Напоминание

"Русские народные игры"


Автор: Кондратьева Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДПЦ"Содружество""
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Русские народные игры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Русские народные игры.

Сборник составлен педагогом дополнительного

образования

Кондратьевой Ольгой Анатольевной.

1

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.

К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа.

К.Д.Ушинский также считал необходимым обратить внимание на

народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и

создать из них превосходное и могущественное воспитательное

средство

.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр

указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и

педагогической деятельности.

Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое

воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия

всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и

его членов, здесь соединяется смело задуманный план, быстрота

решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в

непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении

плана к строго намеченной цели».

В данный сборник включены народные игры собранные на фольклорных

фестивалях и в фольклорно-этнографических экспедициях по Калужской

области (*).

Собранный материалл предлагаем шире использовать в культурно-

досуговой и воспитательной работе.

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

1.

Как у дяди Трифона

2.

Золотые ворота

3.

По калину, по малину…

4.

Ямки

5.

Петушиные бои

6.

Шапки

7.

Палки

8.

Рыбаки и рыбки

9.

Дударь

10. Маша и Яша

11. Селезень и утица*

12. Третий лишний

13. Суп варить

14. Кумушка

15. Море волнуется

16. Разновидности салок

17. Казаки разбойники

18. Молчание

19. Заводила

20. Ремни

21. В жгута*

Игра “Как у дяди Трифона”

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

было семеро детей,

3

было семь сыновей.

Они не пили,не ели,

друг на друга всё глядели,

вместе делали вот так:

КАК?

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах

”вместе делали вот так” показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ

показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор,

пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим

на следующий кон.

Игра “Золотые ворота”

Игру лучше проводить на свежем воздухе, тогда в ней может принять участие большее

количество детей, но можно и в помещении, тогда количество участников ограничено

размерами помещения. Примерно от 20 до 40 человек. Играть в эту игру можно в любом

возрасте.

Золотые ворота,

Проходите, господа,

Первой мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

первый раз прощается,

второй раз запрещается,

а на третий раз

не пропустим вас!

Два водящих сговариваются кто из них будет «мороженым», а кто «тортом» (загадать

можно что угодно – яблоко или апельсин, берёза или рябина и т. д.) становятся друг

напротив друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные, взявшись за руки, проходят

под попевку в эти ворота хороводом. Когда попевка закончится, воротики захлопываются

(опускают руки) и тому, кто в них попался, на ушко задают вопрос например «Торт или

мороженое?» и в зависимости от того что выбрал пойманный, он встаёт за «тортом» или

«мороженым» обхватывая его за талию. Таким образом в конце игры, когда всех поймают,

4

образуются две команды. В каждой команде дети крепко держат предыдущего игрока за

талию, а водящие берутся за руки и по команде начинают перетягивать команду соперника

на свою сторону. Побеждает та команда, которая перетянет.

ИГРА «По калину, по малину…»

В этой игре могут принимать участие дети от 7 до 12 лет. Она похожа на игру «В колечко».

Играть можно как на открытом воздухе, так и в помещении.

Играющие с помощью считалки выбирают «водящего» и «смотрящего». Остальные

игроки садятся и своими ладошками образуют лодочку. Задача «водящего» незаметно

положить «колечко» одному из игроков, а задача «смотрящего» увидеть, кому положили

колечко, и встать с ним рядом. Игра длится до тех пор, пока не закончится попевка. После

того как попевка закончилась, все кричат «колечко, колечко, выйди на крылечко». Если

«смотрящий» угадал у кого колечко – он становится «водящим» и выбирает себе

«смотрящего», а если не угадывает, то тот у кого оказалось колечко выбирает себе

«смотрящего». Игра продолжается заново.

По калину, по малину,

По ягоду рябину,

А рябина говорила

«У меня, у меня

Есть рубль, есть два,

Есть полтина серебра». (попевка поётся на двух нотах.)

ИГРА «Ямки».

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и

имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на

лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего

становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится

палка метровой длины и шар (мяч). У всех "полевых" игроков также есть палки. Водящий

ударяет палкой по шару и старается попасть им в остальных игроков. Как только игроки в

поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой.

Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит,

5

водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал

палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять "пустое место", ямку, игрока

который убежал за палкой, то происходит смена водящего.

ИГРА «Петушиные бои»

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от

команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую

руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук.

Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если

соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество

индивидуальных побед.

ИГРА «Шапки»

В этой игр принимают участие преимущественно мальчики от 7 до 18 лет. Двое мальчиков

встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. На голове у каждого мальчика –

шапка. Игра начинается по команде «судьи», им может быть взрослый человек

(воспитатель, классный руководитель и т.д.). По команде, каждый из мальчиков, старается

схватить и снять шапку у соперника, а противник, всячески увёртываясь, старается

сохранить свою шапку на голове. Выигрывает тот, кто схватит шапку первым. Далее

выбирается ещё один мальчик и по таким же правилам играет с победителем. Победитель

постоянно меняется, если только не найдётся мальчик очень ловкий, которого трудно

переиграть.

Вариант игры усложнённый: Мальчики постарше, примерно 14-15 лет, берут себе на плечи

мальчиков маленьких 7-8 лет, сажают их на плечи, тем самым образуя тандем «всадник на

лошади». Правила игры те же.

Правила игры: Нельзя толкаться (можно только уворачиваться), и нельзя свою шапку

держать рукой.

ИГРА «Палки»

В той игре, так же, принимают участие преимущественно мальчики. Для этого состязания

потребуется палка, длинной примерно метр и в диаметре около 5 сантиметров. Проводить

6

это состязание можно как в помещении, так и на свежем воздухе. Два мальчика садятся

напротив друг друга на пол (на землю, ковёр и т.д.), ступни ног мальчиков упираются в

ступни друг друга, при этом ноги согнуты в коленях. В руки мальчики берут палку по

середине таким образом, что бы что бы руки перемежались. Левая рука первого мальчика,

правая рука второго мальчика, правая рука первого мальчика, левая рука второго мальчика.

По команде судьи мальчики начинают тянуть палку одновременно обеими руками на себя,

упираясь только ступнями ног. Побеждает тот мальчик, который перетянет соперника на

свою сторону. Далее выбирается ещё один мальчик и по таким же

правилам играет с победителем. Победитель постоянно меняется, если только не найдётся

мальчик очень ловкий, которого трудно переиграть.

ИГРА «Рыбаки и рыбки»

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга.

Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает

вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть

пойманными.Кто попался на удочку выходит за пределы круга. Игра проводится до тех

пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).

ИГРА «Дударь»

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода

стоит «дударь»

Дударь, дударь, дударище

Старый, старый старичище

Его во колоду

Его во сырую

Его во гнилую

Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что

болит?» «Дударь» отвечает : «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все

ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми и левыми руками берут впереди и

позади стоящих соседей за названное «больное место». После этого опять поют эту

7

попевку одновременно двигаясь по кругу и держа соседей за «больное место». Песенка

для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают : «Что

болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место другого и игра

продолжается.

ИГРА «Маша и Яша»

Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в

середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и

«Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать

«Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает:

«Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не

попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», выбираются новые водящие.

ИГРА «Селезень и утица».

Двое играющих изображают Утицу и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за

руки. Утица становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг

и поймать Утицу, а стоящие в кругу пытаются помешать Селезню поймать утицу (когда

Селезень подбегает к «воротам - рукам», игроки опускают их, тем самым не давая

проскочить Селезню, а если подбегает утица, то «ворота» открывают) при этом все поют:

Селезень утку загоняй

Молодой серу загоняй

Поди, утица, домой!

Поди, серая, домой!

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утушка,

Десята Анютка.

Понедельничек – умён,

8

Втрорничек - разумён,

Сивая середа,

Голубой четверок,

Вороная пятница,

Чистоплотная суббота,

В воскресение -

На веселие.

Как пришёл воскресень,

Вари кашу да кисель.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Каша мнётся,

Ложка гнётся,

Душа радуется,

Веселится.

Селезень должен поймать утицу за время исполнения этой попевки. После этого Селезень

выбирает другого селезня, а утица другую утицу.

Если играет молодёжь постарше, то после того как селезень поймает утицу, он её целует в

щёчку, а дети помладше – просто жмут руки друг другу. При желании попевку можно

укоротить.

ИГРА «Третий лишний»

Эта игра широко распространена не только среди детей, но и среди молодежи. Ее проводят

самостоятельно. Количество участников — от 8 до 40 человек.

Описание

Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары

находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое

водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от

погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается

«третьим лишним». Он должен убегать: от второго водящего. Если догоняющий поймает

9

(коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все

время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее

дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий

лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает

преследовать его.

ИГРА «Суп варить».

Играющих может быть от 6 до 30 человек. Для 20 и более человек требуется либо

большое помещение, либо играют на улице на большой площадке.

Играющие встают парами, взявшись за руку. Образуют круг и встают лицами в центр

круга. Она пара встаёт в центре. Дети запевают попевку:

Суп валить, суп варить надо не доваривать,

Суп валить, суп варить, надо не доваривать,

Гармониста любить надо уговаривать,

Гармониста любить надо уговаривать.

Пара, которая стояла в середине круга, с началом попевки держась за руки бежит к какой

либо паре, а та пара к которой они бегут поднимают руки вверх, тем самым образуя

воротца. Пара которая к ним бежала пробегает в ворота и занимает их место, а та пара,

которая делала воротца держась обязательно за руки, бежит к любой другой паре и также

забегает в ворота образованные другой парой и встаёт на их место. Как только попевка

спета, то та пара, которая не успела забежать в какие-либо воротца, выполняет фант. Это

может быть:

- спеть частушку

- сплясать

- рассказать стих и т.д.

После того, как задание выполнится, игра начинается заново.

Один из вариантов игры заключается в том, что попевку игроки не поют, а играет

гармонист. Пока звучит музыка игроки бегают в ворота, как только музыка заканчивается

– пара которая осталась не успев забежать в воротца исполняет какой либо фант.

10

ИГРА «Кумушка…»

Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание

в ней — быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении,

и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с

дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря.

Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то

участвует 5 человек, при игре на воздухе — до 10 человек.

Описание

Играющие становятся по углам комнаты, водящий — в середине. Если играющих больше

5 человек, то для них чертятся кружки — «домики». Одна из них — водящая «мышка» —

находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к

«норке») и говорит: «Кумушка, дай ключи!» , игрок отвечает «Пойди вон там поищи».

После этих слов, все игроки должны поменяться своими «домиками», а водящий

стремится занять «домик» кого-нибудь из перебегающих. Кому не хватило «домика»

становится водящим.

Правила

1. «Уголок» занимает тот, кто первым попал туда.

2. Если на слова «пойди вон там поищи» кто-нибудь не поменяет место, то он

становится водящим.

3. Кому водящий задавал вопрос остаётся на своём месте и местами ни с кем не

меняется.

ИГРА «Море волнуется».

Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу

по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре

в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со

спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит

между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: «Море волнуется!» Все

играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока

водящий не скажет: «Море спокойно!» — после чего каждый стремится быстрее занять

свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места

становится водящим.

11

Салки» («Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало»

и др.)

Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один

или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми

всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников — от 3 до 40 человек.

Игра не требует руководителей, судей.

Описание. По жребию или по считалке выбирают одного водящего — «салку». Условно

устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади.

Водящий объявляет: «Я — салка!» — и начинает ловить играющих в установленных

пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и

объявляет, подняв руку вверх: «Я — салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший

«салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок»

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они

могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от

земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся,

ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!»

Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их

осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое,

водящий имеет право салить любого крайнего.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу

между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит

дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить

товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся

12

спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро

переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.

Правила ко всем «Салкам»

1. Ловить (салить) играющих — значит прикоснуться к кому-либо рукой или

определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за

игрока и не тащить его.

2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки.

Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с

«салкой»-водящим.

3. Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы

все знали, от кого спасаться.

ИГРА «Казаки - разбойники»

Играющих разделяют на две команды. Одна команда изображает казаков, другая -

разбойников. Команда казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумаги

на груди, или повязывает руки платками.

Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают,

причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое

место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на

помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается

казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.

ИГРА «Кухня»

Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож

и т.д.

Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы,

либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать

только своим именем, например: "Кочерга".

Что на лице?

Кочерга.

13

На чем сидите?

На кочерге, и т. п..

Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.

ИГРА «Молчание»

Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За

нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить

молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют

еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и

кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что

он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.

ИГРА «Заводила»

В этой игре участвуют школьники любого возраста и молодежь. Наиболее удобное

количество участников - от 10 до 20 человек (при числе больше 30 или меньше 5 играть

уже затруднительно). Для игры не требуется много места.

Описание. Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся

по желанию) отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой

(затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны тут же,

не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать,

подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же

«затевает» каждый раз новое движение. После того как при нем сменилось три движения,

водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая

момент, когда водящий смотрит не на него. Если водящий ошибочно назовет какого-либо

участника заводилой, игра продолжается. Но после трех ошибок водящий уходит из круга,

и в это время выбирают нового заводилу (или могут по желанию оставить прежнего). Если

водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью.

Правило. Водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков

(предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

14

ИГРА «Ремни».

Количество игроков должно быть от 10 до 20 человек. Для этой игры потребуются либо

стулья, либо скамейки, либо какое другое импровизированное место для сидения.

Игроки образуют пары –«парень – девушка». Парни садятся на стулья или иное место для

сидения образуя круг, а девушки садятся парням на колени. Один парень остаётся без

девушки, т.е. с пустыми коленями. В центр круга встаёт водящий с ремнём или жгутом.

Игра начинается с того, что парень с пустыми коленями на ушко раздаёт номера девушкам

сидящим на коленях от 1 до в зависимости от количества играющих девушек, вразнобой

так, чтобы водящий не услышал. Парень, который с пустыми коленями, называет один из

номеров, а девушка, должна быстро перебежать и сесть на колени к парню, а водящий

должен успеть ударить её ремнём, пока она бежит.

В тот момент, когда колени у «одинокого» парня пусты, водящий бьёт ремнём его по

коленям. Тем самым эта игра получается очень динамичная за счёт того, что ни кто не

хочет быть «битым». Водящий не имеет права удара ремнём, как только девушка села на

колени и как только колени парня оказались занятыми.

ИГРА «В жгута…».

Играть можно как на улице, так и в помещении. Возраст играющих от 7 до 16 лет.

Потребуется ткань и жгут скрученный из ткани или травы. Так же вместо жгута, можно

использовать ремень.

Игроки садятся по кругу на пол или землю, в зависимости от того, где проходит игра.

Водящий встаёт в центр. Ноги игроков, согнутые в коленях, накрываются полотном,

тканью так, что бы ног не было видно. По команде игроки начинают передавать жгут под

коленями с обманными манёврами, а задача водящего поймать этот жгут. После того как

водящий поймает, то тот у кого он поймал этот жгут становится водящим

.

15



В раздел образования