"Совместная работа учителя-логопеда с родителями в современном учебно-воспитательном процессе"
Автор: Коваленко Ольга Станиславовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ОПДО ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж" Населённый пункт: г. Чапаевск Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Совместная работа учителя-логопеда с родителями в современном учебно-воспитательном процессе" Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
по теме:
«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в
соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Подготовила: Коваленко Ольга Станиславовна
Учитель-логопед ГБОУ СПО
ОП ДО «ЧГК»
2015г.
Изменение государственной политики в области образования повлекло
за
собой
признание
положительной
роли
семьи
в
воспитании
детей
и
необходимости
взаимодействия
с
ней. Задачи,
стоящие
сегодня
перед
системой
образования,
повышают
ответственность
родителей
за
результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как
именно
родительская
общественность
непосредственно
заинтересована
в
повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п.
1.6 п. п. 9)
Характерной
тенденцией
современного
периода
в
развитии
отечественного
образования
является
стремление
образовательных
учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни
ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную
роль
в
процессе
становления
открытости
играют
родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И
взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и
запросов семьи.
Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится,
что
«государственная
политика
в
области
дошкольного
воспитания
основывается
на
следующих
принципах:
гуманистический
характер
образования,
приоритет
общечеловеческих
ценностей,
жизни
и
здоровья
человека,
прав
и
свобод
личности,
свободного
развития
личности,
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к
природе
и
окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине,
семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к
семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства
педагогического воздействия превращается в его цель.
Закон
РФ
«Об
образовании»
вводит
федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования.
Во
ФГОС
ДО
сформулированы
и
требования
по
взаимодействию
дошкольной
организации
с
родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является
сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО, является
основой
для
оказания
помощи
родителям
(законным
представителям)
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
физического
и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой
коррекции
нарушений
их
развития.
Одним
из
требований
к
психолого-
педагогическим
условиям
является
требование
обеспечения
психолого-
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления
здоровья
детей.
Родители
(законные
представители)
должны
принимать
участие
в
разработке
части
образовательной
Программы
дошкольной
организации,
формируемой
участниками
образовательных
отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов
детей, членов их семей и педагогов.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла
на
позициях
приоритетности
общественного
воспитания над
семейным.
Именно
поэтому
вопросами
образования
и
развития
детей
занимались
образовательные
учреждения,
а
основной
задачей
педагогов
работе
с
родителями было лишь их педагогическое просвещение.
Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у
каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Здесь важен не
принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов.
Рассмотрим основные принципы взаимодействия педагогов
ДОУ с
родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
педагога
с
родителями
неуместны
категоричность,
требовательный
тон.
Педагог имеет возможность общаться с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог,
общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое
умение
педагога
успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку
в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные
родители
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических
знаний
сегодня
вряд
ли
принесет
положительные
результаты.
Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных
педагогических
ситуациях,
демонстрация
заинтересованности
коллектива
детского
сада
разобраться
в
проблемах
семьи
и
искреннее
желание помочь.
4. Серьезная подготовка.
Любое,
даже
самое
небольшое
мероприятие
по
работе
с
родителями
необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития,
а
не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Успешность
совместной
деятельности
учителя-логопеда
и
семьи
ребенка
с
недостатками
речи
определяет
эффективность
коррекционного
воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более
короткие
сроки
сделать
родителей
своими
союзниками
и
активными
участниками
коррекционного
процесса.
Работа
с
родителями
должна
соответствовать следующим задачам:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка.
• Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
• Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи.
• Расширить общую психолого-педагогическую осведомленности родителей.
• Формировать адекватную воспитательную позицию в отношении к ребенку.
• Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию
речи.
Традиционные формы работы с родителями в этом направлении на
сегодняшний
день
не
являются
достаточными
и
эффективными.
Они
не
соответствуют
современным
требованиям
модернизации
системы
образования, которая ставит целью работы с семьей создание условий для
благоприятного
климата
взаимодействия
с
родителями,
установление
доверительных, партнерских отношений с ними и вовлечение семьи в единое
образовательное пространство.
Таким образом, проблема вопроса взаимодействия учителя-логопеда
дошкольного учреждения с семьями заключается в необходимости внедрения
новых, инновационных форм работы с родителями и отсутствия таковых в
логопедической практике.
Для этого необходимо решить ряд задач:
• проанализировать традиционные формы взаимодействия логопеда с семьей
и их модификация до того уровня, в котором они смогут соответствовать
современным требованиям;
• разработать новые, эффективные формы взаимодействия с родителями;
•
установить
партнерские
отношения
с
родителями
посредством
использования новых форм взаимодействия.
Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у
каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Здесь важен не
принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов.
Успешность
совместной
деятельности
учителя-логопеда
и
семьи
ребенка
с
недостатками
речи
определяет
эффективность
коррекционного
воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере
эффективной, если в ней не задействована семья.
Сотрудничество
семьи
и
учителя-логопеда
становится
все
более
востребованным;
педагоги
ищут
новые
точки
взаимодействия,
инновационные
формы
работы
с
родителями,
которые
бы
обеспечивали
решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, можно активно
использовать инновационные формы и методы работы, такие как:
- "Круглый стол" по любой теме
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- почта доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- логопедический практикум;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка;
- родители самостоятельно смогут выбирать и формировать уже в
дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- укрепление внутрисемейных связей,
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка
в ДОУ и семье.
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их
заинтересованное
участие
в
коррекционно–педагогической
деятельности
важно
не
потому,
что
этого
хочет
учитель-логопед,
а
потому,
что
это
необходимо для развития их собственного ребенка.
Таким
образом,
актуальность
темы
заключается
в
том
что,
современным
родителям
необходима
постоянная,
квалифицированная
помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом
зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с
родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения
возможно только в результате активной скоординированной деятельности
учителя-логопеда и семьи.
А
использование
разнообразных
форм
работы
с
семьями
детей,
внедрение новых, эффективных форм взаимодействия незамедлительно даст
положительные результаты. Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают
родителям, что пришло время менять традиционные формы взаимодействия с
семьей,
модифицировать
их
до
такого
уровня,
в
котором
они
будут
соответствовать
современным
требованиям,
разрабатывать
новые,
эффективные
формы
взаимодействия
с
родителями,
устанавливать
партнерские
отношения
и
вовлекать
их
в
педагогическую
деятельность.
Внедрение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
позволяет
организовать
совместную
деятельность
детского
сада
и
семьи
более эффективно.
Информационные источники:
1.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N
1155
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования"
2.
Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф.,
Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция
развития дошкольного образования в России (2013–2020): методология,
теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования,
2013.
(Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
«Дошкольное образование»).
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об
образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
4.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
годы:
утв.
постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от
7
февраля 2011 г.