Напоминание

Коррекционная работа с детьми по развитию речи в детском саду


Автор: Мишахина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1532
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекционная работа с детьми по развитию речи в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная работа с детьми по развитию речи в

детском саду

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих нарушение речевого

развития, что частично или полностью препятствует речевому общению, ограничивает

возможности познавательного развития и социоокультурной адаптации дошкольников.

Наш детский сад работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья детей, где

развитие правильной речи воспитанников является одной из главнейших задач.

Существует система коррекционных занятий “В гостях у Веселого Язычка”, которые

направлены

на

развитие

всех

сторон

речи:

словаря,

грамматического

строя

звуковой

культуры

речи,

связной

речи.

Каждое

занятие

имеет

единый

сюжет,

соответствует

возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Речевое занятие из цикла “В гостях у Веселого Язычка”

Тема занятия: “Урок вежливости”

Цели:

способствовать развитию речевой активности детей,

работать над звуковой и интонационной выразительностью,

создавать эмоциональный комфорт для каждого ребенка,

способствовать формированию навыков этикета.

Оборудование:

игрушки: Веселый Язычок, погремушка, бубен;

шапочки: лисенка, петушка, рыбки, собачки;

картинка с изображением солнца;

накидка, очки (для учителя Академии)

Ход занятия

Детей встречает Веселый Язычок (игрушка на руке педагога)

Язычок:

- С лучом солнца в этот час,

Очень рад я видеть вас (поглаживает по голове каждого ребенка, называя его имя)

Чок-чок, чок-чок-чок,

У меня есть язычок (показать широкий язык)

Умеет он играть, шалить,

Четко звуки говорить

Слышится пение Петушка в аудиозаписи

Язычок:

- Слышали, ребята?

Это солнышка дружок,

Голосистый Петушок,

Он вместе с солнышком встает,

Громко, радостно поет.

А у вас, ребята, какое сегодня настроение?

Мимическое упражнение “Покажи настроение”

(Дети мимикой изображают настроение)

Язычок:

- Если кто обидел нас, настроение у нас…?

Ну, а если похвалили, шоколадку подарили…?

Коль упал ты и ушибся…?

Иль на друга рассердился…?

Если весело тебе…?

Подари улыбку мне!

Педагог обращает внимание детей на солнышко словами:

Видно, солнцу в небе хорошо живется,

Раз оно не плачет, а всегда смеется!

Какое наше солнышко? (ответы детей)

Язычок: - Ребята, а вы знаете, сколько у солнышка лучей?

Сколько греет солнышко людей?

Давайте спросим об этом у солнышка.

Игра-диалог на стихотворение “Солнышко”

Дети:

- Солнышко, скажи скорей,

Сколько у тебя лучей?

Воспитатель (в роли солнышка):

- Сколько их, не знаю я,

Только хватит всем, друзья!

Дети:

- Солнышко, скажи скорей,

Сколько греешь ты людей?

Воспитатель:

- Не считало я, друзья,

Всех, что обогрело я!

(Педагог поглаживает каждого ребенка по спинке и уточняет, погрело ли его солнышко)

Педагог: - Ребята, а вы поздоровались с солнышком?

Дети:

- Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, солнце красное!

Язычок: - “Здравствуй!” Это что за слово? Не слыхал еще такого!

Педагог: - Тогда, Язычок, тебе надо побывать в Академии Вежливости.

Академия не нова,

Учат в Академии слова.

Как и что нужно сказать,

При этом как себя держать.

Ребята, хотите там побывать?

Дети с педагогом просят солнышко показать им нужную дорожку

Дети:

- Солнышко, поспеши,

Нам дорожку укажи!

Педагог: - Ребята, смотрите:

Лучик солнышко послало

Нам дорожку показало! (Педагог с помощью фонарика показывает дорогу)

Упражнение на координацию движений с использованием чистоговорок

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Я за солнышком иду (Ходьба друг за другом)

Ошки-ошки-ошки

По заросшей дорожке (Ходьба с высоким подниманием ног)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я все лужи обхожу (Ходьба на носках змейкой)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Раздается пяток стук (Ходьба на пятках)

Мои пяточки бегут,

Куда надо приведут (Легкий бег)

Дети останавливаются полукругом

Педагог: - Вот мы и на месте (Надевает накидку на плечи, очки, принимает образ учителя

Академии)

- Очень рад видеть вас в Академии у нас

Проходите, располагайтесь,

Я прошу вас, не стесняйтесь! (Дети удобно располагаются на ковре)

Педагог:

- Нам урок начать пора.

Повторим мы с вами дружно

Наши добрые слова.

Пальчиковая гимнастика “Вежливые слова”

(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями

вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)

Раз-два, раз-два

Вспомним добрые

слова

Здравствуйте!

Простите!

(Соединить пальцы в замок)

(Потереть ладонь о ладонь)

(Помахать пальцами)

(Попеременно обхватить пальчики одной руки паль

До свиданья!

Извините!

Когда надо их

сказать?

Как конфуза

избежать?

цами другой руки)

(Развести руки с растопыренными пальцами в

стороны)

(Вращение большими пальцами, остальные соединены

в замок)

Педагог: - Урок будем продолжать. Вам знакома девочка Неулыба? Хотите с ней

познакомиться?

Чтение рассказа “Неулыба”

Проснулась утром девочка сердитой. Оделась. Пошла к бабушке на кухню. Губки у

девочки надуты, реснички опущены. Не смотрит, не здоровается. Испугалась бабушка:

- Здорова ли ты, внученька?

Молчит внученька, еще больше губки надула. Покапризничать хочет. А бабушка снова:

- Да ты, внученька, что неулыбой такой проснулась? Иль мышка ночью улыбку у тебя

унесла? А может не мышка, а воробышек, что на балконе сидит? Может, он твою улыбку

своим птенчикам унес?

Подумала девочка немного, из кухни вышла и вдруг входит снова. Улыбка на лице

светится, глазки сияют.

- С добрым утром, бабуля!

От приветливой улыбки внучки доброе утро действительно наступило! И теперь каждое

утро внучка ласково здоровается и говорит:

- Бабуля, посмотри, “улыбка” и “здравствуй” со мной вместе проснулись!

Беседа по содержанию рассказа

Вопросы к детям:

- Какой проснулась Неулыба?

- Что спросила бабушка?

- Как вела себя внучка?

- О чем пыталась узнать бабушка?

- Что сделала внучка?

- Как каждое утро просыпается внучка?

- Можно ли теперь ее назвать Неулыбой?

Педагог приглашает детей отдохнуть и спрашивает:

- Нет ли среди вас, ребят, кто утречком вставать не рад?

- А кто “здравствуй” забывает?

- Кто со мною поиграет?

Игра-импровизация с движениями по стихотворению “Самые слова” Г.Сапгир

Педагог вместе с детьми спрашивают у Лисенка:

- Где же твое “здравствуй”?

Лисенок: - Взял Петух горластый (Если ребенок стесняется, не следует торопиться его

заменить, лучше помочь ему, проговаривая вместе с ним слова. Можно сделать вид, что

не расслышали его, пусть он проговорит вместе со всеми детьми).

Дети: - Где твое “спасибо”?

Лисенок: - Проглотила рыба.

Дети:

- А скажи, пожалуйста,

Где твое “пожалуйста”?

Лисенок:

- Пробежал сердитый пес

И “пожалуйста” унес

Дети: - Ну, тогда прощай!

Дети машут и отходят назад, Лисенок протягивает к детям руки

Лисенок: - Куда вы?

Отвернулись все ребята

Не хотят со мной дружить

Что мне делать? Как мне жить?

Педагог:- Рыбу, Петуха и Пса громко звать он принялся

Лисенок:

- Скорее! Верните слова мои!

Слова мои нужные самые

Дети в шапочках Рыбы, Петуха и Пса имитируют движения и проговаривают слова

Петух: - Вот твое “здравствуй”

Рыба: - Вот твое “спасибо”

Пес:

- Р-р-р, гав, не жалуйся,

Возьми свое “пожалуйста”

Да больше не теряй!

Лисенок:

- И теперь со мною снова

Вся моя компания

“Пожалуйста”, “спасибо”,

“Здравствуй!”, “до свидания”

И мои друзья.



В раздел образования