Напоминание

"Совместная работа учителя-логопеда с родителями в современном учебно-воспитательном процессе"


Автор: Коваленко Ольга Станиславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ОПДО ГБОУ СПО "Чапаевский губернский колледж"
Населённый пункт: г. Чапаевск Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Совместная работа учителя-логопеда с родителями в современном учебно-воспитательном процессе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Подготовила: Коваленко Ольга Станиславовна Учитель-логопед ГБОУ СПО ОП ДО «ЧГК» 2015г.
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО, является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого- педагогическим условиям является требование обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Рассмотрим основные принципы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Педагог имеет возможность общаться с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. 2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного
воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Работа с родителями должна соответствовать следующим задачам: • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; • Формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка. • Приобщить родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. • Повысить грамотность родителей в области развития и коррекции речи. • Расширить общую психолого-педагогическую осведомленности родителей. • Формировать адекватную воспитательную позицию в отношении к ребенку. • Обучать практическим приемам работы с детьми по коррекции и развитию речи. Традиционные формы работы с родителями в этом направлении на сегодняшний день не являются достаточными и эффективными. Они не соответствуют современным требованиям модернизации системы образования, которая ставит целью работы с семьей создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных, партнерских отношений с ними и вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Таким образом, проблема вопроса взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения с семьями заключается в необходимости внедрения новых, инновационных форм работы с родителями и отсутствия таковых в логопедической практике. Для этого необходимо решить ряд задач: • проанализировать традиционные формы взаимодействия логопеда с семьей и их модификация до того уровня, в котором они смогут соответствовать современным требованиям;
• разработать новые, эффективные формы взаимодействия с родителями; • установить партнерские отношения с родителями посредством использования новых форм взаимодействия. Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, можно активно использовать инновационные формы и методы работы, такие как: - "Круглый стол" по любой теме - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - почта доверия; - открытые занятия для просмотра родителей; - родительская гостиная, клуб; - логопедический практикум; - день открытых дверей; - сайт ДОУ. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- учет индивидуальности ребенка; - родители самостоятельно смогут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, - укрепление внутрисемейных связей, - возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. - возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи. А использование разнообразных форм работы с семьями детей, внедрение новых, эффективных форм взаимодействия незамедлительно даст положительные результаты. Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что пришло время менять традиционные формы взаимодействия с семьей, модифицировать их до такого уровня, в котором они будут соответствовать современным требованиям, разрабатывать новые, эффективные формы взаимодействия с родителями, устанавливать партнерские отношения и вовлекать их в педагогическую деятельность. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта
позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Информационные источники:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 2. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образования в России (2013–2020): методология, теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013. (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»). 3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) 4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.


В раздел образования