Автор: Моисеева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу хореография
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Джаз модерн
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Л. Л.Линховоина» г. Улан Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Джаз модерн»
Пояснительная записка
Хореография — живое, развивающееся искусство. Изменяющиеся реалии
жизни
являются
преобразующим
фактором
в
её
развитии.
Базируясь
на
основных своих разделах — народном, бытовом (бальном) и классическом
танцах, наша отечественная хореография испытывает на себе значительное
влияние новых форм и жанров, сформировавшихся на Западе: модерн - танца,
пост
-
модерн
-
танца,
джаз
-
танца,
бытового
(клубного)
танца
и
др.
Возникновение
новых,
в
корне
отличных
от
традиционных
направлений
в
хореографии ведёт к развитию новых методов и систем в преподавании танца.
Наиболее функциональна и близка к современным направлениям на эстраде
школа
модерн
-
джаз
-
танца,
вобравшая
в
себя
элементы
народного,
классического и бального танца.
Сложившееся
к
1920
году
направление
джаз
-
танца
впоследствии
эволюционировало
от
фольклорного
негритянского
танца
до
сценического
направления хореографии. Особую роль в становлении джаз - танца сыграл
мюзикл
как
чисто
американский
жанр.
Художественной
особенностью
джазового танца является совершенная свобода движений всего тела и его
отдельных
частей,
как
по
горизонтали,
так
и
по
вертикали.
Это
-
танец
ощущений, воплощения эмоций.
Модерн-танец возник в начале двадцатого века как результат творчества
известных
исполнителей,
хореографов
и
теоретиков,
где
основной
задачей
ставилась связь формы танца с его внутренним содержанием. Танец-модерн
основывается на работе позвоночника, в нём наиболее глубоко прослеживается
связь
движения
с
дыханием,
это
-
танец,
наиболее
полно
раскрывающий
технические возможности и индивидуальность исполнителя.
Развиваясь и совершенствуясь, оба танцевальных направления повлияли
друг
на
друга
—
в
семидесятые
годы
двадцатого
века
возникло
единое
направление (включающее в себя множество техник), именуемое «модерн-джаз-
танец».
Модерн-джаз
танец
обладает
своей
неповторимой
спецификой,
изяществом
и
энергетикой.
В
уроке
модерн-джаз
танца
нет
такой
строго
определённой
последовательности,
но
существуют
свои
обязательные
технические принципы, свой каркас. Эти особенности стиля таковы:
1)
постановка позвоночника, отличная от классической (совершенная
свобода корпуса);
2)
свободное
продвижение
по
сцене
в
различных
ракурсах,
направлениях и на разных уровнях относительно танцпола;
3)
изолированное движение всех частей тела, когда каждая часть тела
(её центр), двигается независимо от другой;
4)
использование ритмически сложных и синкопированных движений
(например,
метод
мультипликации,
когда
движение
раскладывается
на
составные части, фазируется и мультиплицируется в чётком соответствии с
ритмом);
5)
полиритмия танца, его связь с музыкой, умение чувствовать своим
телом музыкальный свинг и воплотить его в движение;
6)
комбинирование
и
взаимопроникновение
музыки
и
танца
(исполнителям этих танцев необходимо обладать совершенным музыкальным
слухом и чувством ритма, умением двигаться в заданном ритме);
7)
индивидуальная импровизация в общем танце (исполнитель должен
уметь импровизировать);
Курс рассчитан на семь лет (первый-седьмой класс) с семилетним сроком
обучения
для
хореографических
отделений
детских
школ
искусств.
Им
соответствуют
три
этапа
обучающей
работы:
развивающий,
базовый
и
продвинутый. На первом этапе обучения проводится лекция по историческим
основам танца.
По окончании третьего и пятого года проводятся зачеты, после - экзамен.
Знания
определяются
степенью
точности
выполнения
упражнений,
методических указаний и требований педагога, а также свободой координации,
музыкальностью и индивидуальностью исполнения. Формой промежуточной
аттестации
является
-
контрольные
уроки,
открытые
уроки,
концертные
выступления
Настоящая
программа
составлена
традиционно:
содержит
перечень
разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.
Цели программы:
1.
Расширение творческого кругозора у учащихся.
2.
Освоение основных принципов модерн-джаз танца.
3.
Изучение танцевальных композиций разных направлений и стилей.
4.
Воспитание музыкальности, культуры и поведения в обществе.
Задачи программы:
1.
Изучение основ основных стилей и направлений.
2.
Освоение танцевальной техники изучаемых танцев.
3.
Соблюдать
системность
в
процессе
обучения
(от
простого
к
сложному).
4.
Учитывать возрастные особенности учащихся.
5.
Развивать
общий
эмоциональный
фон
учащихся,
свободное
общение, уверенность, силу духа.
Формы работы.
Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные
занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом
возрастных особенностей детей каждого класса.
Формы контроля.
Зачетные уроки (теория и практика), академические концерты, концерты
для родителей, театрализованные представления.
Наряду
с
практическими
знаниями
с
первого
года
даются
и
теоретические знания.
Методические приемы.
При
организации
образовательного
процесса
используются
методы:
наблюдение,
убеждения,
стимулирования,
создание
ситуации
успеха
для
каждого ребенка.
Основой
для
совершенствования
движений
и
воспитанию
у
детей
необходимых
двигательных
навыков
является
воздействие
музыки.
Подбор
музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую
роль.
Словесное
объяснение
используется
на
занятиях
и
включает
в
себя
основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера
движений.
Показ
помогает
ученикам
выразительнее,
эмоциональнее
и
технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные
комбинации.
Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы
и
этапа
освоения
программы.
Основной
показатель
работы
-
выполнение
программных
требований
по
уровню
подготовленности
учащихся
каждого
класса:
физическое развитие;
техническое развитие (технически правильно выполнять движения,
танцы);
теоретическое развитие (знание теории);
музыкальное развитие;
эстетическое.
Первый год обучения.
Основная задача первого года:
постановка корпуса, рук, ног и головы, а также изучение основных
движений в положении «лежа».
Направления в современной хореографии.
Джаз-модерн
как
базовая
техника,
мюзикл
-джаз,
классический
джаз,Афроджаз,флэш,стрит,блюз-джаз,фанк.
Разогрев:
Упражнения
из
техники
Bodu
- Drumming:
ритмические
похлопывания по телу, что приводит мышцы в тонус и их быстрый разогрев;
Упражнения на изоляцию - проработка отдельно всех частей тела;
Упражнения для разогрева голеностопа, коленного и тазобедренного
сустава;
Обще-разогревающие упражнения, к ним можно отнести различные
варианты бега, подскоков, небольших прыжков.
Партер:
Положение ног: flex, point;
Положение корпуса: contraction, release, twist;
Положение: frog, swastika;
В
положении
лежа
на
спине,
проучиваются:
battement
tendu,
battment tendu jetes, grand battement tendu jetes;
Упражнения stretch-характера:
на
подвижность
позвоночника;
развитие эластичности паховых связок.
Упражнения на средине зала:
Постановка корпуса;
Изучение
позиций
рук: press-position;
I
(два
вида) II
и III джаз-
position;
Изучение
позиций
ног:
по
первой,
второй
джаз
– position
(параллельные); I, II и V аут- position (вывернутые).
Кросс:
Шаги в джаз манере: простые шаги с носка, на пальцах;
Прыжки: трамплины с акцентами вверх, вниз.
Второй год обучения.
Немецкая школа танца модерн
Система «свободного танца»: Творчество Рудольфа фон Лабана и
его учеников: М Вигман и К. Йосс.
Задачи:
Развитие подвижности позвоночника;
Закрепление положения flat- back вперед;
Квадрат и крест в разделе изоляция;
Проучивание основных движений на середине;
Temp sauté.
Разогрев:
В упражнениях на изоляцию вводиться понятия: крест, квадрат;
Упражнения для разогрева голеностопа, тазобедренного и коленного
сустава;
Обще-разогревающие упражнения, к ним можно отнести различные
варианты бега, подскоков и небольших прыжков.
Упражнения на середине:
Demi и grand plie по первой, второй джаз- position;
Flat – back вперед в чистом виде;
Battement tendu по первой джаз – position;
Battement tendu jetes по первой джаз – position с работой стопы и
колена.
Партер:
В положение frog проучиваются: bodu roll; roll down; roll up;
В положение «лежа»: battement releve lent;
Упражнения stretch – характера.
Кросс:
Шаги в джаз манере на demi- plie с работой рук оппозицию;
Канканирующие шаги вперед;
Прыжки: трамплины в движение по диагонали и с работой головы;
Temp sauté по первой; второй и пятой аут – position;
Вращения на середине зала;
Перекаты.
Третий год обучения.
Задачи:
Rond de jambe par terre по первой аут – position;
Координация рук в изучении положения flat back;
Вращения по диагонали;
Прыжки: техника- jump.
Американская школа танца модерн.
Американский
экспрессионизм
танца.
Творчество
М.Грэхем;
Д.
Хэмфри; Ч. Вейдман.
Упражнения у станка:
Demi – plie по первой, второй, четвертой джаз – position;
Grand plie по первой, второй, четвертой, джаз – position;
Battement tendu вперед, в сторону, назад по первой аут –position;
Battement tendu с разворотом на 180 градусов;
Battement
tendu
jetess
по
всем
направлениям
по
первой
аут
–
position;
Battement tendu jetes в комбинациях c plie, с releve;
Rond de jambe par terre en dehors u en dedans.
Упражнения на середине:
Flat back в сторону;
Flat back в сочетании с работой рук;
Demi – plie с contraction, release по первой, второй джаз – position; и
первой, второй аут position;
Battement tendu с работой рук в оппозицию;
Battements tendu jetes из первой аут position;
Grand battement tendu jetes в сочетание с шагами.
Кросс:
Шаги по квадрату;
Основные шаги в джаз – манере;
Трех – шаговые повороты и полуповороты на двух ногах;
Прыжки
с
использованием
техники jump (с двух ног на две); с
перемещением в пространстве;
Перекаты с работой ног в положение «лежа» и «сидя».
Партер:
Упражнения stretch-характера.
Четвертый год обучения.
Задачи:
Грамотно исполнять изученные движения у станка и на середине
зала;
Координация рук, головы и ног.
Упражнения у станка:
Demi и grand plie с использованием положений: arch; low bac;
Battement tendu с использованием положений: flex, point;
Battement tendu jetes с использованием положений: flex, point;
Rond de jambe par terre an dehors u an dedans с passé;
Battement frappe по I аут position;
Battement fondu по I аут position;
Battement releve lent на 70 градусов по I аут position;
Упражнения stretch-характера.
Упражнения на середине:
Demi – plie по первой, второй джаз – position; и первой, второй аут
position; с использованием положений: arch; low bac;
С battement tendu с использованием tope и работы рук;
Battement tendu jetes с работой рук в оппозицию;
Rond de jambe par terre en dehors u en dedans с использованием
диагонального креста пелвиса;
Battement releve lent на 70 градусов по I джаз – position;
Кросс:
Использование contraction,
release
во
время
перемещения
по
диагонали;
Перемещение в пространстве с координацией рук;
Вращения по диагонали, штопор;
Прыжки: sissonne fermee в строну; sissonne ouvert;
Перекаты назад сгруппировавшись и назад с вытянутыми коленями.
Партер:
упражнения stretch-характера
Пятый год обучения.
Задачи:
Дальнейшее
укрепление
мышечного
аппарата,
развитие
групп
мышц, мало участвующих в процессе классического тренажа;
Совершенствование координации.
Упражнения у станка:
Demi и grand plie в сочетании с releve;
High release проучивается лицом к станку;
Battement tendus с использованием brash;
Battement tendu jetes с подъемом пятки опорной ноги во время
броска;
Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов;
Battement
frappe
(выворотное
положение)
по I
а у т position
с
подъемом ноги на 45 градусов;
Battement
fondu
(выворотное
положение)
по I
а у т position
с
подъемом ноги на45 градусов;
Battement
releve
lent на
90 градусов по
I джаз – position и Vаут
position;
Grand battement tendu jetes по I джаз – position и V аут position;
Упражнения stretch-характера.
Упражнения на середине:
Позиции рук: V; VI и VII джаз – position;
I port de bras;
II port de bras;
III port de bras;
Demi и grand plie с использованием положений корпуса:
flat–back,
drop;
Battement tendu с demi plie по I джаз – position;
Battement tendu jetes с grand plie по I джаз – position;
Rond
de
jambe
par
terre
en
dehors
u
en
dedans с
p a s s é , с
использованием положений: arch; low bac;
Battement frappe по I аут position носком в пол;
Battement fondu по I аут position носком в пол;
Battement
releve
lent на
70 градусов по
I джаз – position и Vаут
position;
Grand battement tendu jetes по I джаз – position и V аут position.
Кросс:
Мультиплицированные шаги;
Канканирующие шаги;
Вращения по диагонали со сменой уровней;
Пируэты на 180 градусов со II позиции;
Пируэты на 180 градусов с IV позиции;
Пируэты на 360 градусов со II позиции;
Пируэты на 360 градусов со IV позиции;
Перекаты, сгруппировавшись и вперед с вытянутыми коленями.
Партер:
упражнения stretch-характера.
Шестой год обучения.
Задачи:
Дальнейшее укрепление мышечного аппарата;
Отработка устойчивости и развитие высоты подъема ноги;
Развитие выразительности движения, освоение характера и манеры
исполнения.
Упражнения у станка:
Demi и grand plie в сочетании с high release;
Battement tendus с полуповоротами и поворотами приемами foutte;
Battement tendu jetes с полуповоротами и поворотами приемами
foutte;
Rond de jambe par terrec подъемом ноги на 90 градусов в demi plie;
Battement
frappe
(выворотное
положение)
по I
ау т position
с
подъемом ноги на 45 градусов, на полупальцах;
Battement
fondu
(выворотное
положение)
по I
а у т position
с
подъемом ноги на 45 градусов, на полупальцах;
Battement developpes по I джаз – position и V аут position;
Grand battement tendu jetes по
I джаз – position и V аут positionс
работой корпуса;
Упражнения stretch-характера.
Упражнения на середине:
Demi и grand plie с использованием положений: curve, twist;
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время броска;
Battement tendu jetes с подъемом пятки опорной ноги во время
броска;
Battement frappe по I аут position с подъемом ноги на 45 градусов;
Battement fondu по I аут position с подъемом ноги на 45 градусов;
Battement
releve
lent на
90 градусов по
I джаз – position и Vаут
position.
Кросс:
В шаговых комбинациях задействованы уровни;
Шаги, исполняемые в джаз манере, мультиплицируются;
Вращения по диагонали со сменой уровней;
Пируэт со второй позиции на 180, 360, 720 градусов;
Пируэт из четвертой позиции на 180, 360, 720 градусов;
Перекаты с элементами скольжения.
Партер:
упражнения stretch-характера
Седьмой год обучения.
Задачи:
Повторение
и
закрепление
пройденного
материала,
дальнейшее
развитие
силы
и
выносливости
за
счет
убыстрения
темпа
и
нагрузки
в
упражнениях;
Комбинации на основе изученного материала.
Упражнения у станка:
Demi и grand pliec изменением динамики исполнения;
Battement tendu и battement tendu jetes в соединении:
a)
с demi-plie;
b)
с подъемом опорной пятки во время выноса на носок или броска;
c)
с подъемом опорной пятки во время закрытия;
d)
с foutte.
Rond de jambe par terre в соединении:
a)
с demi-plie;
b)
с подъемом на 45 и 90 градусов;
c)
с flex.
Battement frappe и battement fondu в соединении с flex;
Battement developpes и battement releve lent с работой корпуса;
Grand battement tendu jetes в соединении:
a)
с flex;
b)
с подъемом опорной пятки во время выноса броска;
c)
с работой корпуса.
Упражнения stretch-характера
Упражнения на середине:
Demi и grand plie в сочетании с high release;
Battement tendu с полуповоротами и поворотами приемами foutte;
Battement tendu jetes с полуповоротами и поворотами приемами
foutte;
Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 90 градусов в demi plie;
Battement frappe по V аут position с подъемом ноги на 45 градусов,
на полупальцах;
Battement fondu по V аут position с подъемом ноги на 45 градусов,
на полупальцах;
Battement developpes по I джаз – position и V аут position;
Grand battement tendu jetes по
I джаз – position и V аут
position с
работой корпуса;
Дополнительно: комбинации с использованием ранее изученного
материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных
ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.
Кросс:
Комбинации шагов, вращений и перекатов с учетом пройденного
материала.
Партер:
Упражнения stretch-характера.