Автор: Попкова Ирина Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе преемственности работы ДОУ и школы
Раздел: высшее образование
Формирование основ коммуникативной культуры у детей
старшего дошкольного возраста в процессе преемственности
работы ДОУ и школы
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический
университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Научный руководитель: И.В. Тигрова, кандидат педагогических
наук
Аннотация.
Цель
статьи -
показать, как при существующей
проблеме
общения
детей
старшего
дошкольного
возраста,
и,
основываясь на функциональной зависимости психического развития,
учебной
деятельности
и
общения
детей,
необходимо
организовать
комплексную
работу
по
формированию
основ
коммуникативной
культуры в ДОУ и начальной школе, построенной с соблюдением
преемственных связей этих образовательных сред.
Ключевые
слова:
общение,
преемственность,
коммуникативная
культура, коммуникативные навыки.
Выдающиеся отечественные педагоги и психологи, а именно
А.А. Леонтьев,
М.И.
Лисина,
А.Г.
Арушанова,
В.С.
Мухина,
Т.А.
Федосеева,
В.С. Селиванов,
Я.Л.
Коломенский,
Л.А.
Венгер,
Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина изучали проблему общения и
развития
коммуникативных
навыков
детей
старшего
дошкольного
возраста в процессе преемственности работы ДОО и школы.
Основным требованием реализации воспитательного процесса
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является разработка
соответствующих технологий, отвечающих современным требованиям
личностно ориентированной парадигмы образования [3].
Педагогические коллективы ДОУ и школы решают проблему
преемственности
образовательного
процесса
путём
создания
групп
подготовки к школе, в которых учителя общеобразовательной школы
обучают
дошкольников
навыкам
письма,
чтения,
счёта,
через
применение
игровых
методов
на
уроках
в
начальной
школе,
составление
психологами и логопедами ДОУ и школы совместных
характеристик детей по итогам обследования [4].
В основном усилия педагогов направлены на развитие
познавательных
способностей,
учебных
умений
и
навыков
детей
подготовительных групп детского сада. С другой стороны, данные
психологиче ской
диагно стики,
исследующей
а д ап т а ц и ю
первоклассников
к
школьному
обучению,
беседы
с
учителями
и
родителями свидетельствуют,
что при нормальном уровне развития
познавательной
сферы,
учащимся
первых
классов
свойственны
следующие особенности общения:
1) неумение строить свои взаимоотношения в системе
«ученик
–
ученик(и)»,
«ученик
–
учитель»,
конфликтность
в
развёртывании общения в этих системах;
2) отсутствие навыков игрового и учебного сотрудничества,
неумение играть и работать в паре, координировать совместные
усилия для достижения общей цели;
3) инертность и безынициативность в отношениях;
4) агрессивность и грубость по отношению ко взрослому и
сверстникам;
5)
«выключенность»
из
процесса
общения
без
видимой
причины;
6) затруднён обмен учебной информацией между учащимися из-за
неумения оперировать диалогической речью;
7) ограничен спектр коммуникативных умений и т. д. [1].
В целом учебное взаимодействие центрируется на отношениях
«взрослый(обучающий) – ребёнок(обучаемый)».
Не стоит забывать и о том, что общение детей вне ДОУ и школы
также имеет свои особенности. Современные дети зачастую выбирают
партнёром по общению компьютер, телевизор.
Также неоспорим тот факт, что всё меньше времени отводится
на неформальное общение между членами современной семьи, и, в
основном, оно носит контролирующий характер.
Учитывая, что общение со сверстниками является условием для
развития
творческого,
самобытного
начала
в
ребёнке
и
для
формирования у него волевых компонентов
деятельности,
что в
общении со сверстниками у ребёнка обогащаются и совершенствуются
вербальные и невербальные коммуникативные навыки, формируется
способность к оценке своих возможностей; целым рядом педагогов и
психологов
установлено,
что
реализовать
программу
по
развитию
психики ребёнка в плане готовности к школьному обучению способны
группы
развития
детей.
Непременным
условием
эффективности
развивающей
деятельно сти
в
них
является
с п е ц и а л ь н о е
проектирование
межличностной
среды,
в
которой
каждый
ребёнок
чувствовал бы себя умелым, знающим, способным (вместе с другими)
справиться с любой задачей [5].
Исходя из обозначенной проблематики общения детей
дошкольного
возраст а,
о сновываясь
на
с у щ е с т в о в а н и и
функциональной
зависимости
психического
развития,
учебной
деятельности и общения детей, необходимо организовать комплексную
работу по формированию основ коммуникативной культуры в ДОУ и
начальной школе, построенной с соблюдением преемственных связей
этих образовательных сред [2].
Коммуникативная культура дошкольника включает в себя
следующие компоненты:
- мотивационно – потребностный;
- личностный;
- культура речи ( вербальный аспект);
- культура поведения.
Таким
образом,
целесообразно
осуществлять
координацию
усилий воспитателей, учителей, психологов, логопедов в работе по
формированию основ коммуникативной культуры детей дошкольного
возраста.
Библиографический список
1.
Аксенова,
Н.
И.
Системно-деятельностный
подход
как
основа
формирования
метапредметных
результатов
[Текст]
//
Теория
и
практика образования в современном мире: материалы международной
научной конференции - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 140-142.
2. Бермус А.Г. Средства психолого-педагогической поддержки ребёнка
//Инновационная школа. – 2008. - №2.
3.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.
Учебное пособие. - М.: А.П.О., 1996.
4.Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы:
пособие для педагогов / Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик
и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. – М.:
Просвещение, 2012. – 205 с.
5
. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Приказ
Министерства
образования
и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013
г.
№
1155
г.
Москва
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».