Авторы: Берсенева Екатерина Валерьевна, Замятина Любовь Андреевна
Должность: студентки
Учебное заведение: ШГПУ
Населённый пункт: города Шадринска, Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Раздел: высшее образование
Замятина Л.А., Берсенева Е.В., студентки ШГПУ
Научный руководитель: Пяшкур Ю.С., ШГПУ
г. Шадринск
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Больше всего в
дошкольном возрасте наблюдается развитие устной
речи, это происходит потому, что в этом возрастном периоде преобладают
наиболее
благоприятные
условия
для
ее
развития
и
закладываются
предпосылки
для
письменной
речи.
В
наше
время
можно
заметить
значительное
увеличение
количества
детей
и
взрослых,
которые
затрудняются в формулировке высказывания, в понимании смысла текста, в
последовательном изложении содержимого монолога,
в выражении своих
собственных мыслей посредством текстового сообщения, это представляется
следствием
задержки
развития
лексической
системы
языка,
в
связи
с
появлением
новых
форм
опосредованного
общения.
Исходя
из
изучения
психолого-педагогической литературы и из практики работы логопедов в
детских садах ясно, что у детей старшего дошкольного возраста часто можно
наблюдать нарушения речи, которые связанны c образованием глагольного
словаря.
Это
побуждает
искать
направления
и
приемы
коррекционно-
логопедической работы для предотвращения у детей допустимых лексико-
грамматических нарушений на уровне глагольной лексики.
Термин ОНР в России впервые был введён в 50-60 годах XX века
основоположником дошкольной логопедии Р.Е. Левиной [2] выделены три
уровня
речевого
развития,
которые
отражают
типичное
состояние
компонентов языка у детей с ОНР.
Т.Б.
Филичева
[4]
выделила
четвертый
уровень
при
общем
недоразвитии
речи.
К
четвертому
уровню
относятся
дети
с
нерезко
выраженными
остаточными
проявлениями
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематического недоразвития речи.
По мнению Р.Е. Левиной [2], ОНР - это тяжелое речевое нарушение,
для
которого
характерен
здоровый
слух
и
исходно
не
поврежденный
интеллект,
однако
отмечается
задержка
начала
развития
речи,
дефекты
произношения
и
бедный
словарный
запас,
что
подчеркивает
системное
нарушение
всех
составляющих
речи.
Ребенка
с
ОНР
важно
отличать
от
ребенка,
имеющего
сходные
состояния,
такие
как
временная
задержка
речевого развития. Наряду с этим, необходимо помнить, что у детей с ОНР в
нормальные сроки развиваются такие аспекты как, понимание обиходно-
разговорной речи, живой интерес к игровой и предметной деятельности,
эмоционально
избирательное
отношение
к
окружающему
ребенка
миру.
Основная масса дошкольников подготовительных к школе логопедических
групп
образовывают
именно
дети
с III
уровнем
речевого
развития.
Для
третьего уровня речевого развития детей характерно наличие развёрнутой
фразовой
речи
с выраженными
элементами
лексико-грамматического
и фонетико-фонематического
недоразвития.
Дети
способны
сравнительно
свободно
осуществлять
коммуникацию
с окружающими
людьми,
однако испытывают
потребность
в систематической
помощи со стороны
родителей
или
воспитателей,
которые
вносят
в их речь
необходимые
пояснения.
Независимое
общение
остается
ограниченным
и заключено
в
рамки
знакомых
ситуаций.
Несмотря
на
то,
что
те
звуки,
которые
изолировано, произносятся
правильно, в самостоятельной речи звучат не
четко.
При изучении лексики у детей с ОНР учитывается, что между звуковой
формой слова и его лексическим и грамматическим значением существует
взаимосвязь, что не всякое звуковое сочетание воспринимается как слово, а
только
то,
которое
соотносится
с
определенным
предметом,
процессом,
качеством или действием и имеет грамматическое оформление. В работах
многих
авторов
(Н.С.
Жуковой,
Р.И.
Лалаевой,
Р.Е.
Левиной;
Е.М.
Мастюковой, Н.В. Серебряковой; Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у
детей с ОНР наблюдаются различные нарушения лексики.
Характерными
лексическими
особенностями
речи
дошкольников
данной
категории
являются:
преобладание
слов
—
названий
обиходно-
бытовых предметов и действий; недостаток слов-обобщений, слов-признаков,
слов,
выражающих
оттенки
значений
или
абстрактные
понятия;
частые
замены
одного
названия
другим,
причем
замены
происходят,
как
по
смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Все эти
ошибки
свидетельствует
о
слабости
лексического
переноса,
сниженном
языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при
словообразовании.
Ребенок с нарушениями речевого развития, не владеет близкими по
смыслу глаголами (спит — дремлет; торопится — спешит), не знает названий
различных
действий,
свойственных
одному
объекту
(например:
крадется,
охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о
человеке). Значительные трудности у детей вызывает употребление глагола в
переносном значении (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).
Т.А.
Ткаченко
[3],
характеризуя
речь
детей
с
третьим
уровнем,
отмечает,
что
в
5-летнем
возрасте
словарный
запас
детей
составляет
примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют и если присутствуют, то в
искаженном
виде
менее
употребительные
слова,
обозначающие
названия
предметов, объектов, действий, их признаки. В словаре ребенка наблюдается
преобладание слов — названий обиходно-бытовых предметов и действий
(спать, одеваться, идти, умываться).
Наиболее
характерные
лексические
трудности
касаются
знания
и
называния:
глаголов,
выражающих
уточненность
действий
(лакает,
лижет,
грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);
приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.
п.).
Ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в
заданиях на словообразование, например: - пришила юбку (вместо подшила),
- шьет руку (вместо пришивает рукав).
В
работах
Т.Б.
Филичевой
и
Г.В.
Чиркиной
отмечаются
такие
лексические особенности при общем недоразвитии речи (третьего уровня)
[4]:
расхождение в объеме пассивного и активного словаря;
название действий заменяют словами, близкими по ситуации и
внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
нередко, правильно показывая на картинках названные действия,
в самостоятельной речи их смешивают;
из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут
показать, как штопать, распарывать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться;
много
ошибок
допускают
при
употреблении
приставочных
глаголов.
Р.Е.Левина
[2]
утверждает,
что
общее
недоразвитие
речи
третьего
уровня, проявляется в неточном знании и употреблении некоторых слов, в
неумении изменять и образовывать слова. Не зная того или иного слова, дети
употребляют
другое
слово,
обозначающее
сходный
предмет.
Например:
названия
некоторых
мало
знакомых
действий,
дети
заменяют
другими
(вместо строгать ребенок говорит «чистить», вместо вязать – «плести»).
Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы
назвать предмет или действие.
На этой стадии речевого развития у детей еще очень ограниченный
речевой запас, поэтому в измененной ситуации происходит неточный отбор
слов, т.е. затруднена дифференциация глаголов близких по значению («моет-
купает», «ставит-поставила», «ставит-кладет»).
Некоторые
слова,
хотя
и
знакомые
детям,
оказываются
еще
недостаточно закрепленными в речи вследствие редкого их употребления,
поэтому
при
построении
предложений
дети
стараются
обходить
их
(растапливает печь – «кладет в печку дров и зажигает»). Такие, казалось бы,
знакомые
глаголы,
как
поить
и
кормить,
у
многих
детей
зачастую
недостаточно дифференцируются по значению.
Можно выделить ошибки связанные с не различением вида глаголов
(«сели, пока не перестал дождь», вместо «сидели»; «выкупались, пока было
тепло,
вместо
«купались»),
реже
встречается
неправильное
согласование
существительных
и
глаголов
(«мальчик
рисуют»,
«девочки
играла»).
Особенно
заметны
затруднения
в
словоизменении
при
выполнении
специальных заданий. Так, не всегда дети могут образовать множественное
число существительных и глаголов от слов, данных в единственном числе, и
наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.).
Неумение
пользоваться
способами
словообразования
приводит
к
весьма
ограниченной
возможности
варьировать
слова.
Сама
задача
преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об
этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Эти и подобные
примеры показывают, что средства фонетического выражения значений и
морфологический
состав
слов
еще
недостаточно
подмечаются.
Кроткова А.В., Дроздова Е.Н [1] утверждают, что приставочное
образование глаголов достаточно трудно для детей дошкольного возраста.
Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем
существительные
конкретного
значения,
а
семантическое
различие
его
словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные
образы предметов.
Многие глагольные формы заменялись детьми на близкие по значению
(«доехали
—
добрались»).
Иногда
в
их
ответах
не
прослеживалось
устойчивое
понимание
различий
между
близкими
по
смыслу
существительными и глаголами («машина — ехать»).
Шашкина Г.Р. [5] одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР
является
расхождение
в
объеме
пассивного
и
активного
словаря:
дети
понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но
употребление
слов
в
речи
сильно
затруднено.
В
глагольном
словаре
преобладают
слова,
обозначающие
ежедневные
бытовые
действия.
Таким образом, можно отметить следующие особенности глагольной лексики
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:
У
детей
с
III
уровнем
ОНР
словарный
запас
детей
не
соответствует возрасту.
Наблюдаются
расхождения
в
объеме
активного
и
пассивного
словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда
его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным
для него самого.
В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие
ежедневные бытовые действия.
Ребенок не владеет близкими по смыслу глаголами. Название
действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам.
Не знает названий различных действий, свойственных одному
объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается.
Употребление
глагола
в
переносном
значении
затруднено
(Человек идет. Дождь идет. Часы идут).
Для того, что бы ребенок в полной мере овладел навыками связной
речи,
первоначально,
нужно
заняться
формированием
достаточного
глагольного словаря, поскольку мы знаем, что глагол есть основа любой
фразы
и
любого
высказывания.
Работу
по
развитию
глагольной
лексики
следует начинать в старшем дошкольном возрасте, поскольку озвученный
возраст наиболее для этого располагает. Данная работа представляется как
объемная
деятельность
специалистов,
которая
включает
в
себя
систему
взаимозависимых
задач,
содержимое,
форму
организации
и
конечно
предполагаемые результаты работы. Среди задач по развитию глагольного
словаря детей можно выделить:
внедрение
в
активный
словарь
ребенка
глаголов,
которые
соответствуют определенной лексической теме;
формирование вариативности глагольной лексики;
содействие развитию истинности смыслового значения глаголов;
По
формированию
глагольного
словаря
у
дошкольников
старшего
возраста с ОНР, можно выделить 3 основные задачи коррекционной работы:
Увеличение
глагольного
словаря
(освоение
новых,
до
этого
неизвестных слов-действий).
Закрепление
и
уточнение
глагольного
словаря
(многократное
повторение
для
их
запоминания,
усвоение
явлений
многозначности,
синонимии, антонимии).
Активизация
глагольного
словаря
(увеличение
количества
используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком,
включение глаголов в словосочетания, предложения).
Центральным
направлением
в
реализации
коррекционной
работы
выступает
коррекционно–воспитательная
работа,
которая
проводится
педагогами
дошкольного
образования.
Важность
этого
направления
становится главенствующей потому, что успех формирования нормированной
речи у дошкольников с дефектами речи во многом имеет зависимость от того,
насколько эффективно реализуется процесс закрепления речевых навыков и
умений, приобретённых детьми, при помощи логопеда. Можно сказать, что
перед
воспитателями
стоит
цель
закрепить
навыки
и
умения
по
формированию
глагольного
словаря,
которые
дети
получают
на
логопедических
занятиях.
Решению
этой
цели
подчиняются
следующие
задачи:
Формирование у детей доступного, необходимого их пониманию
объема знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и
экскурсиях;
Помощь, развитию речи детей, проводя работу по накоплению,
обогащению и активизации словаря глаголов, уточнению значений слов;
Формирование
позитивных
навыков
общего
и
речевого
поведения, совершенствование навыков общения;
Закрепление
навыков
пользования
доступной
активной
самостоятельной речью.
Материал,
который
под
руководством
логопеда,
изучается
детьми,
закрепляется
воспитателем,
в
условиях
естественной
коммуникации
воспитанников.
Рассмотрим,
как
можно
пользовать
общеобразовательные
занятия
для
закрепления
глагольного
словаря.
Приучаясь
сопровождать
речью
выполняемые
на
занятиях
действия,
дошкольники
с
ОНР
на
математических занятиях используют такие глаголы как: считаю – считаем,
составляю – составляем, добавляю – добавляем. Помимо этого закрепляются
грамматические категории глагола: ед. и мн.ч наст.времени. Подводя итоги
занятия,
и
привлекая
к
участию
в
этом
детей,
воспитатель
с
помощью
вопросов:
«Что
вы
делали
на
занятии?
Какое
задание
ты
выполнял?»,
подводит детей к использованию в ответах глаголов ед. и мн.ч прш.вр. (делал
– делали, узнал – узнали и т. д.) На занятиях по изо деятельности детей
можно
знакомить
с
новыми
словами,
учить
понимать,
различать
и
употреблять
слова
в
активной
речи.
Ребенок
знакомится
с
названиями
действий,
которые
он
производит
с
предметами.
В
продуктивной
деятельности слова – действия усваиваются намного быстрее и легче, так как
есть возможность связать непосредственно выполняемые действия со словом.
Например: взял карандаш, прижал салфетку, веду линию, рисую мяч и т. д.
Стоит
отметить,
что
заметно
раньше
дети
усваивают,
допустим,
приставочные глаголы, если их во время деятельности часто использует в
речи
воспитатель,
говоря
о
том,
что
делает
ребенок:
режет,
обрезает,
вырезает,
разрезает
и
т.
д.,
естественно
повтор
за
воспитателем
детьми.
Огромное
воздействие
на
обогащение
детского
словаря
оказывают
литературные произведения, поэтому во время знакомства с произведениями
тоже
можно
закреплять
глагольный
словарь.
Для
этого
подбираются
рассказы, стихи в которых есть знакомые детям слова – действия. После
прочтения
произведения
воспитателем
дети
должны
назвать
действия,
которые они услышали. Все рассмотренные примеры позволяют говорить о
том,
что
общеобразовательные
занятия
оказывают
большую
помощь
в
закреплении и уточнении глагольного словаря. В каждодневной жизни детей
закрепляются
и
уточняются
различные
грамматические
формы
глаголов,
значение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Во
время работы на участке воспитатель с помощью пояснений, указаний, а
также
сопровождая
речью
производимые
им
действия,
приучает
воспитанников
четко
различать
глаголы
совершенного
и
несовершенного
вида (поливает – полил; собирает – собрал, определять по действию число
предметов (растет – растут, их род (собрал – собрала). Когда воспитатель
задает вопросы, он должен побуждать детей к применению глаголов, которые
обозначают действия, близкие по смыслу (наливает, выливает, поливает и т.
д). Помимо этого в ходе подготовки к занятиям, дежурства по столовой и
уголку природы воспитатель побуждает детей к называнию выполняемых
действий,
что
также
способствует
развитию
умения
составлять
простые
предложения, а затем и связные высказывания о проделанной работе. Для
результативной
работы
нужна
полноценная
система,
включающая
упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Подобная система будет
способствовать
не
пассивному
восприятию,
а
активному,
творческому
участию
ребёнка.
В
процессе
формирования
словообразования
у
дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации,
прежде
всего,
системы
продуктивных
словообразовательных
моделей.
Дифференциация
словообразовательных
форм
глаголов
является
весьма
сложной для освоения дошкольниками с ОНР. Это объясняется тем, что
глагол характеризуется более отвлеченной семантикой, чем существительные
конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм
глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные
образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются
ребенком
в
дошкольном
возрасте.
Таким
образом,
проанализировав
направления работы воспитателя можно сказать, что во время режимных
моментов и занятий воспитателем создается практическая база для активной
отработки необходимого словаря сначала на уровне понимания, а затем и
употребления.
В
глагольном
словаре
дошкольников
с
ОНР
преобладают
слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет каждый день или
наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть,
пить,
убирать
и
др.)
Гораздо
труднее
усваиваются
слова
обобщенного,
отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества,
признаки и др. Затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы
передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется
незначительное
количество
глаголов
с
приставками,
которые
чаще
всего
заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел). В
заменах
глаголов
обращает
на
себя
внимание
неумение
детей
дифференцировать
некоторые
действия,
что
в
ряде
случаев
приводит
к
использованию
глаголов
более
общего,
недифференцированного
значения
(ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Особенно стойкими
являются замены глаголов. Некоторые замены глаголов отражают неумение
детей
выделять
существенные
признаки
действия,
с
одной
стороны
и
несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения
актуализации
словаря
у
дошкольников
с
ОНР
проявляются
также
в
искажениях
звуковой
структуры
слова
(мяукает
–
мяучает,
кудахчет
–
кудакает.)
Таким образом, вопросу развития лексики ребенка посвящено большое
количество исследований. Овладение лексикой идет в процессе онтогенеза
постепенно путем накопления и совершенствования. К первому году жизни у
ребенка
появляются
аморфные,
лепетные
слова,
состоящие
из
ударных
слогов. Нарушение в овладении глагольной лексикой значительно затрудняет
общение,
пагубно
влияет
на
развитие
познавательной
деятельности,
способствует задержке развития устной, а в будущем письменной речи, так
же будет препятствовать овладению школьной программой. Насыщенная и
правильно сформированная речь является способом полноценного общения и
развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет
огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря
есть признак высокого развития речи ребенка. Речь детей не будет достаточно
развитой,
если
имеются
нарушения
формирования
лексического
запаса.
Отсюда
следует,
что
развитие
глагольного
словаря
у
детей
старшего
дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня, является
важнейшим
направлением
при
предупреждении
нарушений
и
развитии
коммуникативных умений детей.
Список литературы
1.
Кроткова
А.В.,
Дроздова
Е.Н.
Особенности
формирования
лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня // Логопед, 2004 - №1.-с.26-34.- С. 2004
2.
Левина
Р.Е.
Характеристика
общего
недоразвития
речи
у
детей/Левина, Р.Е.//Логопедия сегодня.-2009.- С.6-19. – С.2009
3.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое
пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999
4.
Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева
Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.,
1999.- С. 87-98, . 137-250.
5.
Шашкина Г.Р и др. Логопедическая работа с дошкольниками:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П.
Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.