Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель, зав.общеобразовательной и гуманитарной подготовкой
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка как средство художественно–эстетического развития обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное
Музыка как средство художественно-эстетического развития
обучающихся
И.А.Трофимова, к.п.н., г. Казань
В
художественном
образовании ведется
поиск путей, средств и
методов, раскрывающих творческий потенциал обучаемых. В современной
методике художественного образования, включение в содержание учебных
занятий, например, по музыке, изобразительному искусству, различных видов
и
типов
заданий,
носящих
поли
художественный
характер
и
ориентированных на изучаемый предмет, может рассматриваться в качестве
одной
из
основных
линий
развития.
Нами
более
40
лет
применяется
оригинальная и высокоэффективная методика художественно-эстетического
воспитания детей - музыкальная графика - рисование музыки в красочных
предметных
и
беспредметных
формах.
Для
многих
преподавателей
(художников, музыкантов) методика представляет несомненный интерес, но
и одновременно сложность в применении. Поделимся далее нашим опытом
использования
названной
методики
и
достигнутыми
положительными
результатами.
Данная
методика
рисования
музыки
разрабатывалась
нами
на
базе
студенческого
конструкторского
бюро
(СКБ)
«Прометей»
Казанского
авиационного
института
им.
А.Н.
Туполева
(ныне
Казанский
научно-
исследовательский
технический
университет).
Деятельность
СКБ
«Прометей» - яркий пример творческого союза инженеров, преподавателей,
музыкантов, художников, студентов. С 60-х годов ХХ столетия этот коллектив
приобрел известность своими идеями и творчеством в области светомузыки
не только в
нашей стране, но и за рубежом. На протяжении многих лет
р у ко в од и т е л е м
С К Б
« П р ом е т е й »
К А И
( в п о с л е д с т в и и
НИИ
экспериментальной
эстетики
«Прометей»
Академии
наук
Татарстана)
являлся Б.М. Галеев, по праву считающийся основоположником казанской
школы
светомузыки,
поднявшийся
до
высот
выдающегося
ученого-
философа, исследователя эстетических основ синестезии. Огромную роль в
этой
работе
сыграла
преподаватель
музыкального
факультета
Казанского
педагогического института, доцент И.Л. Ванечкина.
В
проблематике
СКБ
«Прометей»
педагогика
являлась
важным
ракурсом взаимодействия науки и искусства, позволяло расширить резервы
многопрофильной
(философской,
технической,
искусствоведческой,
эстетической) творческой деятельности студентов и коллег СКБ «Прометей».
Наше первое участие в «прометеевских» экспериментах планировалось с
выходом в область художественной педагогики, ставило задачей изучение
синестетического мышления детей. Уже первый цикл (первый этап) занятий,
проведенных
с
учащимися
обычной
общеобразовательной
школы
(анкетирование «цветного слуха» и цветового мышления, рисование музыки)
позволил собрать ценные сведения о наличии у школьников способности к
с о по с т а вле нию,
с р а в нива нию
р а зномод а льны х
в п е ч а т л е н и й ,
ассоциированию музыки с цветом, линиями, формами (1).
Полученные
результаты эксперимента были представлены нами на Всесоюзный конкурс
студенческих
научных
работ
(I
место,
Москва,
1977
г.),
оформлены
в
дипломную работу «Использование слухозрительных синестезий на уроках
музыки в общеобразовательной школе» (2).
Экспериментальный
цикл
занятий
(второй
этап)
был
проведен
с
учащимися
художе ственных
и
музыкальных
школ,
с туд е н то в
художественного и музыкального училищ. Полученные новые анкетные и
творческие
(в
виде
рисунков)
данные
значительно
расширили
наши
представления о синестезии как культурном феномене, важной роли цвето-
графических
ассоциаций
в
формировании
художественного
образа
музыкального
произведения.
Результаты
данного
этапа
эксперимента
в
сочетании
с
предыдущими,
получили
положительную
оценку
ученых
казанского
университета
и
опубликованы
в
сборнике
научных
статей
«Проблема
комплексности
изучения
художественного
творчества»
(3).
Коллекция творческих работ школьников и учащихся учебных заведений
художественного
и
музыкального
профиля
была
оформлена
в
специализированную выставку «Дети рисуют музыку», которая неоднократно
демонстрировалась
на
международных
и
всероссийских
форумах
светомузыкантов,
в
Выставочном
зале
Союза
художников
РТ,
Союза
композиторов
РТ,
Национально-культурном
центре
«Казань»,
Государственном музее РТ, в образовательных учреждениях.
Рисование
музыки нами рассматривалось многоаспектно, как:
– составная часть учебного занятия, игровая форма, способствующая
концентрации
внимания,
вызывающая
положительный
эмоциональный
отклик, фантазию, креативность мышления обучаемых;
- интеллектуальное творческое задание, способствующее умственному
развитию учащихся, установлению межпредметных связей (уроков музыки и
изобразительного искусства);
-
вспомогательное
дидактическое
средство
развития
музыкальности
обучаемых,
накопления
эмоционально-ценностного
отношения
к
музыкальному искусству,
формирования музыкальных умений и навыков,
опыта музыкально ориентированной творческой деятельности;
- одна из форм анализа музыкального произведения в виде цвето-
графической
визуализации
его
наиболее
ярких
средств
выразительности
(ладовой
основы,
мелодического
рисунка,
метра,
ритма,
темпа,
формы,
жанра);
- «документ» качества освоения учащимся музыкального произведения;
- «автопортрет» ученика с отображением типологических особенностей
личности, настроений, психики.
Практика
убедительно доказала возможность адаптации рисования
музыки
к
занятиям
по
изобразительному
искусству
в
плане
ускорения
музыкального и общекультурного развития учащихся художественных школ
и
училищ
(8).
Обобщенные
результаты
многолетнего
исследования
использования рисования музыки в художественном образовании наиболее
полно представлены в монографии «Дети рисуют музыку» в соавторстве с
И.Л. Ванечкиной (4).
Положительный опыт обращения к рисованию музыки позволил нам
успешно
проводить
интегративные
занятия
не
только
с
обычными
и
одаренными детьми, но и с детьми особенными. Так, в рамках комплексной
программы Благотворительного фонда «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» в 2016 году
нами проведен мастер-класс в Дербышкинском детском доме-интернате для
умственно отсталых детей. В ходе занятия наши усилия направлялись прежде
всего на развитие у воспитанников положительного эмоционального отклика
на звучащую музыку (представление эмоций в цвете), различение характера
музыкальных произведений (ладовая основа – общий цветовой фон рисунка),
вычленение, запоминание и различение мелодий в произведениях (мелодико-
ритмический
рисунок
–
характерные
графические
линии),
выявление
темповых особенностей (скорость движения линий в рисунке). В процессе
занятия
для
слушания
и
последующего
рисования
детям
предлагались
разнохарактерные короткие музыкальные произведения - «Шутка» И.С. Баха
и «Мелодия» Х.В.Глюка.
Рассмотренная
методика
рисования
музыки
позволила
провести
занятие достаточно успешно: по мнению педагогов, хорошо знающих своих
воспитанников, дети слушали музыку с повышенным вниманием, а процесс
рисования
активизировал
даже
самых
заторможенных
ребят.
Отчетливо
наблюдалась коррекция общего эмоционального состояния воспитанников.
Мастер-класс
«Дети
рисуют
музыку»,
как
отмечено
в
Благодарственном
письме, настолько понравился педагогам и воспитанникам детского дома-
интерната,
что
данную
методику
(«рисование
музыки»)
преподаватели
решили
внедрить
в
свою
учебную
программу,
а
автора
пригласили
к
сотрудничеству в качестве консультанта.
Авторский
педагогический
опыт
рисования
музыки,
заинтересовали
многих
преподавателей
общеобразовательных,
художественных
и
музыкальных школ Казани и республики. Автор систематически преподавал
основы методики на курсах повышения квалификации учителей музыки и
изобразительного
искусства
на
базе
Института
развития
образования
Республики Татарстан (г. Казань), Института непрерывного педагогического
образования (г. Набережные Челны). Методика рисования музыки вносит
свой положительный вклад в художественное образование подрастающего
поколения.
Литература
1.
Трофимова И.А. Анкетный опрос по изучению "цветного слуха"
среди
школьников
//
Всесоюзная
школа
молодых
ученых
и
специалистов "Свет и музыка".- Казань: КАИ, 1979.- С.87-88.
2.
Тр о ф и м о ва
И . А .
О п ы т ы
с
м у з ы ка л ь н о й
г р а ф и ко й
в
общеобразовательной школе // Всесоюзная школа молодых ученых и
специалистов "Свет и музыка". - Казань: КАИ, 1979.-C.112-113.
3.
Трофимова И.А. Музыкальная графика как проявление синестезии /
Проблема
комплексности
изучения
художественного
творчества.
Казань: Изд-во КГУ, 1980.- С. 113-119.
4.
Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку .- Казань:
Изд-во «Фэн» (совместно с журналом «Казань»), 2000.- 120 с.: 62
ил.- С. 48-107.
5.
Дети рисуют музыку Софии Губайдуллиной //«Казань», №8, 2001.-
С.59-64.
6.
Трофимова
И.А.
Музыкально-слушательская
культура
как
проявление творчества / Технологии совершенствования подготовки
педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник
научных
трудов,
посвященный
60-летию
Российской
Академии
Образования.- Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2003.- С.106-116.
7.
Трофимова
И.А.
Синестетический
подход
в
педагогике
музыкального
образования
/
Технологии
совершенствования
подготовки
педагогических
кадров:
теория
и
практика.
Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию
Казани. Вып.5.- Казань: Тат. кн. изд-во, 2005.- С.204-206.
8.
Любимова Д.А.,Трофимова И.А. Интегративные уроки музыки: из
опыта
реализации
идеи
содружества
искусств
//
Музыкальное
образование
в
современном
мире.
Диалог
времен:
материалы
международной научно-практической конференции. Ч.I.- СПб: Изд-
во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- С. 243-245
9.
Трофимова И.А. Музыкальная графика: вопросы теории и истории
становления //Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и
инновации.
(К
50-летию
музыкального
факультета
МПГУ):
Материалы II Международной научно-практической конференции.
М.: МПГУ, 2009. – Том II.- С.108-113.
10.
Трофимова
И.А.
Феномен
синестезии
в
теории
и
методике
преподавания
музыки
/Галеевские
чтения:
Материа лы
Международной научно-практической конференции («Прометей-2-
1-), 2-6 октября 2010 года.- Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та им.
А.Н. Туполева, 2010.- С. 153-156.
11. Строганова О.О., Трофимова И.А. Интегрирование музыкальной
композиции в процесс обучения
изобразительному искусству в
детской
школе
«Дашка»
/Галеевские
чтения:
Материалы
Международной
научно-практической
конференции
(«Прометей»-
2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-во Казан. гос.тех. ун-та им.
А.Н. Туполева, 2012.- С.327-331.
12. Трофимова И.А. Рисование музыки в художественном образовании:
вопросы становления теории, методики и практики / Галеевские
чтения:
Материалы
Международной
научно-практической
конференции («Прометей»-2012), 6-8 апреля 2012 года.- Казань: Изд-
во Казан. гос. тех. ун-та им. А.Н. Туполева, 2012.- С.331-337.