Автор: Мишахина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1532
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционная работа с детьми по развитию речи в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа с детьми по развитию речи в
детском саду
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушение речевого
развития, что частично или полностью препятствует речевому общению, ограничивает
возможности познавательного развития и социоокультурной адаптации дошкольников.
Наш детский сад работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей, где
развитие правильной речи воспитанников является одной из главнейших задач.
Существует система коррекционных занятий “В гостях у Веселого Язычка”, которые
направлены
на
развитие
всех
сторон
речи:
словаря,
грамматического
строя
звуковой
культуры
речи,
связной
речи.
Каждое
занятие
имеет
единый
сюжет,
соответствует
возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Речевое занятие из цикла “В гостях у Веселого Язычка”
Тема занятия: “Урок вежливости”
Цели:
способствовать развитию речевой активности детей,
работать над звуковой и интонационной выразительностью,
создавать эмоциональный комфорт для каждого ребенка,
способствовать формированию навыков этикета.
Оборудование:
игрушки: Веселый Язычок, погремушка, бубен;
шапочки: лисенка, петушка, рыбки, собачки;
картинка с изображением солнца;
накидка, очки (для учителя Академии)
Ход занятия
Детей встречает Веселый Язычок (игрушка на руке педагога)
Язычок:
- С лучом солнца в этот час,
Очень рад я видеть вас (поглаживает по голове каждого ребенка, называя его имя)
Чок-чок, чок-чок-чок,
У меня есть язычок (показать широкий язык)
Умеет он играть, шалить,
Четко звуки говорить
Слышится пение Петушка в аудиозаписи
Язычок:
- Слышали, ребята?
Это солнышка дружок,
Голосистый Петушок,
Он вместе с солнышком встает,
Громко, радостно поет.
А у вас, ребята, какое сегодня настроение?
Мимическое упражнение “Покажи настроение”
(Дети мимикой изображают настроение)
Язычок:
- Если кто обидел нас, настроение у нас…?
Ну, а если похвалили, шоколадку подарили…?
Коль упал ты и ушибся…?
Иль на друга рассердился…?
Если весело тебе…?
Подари улыбку мне!
Педагог обращает внимание детей на солнышко словами:
Видно, солнцу в небе хорошо живется,
Раз оно не плачет, а всегда смеется!
Какое наше солнышко? (ответы детей)
Язычок: - Ребята, а вы знаете, сколько у солнышка лучей?
Сколько греет солнышко людей?
Давайте спросим об этом у солнышка.
Игра-диалог на стихотворение “Солнышко”
Дети:
- Солнышко, скажи скорей,
Сколько у тебя лучей?
Воспитатель (в роли солнышка):
- Сколько их, не знаю я,
Только хватит всем, друзья!
Дети:
- Солнышко, скажи скорей,
Сколько греешь ты людей?
Воспитатель:
- Не считало я, друзья,
Всех, что обогрело я!
(Педагог поглаживает каждого ребенка по спинке и уточняет, погрело ли его солнышко)
Педагог: - Ребята, а вы поздоровались с солнышком?
Дети:
- Здравствуй, солнце ясное!
Здравствуй, солнце красное!
Язычок: - “Здравствуй!” Это что за слово? Не слыхал еще такого!
Педагог: - Тогда, Язычок, тебе надо побывать в Академии Вежливости.
Академия не нова,
Учат в Академии слова.
Как и что нужно сказать,
При этом как себя держать.
Ребята, хотите там побывать?
Дети с педагогом просят солнышко показать им нужную дорожку
Дети:
- Солнышко, поспеши,
Нам дорожку укажи!
Педагог: - Ребята, смотрите:
Лучик солнышко послало
Нам дорожку показало! (Педагог с помощью фонарика показывает дорогу)
Упражнение на координацию движений с использованием чистоговорок
Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Я за солнышком иду (Ходьба друг за другом)
Ошки-ошки-ошки
По заросшей дорожке (Ходьба с высоким подниманием ног)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я все лужи обхожу (Ходьба на носках змейкой)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Раздается пяток стук (Ходьба на пятках)
Мои пяточки бегут,
Куда надо приведут (Легкий бег)
Дети останавливаются полукругом
Педагог: - Вот мы и на месте (Надевает накидку на плечи, очки, принимает образ учителя
Академии)
- Очень рад видеть вас в Академии у нас
Проходите, располагайтесь,
Я прошу вас, не стесняйтесь! (Дети удобно располагаются на ковре)
Педагог:
- Нам урок начать пора.
Повторим мы с вами дружно
Наши добрые слова.
Пальчиковая гимнастика “Вежливые слова”
(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями
вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)
Раз-два, раз-два
Вспомним добрые
слова
Здравствуйте!
Простите!
(Соединить пальцы в замок)
(Потереть ладонь о ладонь)
(Помахать пальцами)
(Попеременно обхватить пальчики одной руки паль
До свиданья!
Извините!
Когда надо их
сказать?
Как конфуза
избежать?
цами другой руки)
(Развести руки с растопыренными пальцами в
стороны)
(Вращение большими пальцами, остальные соединены
в замок)
Педагог: - Урок будем продолжать. Вам знакома девочка Неулыба? Хотите с ней
познакомиться?
Чтение рассказа “Неулыба”
Проснулась утром девочка сердитой. Оделась. Пошла к бабушке на кухню. Губки у
девочки надуты, реснички опущены. Не смотрит, не здоровается. Испугалась бабушка:
- Здорова ли ты, внученька?
Молчит внученька, еще больше губки надула. Покапризничать хочет. А бабушка снова:
- Да ты, внученька, что неулыбой такой проснулась? Иль мышка ночью улыбку у тебя
унесла? А может не мышка, а воробышек, что на балконе сидит? Может, он твою улыбку
своим птенчикам унес?
Подумала девочка немного, из кухни вышла и вдруг входит снова. Улыбка на лице
светится, глазки сияют.
- С добрым утром, бабуля!
От приветливой улыбки внучки доброе утро действительно наступило! И теперь каждое
утро внучка ласково здоровается и говорит:
- Бабуля, посмотри, “улыбка” и “здравствуй” со мной вместе проснулись!
Беседа по содержанию рассказа
Вопросы к детям:
- Какой проснулась Неулыба?
- Что спросила бабушка?
- Как вела себя внучка?
- О чем пыталась узнать бабушка?
- Что сделала внучка?
- Как каждое утро просыпается внучка?
- Можно ли теперь ее назвать Неулыбой?
Педагог приглашает детей отдохнуть и спрашивает:
- Нет ли среди вас, ребят, кто утречком вставать не рад?
- А кто “здравствуй” забывает?
- Кто со мною поиграет?
Игра-импровизация с движениями по стихотворению “Самые слова” Г.Сапгир
Педагог вместе с детьми спрашивают у Лисенка:
- Где же твое “здравствуй”?
Лисенок: - Взял Петух горластый (Если ребенок стесняется, не следует торопиться его
заменить, лучше помочь ему, проговаривая вместе с ним слова. Можно сделать вид, что
не расслышали его, пусть он проговорит вместе со всеми детьми).
Дети: - Где твое “спасибо”?
Лисенок: - Проглотила рыба.
Дети:
- А скажи, пожалуйста,
Где твое “пожалуйста”?
Лисенок:
- Пробежал сердитый пес
И “пожалуйста” унес
Дети: - Ну, тогда прощай!
Дети машут и отходят назад, Лисенок протягивает к детям руки
Лисенок: - Куда вы?
Отвернулись все ребята
Не хотят со мной дружить
Что мне делать? Как мне жить?
Педагог:- Рыбу, Петуха и Пса громко звать он принялся
Лисенок:
- Скорее! Верните слова мои!
Слова мои нужные самые
Дети в шапочках Рыбы, Петуха и Пса имитируют движения и проговаривают слова
Петух: - Вот твое “здравствуй”
Рыба: - Вот твое “спасибо”
Пес:
- Р-р-р, гав, не жалуйся,
Возьми свое “пожалуйста”
Да больше не теряй!
Лисенок:
- И теперь со мною снова
Вся моя компания
“Пожалуйста”, “спасибо”,
“Здравствуй!”, “до свидания”
И мои друзья.