемы, на помощь молодоженам

придет семейное право, которое поможет разделить имущество. Как следствие 70 процентов

от общего количества всех разводов приходится на долю молодых супругов, проживших

вместе меньше года. Негативную роль играет и слишком короткий период ухаживаний еще до

заключения брака. Зачастую это всего 2-3 месяца. Глубокого знакомства, узнавания,

включения одного партнера в жизнь другого за такой короткий срок произойти не может.

Искаженное понимание семейных отношений моделируют и популяризируют всевозможные

телешоу. Тем самым они поддерживают в молодых людях, решивших создать семью,

инфантильность, эгоизм и нежелание столкнуться с такими важными понятиями, как взаимная

поддержка, моральная, социальная, экономическая ответственность.

В результате все больше людей не желают связывать себя официальными узами, а

предпочитают гражданский или договорной брак, в котором государство не регламентирует

имущественные отношения членов молодой семьи. На первое место в этом случае выходит

«я», а не «мы», что отнюдь не способствует долгожительству семьи.

КТО ПРОДОЛЖИТ РОД?

Под угрозой – главная функция семьи, связанная с продолжением рода. Многие молодые

семьи либо не хотят детей, либо ограничиваются одним ребенком.

– По последним статистическим данным в России насчитывается около 42 миллионов семей,

из них у 50 процентов нет детей, число многодетных – всего 3-5 процентов, – рассказывает

советник РАН.

Среди причин малодетной ментальности – как утрата этической основы брака, так и

отсутствие материальных возможностей для рождения и воспитания детей.

– Государство ведет такую социальную политику, при которой молодым семьям крайне сложно

растить даже одного ребенка, – считает Казначеев. – Среди типичных проблем – низкая

заработная плата молодых людей, отсутствие комфортных условий бытовой жизни, трудности

устройства на работу, мизерные льготы и дотации на детей.

Молодые родители вынуждены прилагать огромные усилия, чтобы создать материальный

комфорт в семье, заработать деньги. Времени и сил, как интеллектуальных, так и физических,

на полноценное общение со своими детьми просто не остается. А ведь любовь прежде всего

измеряется тем, как много времени проводит мама-папа с ребенком. Маленький человек

познает себя и мир вокруг с помощью родителей, а не телевизора или компьютера. В качестве

рекомендации, направленной на укрепление молодых семей, Казначеев предложил

поддержать инициативу общественных организаций, чтобы домашняя работа женщин,

воспитывающих детей, оплачивалась, как производственно значимая.

Как отметил Сергей Влаильевич, все меньше становится семей патриархального уклада, где

ведущая роль принадлежит отцу семейства. Современные женщины надеются только на себя

и стремятся воспитывать своих детей самостоятельно, в отсутствие отца. Причем данное

обстоятельство уже не вызывает осуждения со стороны общества. Более того, многие

материально независимые бизнесвумен осознанно не вступают в брак, а рожают ребенка

«для себя» или берут на воспитание.

В последние годы обозначилась также проблема прямой материальной зависимости мужчин

от женщин. Результат подобной «ротации» – нарастающий каскад скандалов, раскачивающих

надежность брачного союза. Несмотря на усиление феминистических настроений,

необходимых выводов мужчины не делают.

Впрочем за спасение семьи «любой ценой» биться не готовы ни те, ни другие. К разводам и

мужчины, и женщины относятся все более спокойно, как к обыденности. В России распадается

каждый второй брак. Самое большое число разводов, по мнению ВЦИОМ, – из-за грубости,

жадности, нежелания помогать (40%), вторая социальная причина (30%) – пьянство, измены,

которые нередко происходят в состоянии алкогольного опьянения.

БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ?

Анализируя проблемы современной семьи, Казначеев совершил экскурс в историю и

высказал интересную гипотезу о том, что начало сегодняшних бед было положено еще в 30-е

годы.

– Большое внимание в то время стали уделять развитию образования, а воспитание

отодвинули на второй план, – рассказывает ученый. – Здесь важно понимать основное

отличие этих понятий. Воспитание способствует запечатлению в нашем сознании образов

окружающего мира, а образование отражает динамику взаимодействия с этим образом. Одно

без другого жить не может. Сделав акцент на образовании – развитии логических операций,

мы пришли к тому, что у современных детей проблема с воображением, страдает интуитивно-

образное восприятие мира. Мы не учим детей любить окружающий мир, понимать, как

отражается он в сознании, чувствовать его, переживать происходящее, взаимодействовать с

ним. Тем самым разрушается сама структура организации общества, включая семью.

Возникает нравственный коллапс отношений. Технология проста: ты мне, я тебе – вот аксиома

деловых связей общества потребления, где важнее иметь (деньги решают все), а не быть.

Как выйти из тупика? Вернуть воспитание в учебный процесс в том объеме, как это было

раньше, считает Сергей Казначеев. Ведь те инновационные технологии, которые спускаются

сверху, остаются старыми по сути, так как ориентированы на развитие динамического

взаимодействия с миром через логику, технологическую базу. Государству это удобно, человек

в этом случае всего лишь винтик механизма, тогда как теми, кто понимает пространство и

жизнь, управлять сложнее. Однако, по мнению ученого, если общество хочет сохранить себя,

эти вопросы придется решать и не только с помощью экономических механизмов. Семья

должна стать величайшим благом для человека, одной из его главных жизненных ценностей,

той оздоровительной средой, где он сможет эмоционально восстановиться, получая заботу

родных и близких.



В раздел образования