"Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании"
Автор: Сапожникова Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №5 "Радуга" Населённый пункт: город Холмск, Сахалинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №5 «Радуга»
Сапожникова Светлана Ивановна
Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни
в процессе самообслуживании
Содержание
Введение ………………………………………………………………….….………..3
Гл а в а I.
Теоретически-
методологические
основы
изучения
развития
самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8
1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Г л а в а II.
Теоретические
основы
и
проблемы
формирования
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
у
д е т е й
т р е х
л е т
ж и з н и
в
п р о ц е с с е
самообслуживани я………………………………………….………….….............. 11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2.
Особенности
развития
самостоятельности
ребенка
раннего
детского
возраста……………………………………................................................................13
2.3.
Формирование
навыков
самообслуживания
в
первой
младшей
группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет
жизни в процессе
самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая
характеристика испытуемых, методы
исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2.
Изучение
уровня
развития
самостоятельности
испытуемых
на
констатирующем этапе исследования……………………...……….…...................17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе
…………………………………………..……………….……………………….…...19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение ……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……….................27
Введение
Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является
общественная
среда,
воспитание
и
обучение
под
руководством
взрослых.
Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой
жизненный
опыт.
Самообслуживание,
выполнение
посильных
поручений
–
хорошее средство развития детской самостоятельности.
Самостоятельность
рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности
ребенка.
Упражнения
в
самостоятельности
формируют
волю
ребенка
уже
в
раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это
ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и
самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у
детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой
пластичностью
функцией
мозга
и
психики,
имеет
больше
потенциальных
возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное
влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит
перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное
положение
обусловило
выбор
темы
« В о с п и т а н и е
самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».
Исследования психологов доказывают, что в этот период
открываются
благоприятные
возможности
для
формирования
основ
самостоятельности,
творчества
(Александр
Владимирович
Запорожец,
Александр
Георгиевич
Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев,
Анна
Александровна Люблинская,
Сергей Леонидович Рубинштейн [31; c.81-82]).
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в
различных
аспектах.
Исследуются:
сущность
самостоятельности,
ее
природа
(Григорий
Алексеевич
Балл,
Павел
Иванович
Пидкасистый,
Антонина
Георгиевна
Хрипкова);
ст руктура
и
соотношение
ком п о н е н т о в
самостоятельности , условия и методы развития самостоятельности взаимосвязь
самостоятельности с различными психическими процессами [36; c.81].
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить
ряд
ступеней
в
становлении
самостоятельности,
характерные
особенности
проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных
возрастных этапах.
В последние годы психологи и педагоги все чаще обращают внимание
педагогов ДОУ и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и
обучения ребенка с рождения до трех лет.
Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является важным
условием для развития самостоятельности
у детей третьего года жизни
и
формирования навыков самообслуживания.
Приступая к работе, мы определили ее параметры.
Объектом нашего исследования является процесс воспитания и обучения
самообслуживанию у детей раннего возраста в дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ).
Предметом
исследования
является
создания
условия
воспитания
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Цель:
Воспитание
навыков
самообслуживания
как
средство
формирования самостоятельности у детей трех лет жизни.
Цель работы определила следующие задачи:
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать
понятие «самостоятельность» детей младшего возраста.
2.
Выявить
наиболее
эффективные
пути
и
условия
развития
самостоятельности у детей третьего года жизни в ДОУ №6 «Ромашка» города
Холмска.
3.
Дать
методические
рекомендации
по
созданию
условий
развития
самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста.
В
основу
нашего
исследования
была
положена
гипотеза:
если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и
взаимодействии, то развитие самостоятельности
в процессе
формирования
навыков самообслуживания будет протекать более эффективно и продуктивно.
Теоретическая значимость заключается в определении показателей, критериев
и
уровней
самостоятельности
детей
двух-трех
лет
в
самообслуживании,
в
общении с взрослыми и сверстниками. Описать более эффективные методы и
приемы развития навыков самостоятельной деятельности в процессе обучения
самообслуживания.
Практическая
значимость :
материалы
данной
работы,
методические
рекомендации
могут
быть
использованы
воспитателями
ДОУ
и
студентами-
практикантами соответствующей специальности в практической деятельности.
Курсовая
работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка
использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются
теоретические и методологические основы исследования, объект, предмет, цель,
задачи,
гипотеза
и
практическая
значимость
работы,
определены
этапы
исследования.
В I главе «Теоретически - методологические основы изучения развития
самостоятельности» даны
характеристика понятия «самостоятельность»
в
трудах ученых; раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования
самостоятельности; рассматривается понятие «самостоятельная деятельность» и
ее функции и даны выводы по I главе.
Во II
главе
«Теоретические
основы
и
проблемы
формирования
самостоятельности
у
детей
трех
лет
жизни
в
процессе
самообслуживания»
раскрываются
возрастные особенности
детей трех лет жизни;
описание
процесса формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе
и даны выводы по II главе.
В III главе «Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет
жизни
в
процессе
самообслуживания»
представлены
р е зул ьт ат ы
исследовательской работы в ДОУ по теме.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования, определена
степень подтверждения гипотезы, сформулированы методические рекомендации.
В списке использованной литературы 41 источник.
Глава I. Теоретические основы и проблемы формирования
самостоятельности дошкольников
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое
характеризуется двумя факторами:
1. Совокупность средств, знаний и умений;
2. Побуждение к действию.
Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при
постоянной
задаче,
он
обладает
для
самостоятельности
мотивационной
установкой.
Самостоятельность – это характеристика личности вообще, и
характеристика
соотношения
с
личностью.
Многие
педагоги
понимают
под
самостоятельностью:
– способность устанавливать основание для тех или иных поступков,
выбор поведения;
– способность обособлять свои позиции;
–
способность
к
независимой
реализации
структурных
блоков
деятельности;
– планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи
других;
–
соотносить
свои
стремления
и
возможности,
адекватно
оценивать
процесс своей деятельности.
По
мнению
знаменитого,
доктора
филологических
наук,
профессора
Сергей Иванович Ожегов [27; с.73.] самостоятельность – это человек:
– существует отдельно от других, независимый;
– решительный, обладает собственной инициативой;
– выполняют действия без помощи;
Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность»
мы пришли к выводу:
Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять
контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.
Петр
Францевич
Лесгафт:
«Вообще
ребенку
доставляется
большое
удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его
рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему
наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»
[41].
Исследования психологов доказывают Александр Владимирович
Запорожец,
Александр
Георгиевич
Ковалев,
Алексей
Николаевич
Леонтьев,
Анна Александровна Люблинская, Сергей Леонидович Рубинштейн, что в этот
период
открывается
благоприятные
возможности
для
формирования
основ
самостоятельности, творчества. [22; с.115]
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях психологов говорится о том, что самостоятельность – это
качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года
стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления.
Поэтому
необходимо
постоянно
заниматься
с
ребенком,
чтобы
развитие
самостоятельности полностью не затухло.
Такие известные психологи как Леонтьев Алексей Николаевич, Божович
Лидия Ильинична, Рубинштейн Сергей Леонидович объясняют это тем, что на
пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». [3; c.12]
Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей
через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к
появлению
нового
типа
отношения
ребенка
с
взрослым.
Он
начинает
себя
сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые:
выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.
Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых
взрослым
формах,
но
и
в
упорном
стремлении
поступить
так,
а
не
иначе.
Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли
– важный момент в развитии самопостижения.
Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать
самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам».
«Кризис трех лет» возникает в результате отдельных достижений в
личностном развитии ребенка.
Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать
себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно
со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую
занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.
Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной
конфликта взрослого и ребенка.
К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка
освободиться от опеки, и пресекают каждую кажущуюся им активность.
Поэтому основой и необходимым условием для воспитания
самостоятельности
является
правильная
организация
сферы
детского
сада;
исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции.
Что же такое самостоятельная деятельность? Все мы по-разному его
понимаем.
Наиболее типичные ответы:
-
это
действие,
которое
человек
осуществляет
сам,
без
подсказки
и
помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
-
независимость
от
мнений
окружающих,
свобода
выражения
своих
чувств, творчество;
- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не
ставил, и решать их самому.
Эти определения точно указывают на самостоятельность человека и,
зрелость его личности.
Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или
бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся
таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не
интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна
завершаться
таким
результатом,
который
устроит
всех.
Этот
`всеобщий
результат`
или
`всеобщий
эффект`
-
непременное
условие
становления
подлинной самостоятельности.
Говоря
о
самостоятельности,
Анна
Александровна
Люблинская,
подчеркивают важность детской активности: "самостоятельными являются лишь
те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской
активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний
взрослого
в
привычной
для
него
обстановке,
что
возможно
при
условии
специального показа, обучения". [22; с.115]
Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний
на все большие области жизни ребенка. Роль взрослого в процессе становления
детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей
должна
быть
существенной,
специально
организованной,
т.е.
являться
р е а л и зу ю щ е й
с п л а н и р о ва н н о й
п ед а го г и ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т ь ю .
Самостоятельная
деятельность
в
процессе
самообслуживания
становится
условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При
этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и
художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие
личности.
1.4 Выводы по I главе.
Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно
определить, достигнут ли устраивающий всех результат.
Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно
задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить.
С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится
очень чувствительным к своим правам на ее проявление.
В 3года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал
хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки.
Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап
формирования самостоятельности в предметной деятельности.
Овладев
способностью
самостоятельно
планировать,
осуществлять
и
контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от
взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шаг на пути к зрелой
самостоятельности.
Самостоятельное поведение ребенка – необходимое условие формирования
активной
жизненной
позиции.
Повышение
навыков
в
п р о ц е с с е
самообслуживания будет способствовать самостоятельной активности личности.
Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую
очередь для того, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.
При
формировании
навыков
самообслуживания
у
детей
формируются
самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам,
культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только
может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования
самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни
К
концу
раннего
детства
стремительно
нарастает
тенденция
к
самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них.
К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам",
которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Кризис трех лет. Его характерные признаки
- возникновение негативизма;
- появление упрямства;
- своеволие как стремление к самостоятельности;
- деспотизм по отношению к окружающим;
- проявление протеста- бунта;
- обесценивание всех и вся от матери до игрушек;
Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях
ребёнка
к
близким
взрослым
и
к
самому
себе.
Ребёнок
психологически
отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан,
противопоставляется им во всём.
В
трёхлетнем
возрасте
для
детей
становится
значимой
результативная
сторона
деятельности,
а
фиксация
их
успехов
взрослым
-
необходимым
моментом
её
исполнения.
Соответственно
этому
возрастает
и
субъективная
ценность собственных достижений. Что вызывает новые, аффективные формы
поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.
Познавательный интерес:
1. восприятие;
2 . мышление: наглядно- действенное, наглядно-образное;
3. воображение (имеет создающий характер);
4. память-запоминание непроизвольное (условия запоминание,
частота
повторения);
5. общение;
6. особенности Я концепции – осознание себя как отдельного человека,
формирование самосознания самооценки;
У детей трех лет гипертрофированная тенденция к самостоятельности. Они
еще не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной
целью.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что ребенку важно дать
метод, путеводную нить для организации приобретения знаний.
Это значит – вооружить их умениями и навыками организации
умственного
труда,
т.е.
умениями
ставить
цель,
выбирать
средства
ее
достижения.
Для
формирования
целостной
и
гармоничной
личности
необходимо
систематическое
включение
ее
в
самостоятельную
деятельность,
которая
в
процессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характер
проблемно-поисковой деятельности.
Например; Ребенок учится самостоятельно
выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки
или расставлять их по местам.
Поливать домашние цветы, кормить рыбок и
птичек, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в свой шкаф и т. д.
Большое
значение
придавал
самостоятельной
работе
Константин
Дмитриевич Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать
детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дети третьего года
жизни должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель –
руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». [41]
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского
возраста
Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности у
ребенка.
Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов,
упрямства или лени: ребенок надеется, что все для него должны делать взрослые,
родители. Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они
приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания. Самые
элементарные проявления самостоятельности у детей 2—3 лет тесно связаны с
содержанием их деятельности.
Самостоятельность
малышей
проявляется
в
режимных
процессах,
где
совершенствуются
навыки
самообслуживания;
в
игре,
когда
ребенок
самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из
жизни. На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает
много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс
доступным,
интересным
и
увлекательным.
Самостоятельность
проявляется и во взаимоотношениях между детьми.
Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет,
оказывает помощь.
Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных
ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и
сложное качество личности.
В
целях
успешного
развития
самостоятельности
детей
воспитатель
знакомит малышей с определенными небольшими обязанностями. Он обогащает
малышей
знаниями
и
умениями,
необходимыми
в
самообслуживании
при
пользовании игрушками, обращение со сверстниками и взрослыми.
Следует специально создавать условия, чтобы дети могли применять свои
знания,
проявить
самостоятельность,
например,
одеть
куклу
для
прогулки,
завернуть
себе
рукава
перед
мытьем
рук.
Обучать
детей
самостоятельности
можно, показывая им реальные действия.
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе
Одна из задач воспитания детей первой младшей группы - формирование
у них предпосылок навыков самообслуживания. Дети 3-го жизни, пришедшие в
детский сад, отличаются друг от друга. При формировании навыков необходимо
специально обучать детей выполнению конкретных действий.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение
имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.
Так необходимо в шкафах выделять ребенку нижние полки для удобства, сделать
на соответствующем уровне крючки для одежды и отдавать предпочтение одежде
без мелких застежек и легких в одевании раздевании. Если будут учтены эти
условия, то процесс самообслуживания будет протекать более легко, и ребенок
все меньше будет просить Вас ему помочь. Ребенок младшей группы испытывает
особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того,
как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом
зависит его взаимоотношения.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и
закрепления
умения
заниматься
(слушать
сказку,
объяснение,
отвечать
на
заданные вопросы и таким образом передавать несложное содержание, а также
самому реализовываться в рисунках, постройках задуманного).
2.4. Выводы по II главе
При формировании навыков самообслуживания у детей формируются
самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам,
культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только
может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный
процесс, требующий от взрослых, в первую очередь терпения.
Маленькие дети очень восприимчивы и готовы впитывать в себя все как
«губка», самое главное им в этом помогать и словом и делом.
Важно поддерживать
стремление
детей
к
самостоятельности,
проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, в противном случае оно
будет утрачено.
Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и
самостоятельности
оказывает
вся
система
воспитательно-образовательной
работы с детьми. Необходимым условием развития самостоятельности является
воспитание
его
в
условиях
развивающего,
не
авторитарного
общения.
Педагогическое
общение,
основанное
на
принципах
любви,
понимания,
терпимости;
упорядоченная
деятельность,
и
своевременная
помощь
ребенку,
станут
условием
полноценного
развития
позитивной
свободы
и
самостоятельности ребенка.
Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где
совершенствуются
навыки
самообслуживания;
в
игре,
когда
ребенок
самостоятельно без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из
жизни. Обучая детей навыкам самообслуживания, не нужно забывать о таких
эффективных
приемах
как
постоянное
подбадривание
и
поощрение.
Ознакомление
детей
с
новым
заданием
по
самообслуживанию,
закрепление
навыка, наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка с
взрослым.
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет
жизни в процессе самообслуживания
3.1 Организация эксперимента: краткая характеристика
испытуемых, методы исследования
Наше исследование мы проводили в дошкольном образовательном
учреждении
№6
«Ромашка»
города
Холмска.
В
качестве
участников
исследования выступали дети первой младшей группы. Дети были участниками
естественного
педагогического
эксперимента.
При
выборе
методик
исследования учитывались специфика и особенности детей третьего года жизни.
Наблюдением было охвачено 10 детей третьего года жизни, поступивших в
начале
сентября
и
ранее
не
посещавших
дошкольных
учреждений.
Дети
общительны, любознательны. Из них 6 мальчиков и 4 девочки в возрасте от 2,6
до 3,2лет жизни. У одного ребенка медицинская комиссия предположила, что
может проявиться тяжелый прогноз адаптации (Максим Б). В связи с плохим
состоянием здоровья и назначили ему щадящий режим посещения дошкольного
учреждения.
Воспитатель экспериментальной группы Татьяна Николаевна Филимонова
работает
с
детьми
по
традиционной
«Программе
воспитания
и
обучения
в
детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Преобладающий уровень развития – средний. Большинство детей группы из
семей со средним уровнем доходов. Родители работают в сфере малого бизнеса,
в бюджетных организациях и военнослужащие. По первым наблюдениям дети
самостоятельно выполняют определенные действия: раздеваются, моют руки,
правильно берут ложку во время приема пищи, и т.д.
Эта группа являются уравновешенными по количеству, полу, возрасту,
уровню развития.
Опытно-педагогический эксперимент состоял из трех этапов:
констатирующего,
формирующего
и
заключительного
(Приложение
1).
Использовались методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование.
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на
констатирующем этапе исследования
В соответствии с планом исследования на констатирующем этапе 1.09.2010
года была проведена беседа с детьми.
Детям были заданы вопросы:
1.
Ребята, вы знаете, как правильно одеваться?
2.
Кто умеет умываться?
3.
Нужно убирать на место свои игрушки?
4.
Кто умеет сам кушать?
Результаты беседы показали, что только 3детей на первый вопрос ответили:
«Да». Остальные затруднялись ответить. А на вопрос: «Кто умеет умываться?» -
отвечали: «Так надо». Дома помогают родителям мыть посуду, убирать игрушки,
моют руки.
На данном этапе нами 4.09.2010г было проведено анкетирование
воспитателей. Приложение 2
Мы 8.09.2010г провели совместно с воспитателем определение уровня
самостоятельной подготовленности детей в ДОУ.
Были
выявлены
причины
неудовлетворительного
самостоятельного
развития
детей:
1.
В группах ДОУ созданы недостаточные условия для детей.
2.
Низкая
заинтересованность
родителей:
нарушение
режима
дома,
неправильно подобрана одежда, обувь детей.
3. Неправильное воспитание самостоятельности детей в домашних условиях.
Мы считаем, что решение проблемы самостоятельного развития детей
возможно при правильной организации воспитательной работы по развитию
самостоятельности в процессе самообслуживания в ДОУ.
Во время наблюдения у детей была проявлена самостоятельная активность
в контактах с детьми и с взрослыми, а также познавательная активность в
повседневной жизни и при обучении.
Так как показатели нормального развития самостоятельности на каждом
возрастном этапе разные, то мы имеем и разные самостоятельные
навыки в
процессе самообслуживания.
Поэтому одни дети, на момент эксперимента,
проявляют самостоятельность, а другие нет.
Наблюдение велось за самостоятельной деятельностью ребенка, за
изменением
деятельности
и
настроением
детей,
за
количеством
и
целью
обращений
воспитателя
и
детей
к
наблюдаемому
ребенку
и
его
ответные
действия.
А
также
проявления
самостоятельности
в
социальных
связях
и
речевые высказывания ребенка. Все эти данные записывались в протоколе, а
затем
были
обработаны
в
виде
таблицы
с
использованием
условных
обозначений.
Чтобы
определить
самостоятельность
каждого
ребенка
мы
составили Таблицу 1. Приложение 2, где проанализировали данные наблюдения.
Для анализа, нами были выделены 13 параметров проявления
самостоятельности в игре, которые представлены в Таблице 1.Приложение
2.
В
данной
таблице
мы
приводим
количественные
показатели
проявления
самостоятельности у каждого ребенка.
А также определяем балы каждого из параметров проявления
самостоятельности.
Для определения балов были введены следующие условные обозначения:
"+" - 1 бал, что показывает наличие у ребенка, данного параметра;
"-" - 0 балов, что показывает отсутствие данного параметра;
"+ - " - 0,5 балов, что показывает неполное проявление данного параметра.
Полученные результаты, для более объективной оценки, можно представить
в виде следующей диаграммы проявления самостоятельности. В оси категорий
диаграмма 1 (Приложение
3)
заложено количество детей, а в оси значений
количество параметров проявления самостоятельности.
Так 13 и 12 баллов не набрал никто, мы считаем, что дети, набравшие до 9
баллов, дали хороший результат. Поэтому в коррекционную работу мы отбираем
шесть детей набравших меньше 8 баллов.
Для выявления наиболее проблемных зон мы составили диаграмма 2
(Приложение
4)
представляющий
ранговый
ряд
параметров
проявления
самостоятельной активности.
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимент показал, что не все
дети
имеют
высокий
уровень
самостоятельности.
Это
видно
из
таблицы
1
(Приложение
2) , где анализируются параметры самостоятельности в игре,
социальная
активность
и
познавательная
активность.
Оценивая
уровень
самостоятельного
развития,
мы
получили
диагностические
данные
для
составления программы развития самостоятельности на основе индивидуального
подхода к каждому ребенку.
У одного ребенка (Максим Б) адаптация протекала тяжело (42 дня), что не
было отмечено в психолого-педагогическом прогнозе. Объяснить такое можно
тем, что он очень часто болел, в связи с этим у него снижена активность,
повышена утомляемость, из-за частых пропусков плохой контакт с детьми и
воспитателями.
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем
этапе
На формирующем этапе эксперимента нам предстоит провести занятия по
развитию
самостоятельности
у
детей
третьего
года
жизни
в
процессе
самообслуживания.
Мы определили основные направления:
Формирующий этап
проводился с 10 сентября по 23 сентября 2010года.
Целью формирующего эксперимента является, разработка системы методов,
форм, создание благоприятных условий на основе индивидуального подхода к
каждому ребенку по формированию навыков самообслуживания через игровую
деятельность.
_ работа с детьми;
работа с родителями;
работа с педагогическим коллективом.
Была проведена индивидуальная работа с детьми. Основная деятельность
маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх
овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании.
Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали
их,
укладывали
спать,
показывали
способы
застегивания
и
расстегивания
одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в
совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить любое из этих действий.
Также с помощью художественного слова учили, детей умываться читали
стихотворение: «Водичка, водичка умой наше личико…»
Водичка, водичка умой наше личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
В содержание программы были включены следующие формы и методы
работы:
специальные
упражнения,
практические
занятия,
обучающие
игры,
игровые упражнения, беседы, домашние задания.
Формы работы с педагогическим коллективом и родителями: родительское
собрание,
индивидуальное
консультирование,
фотовыставки,
наглядная
агитация.
15 сентября 2010 года прошло групповое родительское собрание
«Воспитание самостоятельности в процессе самообслуживания». Цель: оказать
помощь родителям в организации и воспитания самостоятельности детей.
С родителями была проведена беседа о воспитании самостоятельности
дома, чтобы одежда была удобной для ребенка, надевать обувь самостоятельно.
В уголке для родителей были вывешены рекомендации, в которых указан,
план
организации
по
воспитанию
самостоятельности
в
проце сс е
самообслуживания. (Приложение 5). Их цель - познакомить родителей навыкам
самообслуживания.
С детьми мы использовали такую форму работы как домашнее задание.
То есть дети получали домашнее задание – дома помочь родителям, покормить
рыбку, погулять с собакой, помыть посуду, убрать игрушки и т. д.
Цели: 1. Организовать совместную деятельность детей и родителей.
2. Подготовить ребенка к самостоятельной деятельности.
Занятия проводились в свободной обстановке, без принуждения. Дети, по
каким-либо
причинам
не
желающие
выполнять
упражнение,
могут
просто
наблюдать или выполнять частично. Хотя такие случаи были крайне редки.
Проведенный эксперимент показал, что индивидуальная работа с ребенком
положительно влияют на развитие его самостоятельности, когда руководство его
деятельностью идет через активизацию мыслительных процессов. Практически
у
всех
детей
в
начале
эксперимента
наблюдались
сложности
по
многим
параметрам. Так как они все время ждали подсказки педагога, и сами боялись
действовать.
К концу эксперимента почти все показатели стали гораздо лучше.
Эту работу нельзя считать завершенной, поскольку самостоятельность у
ребенка формируется на протяжении длительного времени.
Проведя работу на формирующем этапе, мы пришли к выводу, что
организация воспитательной работы в ДОУ необходима и возможна.
3.4 Итоги заключительного этапа.
Заключительный этап проводился 24 сентября по 1октября 2010 года.
Его
цель:
подвести
итоги
научно-исследовательской
работы.
Аналогично
констатирующему этапу 1сентября 2010 года была проведена беседа с детьми.
Результаты беседы показали, что уже 8 детей на первый вопрос ответили: «Как
правильно
одеваться».
А
на
вопрос:
«Как
надо
умываться?»
-
отвечали:
«Ручками», «Мылом». Также дети дома помогают родителям, собирают игрушки,
складывают вещи и т. д.
Аналогично констатирующему этапу исследования с 4 сентября по 6
сентября
2010
года
нами
было
проведено
повторное
анкетирование
воспитателей.
Результаты анкетирования показали, что отношение родителей к
воспитанию самостоятельности в процессе самообслуживания изменилось.
Воспитатели и родители, так же замечают изменения, произошедшие в
поведении
детей.
Они
стали
более
любознательными,
общительными,
самостоятельными.
Дети рассказали, как помогали родителям; более полная информация,
предоставленная
родителям
по
воспитанию
самостоятельности
в
процессе
самообслуживания;
совместные
мероприятия
(собрание,
семинар-практикум,
присутствие
на
занятиях,
оформление
фотовыставок
и
др.)
–
все
это
способствовало пересмотру их отношения к воспитанию самостоятельности в
положительную сторону.
Результаты оценки самостоятельного развития детей на заключительном
этапе представлены в диаграмме 3.Приложения 6.
На
основании
полученных
результатов
на
заключительном
этапе,
мы
пришли к выводу, что
в экспериментальной группе увеличилось количество
детей со средним уровнем самостоятельного развития до 10 детей, что говорит
о том, что развитие самостоятельности детского коллектива в целом считается
удовлетворительным.
Заключение
Результаты эксперимента показали, что третий год жизни ребенка является
благоприятным для развития самостоятельности в процессе самообслуживания,
так
как
этот
период,
с
которого
идет
начало
становления
данного
вида
деятельности
детей.
Изучение
исследований
по
данной
проблеме
продемонстрировало нам большую значимость наших исследований, так как
самостоятельность
является
одним
из
главных
качеств,
для
формирования
активной, самостоятельной, творческой личности.
Гипотеза, положенная в основу исследования полностью подтвердилась.
Это
видно
из
заключительного
эксперимента,
так
как
по
всем
параметрам
проявления самостоятельности таблица 1 (Приложение 2) были улучшения у
всех шестерых детей, а также это прослеживалось и в ответах воспитателей
таблица 4 (Приложение 5) . Значит, все условия воспитания самостоятельности
были
сформированы
правильно
и
являлись
необходимыми
для
проведения
эксперимента.
Мы считаем, что индивидуальный метод необходим, так как его можно
использовать
для
воспитания
самостоятельности
в
процессе
навыков
самообслуживании детей.
Наша экспериментальная работа имела положительное влияние на
отношение воспитателей и родителей в воспитания самостоятельности.
Проведенные
исследования
подтвердили
данные
о
влиянии
самостоятельного развития, на навыки в процессе самообслуживания детей к
дошкольному учреждению на познавательную активность и самостоятельность
ребенка.
Что
дало
возможность
сделать
вывод
нашего
исследования:
самостоятельность
–
постоянно
развивающееся
личностное
качество,
п е р в о о с н о в ы
ко т о р о г о
з а к л а д ы в а ю т с я
в
р а н н е м
в о з р а с т е .
Список использованной литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977.
312 с.
2. Блонский П.П. Дошкольный возраст. // Блонский
П.П.. Педология. М.:ТЦ
Сфера, 2000. 119с.
3.
Божович
Л.
И.
Личность
и
ее
формирование
в
детском
возрасте:
Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464с.
4. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. М.: Академия, 2005.
250 с.
5.
Вавилова Н. Д.
Ребёнок поступает в детский сад.
М.: Айрис-пресс,
2003г.97с.
6. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов-психологов с детьми и
их родителями // Дошкольное воспитание. 2001. № 3. С. 70-72.
7. Выготский Л.С. Кризис трёх лет. // Дошкольное образование. 2005. №15.С.
24-27.
8. Воспитание детей в игре./Под ред. Д.В. Мендэжерицкой. М.: Просвещение.
2001. 340 с.
9. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л.Н. Павловой. М.:
Просвещение, 1986. 48с.
10. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1999. 65с.
11. Година Г.Н.
Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на
развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников:
Младший
и
средний
дошкольный
возраст.
//
Под
ред.
В.Г.
Нечаевой,
М.:
Педагогика, 2003. 111с.
12. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. М.: Академия, 2005. 64с.
13. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельного? // Дошкольное
воспитание. 2008. №8. С.65-69.
14. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М:
Академия. 2001. 270 с.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред.
Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб: Акцидент, 2001. 320 с.
16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. О.М.
Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. 144с.
17.
Желеску
Р.
Психологические
условия
адаптации:
Ранний
возраст
//
Дошкольное воспитание. 1982. № 6. С. 32-33.
18. А.В.Запорожец Психологическое развитие ребенка. Психологические труды
в 2 т. / А.В. Запорожец М.: Педагогика, 2001. 360с.
19. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //
Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 35-37.
20. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности. // Каплан Л.И. Посеешь
привычку - пожнёшь характер. М.: Просвещение, 1980. 32 с.
2 1 .
Ку за в ко ва
К . П .
Ф о рм и р о ва н и е
о б щ е с т в е н н о - н а п р а в л е н н о й
самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для спец.
Курса. Пермь, 2005. 57с.
22. А.А. Люблинская.
Ранние формы самостоятельности у детей Спб.: Арден,
2008. 115 с.
23.
А.
Н.
Леонтьев.
Деятельность,
сознание,
личность.
М.:
Изд-во
полит.
Литературы. 2005. 260с.
24. Ожегов, И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. М.: Просвещение, 1995. 303с.
25. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, -
М.: Просвещение, 1980. 231 с.
26. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: Мозаика
Синтез, 2005. 312с.
27.
Печора К.Л. Контроль над развитием и поведением детей, планирование
занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора,
В.М.Сотникова. М.: Мир. 2000. 248 с.
28.
Психологический
словарь.
/
Под
ред.
В.В.Вавилова,
А.В.Запорожца,
Б.Ф.Ломова- М.: Педагогика, 1983. 234 с.
29. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дуброва В.П.,
Милошевич Е.П.Педагогическая практика в детском саду. М., 2003. 100 с.
30. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах
раннего возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс. 2006. 160 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000. 246с.
32. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое
пособие / сост. Е.С.Демина. М.: ТЦ Сфера, 2006. 135 с.
33. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы
детского сада. М: Академия, 2004. 365 с.
34.
Смирнова
Е.О.,
Галигузова
Л.Н.,
Ермолова
Т.В.,
Мещерякова
С.Ю.
Диагностика
психического
развития
детей
от
рождения
до
3-х
лет.
Изд-во
МГППУ, 2003. 97 с.
35.
Самостоятельность
у
детей:
фрагмент
из
книги
К.
Флейка-Хобсона,
Б.Робинсона, И.Скина «Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //
Дошкольное воспитание. 2005. №11._С. 28-30.
36. Цыркун Н.А. Самостоятельность. Развитие воли у дошкольников. // 2007. С.
81-82.
37. Юсупова Г.
Воспитание самостоятельности
у
детей.
//
Дошкольное
воспитание. 2002. №8. С. 28-29.