Напоминание

Жизненные ценности в период ранней взрослости


Автор: Майданникова Татьяна Сергеевна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Таганрогский институт имени А.П. Чехова(филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"
Населённый пункт: Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Жизненные ценности в период ранней взрослости
Раздел: высшее образование





Назад




ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.

Майданникова Татьяна Сергеевна

Жизненные ценности – это важная составная часть каждого человека, так как в

зависимости от того, какая жизненная ценность в приоритете у личности в период

ранней взрослости, зависит, какие он цели выберет и как в целом сложится его

дальнейшая жизнь. [1, 65с.]

В возрасте от 21-го года до 25-ти лет, молодые люди начинают осваивать

новые роли, такие как студент, жена, мама, папа, муж, учитель, педагог и так далее в

зависимости от того, какая ценность является главной в данный период времени.[2,

46с.]

От выбора жизненных ценностей зависит не только будущее определённого

человека, но и общества в целом. В современном мире меняются представления о

ценностях. Молодые люди в меньшей степени стремятся создать семью, а больше

задумываются о карьере, об увлечениях, в связи с этим снижается рождаемость.

Поэтому необходимо рассмотреть ценности юношей и девушек. Вопрос о том, какие

жизненные ценности стоят на первом месте у юношей и девушек актуален, и

нуждается в рассмотрении.[4, 16с.]

Изучением жизненных ценностей занимались В.П. Тугаринов, В.А. Василенко,

А.И. Шемшурина, Л.Я. Гозман, И.С. Нерский данные авторы рассматривали, что

такое жизненные ценности в целом, как они формируются, с чем связан выбор

определённой ценности, но не был затронут вопрос о том, какая же ценность

является важной для большинства людей в возрасте от 21-го года до 25-лет. [6, 7с.]

Объект

исследования:

жизненные

ценности

юношей

и

девушек

в

период

ранней взрослости.

Предмет исследования:

Цель исследования: Изучить жизненные ценности у молодых людей в возрасте

от 21-го года до 25 лет.

Гипотеза исследования: Жизненная ценность высокое материальное

положение стоит на первом месте у людей в период ранней взрослости, а семейная

сфера занимает второе место в жизни молодых людей.

Методы и эмпирическая выборка исследования: В исследовании принимали

участие 40 девушек и 40 юношей в возрасте от 21-го года до 25 лет, студенты

третьего и четвёртого курса Волгоградского государственного университета. А так

же пользователи социальной сети - Вконтакте.

Для оценки жизненных ценностей мы использовали «Морфологический тест

жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина». Он позволяет оценить

отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание

его как важного, имеющего жизненную важность. В данный тест входит перечень

жизненных

ценностей:

1. развитие

себя;

2.

духовное

удовлетворение;

3.

креативность; 4. активные социальные контакты; 5.собственный престиж; 6. высокое

материальное

положение;

7.

достижение;

8.

сохранение

собственной

индивидуальности. Перечень жизненных сфер: 1. сфера профессиональной жизни;

2. сфера образования; 3. сфера семейной жизни; 4. сфера общественной активности;

5. сфера увлечений; 6. сфера физической активности.[1, 69с.]

Результаты исследования и их обсуждение

При обработке данных с помощью статистических методов, а именно анализ

описательной статистики мы получили среднее значение по измеренным параметрам

жизненных

ценностей,

которые

позволили

нам

сделать

вывод,

относительно

жизненных ценностей молодых людей в возрасте от 21-го до 25-ти лет.

Таблица 1.

Средние значения по измеренным параметрам жизненные ценности (по всей

выборки)

Среднее

жизненные ценности: развитие себя

5,8125

духовное удовлетворение

5,8500

Креативность

5,5375

социальные контакты

5,4875

Достижения

5,7875

собственный престиж

5,7250

материальное положение

6,1875

сохранение индивидуальности

5,8125

жизненние сферы: профессиональная сфера

5,9500

сфера образования

5,6875

семейная сфера

6,2625

общественная сфера

5,4250

Увлечения

5,8750

Из Таблицы 1. видно, что больший показатель получен по такому фактору, как

семейная сфера(6,2625). На втором месте по значимости находится материальное

положение(6,1250). Общественная сфера(5,4250) и жизненная ценность социальные

контакты(5,4875) набрали меньшее значение.

Из

полученных

данных

можно

сделать

вывод,

фактор

материального

благополучия является главным смыслом существования у большинства молодых

людей по всей выборки. Но а так же семейная сфера не уступает жизненной

ценности материальное положение. Молодые люди стремятся не только сделать

карьеру, но и не откладывают на потом семью. А вот друзей и прочие увлечения они

относят на второй план. Только достигнув тех высот, а именно имея высокую

должность, следовательно, большие заработки, и построив крепкую семью, молодые

люди начинают задумываться о прочих жизненных ценностях.

Так же мы решили рассмотреть жизненные ценности юношей и девушек по

отдельности, это позволит нам сравнить ценности в зависимости от пола.

Для того, чтобы выявить ценности, которые занимают лидирующие позиции,

мы так же воспользовались анализом описательной статистики, и получили средние

значения для юношей.

Таблица 2.

Средние значения по измеренным параметрам жизненные ценности

(юноши)

жизненные ценности: развитие себя

5,2083

духовное удовлетворение

5,4583

креативность

4,8750

социальные контакты

4,6667

собственный престиж

5,0000

Достижения

5,2083

материальное положение

6,1250

сохранение индивидуальности

5,3750

жизненние сферы: профессиональная сфера

5,7083

сфера образования

5,0417

семейная сфера

5,7917

общественная сфера

4,5833

Увлечения

5,5000

физическая сфера

4,8333

Проведя анализ описательной статистики, мы получили следующие данные:

материальное

положение(6,1250)

у

юношей

занимает

первое

место,

семейная

сфера(5, 7917), находится на втором месте по значимости, прочие сферы, набрали

наименьшие

значения,

а

именно

физическая

сфера

(4,8333),

социальные

контакты(4,6667), общественная сфера(4,5833).

Юноши, стремятся добиться карьерных высот, заработать больше денег, а

только потом создавать семью. Это связано с тем, что в России всегда считалось,

мужчина - это прежде всего добытчик, он должен уметь зарабатывать деньги и

хорошо содержать семью, следовательно, молодые люди, изначально хотят создать

почву для благоприятного обеспечения семьи, а потом уже жениться, по этому

семейная сфера уступает жизненной ценности материальное положение у юношей.

Далее мы рассмотрели жизненные ценности у девушек в возрасте от 21-го до

25 лет, для этого мы воспользовались тем же методом, как и когда рассматривали

ценности

по

всей

выборки

и

для

юношей,

а

именно

мы

применили

анализ

описательной статистики, и выявили средние значения у девушек, рассмотрим их в

таб.3.

Таблица 3.

Средние значения по измеренным параметрам жизненные ценности

жизненные ценности: развитие себя

6,0250

духовное удовлетворение

6,0750

креативность

5,8000

социальные контакты

5,8250

Достижения

6,3000

собственный престиж

6,1250

материальное положение

6,4750

сохранение индивидуальности

6,2000

жизненные сферы: профессиональная сфера

6,3500

сфера образования

6,2250

семейная сфера

6,5750

общественная сфера

5,6000

Увлечения

6,2500

физическая сфера

7,3500

Проведя анализ, мы получили следующие данные: 1 место – физическая

сфера(7,3500); 2 место – семейная сфера(6,5750); 3 место – материальное

положение(6, 4750). Меньшее значение набрали: общественная сфера(5,6000),

креативность(5,8000), социальные контакты(5,8250).

Из полученных данных мы можем сделать следующие выводы. Большие

показатели, по физической сфере, нам говорят о том, что у множества девушек в

приоритете физическая культура, они считают, что она необходима для

гармонизации жизни человека, что нужно уметь чередовать интеллектуальную

деятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связаны часто

со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом. Так как девушки часто

задумываются о внешней привлекательности, о фигуре, для многих важна

физическая культура.

На втором месте у девушек семейная сфера, не смотря на то, что спорт и

здоровье занимают важную строчку в жизненных ценностях, семья остаётся главной

ценностью для многих девушек. Они отдают много сил для того чтобы создать

семью, которая будет жить в благополучии.

Материальное положение так же не менее важно для большинства девушек,

реализовав себя в физической сфере и создав семью, девушки не забывают о

материальном благополучии, так как денежные средства нужны для того, чтобы

содержать семью и выглядеть так, как девушка хочет.

А вот общественная сфера, жизненные ценности креативность и социальные

контакты набрали меньшие показатели.

Не большие значения по социальным контактом являются показателем того,

что многие девушки нерешительны в общении с незнакомыми людьми, недоверчивы

к другим людям, желание быть открытыми для других отсутствует.

Низкие показатели по такой жизненной сфере, как креативность, означает, что

определённое количество девушек подавляют творческие наклонности, стереотипно

мыслят и действуют, следуют уже устоявшимся нормам и ценностям, не любят

перемены, так же часто вспоминают о прежних временах, мало задумываясь о

будущем.

Девушки

практически

не

вовлечены

в

общественно-политическую

жизнь,

считают,

что

для

человека

не

важна

политическая

жизнь.

Данные

выводы

мы

сделали исходя из того, что сфера общественной жизни набрала меньшие показатели

из всех жизненных ценностей.

Проведя

сравнительный

анализ

жизненных

сфер

юношей

и

девушек,

мы

можем найти сходства и отличия в предпочтениях в сферах в зависимости от пола.

Составим наглядную диаграмму, в которой будут изображены жизненные ценности.

Рис.1

Сравнение жизненных сфер юношей и девушек.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Юноши

Девушки

На рис.1 мы видим, что у девушек показатели по трём сферам выше, чем у

юношей. Материальное положение и семейная сфера у молодых людей находится на

лидирующих позициях, а вот физическая сфера для юношей не так важна, как для

девушек, они стремятся изначально к материальным благам, а потом уже реализуют

себя в других сферах, а девушки напротив, физическую сферу ставят на первое

место, а остальные жизненные ценности относят на второй план.

Выводы:

1.По

всей

выборке

больший

показатель

получен

по

такому

фактору,

как

семейная сфера(6,2625). На втором месте по значимости находится материальное

положение(6,1250). Общественная сфера(5,4250) и жизненная ценность социальные

контакты(5,4875) набрали меньшее значение.

2.

Материальное

положение(6,1250)

у

юношей

занимает

первое

место,

семейная сфера(5, 7917), находится на втором месте по значимости, прочие сферы,

набрали наименьшие значения, а именно физическая сфера (4,8333), социальные

контакты(4,6667), общественная сфера(4,5833)

3.У девушек жизненные ценности распределились в следующем порядке: 1

место – физическая сфера(7,3500); 2 место – семейная сфера(6,5750); 3 место –

материальное

положение(6,

4750).

Меньшее

значение

набрали:

общественная

сфера(5,6000), креативность(5,8000), социальные контакты(5,8250)

4. Существуют различия в жизненных ценностях у юношей и девушек, а

именно, физическая сфера у девушек набрала большее значение, а у юношей данная

сфера набрала наименьшие знаения.

Литература:

1.Артюшина, М.Н. Диагностика ценностных отношений / М.Н. Артюшина //

Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 3.

2. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестн.

Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2

3.Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук,

С.М. Морозов. Издание 3-е. Серия «Мастера психологии» – СПб.: Питер, 2005.

4.Волков, Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций

у студентов педвузов: автореф. дис. …канд. психол. наук / Е.С. Волков. – М.,1983.

5. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема ценностей //

Психологический журнал, 1992. №2.

6. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт

многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.



В раздел образования