Напоминание

"Значение и использование загадок в разных видах деятельности детей"


Автор: Куликова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУЗ РБ "Санаторий для детей Радуга"
Населённый пункт: город Стерлитамак
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение и использование загадок в разных видах деятельности детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Оглавление.
1. Определение загадки 2. Значение и использование загадок в разных видах деятельности детей дошкольного возраста 3. Аннотация к использованию копилки загадок 4. Копилка загадок: 4.1. Лес, деревья, их плоды 4.2. Сад, фруктовые деревья и кусты, фрукты. 4.3. Ягодные кустарники, ягоды. 5. Список литературы.
1 Определение загадки.

Загадка
-жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого -иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления. Загадки в той или иной форме присущи культурам всех наций. В древности они имели культовое значение, были связаны с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами . В последствии, жанр загадок приобрел эстетическое и познавательное значение: современные загадки используются прежде всего как испытание сообразительности и образного мышления. Загадки, тайные манускрипты, клинописи, шифры, скрытые послания, ребусы и головоломки - спутники человечества с самых ранних проявлений культуры. Человека привлекает тайна, и он всегда хотел бы ее разгадать.
2 Значение и использование загадок в разных видах деятельности детей.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. Несмотря на миниатюрность, этот жанр обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «… добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка
.

В современном мире загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются. Загадки являются развлечением, применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и, конечно, дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности. Особое значение имеет загадка для развития речи ребенка. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. И спользование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и по использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и
отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
3 Аннотация к использованию копилки загадок.
Представленная далее копилка загадок позволит расширить возможности педагога в выборе и использовании именно той загадки, которая более подходит на данном этапе работы, так как об одном предмете часто даны сразу несколько загадок. Использовать копилку можно в режимных моментах, во время непосредственной образовательной деятельности, во время досуговой и других видах деятельности. Загадки могут быть использованы в обеспечении деятельности в различных образовательных областях с детьми разного возраста. Объединенность по тематике также помогает сэкономить время на поиск . Представлены подборки загадок : «Лес, деревья, их плоды», »Сад, фруктовые деревья и кусты, фрукты», «.Ягодные кустарники, ягоды»
4.Копилка загадок

1 Лес, деревья, их плоды.

Лес, деревья:
1- Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. 2- Есть у ребят зелёный друг – весёлый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. 3- В этом доме сто осин, сто берёз и сто рябин, сосны, ели и дубы, травы, ягоды, грибы. Много жителей в нём. Назови этот дом.
4- Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. 5- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. 6- Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой – скинет с плеч её долой? 7- Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. 8- На горе шумит, а под горой молчит. 9 - Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Валю – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком. 10- За окошком, на виду, книга выросла в саду. Зазвенели со страниц голоса веселых птиц. Ветер мимо пролетал, книгу всю перелистал. Солнышко с утра как встало, так до вечера читало. А потом немало дней тучи плакали над ней.
Листья -
1- Слегка дунул ветерок, с дерева упал … 2- Что летом вырастает, а осенью опадает? 3- Из почек появляются, весной распускаются, осенью увядают и все опадают. 3- С ветки в речку упадёт и не тонет, а плывёт. 4- Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают, тут и гниют.
Почки -
1- На ветках – плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки.
Берёза -
1- Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. 2- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. 3- Зеленеет возле плёса белоствольная… 4- Ствол белеет, шапочка зеленеет. 5- Белые сапожки, зелёные серёжки. 6- Стоят столбы белые, на них шапки жёлтые, летом мохнатые, зимой сучковатые. Где они стоят, там и шумят. 7- Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. 8- Русская красавица стоит на поляне в зелёной кофточке, в белом сарафане. 9 - Весной роняет слёзы белая…
Рябина-
1- Платье потерялось – пуговки остались. 2- В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? 3- Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы.
Осина-
1- Никто не пугает, а вся дрожит. 2- Всегда от холода трясусь, всего-всего в лесу боюсь. Не берёза, не рябина, я – пугливая…
Верба -
1- У неё цветочки – пушистые комочки. По весне она цветёт, праздник Пасхи к нам зовёт.
2- Белые овечки бегают по свечке.
Ель-
1- Стоит, растопырив иголки, в лесочке зелёная… 2- Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? 3- По округе славится зелёная красавица: сарафан – как колокол по земле да волоком, шапочка – с опушечкой, с острою макушечкой. 4- У неё одёжки колки – всё иголки да иголки. Звери шутят: «Дядя ёж на неё слегка похож!»
Ель, сосна -
Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю.
Сосна -
1- Стоит столб до небес, а на нём шатёр – навес. Красной меди столб точёный, а навес сквозной, зелёный.
Лиственница:
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок!
Семена,шишки:
1- На ветках висят домишки, а в них детишки. Что это? 2- На сосне она висит, очень далеко глядит. Ну, а если упадёт, то получит кто-то в лоб. 3- Если мы растём на ели, мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек никому не нужно…
Хвоя -
1- Как зовут иголки у сосны и ёлки?
Ива -
1- Кудри в реку опустила и о чём-то загрустила. А о чём она грустит, никому не говорит. 2- К речке дерево склонилось, а, склонившись, удивилось: - Как же я красива, я – речная…
Клёны -
1- Все мы стали рыжие, но ни один не дразнится, раз всё равно мы рыжие – кому какая разница?
Дуб -
1- Я из крошки – бочки вылез, корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. 2- Если на небе появятся тучи, прячутся птицы под кроной могучей. Здесь кабаны у него под корнями громко похрустывают желудями. Мебель из дерева сноса не знает, вредных микробов кора убивает. Дерево это живёт сотни лет, кто его знает, подскажет ответ. 3- Стоит дедуля многорукий, а на руках повисли внуки. Всем по картузу выдал дед, а сам без шапки много лет.
Жёлуди -
1- Все детки на ветках с рожденья в беретках. С дерева упадут – беретов не найдут. 2- В золотой клубочек спрятался дубочек. 3- С дуба свалились забавные детки, они нарядились в смешные беретки. 4- Сыновья в шапках, а отец – нет. 5- Не балует дуб детей, одевает без затей: все в его семейке носят тюбетейки.

Орешник -
Очень густо он растёт, незаметно он цветёт, а когда приходит лето, мы едим его конфеты не в бумажке, а в Скорлупке. Берегите, детки, зубки!
Орехи -
1- Росло – повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. 2- Есть на мне, есть во мне, нагни меня, сорви меня, в руках- гладко, расколешь – сладко. 3- Маленький мужичок, костяная шубка. 4- Шапочки зелёные, солнцем золочёные, а скорлупки костяные – нелегко разгрызть такие.
Черёмуха
1- Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах источала. А когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. 2- Матушкой – весной я в платье цветном, мачехой – зимой – в саване одном. 3- Зацвела весной. Бела. Весь овражек замела, и не снегом, лепестками! Кто она? Узнайте сами. 4- Весною кудри завила нежные, пушистые и стоит белым - бела … душистая.
Пень -
1- Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В шапке снежной я зимой, летом – с бритой головой.
Шиповник
1- Стоит колюка на вилах, одета в багрянец, кто подойдёт, того кольнёт. 2- Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто – камнями набито. 3- Я на розу так похож, разве что не так хорош, но зато мои плоды всем пригодны для еды.
Тополиный пух:
1- Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, почему же он не тает? 2- То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух. Или, может, хлопья снега появились летом вдруг? Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка?
Бузина:
1- У неё кусты высоки, густы, ствол и ветки-трубкой, очень хрупкой. Ягоды красны, да не вкусны.
2.Сад, фруктовые деревья и кусты,

фрукты.

Сад -
1- Грушу, яблоко, айву на деревьях я найду. Приглашает всех ребят урожай отведать…
Слива -
1- На сучках висят шары, посинели от жары.
2- Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. 3- Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное. Но надоело также и это, - платье надела синего цвета. 4- Снаружи она кислая, вкус в серединке – сладкий, одежку носит синюю и с кожицею гладкой, с деревьев часто падает, но все равно красива, ты отгадаешь правильно? Конечно, это…
Персик -
1- Нежный, пушистый, сладкий, душистый.
Груша -
1- Висит, а не яблоко, как лампочка, а не светит. Кто ест, тот хвалит.
Апельсин
1- Принесли из магазина фруктов целую корзину. В ней для Саши и для Зины золотые… 2- Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики, а из далёкой Африки.
Ананас -
1- Принесла Маруся в дом эту шишку с хохолком. И разрезала для нас ароматный… 2- Далеко на юге где-то он растет зимой и летом, хвост зеленый он имеет, и немал он по размеру, а разрезать – посмотри: мякоть желтая внутри! Удивить всех может нас толстокожий..
Авокадо
- Очень он похож на грушу, но зеленый – вот так штука! Цвета листьев на деревьях, даже чуточку темнее, косточка внутри большая, мякоть желтая такая, хороши с ним все салаты, фрукт зовется…
Айва
- Она размером с яблоко, лимонно-желтый цвет – про южную красавицу ты знаешь или нет? Что очень ароматная, идет о ней молва, и что не очень сладкая, зовут её…
Банан -
1- Очень любят обезьянки съесть на завтрак по утрам очень вкусный, очень сладкий – ну конечно же… 2- Любят есть его мартышки, обожают ребятишки! Желтый он, продолговатый, хоть и малость кривоватый, но на вкус, как мед, он сладкий – точно знаешь ты отгадку! Родом фрукт из жарких стран, в тропиках живет…
Киви
1- Странным кажется слегка – он пушком прикрыл бока, а внутри зеленый очень – разве съесть такой захочешь? На вопрос ответ простой: знаешь, вкусный он какой! А размером больше сливы, этот плод зовется…
Гранат
1- Темно-красного он цвета, а по форме – просто шар, в нем жильцов – что звезд на небе, тоже красных – как пожар! Сочный он и сладкий-сладкий, купишь – будешь очень рад, разве сложная загадка? Что это, скажи?
Грейпфрут-
Он побольше апельсина и с кислинкою на вкус, не лимон, не мандаринка и, конечно, не арбуз! Сок оранжевого цвета
из него все люди пьют и зимой, и жарким летом… назовем его!
Хурма
1- Хоть растет и в странах жарких, не боится холодов – если мерзнет, даже слаще вкус оранжевых плодов! В ней немало витаминов, хороша на вид сама - и полезна, и красива, с гладкой кожицей…
Мандарин
1- Что за дивный аромат! Всеми этот фрукт любим, хоть и мал на первый взгляд – вкусом радует своим! В новый год он за столом гость под номером один, витаминов столько в нем – сладкий, спелый…
Фейхоа
- Пахнет – словно земляника, словно спелый ананас! Очень вкусная «вещица»! Есть тут знайки среди нас? Фрукт заморский, сразу видно, поиграем - ка в слова: Груша, яблоко ли, слива? Что же это?
Яблоня -
1- Не матушка родима, а гостинцем наделила.
Яблоко -
1- Я румяную матрёшку от подруг не оторву. Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. 2- Само с кулачок, румяный бочок. Потрогаешь – гладко, откуcишь – сладко. 3- Хоть прячется Алёнка за веточкой зелёной, но красная щека видна издалека. 4- Наливное, сладкое, с яблони упало – бок себе помяло.
3.Ягодные кустарники, ягоды.

Вишня -
1- Выросли на дереве вкусные серёжки. Круглые и красные, Кислые немножко. Чтобы слов не тратить лишних, скажем сразу, это -… 2- Сижу на тереме, мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мёд. 3- Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. 4- Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица?» А всего-то - косточка да красненькая кофточка.
Малина-
1- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети птицы и медведи. 2- Красненькая матрёшка, беленькое сердечко.
Смородина:
1- Ягода известная, вкусная, полезная, называется она чёрная… 2- Чёрных ягод пышный куст – хороши они на вкус. 3- Ты красная? Нет, черная. А почему же белая? Потому что
зелёная. 4- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет.
Крыжовник
1- Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
Земляника
1- Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. 2- Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклонить- ся, а имя дала мне родная землица. 3- В лесу на травинке, на тоненькой былинке, красна и душиста, конфетка повисла! Увидел – не жди: мигом в рот клади! 4- Как на стёжке, на дорожке вижу алые серёжки. За одною наклонилась, а на десять набрела! Я клонилась – не ленилась, кружку с верхом набрала. 5- На припёке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки – собираем огоньки.
Черника -
1- Растёт зелёная, поспеет чёрная, помогает от болезней, и для зрения полезна. 2- На кусточки под листочки бусинки подвешены: чёрненькие бусинки оказались вкусненьки!
Ежевика-
1- Вкус у ягоды хорош, но сорви её поди-ка! Куст в колючках, словно ёж – вот и вышла…
Брусника
1- Листочки с глянцем, ягодки с румянцем, а сами кусточки не выше кочки.
Клюква
1- Мох не мох – в лесу перинка, на перинке – ягодка – кислинка.
Голубика
1- В лесу на болоте травку вы найдёте, а на ней синеет гроздь – кисло-сладких ягод горсть.
Морошка
1- Росло – повыросло, из кустов повылезло, на кончике закрутилось, красным девицам полюбилось.
Дыня -
1- На зелёных ниточках жёлтые шары лежали в огороде, Лежали до поры. Никто не надувал их, они раздулись сами, растрескавшись, не лопнули, ещё вкуснее стали.
Арбуз -
1- Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. 2- Он большой, как мяч футбольный, если спелый, все довольны. Как приятен он на вкус! Что это за шар? 3- Он всё лето нагревался, сладким соком наливался – принести его с бахчи смогут только силачи. 4- Кафтан на мне зелёный, а сердце – как кумач, на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. 5- Круглый-круглый, сладкий-сладкий, с полосатой кожей гладкой, а разрежешь – посмотри: красный-красный он
внутри. 6- Среди бахчи – зелёные мячи. Налетела детвора – от мячей одна кора. 7- Он зелёный, полосатый, как воздушный шар пузатый. А разрезали – смотри: мякоть красная внутри. До чего ж хорош на вкус! Называется…
Список литературы, источники:
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976 г. 2. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26. 3. Степанов В.А. Сказочные загадки. ООО «Издательство «Фламинго», 2005. 4. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Хабарова, С. В. Алешкина, Е. А. Гончарова // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 451-453. 5. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7 6. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.


В раздел образования