Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся


Автор: Лаушкина Наталья Леонидовна
Должность: преподаватель английского языка, директор
Учебное заведение: ООО Образовательный центр "Бейкер Стрит"
Населённый пункт: город Евпатория, Республика Крым
Наименование материала: «Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка
Тема: Формирование коммуникативной компетенции у учащихся
Раздел: полное образование





Назад




областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

РАБОТА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

«Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной

коммуникации у учащихся на уроках английского языка

и во внеурочное время».

Слушателя группы ИНО-1,

учителя английского и немецкого языков

МОУ Тагайской СОШ Майнского района

Ульяновской области

Тимажевой Ф.А.

Ульяновск 2014 год

Содержание

1.Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

1.1.Федеральный государственный образовательный стандарт о 3-6стр.

месте курса «Английский язык» в учебном плане.

1.2.Ожидаемые результаты. 7-9стр.

2. О коммуникативной мотивации и применяемых технологиях формирования

коммуникативной компетенции учащихся.

2.1. Коммуникативная мотивация. 9-11стр.

2.2. Информационно- коммуникационные технологии. 11-14стр.

2.3.Метод проектов. 14-16стр.

2.4.Игры и песни. 16-17стр.

3.Внеурочная работа как средство активизации процесса формирования

коммуникативных компетенций.

3.1.Элективные курсы. 17-18стр.

3.2.Кружок. 18стр.

3.3.Олимпиады, конкурсы. 19стр.

4. Заключение. 19стр.

5.Библиография 20стр.

2

I.Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт о месте курса

«Английский язык» в учебном плане.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

«Английский язык» как учебный предмет наряду с родным языком и литературой

входит

в

образовательную

область

«Филология»,

закладывая

основы

филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника

.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение английского языка в каждом

классе основной и средней школы отводит 3 часа в неделю.

Современные принципы коммуникативного обучения английского языка

требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности»,

«возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и

систематичности в обучении». В своей работе я руководствуюсь положениями,

характерными для коммуникативного обучения общению на английском языке: о

коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и

средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об

индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и

информативности учебного процесса.

Уроки английского языка - это благодатная почва для формирования

метапредметных универсальных учебных действий. Русский язык, литература,

история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание

которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по

английскому языку. В практику моей работы вошли интегрированные уроки с

информатикой. Кабинет английского языка оснащен 12 компьютерами с наушниками

и микрофонами, мультимедийной установкой, телевизором (плазмой).

Следовательно, использование знаний информационно-вычислительной техники

жизнью продиктовано. На уроках очень много приходится обращаться к географии.

Это географическое положение Объединенного Королевства Великобритании,

столицы, населения страны и т.д. Формирование общего представления о мире как

3

многогранном сообществе, уважительного отношения к иной культуре не возможно

без мировой художественной литературы. Изучение формирования понимания

целостности мира и многообразие взглядов на него, формирование основ

российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, народ, истории,

осознание своей национальной идентичности невозможно без интеграции с

историей. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение

и на уроках английского языка при изучении темы «Животные», «Наша планета» и

целый ряд других тем. А в свою очередь, знания, полученные на уроках английского

языка по страноведению и истории языка, применяются на уроках географии,

истории, русского языка, литературы и той же биологии.

На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты

англоязычной направленности, употребление заимственных английских слов.

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к

английскому языку как средству международного общения. Английский язык

признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а

появление компьютеров поставило использование английского языка в особое

положение с другими языками, поэтому я работаю над задачей поддержания

постоянного, устойчивого познавательного интереса к предмету.

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания,

памяти, воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе

отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое

мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.

Я апробирую собственные элементы педагогической технологии поддержания

интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, принципа

сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит

усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной;

психомоторной. Я практикую элементы эмоционального влияния с целью

мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и

ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся.

4

Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого уч-ся

живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.

Эмоционально насыщенное усвоение английского языка, в целостном обучении

учащихся английский язык носит деятельностный характер, что обеспечивается

взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных,

слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает

познавательный интерес и творческие способности учащихся.

В условиях Федерального государственного образовательного стандарта я учу

учащихся учиться, полноценно усваивать все компоненты учебной деятельности,

мотивирую на самостоятельную работу по освоению коммуникативных

компетенций. Глубоко убеждена, что если ученик не мотивирован внутренне на

овладение языком, то мотивация извне малопродуктивна. В ежедневной урочной и

внеурочной работе ставлю такие задачи в организации деятельности учащихся,

которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает

возможность осуществлять самообучение английскому языку в нескольких

направлениях: поддержание и совершенствование достигнутого уровня

коммуникативной компетенции.

Поэтапно осуществляю формирование элементов самоконтроля учащихся:

• научиться понимать и принимать контроль учителя;

• научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих

одноклассников;

• научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности,

анализ, корректировку и оценку.

При формировании коммуникативных компетенций руководствуюсь принципами

посильности и доступности; что

• дает установку на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики,

фонетики;

• затем усложняю задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном

результате контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и

на содержание продукта речевой деятельности. Здесь уместно упомянуть

5

рефлексию, когда учащиеся оценивают умения друг друга и видов деятельности на

уроке и, конечно, саморефлексия, когда ученик оценивает свои сформированные или

не до конца сформированные универсальные учебные действия.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется

как в урочное так и внеурочное время, с уважением отношусь и провожу уроки в

традиционном виде, но использую и следующие формы нетрадиционных уроков,

или нетрадиционных фрагментов в традиционных уроках.

Это:

• урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);

• урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);

• видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);

• урок-викторина («Занимательная грамматика»);

• урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая

система Великобритании»);

Включаю элементы урока:

• урок -розыгрыш

• урок-защита проекта («Средства массовой информации»)

• урок конференция («Система образования в России, Англии, США» с

участием выпускников школы, имевших возможность пожить и поработать в

англоговорящих странах);

• урок-разговор по душам («Конфликт»)

• урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);

• урок — игра («Путешествие по зоопарку»);

• урок-зачет («Планы на будущее»)

• урок-экскурсия («Столицы:Москва, Лондон. Где находятся....?», «Тайны

Тауэра»)

6

1.2.Ожидаемые результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт конкретно

прописывает, что нужно ожидать от выпускника при окончании I и II ступеней

обучения.

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении

иностранного языка:

• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к

самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической

коммуникации;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,

инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих

гражданской идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность

содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное

отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей

страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические,

демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:

• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с

окружающими, выполняя разные социальные роли;

• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с

информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация

информации;

• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать

7

содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль,

главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую

последовательность основных фактов;

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,

самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы

по иностранному языку:

В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством

общения).

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в

стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при

необходимости переспрашивая, уточняя;

• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,

просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах

изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах

изучаемого языка;

• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль

прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к

прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

аудировании:

• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных

аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи

(сообщение/рассказ/интервью);

• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку,

контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты,

8

выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;

чтении:

• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с

пониманием основного содержания;

• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным

пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста

(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь

оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием

значимой/нужной/интересующей информации;

письменной речи:

• заполнять анкеты и формуляры;

• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул

речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать

результаты проектной деятельности.

II.О коммуникативной мотивации и применяемых технологиях формирования

коммуникативной компетенции учащихся.

2.1. Коммуникативная мотивация.

Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый

английский» В. Кузовлев. Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с

удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством

общения. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют

такие факторы, как:

• доброжелательная обстановка на уроке;

• положительный эмоциональный климат;

• доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими

учащимися. Многолетние наблюдения показывают, что если на уроке напряженная

9

обстановка, учащиеся совсем не воспринимают материал, не запоминают

лексические единицы, вводимые на уроке. Они входят в ступор. Наряду с

коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной

компетенции способствует интенсификация учебного процесса. Пути

интенсификации обучения, как правило, я выбираю исходя из конкретных условий

работы. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков

иностранного языка, что дает мне возможность увеличить долю индивидуального

участия каждого ученика в иноязычном общении.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут

одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее, на мой взгляд, организовать

одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило,

предполагает проговаривание, а не говорение. Компьютеры в этом случае –

огромное подспорье. Ученики, выполняя упражнения, (индивидуально) типа:

«закончи фразу», «закончи диалог», реплику формируют коммуникативные навыки.

Убеждена, что практика интенсивного обучения иностранному языку по методу

активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм,

доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Так, вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей,

например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает

согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить

одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами,

тройками, четверками; индивидуально у компьютера.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ

ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто

при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым

заданием, структурные схемы диалога, диалоги с нарушенным порядком реплик.

Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся

по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к

ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся

разыгрывают, например, ситуации знакомства, ситуация «Турист в Лондоне», «Я и

10

мой сосед» т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в

роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие

упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся

малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал

о тех, с кем беседовал и т.п.

Убеждена, что формированию коммуникативной компетенции способствуют

такие задания, как:

• составить план текста, высказать основные мысли по плану;

• драматизировать часть текста;

• определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;

• выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной

в нем проблеме;

• дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или

не согласиться с мнением одноклассников;

• составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

2.2.Информационно- коммуникационные технологии.

Как

показывает

опыт

работы,

для

эффективной,

результативной

организации

учебного

процесса и внеурочной деятельности учителю необходимо иметь в своем арсенале широкий веер

технологий формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Планируя каждый

урок, необходимо предусмотреть использование тех технологий, которые помогут смоделировать

основные черты реального процесса коммуникации.

Широкое развитие информационно - коммуникационных технологий и их проникновение во

все

сферы

жизни

общества

является

глобальной

тенденцией

мирового

развития

последнего

десятилетия. Информационно - коммуникационные технологии - это целый мир безграничных

возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам

.

Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием

информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся,

создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и

активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать

обучение, создает условие для самостоятельной работы. С радостью констатирую,

11

что неоценимую помощь мне оказывает компьютерный кабинет, выведенный в

Интернет в подготовке и проведении уроков. Доступ к сети Интернет снял проблему

недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и

проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные

тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования,

предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.

Полученная в Интернете информация может быть использована как для подготовки

урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках.

Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, дает

возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет

возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных. Для того,

чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, крайне

необходимо знание хотя бы основных прикладных программ. Программа Microsoft

Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять

материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические

правила, создавать материалы для аудирования и т.д. Работа с компьютером не

только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность

регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение

правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну

из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный

непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и

предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому

предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари,

которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке.

Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до

конца, опираясь на необходимую помощь.

Мультимедийные технологии позволяют создавать и воспроизводить

программные продукты, основной характерной чертой которых является

интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую среду и

взаимодействия с ней. В мультимедийных обучающих программах по английскому

12

языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить

ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции,

ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации

учащихся к изучению английского языка оказывает программа “Профессор Хиггинс.

Английский без акцента”. Звуки, слова, словосочетания и предложения

воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность

наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать

на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных

способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — это полный фонетический,

лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер,

предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний)

научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с

хорошим и отчетливым произношением. Обучение основано на сравнении

собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по

графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным

технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова — фонем.

Программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» составлена по

принципу «от простого — к сложному» (звуки, слова, фразы, аудиотренинг, диктант,

тематические диалоги, пословицы, скороговорки, стихи и рассказы), включает

теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие примеры), словари (общий

словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя. Обучение грамматике

основано на интерактивных упражнениях. Успешно пользуюсь записями передачи

«Полиглот» в старших классах в рамках элективного курса.

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального

внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование

информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания

традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на

более высоком уровне.

13

Правильно организованная работа учащихся с компьютером может

способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса,

что в свою очередь содействует активизации и расширению возможностей

самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке,

так и во внеурочное время. Комплексное использование в учебном процессе

информационно-коммуникативных, информационно-коммуникационных технологий

стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные

процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать

будущий специалист.

Кроме того, использование проектной и мультимедийной технологий является

практической реализацией деятельностного, личностно-ориентированного,

интерактивного подхода в обучении. Мультимедийные технологии в сочетании с

современными методами преподавания позволяют на практике использовать

психолого-педагогические разработки, способствующие раскрытию, сохранению и

развитию личностных качеств учащихся. Я считаю, что все эти приемы помогают

прививать интерес к предмету, снимают психологическую нагрузку при общении

на иностранном языке. Ситуация успеха каждого ученика, улыбки на их лицах,

желание посещать уроки – вот, на мой взгляд, самый важный результат наших

уроков. Достижения учеников - это радость для учителя, который помог им

социально и личностно вырасти, повзрослеть.

2.3.Метод проектов.

Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным

языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт,

защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной

деятельности. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских,

расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися

самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой

проблемы. Современные мультимедийные средства предоставляют уникальные

возможности для обучения иностранным языкам. Мультимедийная презентация дает

14

возможность эмоционально и образно подать материал, передавая звук,

изображение, текст.

Основными целями проектной методики являются:

1)самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации

обучения, формирование познавательного интереса;

2)реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение

грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести

дискуссионную полемику;

3)продемонстрировать уровень культуры, образованности, социальной зрелости.

Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные

способности, устойчивый интерес к изучению языка, потребность в

самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной

компетенции, т. е. определенного уровня языковых, страноведческих,

социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков,

позволяющих осуществлять иноязычное общение. Реализация проектного и

исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из

носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной

деятельности, из авторитетного источника информации преподаватель становится

соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса,

наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности

учащихся. Анализируя применение метода проектов в современной школе, я считаю,

что это один из самых мощных стимулов мотивации изучения иностранных языков,

самый творческий вид деятельности, так как в работу над проектом вовлечены все

учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки. Они

применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые навыки и

умения, творчески переосмысливая и приумножая.

Кроме того, проблемность и разнообразие форм и видов данной технологии

предполагает наличие межпредметных связей, что позволяет дать ученику яркое

представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о

взаимопомощи, о многообразии материальной и художественной культуры.

15

Основной акцент делается на развитие образного мышления, на понимание

причинно-следственных связей и логики событий, на самореализацию и

самовыражение не только учеников, но и учителя. Использую в работе

разнообразные типы проектов: творческие, информационные, практико-

ориентированные и др.

2.4.Игры и песни.

Согласно Концепции учебного предмета «Иностранный язык», к числу

основных задач, решение которых обеспечивает реализацию социального заказа,

отнесены развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей

других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и

чувства. На мой взгляд, данное положение может подтвердить такой вид

деятельности на уроках, как работа с песней. Песня, являясь кратким поэтическим

произведением в сжатой форме, раскрывает определённую тему, несёт в себе

определённый потенциал для развития социокультурной компетенции учащихся. На

основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются навыки

восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для развития навыков

пользования аутентичными музыкальными материалами, совершенствования

лингвострановедческих, социально-психологических и культурологических знаний,

формирования положительного отношения к иностранному языку и культуре

другого народа, развития представлений о достижениях англоязычной музыкальной

культуры. Аутентичная песня, являясь важным элементом языка, заслуживает

пристального внимания и это одно из средств повышения интереса как к стране

изучаемого языка, так и к самому языку. При отборе песни следует придерживаться

некоторых принципов: песня должна быть аутентичной, должна соответствовать

возрасту, интересам, уровню языка учащихся и должна соответствовать тематике

учебных программ. Необходимо также помнить, что не только текст песни

представляет интерес, но и сама музыка, которая может создать благоприятную

креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащихся. Так, на

практике мною был проведён урок по работе с песней Селин Дион «A new day has

16

come!». Исполнение песен, чтение стихов, рассказы о себе и о своих увлечениях

позволяют говорить на английском языке свободно и раскованно. Проведение

праздников раскрывает в детях таланты, творческий потенциал, способствует

формированию естественной и беглой речи по английскому языку. Преимущество

интерактивной методики при проведении внеклассной работы эффективно, потому

что учащиеся не просто заучивают новый материал, а активной практикуют его.

Английский язык выступает как средство совместной увлекательной работы.

III. Внеурочная работа как средство активизации процесса формирования

коммуникативных компетенций.

3.1.Элективные курсы.

Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что

учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен их

научить выстраивать ассоциативный ряд, развивать уверенность и свободу в

общении. Считаю, что это можно достичь используя интерактивное обучение как в

урочное так и внеурочное время.

В течение многих лет веду элективный курс «Чтение и перевод аутентичных

текстов» в 10х и 11х классах (1 час в неделю). Конечно же, мы не ограничиваемся

чтением и переводом только текстов. Конечно же, учащиеся готовят сообщения о тех

или иных писателях англо-говорящих стран, с чьими произведениями знакомимся.

Это и Диккенс Ч., Гескелл Э., Войнич Э., Ликкок Э., Моэм С., Э.По и другие.

Аутентичные тексты для чтения (а чтение, различается по степени извлечения

информации из текста: чтение с пониманием основного содержания (ознакомление,

чтение изучающее, чтение просмотровое) способствуют овладению навыками

общения, коммуникативной компетенцией). Старшеклассники легко включаются в

разговор, свободно рассказывают о судьбе автора, беспроблемно излагают

содержание прочитанного. Наблюдения показывают, что учащиеся, пересказывая

содержание прочитанного, допускают много ошибок при согласовании времён.. На

элективном курсе много внимания уделяю аудированию. Много упражнений

17

проделываем, демонстрируя понимание прослушанного, тем самым формируем

коммуникативные компетенции..

3.2.Кружок.

Много лет вела кружки «Веселый английский» (для 5-6 классов), клуб

интернациональной дружбы (7-10 классы). В работе кружков и клубов английский

язык выполняет естественную функцию – он служит средством общения, средством

получения новой, интересной информации, углубляет языковые и культуроведческие

знания. У учащихся формируется коммуникативная и межкультурная компетенция.

Кружковцы – это те ребята, которые мотивированны на дополнительные занятия,

встречи с учителем, с целью активизации коммуникативных умений. Им

удовольствие доставляет заучивание и декламирование стихов, заучивание песен,

инсценировка детских сказок. Кружковая работа прельщает ребят тем, что они

имеют уникальную возможность: не будучи зажаты рамками урока общаться друг с

другом на иностранном языке. Естественно, демонстрировать прикладной характер

изученного предмета.

Клуб интернациональной дружбы – шанс завести новых друзей, проявить свои

личные качества. Это выезды в разные города, встречи с интересными людьми,

пресс-конференции со студентами, обучающимися на филологическом факультете,

факультете иностранных языков, побывавшими за границей. Клуб

интернациональной дружбы – это конкурсы, и походы с гитарой и песнями.

Словом кружок – это резерв времени для полного и глубокого осуществления задачи

формирования коммуникативных компетенций.

3.3.Олимпиады, конкурсы.

Участие в творческих конкурсах помогает учителю повышать мотивацию

обучения через активизацию познавательных способностей учащихся. А как

следующий этап творческих конкурсов ребят – привлечение к участию в

предметных олимпиадах.

18

Безусловно, одним из положительных аспектов проделанной работы является

совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции учащихся в

процессе научно-исследовательской работы. За годы работы с одаренными детьми

могу отметить следующую закономерность: ребенок, которого учитель «растит» для

последующего участия в предметных олимпиадах, со временем настолько

опережает своих сверстников и в качестве и объеме знания английского языка,

выбирает английский язык для сдачи ЕГЭ. Английский язык влияет и на

дальнейшую социализацию.

IV. Заключение.

Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех

вышеназванных нюансов и технологий стимулируют личностную,

интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют

формированию коммуникативных компетенций, которыми должен обладать

выпускник общеобразовательной школы.

V.Библиография.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

19

2. Примерные программы по учебным предметам. Английский язык. 5-9 классы. -

3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 144с. (Стандарты второго поколения).

3. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011г.

№07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных

планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

4. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.12 г.

№320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего

образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

5. Информационное письмо о включенных в Федеральный перечень 2012-2013

учебниках английского языка для 5-9 классов

6. “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” Авторская программа курса (2-11

классы) М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева.

7. Интернет

20



В раздел образования