Напоминание

Проблемы правового разграничения понятий «право на свободу совести» и «право на свободу вероисповедания»


Автор: Галиуллина Сабина Рафаэльевна
Должность: студентка Института магистратуры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "СГЮА"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы правового разграничения понятий «право на свободу совести» и «право на свободу вероисповедания»
Раздел: высшее образование





Назад




1

УДК 332.146.6

Галиуллина С.Р.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ПРАВО

НА СВОБОДУ СОВЕСТИ» И «ПРАВО НА СВОБОДУ

ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ»

Саратовская государственная юридическая академия

Аннотация:

В

данной

статье

на

основе

теоретических

обобщений

и

правоприменительной

практики

рассматривается

право

граждан

на

свободу

совести

и

свободу

вероисповедания.

Проводится

соотношение

указанных

понятий,

анализируются

допустимые

ограничения

прав

в

рассматриваемой

области, а также рассматриваются некоторые проблемные аспекты, связанные с

реализацией такого права.

Ключевые

слова:

совесть,

вероисповедание,

реализация

права,

ограничение

права,

религиозная

организация,

религиозное

объединение,

экстремизм, светское государство, толерантность.

UDC 332.146.6

Galiullina S.R.

LEGAL PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF CONCEPTS «THE

RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE» AND «FREEDOM OF

RELIGION»

Saratov state law Academy

Abstract: In this article, on the basis of theoretical generalizations and law

enforcement practice, the right of citizens to freedom of conscience and freedom of

religion is examined. A correlation of these concepts is carried out, permissible

limitations

of

rights

in

the

area

under

consideration

are

analyzed,

and

some

problematic aspects related to the realization of such a right are also considered.

Key words: Conscience; religion; realization of the right; restriction of the

right;

religious

organization;

religious

association;

extremism;

secular

state;

tolerance.

Существующий

на

сегодняшний

день

принцип

свободы

совести

и

свободы

вероисповедания,

закрепленный

в

ст.

28

Конституции

РФ

[4],

выступает

в

роли

необходимой

предпосылки,

способной

сформировать

духовную сферу жизни общества, возродить прежние и развить как имеющиеся,

так

и

новые

культурные

и

нравственные

традиции

и

ценно сти

многонационального народа России. Само по себе существующее в Российской

Федерации

идеологическое

многообразие

является

одной

из

основ

конституционного строя страны.

2

В

конце

прошлого

столетия,

посредством

принятия

ФЗ

«О

свободе

совести

и

о

религиозных

объединениях»

(далее

ФЗ

125)

[8],

сформировалась

модель

отношений

государственно-церковного

характера,

которая предоставила верующим гражданам широкие права и стала основой

отечественного законодательства о свободе вероисповедания и свободе совести.

Данный

закон

закрепляет

возможности

взаимоотношения

государства

и

религиозных

объединений.

С

момента

принятия

указанного

выше

закона

существенно возросла роль религиозных объединений и религий в целом, а

также

возросло

их

влияние

на

духовную

жизнь

граждан

РФ.

Кроме

того,

претерпела изменение в сторону усложнения и сама структура деятельности

религиозных

объединений,

а

также

структура

их

взаимоотношений

как

с

государством, так и между собой.

Хотелось бы отметить, что Конституция РФ закрепляет понятия «свобода

вероисповедания»

и

«свобода

совести»,

ФЗ

125

оперирует

терминами

«религиозные объединения» и «свобода совести», однако ни один нормативный

правовой акт РФ не содержит в себе разъяснений о том, что следует понимать

под «свободой совести» и как она соотносится со свободой вероисповедания.

Представляются чрезвычайно важными проблемы соотношения свободы

вероисповедания и свободы совести, а также их законодательное регулирование

в условиях интернационализации и глобализации общественных отношений.

Существующие

в

России

межконфессиональные

противоречия

делают

необходимым поиск и разработку инструментов правового, организационного и

политического

характера,

которые

следует

направить

на

создание

всех

необходимых условий для толерантного сосуществования приверженцев той

или иной религии, а также на противодействие высказываниям экстремистского

характера

и

действиям,

нацеленным

на

разжигание

религиозной

и

национальной

вражды.

На

законодательство,

в

свою

очередь,

необходимо

возложить

обязанность

по

обеспечению

эффективного

функционирования

различного рода институтов в области обеспечения свободы совести.

Совесть, если ее рассматривать с точки зрения философии, представляет

собой

некий

внутренний

критерий

нравственности,

который

позволяет

оценивать

свои

действия

и

мысли

[11].

Кроме

того,

совесть

является

нравственным

регулятором

и

выражает

ответственность

гражданина

перед

самим собой как субъектом общезначимых и высших требований и ценностей

[12].

Современные

деятели

науки

предлагают

понимать

под

совестью

способность

человека

осуществлять

нравственный

самоконтроль

за

собственными действиями, самостоятельно для себя формулировать моральные

ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения, а также производить

оценку совершенных поступков [13, с. 152-160; 14, с. 449-451]. Согласно ст. 18

Всеобщей декларации прав человека [1], свобода вероисповедания представляет

собой как право практиковать, так и исповедовать любую религию. Исходя из

указанного,

можно

утверждать,

что

свобода

совести,

с

точки

зрения

международного

права,

является

более

широким

понятием,

чем

свобода

вероисповедания.

3

Хотелось бы отметить, что значение понятия «свобода вероисповедания»

в

ретроспективном

аспекте

было

шире

существующего.

Так,

Конституции

СССР 1977 г. [2] и РСФСР 1978 г. [3] гарантировали право самостоятельного

выбора, исповедовать или нет какую-либо религию. Кроме того, они также

предоставляли возможность отправления различного рода культов и ведения

антирелигиозной пропаганды. В ранее действовавшем Законе СССР «О свободе

совести и религиозных организациях» было закреплено определение «свободы

совести» [5], а в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» - определение

«свободы

вероисповеданий»

[6].

Проводя

анализ

указанных

определений,

можно заметить, что между ними отсутствуют какие-либо различия. Говоря о

нынешнем положении вещей, следует упомянуть, что деятелями науки понятие

«свобода совести» рассматривается как равнопорядковое, но не равнозначное

понятию «свободы вероисповедания». Такого рода различия, существующие в

терминологии

рассматриваемой

области,

предопределяют

постановку

перед

законодателем

вопроса

о

закреплении

рассматриваемых

понятий

на

законодательном уровне.

Согласно точке зрения И.Н. Вишняковой, принцип свободы совести и

вероисповедания

подразумевает

невмешательство

со

стороны

государства

в

деятельность религиозных объединений и религиозную жизнь граждан [15,

с. 5]. Немалая часть представителей правозащитного движения, а также ряд

религиозных объединений полагают, что ФЗ № 125 далёк от совершенства, а

Российская Хельсинская группа выступает с предложениями по его отмене,

поскольку, как им кажется, данным ФЗ в России нарушается свобода совести и

складывается монопольное влияние православной церкви на общество, что в

свою очередь ограничивает свободу вероисповедания.

Согласно

данным

статистики,

на

территории

РФ

осуществляют

свою

деятельность

порядка

29 000

различных

религиозных

организаций

[16].

В

соответствии с ФЗ № 125, религиозные объединения подразделяются на две

организационно-правовые

формы:

религиозная

организация

и

религиозная

группа. Анализируя положения данного закона и Гражданского кодекса РФ [7],

можно заметить, что религиозная группа является беззащитной в ситуациях,

когда происходит нарушение её прав и когда требуется их защита в судебном

порядке.

Так,

например,

для

религиозной

группы

до

недавнего

времени

действовал 15-летний срок её функционирования, лишь по истечении которого

у

нее

появлялось

право

зарегистрироваться

в

качестве

религиозной

организации. Европейский суд по правам человека в 2009 г. признал данное

требование ФЗ № 125 не соответствующим Европейской конвенции о защите

прав человека и основных свобод [9].

Необходимость поиска оптимального соотношения в обществе интересов

различных

индивидов

и

религиозных

объединений

по

вопросам

свободы

совести

предопределяется

тем,

что

такого

рода

свобода

порой

понимается

крайне широко. Такое положение вещей в свою очередь ведёт к появлению

экстремистских идей, а деятельность тех религиозных объединений, которые их

пропагандируют,

приобретает

деструктивный

характер

и

приводит

к

4

возникновению

вражды

религиозного

и

национального

характера.

Чтобы

избегать

такого

рода

ситуаций,

государством

предусмотрен

механизм

ликвидации религиозных организаций. Так, Верховным Судом РФ в апреле

2017

г.

был

удовлетворен

иск

Минюста РФ

о

ликвидации

и

запрете

деятельности

на

территории

РФ

Свидетелей

Иеговы,

ликвидации

её

395

местных

отделений

и

конфискации

их

собственности.

Причиной

данной

ликвидации послужило признание распространяемых ими 95 книг в качестве

экстремистских.

Хотелось бы отметить, что при решении вопроса об ограничении свободы

совести в правоприменительной практике существует ряд проблем, которые

связаны

с

оценкой

предоставляемых

фактов

при

решении

вопроса

о

принудительной ликвидации религиозной организации. Чаще всего имеет место

недостаточность

профессиональных

экспертов

в

области

религиоведческой

литературы,

на

которых

возлагается

ответственность

по

осуществлению

проверки на предмет признания той или иной литературы экстремистской, а

также

оценки

высказываний

представителей

различных

религиозных

организаций. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в 2011 году своим

постановлением «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях

экстремистской

направленности»

дал

свои

разъяснения

по

большинству

вопросов,

вызывавших

в

правоприменительной

практике

наибольшие

затруднения [10].

Подводя итог указанному выше, хотелось бы наряду с прочим отметить,

что

помимо

совершенствования

существующего

законодательства,

также

следует уделять внимание правильному пониманию правового и социального

характера религиозных объединений, от которого в немалой степени зависит

эффективность

контроля

за

соблюдением

законодательства

о

религиозных

объединениях.

Совместное

распространение

и

исповедание

веры

является

главной целью деятельности религиозного объединения, в ходе осуществления

которой

необходимо

принимать

в

расчет

культуру

толерантно сти

межэтнических взаимных отношений. Полагаем, что устранение выявленных

недостатков

позволит

государственному

механизму

реализации

права

на

свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивать должный уровень

защищённости

основных

прав

и

свобод

граждан,

оказывать

содействие

в

укреплении сотрудничества и взаимного понимания представителей тех или

иных конфессий, единству российской нации и стабильности общества.

Список использованной литературы

1.

Всеобщая

декларация

прав

человека

(принята

Генеральной

Ассамблеей ООН 10.12.1948) // РГ. 05.04.1995. № 67.

2.

Ко н с т и т у ц и я

( О с н о в н о й

З а ко н )

С о ю з а

С о в е т с к и х

Социалистических

Республик

(принята

ВС

СССР

07.10.1977)

(ред.

от

14.03.1990) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

3.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России

(принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР.

1978. № 15. Ст. 407.

5

4.

Конституция

Российской

Федерации

(принята

всенародным

голосованием

12.12.1993)

учетом

поправок,

внесенных

Законами

РФ

о

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,

от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст.

4398.

5.

Закон СССР от 01.10.1990 № 1689-1 (ред. от 04.06.1991) «О свободе

совести и религиозных организациях» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.

1990. № 41. Ст. 813.

6.

Закон РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе

вероисповеданий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.

7.

Гражданский

кодекс

Российской

Федерации

(часть

первая)

от

30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

8.

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О

свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 29.09.1997. № 39. Ст.

4465.

9.

Постановление

Европейского

Суда

по

правам

человека

по

делу

«Кимля и другие против России» от 9.06.2005 г. // Бюллетень Европейского

Суда по правам человека. 2010. № 4.

10.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11

(ред. от 03.11.2016) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях

экстремистской направленности» // РГ. № 142. 04.07.2011.

11.

Философский энциклопедический словарь // гл. ред.: Л.Ф. Ильичев,

П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983. 830 с.

12.

Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000. 440 с.

13.

Назаретян А.П. Совесть в пространстве культурно-исторического

бытия (полемические заметки) // Общественные науки и современность. 1994.

№ 5. С. 152-160;

14.

Апресян Р.Г. «Совесть» // Этика: энциклопедический словарь / под

ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М., 2001. С. 449-451.

15.

Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы

вероисповедания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 5.

16.

Россия в цифрах 2016: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2016. 543 с.



В раздел образования