Напоминание

Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста


Авторы: Ковалёва Виктория Георгиевна, Ширванян Аревик Эрниковна
Должность: студент(а)
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья, Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста
Тема: Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательного интереса детей младшего школьного

возраста

Ковалева В.Г.

студентка 4 курса, академической группы ПН4ДО,

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Научный руководитель: Ширванян А.Э, доцент

В

наше

время

вопрос

о

формировании

познавательного

интереса

у

младших

школьников

остается

актуальным,

как

мотива,

активизирующего

интеллектуальную деятельность обучающихся. Школьники на стадии обучение

не способны длительное время самостоятельно удерживать свое внимание. В

этом

возрасте

присутствует

сильная

реакция

на

все

новое

и

яркое.

Произвольное

внимание

развивается

одновременно

с

развитием

мотивов

учения, которые тесто связаны с познавательным интересом. Ученик учится с

желанием и хорошо только тогда, когда ему интересно.

Проблема младшего школьника с развитием познавательного интереса не

имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин

говорил,

что

на

развитие

познавательного

интереса

младших

школьников

влияет

материальная

база

школы,

и

методы

обучения,

и

постановка

воспитательной

работы,

и

содержание

материала,

и

личность

учителя,

и

организационные формы. [28, с.186].

У

младшего

школьника

формирование

познавательного

интереса

происходит

в

форме

любознательности,

любопытства

с

включением

механизмов внимания

Ученые:

Г.И.

Щукина,

Н.Б.

Истомина,

и

другие

изучали

вопрос

о

формирование познавательного интереса у младших школьников . Результаты

научных

трудов

показывают,

что

формирование

познавательного

интереса

влияет на мышление, планирование деятельности, работоспособность, ученики

с высоким уровнем развития познавательного интереса способны доходить до

истины самостоятельно, а также проявляют любовь и интерес к изучению

учебного предмета, у них выражено много знать и

желание учиться [1].

Поскольку данные процессы играют важную роль на последующих этапах

жизни ребенка их необходимо развивать на начальном этапе обучения.

Познавательный

интерес

-

важнейшее

образование

личности,

которое

складывается

в

процессе

жизнедеятельности

человека,

формируется

в

социальных

условиях

его

существования

и

никоим

образом

не

является

присущим

человеку

от

рождения.

Младший

школьный

возраст

является

периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к

нему человека.. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление

познавательных интересов

Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в

школу. Но она уменьшается в перехода из класса в класс. Падает интерес к

школьным

предметам,

сложность

учебного

материала,

большой

объем,

отнимает всё больше времени у школьников. Но вокруг него кипит жизнь, с

различными

соблазнами,

среди

которых

компьютер,

телевизор

и

т.д.

И

возникает вопрос у родителей и учителей, «Как же пробудить у детей желание

«напиться» из источника знаний?» и т.д.

Перед учителем стоит задача: организовать «...обучение так, чтобы всем

было

интересно,

чтобы

слабый

на

сегодняшний

день

тянулся

к

уровню

среднего,

средний

к

уровню

сильного,

а

сильный

ученик

стремился

к

совершенствованию.

Тогда

даже

самый

слабый

ученик

поверит

в

свои

способности» (В.А. Гусев).

Познавательный интерес как мотив учения имеет ряд преимуществ, перед

другими мотивами (мотив самоутверждения, стремление быть в коллективе и

др.). Познавательный интерес создает «внутреннюю среду» развития, который

меняет саму деятельность: результаты, влияет на её характер .

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

чувство успеха

чувство интеллектуальной радости;

чувство ожидания нового;

эмоции удивления;

Необходимо

создавать

условия

для

активизации

познавательного

интереса:

1.

Новое дополняет картину мира, а не разрушает ее. Чем больше

новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее

2.

Учебная деятельность интересна, если она разнообразна.

3.

Вовлечение в процесс поиска.

4.

Чрезмерно легкий или трудный материал интереса не вызывает.

5.

Чем

чаще

оценивается

работа

ребенка

том

числе

путем

взаимопроверки, самопроверки), тем интереснее учиться.

6.

Осознание необходимости изучения и важности.

7.

Живое слово учителя, эмоциональная окраска.

8.

Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства радости,

эстетического переживания, удивления. Если работает только интеллект, мозг

работает наполовину.

Указанные

условия

обеспечивают

силу

и

глубину

влияния

познавательного интереса на личность школьника

Так же велика роль учителя для поддержания познавательного интереса.

В

частности:

длительный

или

трудоемкий

учебный

процесс

необходимо

прерывать

и

его

положительные

промежуточные

результаты

подкреплять,

причем

такие

поддержки

учителя

должны

носить

не

эпизодический,

а

систематический характер: дополнительным источником поддержания интереса

является

-

поощрение

учителем

промежуточных

и

конечных

результатов

учебного

труда

школьников.

В

таких

случаях

накопление

эмоциональной

усталости

от

волевых

усилий

снимается

положительными

эмоциями

удовлетворения.

Познавательные интересы младшего школьника, возможно развивать не

только

во

время

урока,

но

и

во

внеурочной

деятельности.

Внеурочная

деятельность

школьников

является

одним

из

инноваций

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

второго

поколения.

Согласно

новому базисному учебному плану она становится обязательным элементом

школьного

образования

и

ставит

перед

педагогами

задачу

организации

развивающей среды для обучающихся.

В современной школе нет четкого определения возможностей и средств

развития

познавательного

интереса

младших

школьников

во

внеурочной

деятельности,

которая

полностью

удовлетворила

бы

требования

ФГОС.

Не

достаточно

внимания

уделяется

такому

средству

развития

познавательных

интересов как игровая деятельность, несмотря на то, что игра по-прежнему

занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника.

Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том,

что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию

их способностей

Так же, в этом возрасте является актуальным, игра. Создавая игровую

атмосферу на уроке развивается: активность учащихся, позволяет удержать,

познавательный интерес, внимание снимает усталось. Так же для развития

познавательного интереса проводятся, праздники, классные часы

Познавательных

интересов

зависит

прямо

от

организации

учебной

работы. Учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития

познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от

известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания к объяснению,

от

близкого

к

далекому.

Важно

соблюдать

принцип

для

развития

познавательных интересов: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть

обучение и тем большую роль должно играть активное действование.

Список литературы:

1.

Вайнер

М.Э

Игра

и

эмоциональное

развитие

младших

школьников // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 04, –

С. 12–14.

2.

Волостникова

А.Г.

Познавательные

интересы

и

их

роль

в

формировании личности / А.Г. Волостникова. – М.: Педагогика,

2012. – 75 с.

3.

.

Миронов

А.В.

Игра

средство

реализации

преемственности

дошкольного и начального образования // Начальная школа. – 2013.

– № 12. – С. 32–33.

4.

Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе //

Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 15–18



В раздел образования