Автор: Заболотняя Виктория Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Радуга", МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Вилюйский р–он, п.Кысыл–Сыр
Наименование материала: Статья
Тема: Роль музыки в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
Роль музыки в речевом развитии детей дошкольного возраста
Музыкальный
руководитель
как
педагог
проводит
с
детьми
на
музыкальных занятиях большую общеобразовательную и воспитательную
работу, направленную на интеллектуальное развитие. Эта работа, благодаря
эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной,
чем прямое, иногда формальное и скучное, обучение и назидание. Однако,
музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том
случае, если педагог знает специфику воздействия музыки на ребенка[43, 48].
Восприятие
музыки
требует
внимания
и
сообразительности.
Дети
прислушиваются
к
звучанию,
сравнивают
звуки
сходные
и
различные,
отмечают
характерные
смысловые
особенности
художественных
образов,
учатся
разбираться
в
структуре
произведения.
Беседа
по
поводу
прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения[20,
19].
Восприятие
музыки
«совершенно»
непосредственно
сопровождается
теми
или
иными
двигательными
реакциями,
более
или
менее
точно
передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими
словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент[44,
24]. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие ритма вызывает
многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы,
пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Движение помогает полнее
воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь, придает
движению особую выразительность[13, 50].
При осознанном восприятии музыки и двигательном ее выражении не
исключается влияние музыки и движения на эмоционально-волевую сферу
человека, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную,
но
и
эмоциональную
природу.
Чем
сложнее
и
объемнее
музыкальное
произведение, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое
внимание. Оно в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти,
которая опирается на слуховой и двигательные аппараты[11, 50].
Музыкально-ритмические
движения
требуют
своевременной,
осознанной
реакции
на
внешний
раздражитель,
своевременного
переключения
с
одного
движения
на
другое,
умения
быстро
и
точно
тормозить.
Таким
образом,
передача
в
движении
ритма
сменяющихся
разнохарактерных тем – основной метод ритмической тренировки[44, 30].
Наблюдения и изучения влияния музыки на организм человека дало
основание использовать ее в лечебных целях. Многие народы древности
интуитивно угадывали в ней огромную силу еще не умея ее объяснить. В
Древней
Индии
пение
традиционно
выступало
лечебным
средством.
Аристотель
объяснял
воздействие
музыки
на
примере
религиозных
песнопений,
которые
«действуют
возбуждающим
образом
на
душу
и
приносят как бы исцеление и очищение людям»[2, 8].
В Европе в XVIII в. Лондонский врач Ричард Броклесби написал свои
«Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении
болезней». Последующие столетия подтвердили правильность использования
музыки как лечебного средства. Например, благодаря исследованиям медика
и
физиолога
–
В. Бехтерева
использование
музыки
в
лечебных
и
профилактических
целях
постепенно
получает
в
начале
XX
в.
прочные
научные основы. В Петербурге незадолго до первой мировой войны учеными
Психоневрологического института была учреждена специальная комиссия
для изучения влияния музыки на живой организм и на человека.
В мае 1914 г.
академик В.М. Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом
«Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его
детства». Бехтерев убедительно показал, насколько необходимо приобщение
ребенка
к
музыке
в
самом
раннем
возрасте
для
нормального,
здорового
развития детского организма[14, 28].
Многие
специалисты,
работающие
над
коррекцией
различных
психических, физических, речевых нарушений широко используют в своей
работе музыку. В частности логопеды в сотрудничестве с учителями музыки
и
музыкальными
руководителями
обращаются
к
средствам
музыкального
воздействия,
чтоб
создать
жизнерадостное,
бодрое
или
спокойное
настроение,
необходимое
для
пользования
речью,
научить
пользоваться
речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение,
сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
Развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном
единстве,
но
под
влиянием
коррекционной
работы
они
могут
совершенствоваться одновременно[7, 3].
Сочетание
музыки,
движения
и
речи
способствует
развитию
координации
общих
движений,
тонкой
моторики
рук
и
произвольных
мимических движений, нормализует темп и ритм дыхания, речи, что является
важным
в
коррекционно-педагогической
работе
с
детьми
с
речевыми
нарушениями. Это указывает на необходимость более глубокого изучения
музыкально-ритмических характеристик речи и движения[48, 4].
Вокальная
разминка,
применяемая
на
коррекционных
музыкальных
занятиях,
призвана
развивать
и
воспитывать
речевые
процессы
детей-
логопатов,
позволяет
пере ст роить
дыхательную,
го л о с о ву ю ,
артикуляционную системы[16, 6]. Развитию речевых процессов способствует
и
такой
вид
музыкальной
деятельности,
как
пение.
Подбор
песенного
материала
осуществляется
по
принципу
эмоционального
воздействия,
вырабатывающего чувство организованности, что уменьшает отрицательные
комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения; с
учетом
возрастного
певческого
диапазона.
Пение
развивает
голосовой
аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке
вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует
и углубляет дыхание[8, 173].
На материале танцевальной разминки дошкольники учатся артистично
исполнять музыкально-ритмические движения и пантомимику, накапливают
запас двигательных навыков для применения их в танцевальной деятельности
и танцевальном творчестве. В музыкально-ритмической деятельности дети с
большим
удовольствием
придумывают,
комбинируют
движения
пляски,
напевая
и
двигаясь
под
музыку.
Танец,
народная
пляска
и
особенно
музыкально-игровая
драматизация побуждают детей изобразить картину
жизни,
охарактеризовать
какой-либо
персонаж,
используя
выразительные
движения, мимику, слово. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи
музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает
четкость
ходьбы
и
легкость
бега.
Динамика
и
темп
музыкального
произведения требуют и в
движениях соответственно изменять скорость,
степень напряжения, амплитуду, направление[35, 46].
Материал
по
слушанию
музыки
развивает
у
детей
воображение,
словарный
запас.
Дети
учатся
высказываться
о
музыке,
воспринимать
характер, ощущать ритм, различать вступление и заключение, определять
форму,
жанр
произведения
и
тембр
аккомпанемента.
Знакомство
с
классической
музыкой
и
познание
ее
воспитывает
интерес
к
творчеству
композиторов,
способствует
возникновению
желания
познать
культурное
наследие народа[60, 14].
В
играх
у
детей
совершенствуется
координация,
вырабатывается
чувство ритма. Движения, зачастую сопровождающиеся репликами, стихами,
пением,
в
свою
очередь
повышают
активность
речедвигательного
анализатора[1, 25]. Игры способствуют развитию фонематического слуха и
внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на
подстройку
голосов
к
определенному
музыкальному
звуку,
распевки
на
автоматизацию
тех
звуков,
которые
дети
изучают
на
логопедических
занятиях. Игры – один из самых эффективных способов коррекционного
воздействия
на
детей,
в
котором
наиболее
ярко
проявляется
принцип
обучения – учить, играя[22, 3].
Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания
музыки,
движения
под
музыку)
требует
от
детей
в н и ма н и я ,
сообразительности,
быстроты
реакции,
организованности,
проявления
волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в танцах,
играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного
желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это воспитывает волю и
обогащает дошкольников новыми представлениями[59, 19].
Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой
моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается
зажатость, скованность. Выдающиеся ученые Л.С.Выготский, Л.С. Волкова,
считали,
что
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук
положительно
сказывается на становлении детской речи[37, 80].
Также использование музыкального творчества помогает:
- формировать у детей нравственное поведение;
- прививать ребятам культуру, расширять и углублять из знания об
окружающем мире;
-
активизировать
и
расширять
у
детей
словарный
з а п а с ,
совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки
связной речи, ее темп и выразительность;
-
совершенствовать
у
детей
моторику,
координацию,
плавность,
переключаемость и целенаправленность движений[15, 75].
Воздействие музыки на жизнь человека, а тем более в детском возрасте
всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, все расы, религии и
национальности,
музыка
учит
воспринимать,
чувствовать
и
понимать
прекрасное,
замечать
хорошее
и
плохое
творчески
самостоятельно
действовать. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические
образы
и
лирическое
настроение,
веселый
юмор
и
задорные
плясовые
мелодии.
В
коллективных
песнях,
танцах,
играх,
когда
дети
охвачены
общими
переживаниями,
укрепляются
чувства
дружелюбия,
общности,
сопереживания[56, 32].
Таким образом, благодаря своему влиянию на организм человека,
музыка
успешно
используется
в
лечебной
практике,
она
является
универсальным средством развития детей дошкольного возраста и коррекции,
имеющихся у них речевых отклонений.