Напоминание

"Музыка как средство художественно–эстетического развития обучающихся"


Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав.общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка как средство художественно–эстетического развития обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Музыка как средство художественно-эстетического развития

обучающихся

И.А.Трофимова, к.п.н., г. Казань

В

художественном

образовании ведется

поиск путей, средств и

методов, раскрывающих творческий потенциал обучаемых. В современной

методике художественного образования, включение в содержание учебных

занятий, например, по музыке, изобразительному искусству, различных видов

и

типов

заданий,

носящих

поли

художественный

характер

и

ориентированных на изучаемый предмет, может рассматриваться в качестве

одной

из

основных

линий

развития.

Нами

более

40

лет

применяется

оригинальная и высокоэффективная методика художественно-эстетического

воспитания детей - музыкальная графика - рисование музыки в красочных

предметных

и

беспредметных

формах.

Для

многих

преподавателей

(художников, музыкантов) методика представляет несомненный интерес, но

и одновременно сложность в применении. Поделимся далее нашим опытом

использования

названной

методики

и

достигнутыми

положительными

результатами.

Данная

методика

рисования

музыки

разрабатывалась

нами

на

базе

студенческого

конструкторского

бюро

(СКБ)

«Прометей»

Казанского

авиационного

института

им.

А.Н.

Туполева

(ныне

Казанский

научно-

исследовательский

технический

университет).

Деятельность

СКБ

«Прометей» - яркий пример творческого союза инженеров, преподавателей,

музыкантов, художников, студентов. С 60-х годов ХХ столетия этот коллектив

приобрел известность своими идеями и творчеством в области светомузыки

не только в

нашей стране, но и за рубежом. На протяжении многих лет

р у ко в од и т е л е м

С К Б

« П р ом е т е й »

К А И

( в п о с л е д с т в и и

НИИ

экспериментальной

эстетики

«Прометей»

Академии

наук

Татарстана)

являлся Б.М. Галеев, по праву считающийся основоположником казанской

школы

светомузыки,

поднявшийся

до

высот

выдающегося

ученого-

философа, исследователя эстетических основ синестезии. Огромную роль в

этой

работе

сыграла

преподаватель

музыкального

факультета

Казанского

педагогического института, доцент И.Л. Ванечкина.

В

проблематике

СКБ

«Прометей»

педагогика

являлась

важным

ракурсом взаимодействия науки и искусства, позволяло расширить резервы

многопрофильной

(философской,

технической,

искусствоведческой,

эстетической) творческой деятельности студентов и коллег СКБ «Прометей».

Наше первое участие в «прометеевских» экспериментах планировалось с

выходом в область художественной педагогики, ставило задачей изучение

синестетического мышления детей. Уже первый цикл (первый этап) занятий,

проведенных

с

учащимися

обычной

общеобразовательной

школы

(анкетирование «цветного слуха» и цветового мышления, рисование музыки)

позволил собрать ценные сведения о наличии у школьников способности к

с о по с т а вле нию,

с р а в нива нию

р а зномод а льны х

в п е ч а т л е н и й ,

ассоциированию музыки с цветом, линиями, формами (1).

Полученные

результаты эксперимента были представлены нами на Всесоюзный конкурс

студенческих

научных

работ

(I

место,

Москва,

1977

г.),

оформлены

в

дипломную работу «Использование слухозрительных синестезий на уроках

музыки в общеобразовательной школе» (2).

Экспериментальный

цикл

занятий

(второй

этап)

был

проведен

с

учащимися

художе ственных

и

музыкальных

школ,

с туд е н то в

художественного и музыкального училищ. Полученные новые анкетные и

творческие

виде

рисунков)

данные

значительно

расширили

наши

представления о синестезии как культурном феномене, важной роли цвето-

графических

ассоциаций

в

формировании

художественного

образа

музыкального

произведения.

Результаты

данного

этапа

эксперимента

в

сочетании

с

предыдущими,

получили

положительную

оценку

ученых

казанского

университета

и

опубликованы

в

сборнике

научных

статей

«Проблема

комплексности

изучения

художественного

творчества»

(3).

Коллекция творческих работ школьников и учащихся учебных заведений

художественного

и

музыкального

профиля

была

оформлена

в

специализированную выставку «Дети рисуют музыку», которая неоднократно

демонстрировалась

на

международных

и

всероссийских

форумах

светомузыкантов,

в

Выставочном

зале

Союза

художников

РТ,

Союза

композиторов

РТ,

Национально-культурном

центре

«Казань»,

Государственном музее РТ, в образовательных учреждениях.

Рисование

музыки нами рассматривалось многоаспектно, как:

– составная часть учебного занятия, игровая форма, способствующая

концентрации

внимания,

вызывающая

положительный

эмоциональный

отклик, фантазию, креативность мышления обучаемых;

- интеллектуальное творческое задание, способствующее умственному

развитию учащихся, установлению межпредметных связей (уроков музыки и

изобразительного искусства);

-

вспомогательное

дидактическое

средство

развития

музыкальности

обучаемых,

накопления

эмоционально-ценностного

отношения

к

музыкальному искусству,

формирования музыкальных умений и навыков,

опыта музыкально ориентированной творческой деятельности;

- одна из форм анализа музыкального произведения в виде цвето-

графической

визуализации

его

наиболее

ярких

средств

выразительности

(ладовой

основы,

мелодического

рисунка,

метра,

ритма,

темпа,

формы,

жанра);

- «документ» качества освоения учащимся музыкального произведения;

- «автопортрет» ученика с отображением типологических особенностей

личности, настроений, психики.

Практика

убедительно доказала возможность адаптации рисования

музыки

к

занятиям

по

изобразительному

искусству

в

плане

ускорения

музыкального и общекультурного развития учащихся художественных школ

и

училищ

(8).

Обобщенные

результаты

многолетнего

исследования

использования рисования музыки в художественном образовании наиболее

полно представлены в монографии «Дети рисуют музыку» в соавторстве с

И.Л. Ванечкиной (4).

Положительный опыт обращения к рисованию музыки позволил нам

успешно

проводить

интегративные

занятия

не

только

с

обычными

и

одаренными детьми, но и с детьми особенными. Так, в рамках комплексной

программы Благотворительного фонда «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» в 2016 году

нами проведен мастер-класс в Дербышкинском детском доме-интернате для

умственно отсталых детей. В ходе занятия наши усилия направлялись прежде

всего на развитие у воспитанников положительного эмоционального отклика

на звучащую музыку (представление эмоций в цвете), различение характера

музыкальных произведений (ладовая основа – общий цветовой фон рисунка),

вычленение, запоминание и различение мелодий в произведениях (мелодико-

ритмический

рисунок

характерные

графические

линии),

выявление

темповых особенностей (скорость движения линий в рисунке). В процессе

занятия

для

слушания

и

последующего

рисования

детям

предлагались

разнохарактерные короткие музыкальные произведения - «Шутка» И.С. Баха

и «Мелодия» Х.В.Глюка.

Рассмотренная

методика

рисования

музыки

позволила

провести

занятие достаточно успешно: по мнению педагогов, хорошо знающих своих

воспитанников, дети слушали музыку с повышенным вниманием, а процесс

рисования

активизировал

даже

самых

заторможенных

ребят.

Отчетливо

наблюдалась коррекция общего эмоционального состояния воспитанников.

Мастер-класс

«Дети

рисуют

музыку»,

как

отмечено

в

Благодарственном

письме, настолько понравился педагогам и воспитанникам детского дома-

интерната,

что

данную

методику

(«рисование

музыки»)

преподаватели

решили

внедрить

в

свою

учебную

программу,

а

автора

пригласили

к

сотрудничеству в качестве консультанта.

Авторский

педагогический

опыт

рисования

музыки,

заинтересовали

многих

преподавателей

общеобразовательных,

художественных

и

музыкальных школ Казани и республики. Автор систематически преподавал

основы методики на курсах повышения квалификации учителей музыки и

изобразительного

искусства

на

базе

Института

развития

образования

Республики Татарстан (г. Казань), Института непрерывного педагогического

образования (г. Набережные Челны). Методика рисования музыки вносит

свой положительный вклад в художественное образование подрастающего

поколения.

Литература

1.

Трофимова И.А. Анкетный опрос по изучению "цветного слуха"

среди

школьников

//

Всесоюзная

школа

молодых

ученых

и

специалистов "Свет и музыка".- Казань: КАИ, 1979.- С.87-88.

2.

Тр о ф и м о ва

И . А .

О п ы т ы

с

м у з ы ка л ь н о й

г р а ф и ко й

в

общеобразовательной школе // Всесоюзная школа молодых ученых и

специалистов "Свет и музыка". - Казань: КАИ, 1979.-C.112-113.

3.

Трофимова И.А. Музыкальная графика как проявление синестезии /

Проблема

комплексности

изучения

художественного

творчества.

Казань: Изд-во КГУ, 1980.- С. 113-119.

4.

Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку .- Казань:

Изд-во «Фэн» (совместно с журналом «Казань»), 2000.- 120 с.: 62

ил.- С. 48-107.

5.

Дети рисуют музыку Софии Губайдуллиной //«Казань», №8, 2001.-

С.59-64.

6.

Трофимова

И.А.

Музыкально-слушательская

культура

как

проявление творчества / Технологии совершенствования подготовки

педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник

научных

трудов,

посвященный

60-летию

Российской

Академии

Образования.- Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2003.- С.106-116.

7.

Трофимова

И.А.

Синестетический

подход

в

педагогике

музыкального

образования

/

Технологии

совершенствования

подготовки

педагогических

кадров:

теория

и

практика.

Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию

Казани. Вып.5.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2005.- С.204-206.

8.

Любимова Д.А.,Трофимова И.А. Интегративные уроки музыки: из

опыта

реализации

идеи

содружества

искусств

//

Музыкальное

образование

в

современном

мире.

Диалог

времен:

материалы

международной научно-практической конференции. Ч.I.- СПб: Изд-

во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- С. 243-245

9.

Трофимова И.А. Музыкальная графика: вопросы теории и истории

становления //Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и

инновации.

50-летию

музыкального

факультета

МПГУ):

Материалы II Международной научно-практической конференции.

М.: МПГУ, 2009. – Том II.- С.108-113.

10.

Трофимова

И.А.

Феномен

синестезии

в

теории

и

методике

преподавания

музыки

/Галеевские

чтения:

Материа лы

Международной научно-практической конференции («Прометей-2-

1-), 2-6 октября 2010 года.- Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та им.

А.Н. Туполева, 2010.- С. 153-156.

11. Строганова О.О., Трофимова И.А. Интегрирование музыкальной

композиции в процесс обучения

изобразительному искусству в

детской

школе

«Дашка»

/Галеевские

чтения:

Материалы

Международной

научно-практической

конференции

(«Прометей»-

2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-во Казан. гос.тех. ун-та им.

А.Н. Туполева, 2012.- С.327-331.

12. Трофимова И.А. Рисование музыки в художественном образовании:

вопросы становления теории, методики и практики / Галеевские

чтения:

Материалы

Международной

научно-практической

конференции («Прометей»-2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-

во Казан. гос. тех. ун-та им. А.Н. Туполева, 2012.- С.331-337.



В раздел образования