Напоминание

"Музыкальная грамота в детском саду"


Автор: Соловарова Алина Фатыховна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБУ №139 Детский сад "Облачко"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальная грамота в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальная грамота в детском саду . Музыкальным слухом, даже не подозревая об этом, в обыденной жизни человек пользуется постоянно. Например, различает голоса у собеседников, разные мелодии и песни. Первым условием развития музыкального слуха является исполнение песен. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом. Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В работе с детьми я использую попевки из « Музыкального букваря», которые развивают у детей способность сравнивать и различать звуки, а также развивают мелодический слух, чувство ритма, голос. Для того чтобы вызвать больший интерес к музыкальным занятиям и облегчить усвоение музыкального материала, я изготовила наглядные пособия: нотный стан, скрипичный ключ, ноты-кружочки с картинками, музыкальную лесенку, фишки. Цель пособий- дать наглядное представление о том, какой звук ниже или выше, короче или длиннее. Свою работу по обучению музыкальной грамоте на базе « Музыкального букваря» начинаю со второй младшей группы. Основная задача- научить детей различать высокие и низкие звуки. На занятиях использую три попевки: «Птенчики», «Скворцы и вороны», «Путаница». Исполняю их и показываю соответствующие картины; объясняю, кто как поёт. Наглядность помогает детям лучше запомнить, кто поёт высоким голосом, а кто – низким. В средней группе продолжаю работать с теми же попевками, что и во второй младшей, т.е. повторяю и закрепляю пройденное, а также ввожу новые: « Качели», «Эхо», «Курица», «Спите,куклы», «Гармошка», «Андрей-воробей» (три последние ребята поют вместе с музыкальным руководителем). Кроме того, знакомлю детей с металлофоном, и они учатся проигрывать на нём высокие и низкие звуки. В старшей группе работу начинаю с повторения пройденного материала, а затем знакомлю детей с новыми попевками ( при этом показываю соответствующие картины): «Бубенчики», «Динь-дан-дон», «Наш дом», «Лесенка», «Цирковые собачки». Исполнение попевки сопровождается движением руки (вверх-вниз),в зависимости от движения мелодии. Далее начинаю знакомить детей с длинными и короткими звуками. Попевки «Петушок», «В школу», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот»-исполняются со словами вместе с музыкальным руководителем. Затем рассматриваем картинки и поём попевки без слов( на долгие звуки- «лё-лё», на короткие «ли-ли»).Когда дети усвоят этот материал, к исполнению добавляем движение руки: отмечаем короткие и длинные звуки( вправо- влево). В подготовительной к школе группе в течение первого квартала повторяем пройденный материал. Также использую в работе музыкальную лесенку, знакомлю детей с названием ступеней, раздаю им ноты-кружочки. При пении гаммы ребята укладывают ноту-кружочек на каждую ступеньку лесенки. Начиная со второго квартала, знакомлю дошкольников с
названием нот и их расположением. В своей работе я не ставлю цель – научить детей писать ноты. Важно, чтобы они знали их названия и расположение на нотном стане. Наш опыт работы показывает, для того, чтобы занятие было более эффективным и дети с интересом воспринимали трудный материал, лучше преподносить его в виде игры или рассказывать сказку о лесной музыке. Сказка знакомит дошкольников с расположением нот и их названием. Каждая нота- это птичка, которая живёт в своём гнёздышке на дереве. Таким образом, использование «Музыкального букваря» и наглядных пособий делает обучение пению более эффективным: мы разучиваем песню за 3-4 занятия. Опыт работы показывает, что обучение музыкальной грамоте облегчает и ускоряет обучение детей навыкам слушания музыки, подводит их к осмысленному восприятию музыкального произведения.


В раздел образования