Автор: Алиева Надежда Алиахмедовна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"
Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к
юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой
перестройкой всего организма [1].
Избирательность
внимания
является
психологической
особенностью
данного
возраста. Данная особенность обозначает то, что учащиеся средних классов откликаются
на
захватывающие,
необычные
уроки
и
классные
дела,
а
быстрая
переключаемость
внимания не дает возможности долго концентрироваться на одном и том же занятии.
Однако, при создании
трудно преодолеваемых и нестандартных ситуаций, учащиеся
занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Важной особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка,
который раньше всегда и со всем соглашался, появляется свое субъективное мнение,
которое он старается демонстрировать как можно чаще, тем самым заявляя о себе. Дети в
этот период склонны к возражениям и спорам. Сводится к нулю слепое следование
авторитету взрослого и часто родители не понимают, в чем истинная причина такого
поведения, считая, что их ребенок подвергается чужому влиянию. В семьях наступает
кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому
[1].
Средний школьный возраст является благоприятным для творческого развития. В
этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, определять причину и
следствие, находить сходство и различие. Учащимся становятся интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свою точку зрения. Подросткам нравится
самостоятельно решать проблему, участвовать в дискуссиях, отстаивая свое мнение и
доказывая свою правоту.
Исследования
внутреннего
мира
подростков
показывают,
что
одной
из
самых
главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность
убеждений,
нравственных
идей
и
понятий
с
поступками,
действиями,
поведением.
Неустойчива система нравственных идеалов и оценочных суждений. Влияние друзей,
семейные
проблемы,
а
также
трудности
жизненного
плана
могут
вызвать
у
ребят
сложности в становлении и развитии. Работа учителя должна быть направлена на развитие
системы справедливых оценочных суждений и формирование нравственного опыта.
Чувственная сфера в этом возрасте приобретает особое значение. Свои чувства
подростки
могут
проявлять
очень
бурно,
иногда
аффективно.
Данный
период
жизни
ребенка
иногда
называют
периодом
тяжелого
кризиса.
Признаками
данного
периода
являются эгоизм, замкнутость, упрямство, вспышки гнева, уход в себя. По этим причинам
учителю
стоит
быть
внимательней
к
внутреннему
миру
ребенка,
проблемы
решать
наедине с ним, уделять больше внимания индивидуальной работе.
Ребенок среднего школьного возраста весьма подражателен. Это может привести
его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Большинство подростков, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою
будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом
вообще.
Учителю следует обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности;
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу
необходимо
глубоко
осмыслить
особенности
развития
и
поведения
современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложных и противоречивых
условиях жизни. Такой подход даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и
наладить хорошие отношения в системе: школа – семья – общество – ребенок.
Возможность самовыражения и самореализации в этом возрасте для подростка
имеет особое значение. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат
активному
самовыражению
подростков
и
учитывают
их
интересы.
Самостоятельная
организация классных дел, участие в диалогах и полилогах, принятие самостоятельных
решений
привлекают учащихся средних классов. Организуя работу с подростками,
учитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени
«класс».
Необходимо
учитывать
специфические
психологические
о собенно сти
подросткового возраста, которые проявляются во всей учебной деятельности учащихся
средних классов. Ученики 5-7 и частично 4 классов уже начинают критически относиться
к своим работам и способностям, к себе. В этом проявляется их взросление; усиление
требовательности к себе, стремление к самоутверждению и совершенствованию. Данные
качества выражаются и в изобразительной деятельности учащихся. Если в начальных
классах
дети
охотно
берутся
за
выполнение
заданий,
рисуя
увлеченно
и
смело,
довольствуясь любым результатом, то в старших классах наблюдается иная картина.
Ученик принимается за работу не сразу, а выполнив задание, может быть столь недоволен
результатами, что изорвет рисунок, объявит себя «неспособным» и, возможно, прекратит
заниматься рисованием. С этим учителю приходится сталкиваться нередко. Задача учителя
прежде всего состоит в вовлечении всех учащихся в работу и приобщении всех детей к
изобразительному искусству [2].
Работая
с
подростками,
учитель
сталкивается
с
максимализмом
и
безапелляционным
критицизмом,
свойственными
этому
возрасту.
Ученик
может,
например,
заявить,
что
занятие
изобразительным
искусством
–
п у с то е
времяпрепровождение и тому подобное. На это следует реагировать спокойно, при этом,
не оставляя без внимания, попытаться приобщить ученика к работе. В процессе работы
следует
акцентировать
общее
внимание
на
сложной
структуре
закономерностей
художественного
языка,
на
задачах,
которые
ставят
и
решают
художники
в
своих
произведениях, а также раскрывать роль искусства в жизни общества.
Подросток
любознателен,
пытлив,
эмоционален,
но
резок
и
стремителен
в
суждениях. Он предпочитает доходить до всего сам. Учитывая данную особенность,
нужно
предоставить
учащемуся
возможность
самостоятельно
принимать
решение,
незаметно направляя его внимание. Не следует забывать о похвале за умение находить
правильное решение вопроса, отыскивать истинное и отбрасывать ошибочное.
Учащиеся
среднего
школьного
возраста
не
довольствуются
схематическим
построением изображения; они стремятся любовно передать каждую деталь, каждую
особенную черту. Это является специфической особенностью учеников подросткового
возраста.
В
этом
также
выражается
взросление
и
развитие
учащихся.
Зрительное
восприятие подростков приобретает более аналитический характер. Учащиеся уделяют
внимание объему, деталям, положению предметов в пространстве и пытаются все это
передать
в
изображениях.
Поэтому
работы
их
часто
лишены
цельности
и
носят
иллюзорный характер. Эту особенность (подростковый «натурализм») следует учитывать
и видеть в этом попытку более глубокого изучения и понимания окружающего мира.
Учителю не следует критиковать рисунок за излишнюю детализацию, если даже она
неуместна, по мнению учителя. Необходимо выяснить замысел автора, его отношение к
собственной работе, и, в зависимости от этого, решать, стоит ли от нее отказываться.
Зрительные
восприятия
подростков
11-13
лет
достаточно
развиты.
Учащиеся
различают все многообразие цвета и разные его оттенки. Однако при передаче цвета
натуры в работе часто затрудняются. Как показали исследования, это главным образом
обусловлено недостаточными навыками в работе с красками. Ученик видит цвет, но не
может его воспроизвести [3].
Однако в целом можно сказать, что изобразительные работы подростков часто уже
не
имеют
той
свежести,
искренности,
непосредственности
и
смелости,
которая
свойственна рисункам младших школьников. Они не столь декоративны и красочны, по
сравнению с рисунками, полными радостного цвета и трогательного неумения ребят
младшего школьного возраста.
1.
Особенности
психоневрологического
статуса
ребенка
в
норме
и
при
патологии .
Авторы: Малышев В. Г.,Щанкин А. А.,Щанкина Г. И.
2.
Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение,
1980.
3.
Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.- 279с.