Напоминание

"Использование тестирования как дифференцированного контроля обучающихся на уроках информатики"


Автор: Попова Елена Васильевна
Должность: учитель математики, информатики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а. Адыге–Хабль"
Населённый пункт: Адыге–Хабльского района, Карачаево–Черкесской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Использование тестирования как дифференцированного контроля обучающихся на уроках информатики"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование тестирования как дифференцированного контроля обучающихся на

уроках информатики

Контроль

знаний

и

умений

учащихся

является

важным

элементом

процесса

обучения,

и

естественно,

что

разные

его

стороны

привлекают

постоянное

внимание

специалистов

и

учителей

школы.

Процесс

введения

Федеральных

государственных

образовательных стандартов (ФГОС) вновь актуализировал проблему оценки учебных

достижений обучающих.

В ФГОС определены планируемые результаты освоения основной образовательной

программы, которые становятся критерием оценки достижения планируемых результатов

обучения.

Есть ли возможность повысить объективность педагогического контроля? Можно ли

сократить время, затрачиваемое на проведение и обработку результатов контроля? Как

повысить содержательную валидность контроля? Как учесть возможности современных

информационных

технологий

в

процессе

контроля?

Эти

и

другие

вопросы

требуют

тщательного изучения для поиска путей их разрешения.

Для

решения

большинства

из

вышеперечисленных

проблем

в

настоящее

время

предлагается использовать метод тестирования, который, по мнению некоторых педагогов,

позволяет

сделать

процесс

педагогического

контроля

более

эффективным,

а

также

ориентировать его на использование современных информационных технологий.

Многие видят в использовании тестов путь повышения объективности проверки и

оценки

знаний

и

умений

обучаемых.

Считается,

что

стандартная,

во

многом

формализованная процедура проверки и оценки выполнения тестов не оставляет места для

проявления субъективного подхода к контролю. Это, безусловно, так, но, к сожалению,

преодоление субъективного подхода к оценке не исчерпывает всех факторов, влияющих на

уровень объективности, достоверности контроля и оценивания результатов обучения.

Интерес к применению тестов в качестве средства оценки знаний возрос в последнее

время

еще

и

в

связи

с

тем,

что

они

рассматриваются

как

наиболее

перспективные

измерители уровня обученности школьников в условиях введения в практику школы

образовательных стандартов.

Каждый

старшеклассник

сталкивается

с

необходимостью

сдачи

нескольких

выпускных

экзаменов

в

новой

форме

ГИА

и

ЕГЭ

с

использованием

технологии

централизованного тестирования. Требуется предварительная подготовка всех участников

образовательного процесса.

Все

выше

сказанное

позволяет

утверждать,

что

проблема

разработки

и

использования тестовых заданий является актуальной на современном этапе развития

методики обучения информатике.

Тест

представляет

собой

кратковременное

технически

сравнительно

просто

составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее

вид

такого

задания,

решение

которого

поддается

качественному

учету

и

служит

показателем

степени

развития

к

данному

моменту

известной

функции

у

данного

испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный

тест

состоит

из

системы

заданий,

к

каждому

из

которых

прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который

считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку,

которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Закрытые

тесты

не

содержат

вариантов

ответов.

Учащиеся

предлагают

свой

вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие

между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся

графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее

доступными

для

школы

являются

избирательные

тесты,

позволяющие

использовать контролирующие устройства.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им

закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что

задачи

и

вопросы

подбираются

в

результате

анализа

материала

и,

следовательно,

учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в

знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3.

Предоставляет

учителю

возможность

проверять

знания,

умения

и

навыки

на

разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако

тест

фиксирует

только

результаты

работы,

но

не

ход

ее

выполнения,

возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного

ответа

объясняется

невнимательностью

ученика,

поэтому

рациональнее

сочетать

тестирование с различными формами традиционного контроля. Тестовые задания удобно

использовать

и

при

организации

самостоятельной

работы

учащихся

в

режиме

самоконтроля, при повторении учебного материала.



В раздел образования