Напоминание

Роль музыки в речевом развитии детей дошкольного возраста


Автор: Заболотняя Виктория Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель, преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Радуга", МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Вилюйский р–он, п.Кысыл–Сыр
Наименование материала: Статья
Тема: Роль музыки в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль музыки в речевом развитии детей дошкольного возраста

Музыкальный

руководитель

как

педагог

проводит

с

детьми

на

музыкальных занятиях большую общеобразовательную и воспитательную

работу, направленную на интеллектуальное развитие. Эта работа, благодаря

эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной,

чем прямое, иногда формальное и скучное, обучение и назидание. Однако,

музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том

случае, если педагог знает специфику воздействия музыки на ребенка[43, 48].

Восприятие

музыки

требует

внимания

и

сообразительности.

Дети

прислушиваются

к

звучанию,

сравнивают

звуки

сходные

и

различные,

отмечают

характерные

смысловые

особенности

художественных

образов,

учатся

разбираться

в

структуре

произведения.

Беседа

по

поводу

прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения[20,

19].

Восприятие

музыки

«совершенно»

непосредственно

сопровождается

теми

или

иными

двигательными

реакциями,

более

или

менее

точно

передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими

словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент[44,

24]. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие ритма вызывает

многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы,

пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Движение помогает полнее

воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь, придает

движению особую выразительность[13, 50].

При осознанном восприятии музыки и двигательном ее выражении не

исключается влияние музыки и движения на эмоционально-волевую сферу

человека, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную,

но

и

эмоциональную

природу.

Чем

сложнее

и

объемнее

музыкальное

произведение, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое

внимание. Оно в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти,

которая опирается на слуховой и двигательные аппараты[11, 50].

Музыкально-ритмические

движения

требуют

своевременной,

осознанной

реакции

на

внешний

раздражитель,

своевременного

переключения

с

одного

движения

на

другое,

умения

быстро

и

точно

тормозить.

Таким

образом,

передача

в

движении

ритма

сменяющихся

разнохарактерных тем – основной метод ритмической тренировки[44, 30].

Наблюдения и изучения влияния музыки на организм человека дало

основание использовать ее в лечебных целях. Многие народы древности

интуитивно угадывали в ней огромную силу еще не умея ее объяснить. В

Древней

Индии

пение

традиционно

выступало

лечебным

средством.

Аристотель

объяснял

воздействие

музыки

на

примере

религиозных

песнопений,

которые

«действуют

возбуждающим

образом

на

душу

и

приносят как бы исцеление и очищение людям»[2, 8].

В Европе в XVIII в. Лондонский врач Ричард Броклесби написал свои

«Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее в лечении

болезней». Последующие столетия подтвердили правильность использования

музыки как лечебного средства. Например, благодаря исследованиям медика

и

физиолога

В. Бехтерева

использование

музыки

в

лечебных

и

профилактических

целях

постепенно

получает

в

начале

XX

в.

прочные

научные основы. В Петербурге незадолго до первой мировой войны учеными

Психоневрологического института была учреждена специальная комиссия

для изучения влияния музыки на живой организм и на человека.

В мае 1914 г.

академик В.М. Бехтерев выступил на заседании этой комиссии с докладом

«Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его

детства». Бехтерев убедительно показал, насколько необходимо приобщение

ребенка

к

музыке

в

самом

раннем

возрасте

для

нормального,

здорового

развития детского организма[14, 28].

Многие

специалисты,

работающие

над

коррекцией

различных

психических, физических, речевых нарушений широко используют в своей

работе музыку. В частности логопеды в сотрудничестве с учителями музыки

и

музыкальными

руководителями

обращаются

к

средствам

музыкального

воздействия,

чтоб

создать

жизнерадостное,

бодрое

или

спокойное

настроение,

необходимое

для

пользования

речью,

научить

пользоваться

речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение,

сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

Развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном

единстве,

но

под

влиянием

коррекционной

работы

они

могут

совершенствоваться одновременно[7, 3].

Сочетание

музыки,

движения

и

речи

способствует

развитию

координации

общих

движений,

тонкой

моторики

рук

и

произвольных

мимических движений, нормализует темп и ритм дыхания, речи, что является

важным

в

коррекционно-педагогической

работе

с

детьми

с

речевыми

нарушениями. Это указывает на необходимость более глубокого изучения

музыкально-ритмических характеристик речи и движения[48, 4].

Вокальная

разминка,

применяемая

на

коррекционных

музыкальных

занятиях,

призвана

развивать

и

воспитывать

речевые

процессы

детей-

логопатов,

позволяет

пере ст роить

дыхательную,

го л о с о ву ю ,

артикуляционную системы[16, 6]. Развитию речевых процессов способствует

и

такой

вид

музыкальной

деятельности,

как

пение.

Подбор

песенного

материала

осуществляется

по

принципу

эмоционального

воздействия,

вырабатывающего чувство организованности, что уменьшает отрицательные

комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения; с

учетом

возрастного

певческого

диапазона.

Пение

развивает

голосовой

аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке

вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует

и углубляет дыхание[8, 173].

На материале танцевальной разминки дошкольники учатся артистично

исполнять музыкально-ритмические движения и пантомимику, накапливают

запас двигательных навыков для применения их в танцевальной деятельности

и танцевальном творчестве. В музыкально-ритмической деятельности дети с

большим

удовольствием

придумывают,

комбинируют

движения

пляски,

напевая

и

двигаясь

под

музыку.

Танец,

народная

пляска

и

особенно

музыкально-игровая

драматизация побуждают детей изобразить картину

жизни,

охарактеризовать

какой-либо

персонаж,

используя

выразительные

движения, мимику, слово. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи

музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает

четкость

ходьбы

и

легкость

бега.

Динамика

и

темп

музыкального

произведения требуют и в

движениях соответственно изменять скорость,

степень напряжения, амплитуду, направление[35, 46].

Материал

по

слушанию

музыки

развивает

у

детей

воображение,

словарный

запас.

Дети

учатся

высказываться

о

музыке,

воспринимать

характер, ощущать ритм, различать вступление и заключение, определять

форму,

жанр

произведения

и

тембр

аккомпанемента.

Знакомство

с

классической

музыкой

и

познание

ее

воспитывает

интерес

к

творчеству

композиторов,

способствует

возникновению

желания

познать

культурное

наследие народа[60, 14].

В

играх

у

детей

совершенствуется

координация,

вырабатывается

чувство ритма. Движения, зачастую сопровождающиеся репликами, стихами,

пением,

в

свою

очередь

повышают

активность

речедвигательного

анализатора[1, 25]. Игры способствуют развитию фонематического слуха и

внимания, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на

подстройку

голосов

к

определенному

музыкальному

звуку,

распевки

на

автоматизацию

тех

звуков,

которые

дети

изучают

на

логопедических

занятиях. Игры – один из самых эффективных способов коррекционного

воздействия

на

детей,

в

котором

наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения – учить, играя[22, 3].

Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания

музыки,

движения

под

музыку)

требует

от

детей

в н и ма н и я ,

сообразительности,

быстроты

реакции,

организованности,

проявления

волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в танцах,

играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного

желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это воспитывает волю и

обогащает дошкольников новыми представлениями[59, 19].

Большое значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой

моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолевается

зажатость, скованность. Выдающиеся ученые Л.С.Выготский, Л.С. Волкова,

считали,

что

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук

положительно

сказывается на становлении детской речи[37, 80].

Также использование музыкального творчества помогает:

- формировать у детей нравственное поведение;

- прививать ребятам культуру, расширять и углублять из знания об

окружающем мире;

-

активизировать

и

расширять

у

детей

словарный

з а п а с ,

совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки

связной речи, ее темп и выразительность;

-

совершенствовать

у

детей

моторику,

координацию,

плавность,

переключаемость и целенаправленность движений[15, 75].

Воздействие музыки на жизнь человека, а тем более в детском возрасте

всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, все расы, религии и

национальности,

музыка

учит

воспринимать,

чувствовать

и

понимать

прекрасное,

замечать

хорошее

и

плохое

творчески

самостоятельно

действовать. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические

образы

и

лирическое

настроение,

веселый

юмор

и

задорные

плясовые

мелодии.

В

коллективных

песнях,

танцах,

играх,

когда

дети

охвачены

общими

переживаниями,

укрепляются

чувства

дружелюбия,

общности,

сопереживания[56, 32].

Таким образом, благодаря своему влиянию на организм человека,

музыка

успешно

используется

в

лечебной

практике,

она

является

универсальным средством развития детей дошкольного возраста и коррекции,

имеющихся у них речевых отклонений.



В раздел образования