Напоминание

Джаз модерн


Автор: Моисеева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу хореография
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств №1 им. Л. Л. Линховоина
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Джаз модерн
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 им. Л. Л.Линховоина» г. Улан Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Джаз модерн»

Пояснительная записка

Хореография — живое, развивающееся искусство. Изменяющиеся реалии

жизни

являются

преобразующим

фактором

в

её

развитии.

Базируясь

на

основных своих разделах — народном, бытовом (бальном) и классическом

танцах, наша отечественная хореография испытывает на себе значительное

влияние новых форм и жанров, сформировавшихся на Западе: модерн - танца,

пост

-

модерн

-

танца,

джаз

-

танца,

бытового

(клубного)

танца

и

др.

Возникновение

новых,

в

корне

отличных

от

традиционных

направлений

в

хореографии ведёт к развитию новых методов и систем в преподавании танца.

Наиболее функциональна и близка к современным направлениям на эстраде

школа

модерн

-

джаз

-

танца,

вобравшая

в

себя

элементы

народного,

классического и бального танца.

Сложившееся

к

1920

году

направление

джаз

-

танца

впоследствии

эволюционировало

от

фольклорного

негритянского

танца

до

сценического

направления хореографии. Особую роль в становлении джаз - танца сыграл

мюзикл

как

чисто

американский

жанр.

Художественной

особенностью

джазового танца является совершенная свобода движений всего тела и его

отдельных

частей,

как

по

горизонтали,

так

и

по

вертикали.

Это

-

танец

ощущений, воплощения эмоций.

Модерн-танец возник в начале двадцатого века как результат творчества

известных

исполнителей,

хореографов

и

теоретиков,

где

основной

задачей

ставилась связь формы танца с его внутренним содержанием. Танец-модерн

основывается на работе позвоночника, в нём наиболее глубоко прослеживается

связь

движения

с

дыханием,

это

-

танец,

наиболее

полно

раскрывающий

технические возможности и индивидуальность исполнителя.

Развиваясь и совершенствуясь, оба танцевальных направления повлияли

друг

на

друга

в

семидесятые

годы

двадцатого

века

возникло

единое

направление (включающее в себя множество техник), именуемое «модерн-джаз-

танец».

Модерн-джаз

танец

обладает

своей

неповторимой

спецификой,

изяществом

и

энергетикой.

В

уроке

модерн-джаз

танца

нет

такой

строго

определённой

последовательности,

но

существуют

свои

обязательные

технические принципы, свой каркас. Эти особенности стиля таковы:

1)

постановка позвоночника, отличная от классической (совершенная

свобода корпуса);

2)

свободное

продвижение

по

сцене

в

различных

ракурсах,

направлениях и на разных уровнях относительно танцпола;

3)

изолированное движение всех частей тела, когда каждая часть тела

(её центр), двигается независимо от другой;

4)

использование ритмически сложных и синкопированных движений

(например,

метод

мультипликации,

когда

движение

раскладывается

на

составные части, фазируется и мультиплицируется в чётком соответствии с

ритмом);

5)

полиритмия танца, его связь с музыкой, умение чувствовать своим

телом музыкальный свинг и воплотить его в движение;

6)

комбинирование

и

взаимопроникновение

музыки

и

танца

(исполнителям этих танцев необходимо обладать совершенным музыкальным

слухом и чувством ритма, умением двигаться в заданном ритме);

7)

индивидуальная импровизация в общем танце (исполнитель должен

уметь импровизировать);

Курс рассчитан на семь лет (первый-седьмой класс) с семилетним сроком

обучения

для

хореографических

отделений

детских

школ

искусств.

Им

соответствуют

три

этапа

обучающей

работы:

развивающий,

базовый

и

продвинутый. На первом этапе обучения проводится лекция по историческим

основам танца.

По окончании третьего и пятого года проводятся зачеты, после - экзамен.

Знания

определяются

степенью

точности

выполнения

упражнений,

методических указаний и требований педагога, а также свободой координации,

музыкальностью и индивидуальностью исполнения. Формой промежуточной

аттестации

является

-

контрольные

уроки,

открытые

уроки,

концертные

выступления

Настоящая

программа

составлена

традиционно:

содержит

перечень

разучиваемых движений и танцевальных комбинаций.

Цели программы:

1.

Расширение творческого кругозора у учащихся.

2.

Освоение основных принципов модерн-джаз танца.

3.

Изучение танцевальных композиций разных направлений и стилей.

4.

Воспитание музыкальности, культуры и поведения в обществе.

Задачи программы:

1.

Изучение основ основных стилей и направлений.

2.

Освоение танцевальной техники изучаемых танцев.

3.

Соблюдать

системность

в

процессе

обучения

(от

простого

к

сложному).

4.

Учитывать возрастные особенности учащихся.

5.

Развивать

общий

эмоциональный

фон

учащихся,

свободное

общение, уверенность, силу духа.

Формы работы.

Основными формами работы являются: групповые и индивидуальные

занятия. Занятия строятся с учетом целей и задач данного курса и с учетом

возрастных особенностей детей каждого класса.

Формы контроля.

Зачетные уроки (теория и практика), академические концерты, концерты

для родителей, театрализованные представления.

Наряду

с

практическими

знаниями

с

первого

года

даются

и

теоретические знания.

Методические приемы.

При

организации

образовательного

процесса

используются

методы:

наблюдение,

убеждения,

стимулирования,

создание

ситуации

успеха

для

каждого ребенка.

Основой

для

совершенствования

движений

и

воспитанию

у

детей

необходимых

двигательных

навыков

является

воздействие

музыки.

Подбор

музыкального материала для ведения танцевальных занятий играет большую

роль.

Словесное

объяснение

используется

на

занятиях

и

включает

в

себя

основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера

движений.

Показ

помогает

ученикам

выразительнее,

эмоциональнее

и

технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные

комбинации.

Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы

и

этапа

освоения

программы.

Основной

показатель

работы

-

выполнение

программных

требований

по

уровню

подготовленности

учащихся

каждого

класса:

физическое развитие;

техническое развитие (технически правильно выполнять движения,

танцы);

теоретическое развитие (знание теории);

музыкальное развитие;

эстетическое.

Первый год обучения.

Основная задача первого года:

постановка корпуса, рук, ног и головы, а также изучение основных

движений в положении «лежа».

Направления в современной хореографии.

Джаз-модерн

как

базовая

техника,

мюзикл

-джаз,

классический

джаз,Афроджаз,флэш,стрит,блюз-джаз,фанк.

Разогрев:

Упражнения

из

техники

Bodu

- Drumming:

ритмические

похлопывания по телу, что приводит мышцы в тонус и их быстрый разогрев;

Упражнения на изоляцию - проработка отдельно всех частей тела;

Упражнения для разогрева голеностопа, коленного и тазобедренного

сустава;

Обще-разогревающие упражнения, к ним можно отнести различные

варианты бега, подскоков, небольших прыжков.

Партер:

Положение ног: flex, point;

Положение корпуса: contraction, release, twist;

Положение: frog, swastika;

В

положении

лежа

на

спине,

проучиваются:

battement

tendu,

battment tendu jetes, grand battement tendu jetes;

Упражнения stretch-характера:

на

подвижность

позвоночника;

развитие эластичности паховых связок.

Упражнения на средине зала:

Постановка корпуса;

Изучение

позиций

рук: press-position;

I

(два

вида) II

и III джаз-

position;

Изучение

позиций

ног:

по

первой,

второй

джаз

– position

(параллельные); I, II и V аут- position (вывернутые).

Кросс:

Шаги в джаз манере: простые шаги с носка, на пальцах;

Прыжки: трамплины с акцентами вверх, вниз.

Второй год обучения.

Немецкая школа танца модерн

Система «свободного танца»: Творчество Рудольфа фон Лабана и

его учеников: М Вигман и К. Йосс.

Задачи:

Развитие подвижности позвоночника;

Закрепление положения flat- back вперед;

Квадрат и крест в разделе изоляция;

Проучивание основных движений на середине;

Temp sauté.

Разогрев:

В упражнениях на изоляцию вводиться понятия: крест, квадрат;

Упражнения для разогрева голеностопа, тазобедренного и коленного

сустава;

Обще-разогревающие упражнения, к ним можно отнести различные

варианты бега, подскоков и небольших прыжков.

Упражнения на середине:

Demi и grand plie по первой, второй джаз- position;

Flat – back вперед в чистом виде;

Battement tendu по первой джаз – position;

Battement tendu jetes по первой джаз – position с работой стопы и

колена.

Партер:

В положение frog проучиваются: bodu roll; roll down; roll up;

В положение «лежа»: battement releve lent;

Упражнения stretch – характера.

Кросс:

Шаги в джаз манере на demi- plie с работой рук оппозицию;

Канканирующие шаги вперед;

Прыжки: трамплины в движение по диагонали и с работой головы;

Temp sauté по первой; второй и пятой аут – position;

Вращения на середине зала;

Перекаты.

Третий год обучения.

Задачи:

Rond de jambe par terre по первой аут – position;

Координация рук в изучении положения flat back;

Вращения по диагонали;

Прыжки: техника- jump.

Американская школа танца модерн.

Американский

экспрессионизм

танца.

Творчество

М.Грэхем;

Д.

Хэмфри; Ч. Вейдман.

Упражнения у станка:

Demi – plie по первой, второй, четвертой джаз – position;

Grand plie по первой, второй, четвертой, джаз – position;

Battement tendu вперед, в сторону, назад по первой аут –position;

Battement tendu с разворотом на 180 градусов;

Battement

tendu

jetess

по

всем

направлениям

по

первой

аут

position;

Battement tendu jetes в комбинациях c plie, с releve;

Rond de jambe par terre en dehors u en dedans.

Упражнения на середине:

Flat back в сторону;

Flat back в сочетании с работой рук;

Demi – plie с contraction, release по первой, второй джаз – position; и

первой, второй аут position;

Battement tendu с работой рук в оппозицию;

Battements tendu jetes из первой аут position;

Grand battement tendu jetes в сочетание с шагами.

Кросс:

Шаги по квадрату;

Основные шаги в джаз – манере;

Трех – шаговые повороты и полуповороты на двух ногах;

Прыжки

с

использованием

техники jump (с двух ног на две); с

перемещением в пространстве;

Перекаты с работой ног в положение «лежа» и «сидя».

Партер:

Упражнения stretch-характера.

Четвертый год обучения.

Задачи:

Грамотно исполнять изученные движения у станка и на середине

зала;

Координация рук, головы и ног.

Упражнения у станка:

Demi и grand plie с использованием положений: arch; low bac;

Battement tendu с использованием положений: flex, point;

Battement tendu jetes с использованием положений: flex, point;

Rond de jambe par terre an dehors u an dedans с passé;

Battement frappe по I аут position;

Battement fondu по I аут position;

Battement releve lent на 70 градусов по I аут position;

Упражнения stretch-характера.

Упражнения на середине:

Demi – plie по первой, второй джаз – position; и первой, второй аут

position; с использованием положений: arch; low bac;

С battement tendu с использованием tope и работы рук;

Battement tendu jetes с работой рук в оппозицию;

Rond de jambe par terre en dehors u en dedans с использованием

диагонального креста пелвиса;

Battement releve lent на 70 градусов по I джаз – position;

Кросс:

Использование contraction,

release

во

время

перемещения

по

диагонали;

Перемещение в пространстве с координацией рук;

Вращения по диагонали, штопор;

Прыжки: sissonne fermee в строну; sissonne ouvert;

Перекаты назад сгруппировавшись и назад с вытянутыми коленями.

Партер:

упражнения stretch-характера

Пятый год обучения.

Задачи:

Дальнейшее

укрепление

мышечного

аппарата,

развитие

групп

мышц, мало участвующих в процессе классического тренажа;

Совершенствование координации.

Упражнения у станка:

Demi и grand plie в сочетании с releve;

High release проучивается лицом к станку;

Battement tendus с использованием brash;

Battement tendu jetes с подъемом пятки опорной ноги во время

броска;

Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 45 градусов;

Battement

frappe

(выворотное

положение)

по I

а у т position

с

подъемом ноги на 45 градусов;

Battement

fondu

(выворотное

положение)

по I

а у т position

с

подъемом ноги на45 градусов;

Battement

releve

lent на

90 градусов по

I джаз – position и Vаут

position;

Grand battement tendu jetes по I джаз – position и V аут position;

Упражнения stretch-характера.

Упражнения на середине:

Позиции рук: V; VI и VII джаз – position;

I port de bras;

II port de bras;

III port de bras;

Demi и grand plie с использованием положений корпуса:

flat–back,

drop;

Battement tendu с demi plie по I джаз – position;

Battement tendu jetes с grand plie по I джаз – position;

Rond

de

jambe

par

terre

en

dehors

u

en

dedans с

p a s s é , с

использованием положений: arch; low bac;

Battement frappe по I аут position носком в пол;

Battement fondu по I аут position носком в пол;

Battement

releve

lent на

70 градусов по

I джаз – position и Vаут

position;

Grand battement tendu jetes по I джаз – position и V аут position.

Кросс:

Мультиплицированные шаги;

Канканирующие шаги;

Вращения по диагонали со сменой уровней;

Пируэты на 180 градусов со II позиции;

Пируэты на 180 градусов с IV позиции;

Пируэты на 360 градусов со II позиции;

Пируэты на 360 градусов со IV позиции;

Перекаты, сгруппировавшись и вперед с вытянутыми коленями.

Партер:

упражнения stretch-характера.

Шестой год обучения.

Задачи:

Дальнейшее укрепление мышечного аппарата;

Отработка устойчивости и развитие высоты подъема ноги;

Развитие выразительности движения, освоение характера и манеры

исполнения.

Упражнения у станка:

Demi и grand plie в сочетании с high release;

Battement tendus с полуповоротами и поворотами приемами foutte;

Battement tendu jetes с полуповоротами и поворотами приемами

foutte;

Rond de jambe par terrec подъемом ноги на 90 градусов в demi plie;

Battement

frappe

(выворотное

положение)

по I

ау т position

с

подъемом ноги на 45 градусов, на полупальцах;

Battement

fondu

(выворотное

положение)

по I

а у т position

с

подъемом ноги на 45 градусов, на полупальцах;

Battement developpes по I джаз – position и V аут position;

Grand battement tendu jetes по

I джаз – position и V аут positionс

работой корпуса;

Упражнения stretch-характера.

Упражнения на середине:

Demi и grand plie с использованием положений: curve, twist;

Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги во время броска;

Battement tendu jetes с подъемом пятки опорной ноги во время

броска;

Battement frappe по I аут position с подъемом ноги на 45 градусов;

Battement fondu по I аут position с подъемом ноги на 45 градусов;

Battement

releve

lent на

90 градусов по

I джаз – position и Vаут

position.

Кросс:

В шаговых комбинациях задействованы уровни;

Шаги, исполняемые в джаз манере, мультиплицируются;

Вращения по диагонали со сменой уровней;

Пируэт со второй позиции на 180, 360, 720 градусов;

Пируэт из четвертой позиции на 180, 360, 720 градусов;

Перекаты с элементами скольжения.

Партер:

упражнения stretch-характера

Седьмой год обучения.

Задачи:

Повторение

и

закрепление

пройденного

материала,

дальнейшее

развитие

силы

и

выносливости

за

счет

убыстрения

темпа

и

нагрузки

в

упражнениях;

Комбинации на основе изученного материала.

Упражнения у станка:

Demi и grand pliec изменением динамики исполнения;

Battement tendu и battement tendu jetes в соединении:

a)

с demi-plie;

b)

с подъемом опорной пятки во время выноса на носок или броска;

c)

с подъемом опорной пятки во время закрытия;

d)

с foutte.

Rond de jambe par terre в соединении:

a)

с demi-plie;

b)

с подъемом на 45 и 90 градусов;

c)

с flex.

Battement frappe и battement fondu в соединении с flex;

Battement developpes и battement releve lent с работой корпуса;

Grand battement tendu jetes в соединении:

a)

с flex;

b)

с подъемом опорной пятки во время выноса броска;

c)

с работой корпуса.

Упражнения stretch-характера

Упражнения на середине:

Demi и grand plie в сочетании с high release;

Battement tendu с полуповоротами и поворотами приемами foutte;

Battement tendu jetes с полуповоротами и поворотами приемами

foutte;

Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 90 градусов в demi plie;

Battement frappe по V аут position с подъемом ноги на 45 градусов,

на полупальцах;

Battement fondu по V аут position с подъемом ноги на 45 градусов,

на полупальцах;

Battement developpes по I джаз – position и V аут position;

Grand battement tendu jetes по

I джаз – position и V аут

position с

работой корпуса;

Дополнительно: комбинации с использованием ранее изученного

материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных

ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса.

Кросс:

Комбинации шагов, вращений и перекатов с учетом пройденного

материала.

Партер:

Упражнения stretch-характера.



В раздел образования