Автор: Кеменова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 "Машенька" Населённый пункт: город Ступино, Московская область Наименование материала: конспект Тема: "Зимний мир живой природы" Раздел: дошкольное образование
Образовательные области:
познавательное развитие , речевое развитие
Программные задачи:
1.Образовательные : закрепить у детей знания признаков зимних явлений
природы и жизни лесных животных , птиц , рыб в условиях зимы; расширить
знания детей о декабре , обогатить словарный запас , учить отвечать
полным предложением; обогатить словарный запас дошкольников с
помощью прилагательных, характеризующих признаки зимы;
2. Развивающие : развивать логическое мышление , умение разгадывать
загадки , продолжать учить детей делать кормушки для птиц , развивать
мелкую моторику рук ;
3. Воспитательные: воспитывать желание помогать живой природе ,
воспитывать нравственное отношение детей к природному миру, желание
принимать участие в охране природы.
Предварительная работа: беседа о том , как дикие животные проводят зиму,
рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о
природе, беседы о правилах поведения в лесу, отгадывание загадок о зиме ,
рассматривание на прогулке деревьев, коры деревьев.
Материалы и оборудование: кора деревьев ( береза, ель, рябина, липа),
следы животных, слайды « Замерзшая река» , « Зимний пейзаж» , шаблоны
кормушек , клей- карандаш , клеенка , салфетки ( на каждого) , картинки
животных , домики для животных, разрезные картинки с изображением
птиц.
Ход организованно образовательной
деятельности
1. Организационный момент.
-
Ребята, отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
-Когда это бывает? (Зимой.)
2. Основная часть.
-Какое сейчас время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Назовите мне , пожалуйста, приметы зимы.
Дети. Снег, вьюга, холодный ветер, мороз, некоторые звери меняют цвета
шубок, некоторые утепляют свои шубки, кто-то из зверей засыпает.
- Молодцы!
Воспитатель. Как люди готовятся к зиме ? Какую одежду носят зимой?
( заготавливают засолки, компоты, варят варенье, утепляют жилище,
надевают теплую одежду- куртки, шапки, теплую обувь)
-Давайте мы с вами оденемся потеплее и отправимся в путешествие в
зимний лес. ( дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапки.)
- А на чем можно доехать до леса?
Дети. На автобусе, машине, электричке.
Воспитатель. Верно, ребята, но мы с вами поедем на лыжах.
Приготовились, поехали ( дети имитируют ходьбу на лыжах. )
- Вот мы и приехали с вами в лес (слайд « Зимний пейзаж»). Посмотрите,
ребята, какая кругом красота: деревья стоят в снежном убранстве,
кустарники, как волшебные гномы, принакрылись снежными шапками , а
какая в лесу тишина …
Воспитатель. Ребята, как надо себя вести в лесу?
Дети. Нельзя рубить деревья, так как они - зеленые легкие планеты, они
поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь:
можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, потому что
на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава, нельзя ломать ветки
деревьев.
Воспитатель. Попробуйте отгадать, каким деревьям принадлежит кора?
Дети. Береза, ель, береза, рябина , липа.
Воспитатель. По каким признакам вы узнали деревья?
Дети. По окраске - береза, по запаху - ель пахнет смолой, по ощущениям -
кора рябины гладкая, а липы - шероховатая, с бороздками.
- Молодцы, справились со сложным заданием.
– Давайте составим рассказ о Зиме , а помогут нам вот эти картинки ( дети
выбирают по одной картинке и отвечают полным предложением).
1. снежинки
2. блеклое солнце
3. деревья в снегу
4. нарядная елка
5. дом с дымом из трубы
6. белый заяц
7. медведь в берлоге
8.зимние забавы -
Дети зимы не боятся - забавляются, играют. Поиграем!
Физкультминутка
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили ,
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
-Да, ребята, не страшны вам зимние морозы.
-
-А теперь разгадайте такую загадку:
Из трех зимних братьев
Он первым явился.
Морозом и снегом
Успел поделиться! (декабрь).
– Что вы знаете о декабре ? ( декабрь год кончает , зиму начинает. Декабрь –
шапка зимы. Декабрь спросит , что лето припасло. В декабре мороз
нарастает , зато день прибывает. )
- В декабре мороз заковывает реки , пруды , озера льдом. Вот , посмотрите
какая красота! ( на экране замерзшая река ).
Воспитатель. А кто живет подо льдом в реке ?
Дети. Рыбы , раки , лягушки.
Воспитатель. Раки , лягушки , некоторые виды рыб спят зимой на речном
дне. Рыбы как и люди дышат воздухом . Под толстым слоем льда воздуха
становиться меньше , поэтому рыбы нуждаются в помощи людей.
Воспитатель. Как люди помогают рыбам зимой?
Дети. Чтобы помочь рыбам зимой , во льду делают лунки. А чтобы вода
быстро не замерзала , в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.
Воспитатель. Чем опасен водоем в начале зимы?
Дети. Лед еще непрочен , можно провалиться в воду.
Воспитатель. Смотрите , что это на снегу ? Следы ! Давайте пойдем по
следам животных и отгадаем , чьи они .
Дети. Лисьи , заячьи , волчьи , беличьи , следы кабана и лося .
- А теперь найдите и покажите животных , которые меняют окрас зимой
( белка , лиса и заяц ) .
- А теперь найдите животных , которые впадают в спячку ( ёжик , медведь,
барсук )
- А какие животные ищут корм в природе и не впадают в спячку ( кабан, лось ,
волк ) .
– А теперь расселите этих животных в домики:
Домик 1- животные, которые меняют окрас зимой
Домик 2-животные, которые зимой впадают в спячку
Домик 3- животные, которые зимой ищут корм в природе, не впадают в
спячку
- Молодцы!
Воспитатель. А теперь соберите картинки и расскажите, что на них
изображено ( дети собирают картинки с изображением разных птиц).
- Как называются птицы , которые остаются зимовать ( зимующие ).
Назовите этих птиц ( синица , снегирь , дятел , ворона , воробей ).
Воспитатель. Давайте с вами поиграем в игру: игра так и называется
« Игра в слова» . Я буду называть слова, если они относятся к птицам-
хлопаем, если нет молчим.
Слова: курлычет, маленький, ( печка), лес , серая, ( чайник), летает,
красногрудый, ( стол), плавает, крякает, ( квакает), ( город), прыгает, болото,
серая, ( цветы), чирикает, ( холодильник) , дупло, ( мыло) , скворечник,
большая, ( чайник), белобока, длинноногий, ( мочалка) , каркает, ныряет,
(книга).
– Ребята, легко ли птицам зимой находить себе корм (ответы детей).
– Ребята, как мы можем помочь птицам перенести трудное зимнее время?
Дети. Сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм,
подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.
Воспитатель. А теперь настала пора вернуться в детский сад.
- Приготовились? Поехали ( дети имитируют хождение на лыжах)
Воспитатель. Мы должны заботиться о птицах в трудное зимнее время. Мы
с вами сейчас сделаем кормушки для птиц. Перед вами лежат шаблоны
кормушек . Нужно сложить по пунктирным линиям , собрать кормушку-
домик и склеить.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Где мы с вами побывали сегодня? Что вам понравилось? Что
запомнилось?