Автор: Соловарова Алина Фатыховна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБУ №139 Детский сад "Облачко" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Музыкальная грамота в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Музыкальная грамота в детском саду .
Музыкальным слухом, даже не подозревая об этом, в обыденной жизни человек
пользуется постоянно. Например, различает голоса у собеседников, разные мелодии и
песни. Первым условием развития музыкального слуха является исполнение песен.
Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его
активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом. Музыкальный
слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых
элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха.
В работе с детьми я использую попевки из « Музыкального букваря», которые
развивают у детей способность сравнивать и различать звуки, а также развивают
мелодический слух, чувство ритма, голос. Для того чтобы вызвать больший интерес к
музыкальным занятиям и облегчить усвоение музыкального материала, я изготовила
наглядные пособия: нотный стан, скрипичный ключ, ноты-кружочки с картинками,
музыкальную лесенку, фишки. Цель пособий- дать наглядное представление о том, какой
звук ниже или выше, короче или длиннее.
Свою работу по обучению музыкальной грамоте на базе « Музыкального букваря»
начинаю со второй младшей группы. Основная задача- научить детей различать высокие и
низкие звуки. На занятиях использую три попевки: «Птенчики», «Скворцы и вороны»,
«Путаница». Исполняю их и показываю соответствующие картины; объясняю, кто как
поёт. Наглядность помогает детям лучше запомнить, кто поёт высоким голосом, а кто –
низким.
В средней группе продолжаю работать с теми же попевками, что и во второй младшей,
т.е. повторяю и закрепляю пройденное, а также ввожу новые: « Качели», «Эхо», «Курица»,
«Спите,куклы», «Гармошка», «Андрей-воробей» (три последние ребята поют вместе с
музыкальным руководителем). Кроме того, знакомлю детей с металлофоном, и они учатся
проигрывать на нём высокие и низкие звуки.
В старшей группе работу начинаю с повторения пройденного материала, а затем
знакомлю детей с новыми попевками ( при этом показываю соответствующие картины):
«Бубенчики», «Динь-дан-дон», «Наш дом», «Лесенка», «Цирковые собачки». Исполнение
попевки сопровождается движением руки (вверх-вниз),в зависимости от движения
мелодии.
Далее начинаю знакомить детей с длинными и короткими звуками. Попевки «Петушок»,
«В школу», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот»-исполняются со словами вместе
с музыкальным руководителем. Затем рассматриваем картинки и поём попевки без
слов( на долгие звуки- «лё-лё», на короткие «ли-ли»).Когда дети усвоят этот материал, к
исполнению добавляем движение руки: отмечаем короткие и длинные звуки( вправо-
влево).
В подготовительной к школе группе в течение первого квартала повторяем пройденный
материал. Также использую в работе музыкальную лесенку, знакомлю детей с названием
ступеней, раздаю им ноты-кружочки. При пении гаммы ребята укладывают ноту-кружочек
на каждую ступеньку лесенки. Начиная со второго квартала, знакомлю дошкольников с
названием нот и их расположением. В своей работе я не ставлю цель – научить детей
писать ноты. Важно, чтобы они знали их названия и расположение на нотном стане.
Наш опыт работы показывает, для того, чтобы занятие было более эффективным и дети
с интересом воспринимали трудный материал, лучше преподносить его в виде игры или
рассказывать сказку о лесной музыке. Сказка знакомит дошкольников с расположением
нот и их названием. Каждая нота- это птичка, которая живёт в своём гнёздышке на дереве.
Таким образом, использование «Музыкального букваря» и наглядных пособий делает
обучение пению более эффективным: мы разучиваем песню за 3-4 занятия. Опыт работы
показывает, что обучение музыкальной грамоте облегчает и ускоряет обучение детей
навыкам слушания музыки, подводит их к осмысленному восприятию музыкального
произведения.