Автор: Райкова Галина Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ №3 Населённый пункт: город Магадан Наименование материала: статья Тема: Коррекция речи у дошкольников с нарушением зрения Раздел: дошкольное образование
Райкова Галина Владимировна - учитель – логопед высшей категории,
Почетный работник общего образования Российской Федерации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 3» г. Магадана
Особенности коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения зрения и речи
Большую часть информации (до 90%), поступающей к нам из внешнего мира,
человек получает с помощью зрения. В процессе восприятия предметов мы узнаем об их
форме,
величине,
цвете,
пространственном
расположении
и
степени
удаленности.
У
находящегося
в
условиях
зрительной
депривации
ребенка
со
зрительной
патологией
представления об окружающем мире являются обедненными, фрагментарным, что может
негативно сказаться на его речевом развитии.
Причины нарушения зрения.
Зрительная патология дошкольников – весьма распространенное явление. Об этом
свидетельствует статистика, которая ежегодно регистрирует неуклонный рост числа детей
с дефектами зрения.
Причины
нарушения
зрения
разнообразны:
генетическая
предрасположенность,
врожденные аномалии строения глаз, вирусные и инфекционные заболевания матери во
время беременности, внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы
ребенка во время родов, несоблюдение гигиены зрения, нарушение питания зрительных
нервов, осложнения после различных заболеваний и другие.
Основные зрительные нарушения у детей.
У детей имеются те же глазные заболевания, что и у взрослых людей. Базовые
зрительные функции: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и
глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно
влечет за собой нарушения зрения в целом.
Для
того
чтобы
грамотно
организовать
коррекционную
работу,
логопеду
необходимо
иметь
общие
представления
о
наиболее
распространенных
глазных
заболеваниях
и
обусловленных
этими
заболеваниями
психофизических
и
речевых
особенностях ребенка.
Дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием
очков от 0,05 до 0,2, либо с нарушениями периферического зрения, приводящими к
снижению разрешающей способности глаза, называются слабовидящими.
Нарушения остроты зрения выражаются в астигматизме, миопии (близорукости) и
гиперметропии (дальнозоркости). Близорукость может быть слабой (до 3,0 дптр), средней
(3 - 6 дтпр) и тяжелой степени (6 и более дптр). Близорукость может быть стабильной,
медленно прогрессирующей (до 0,5- 1,0 дптр в год) и быстро прогрессирующей (более 1
дптр в год). Кроме того, миопия может быть ложной, когда зрение ухудшается в результате
зрительного,
психоэмоционального
перенапряжения
или
заболевания.
Ложная
близорукость может при неблагоприятных обстоятельствах перейти в истинную.
При амблиопии зрение снижается без каких - либо нарушений анатомического
строения глаз. Амблиопия (так называемый «ленивый глаз») является функциональным
расстройством. Дети с амблиопией плохо видят вблизи.
Дети с нарушенной функцией цветоразличения неправильно воспринимают один
из трех цветов (синий, зеленый, красный), могут смешивать красный и зеленый цвет.
У дошкольников с нарушением поля зрения затруднена целостность восприятия,
что приводит к трудностям в пространственной ориентировке. Нарушения бинокулярного
зрения не позволяет ребенку видеть одновременно двумя глазами и воспринимать предмет
как единое целое, искажает стереоскопическое, пространственное восприятие мира.
Нарушения глазодвигательных функций приводит к возникновению косоглазия и
нистагма.
Косоглазие
бывает
правосторонним,
левосторонним,
сходящимся
и
расходящимся.
При
нистагме
ребенок
с
трудом
фиксирует
взор,
глазные
яблоки
совершают хаотичные, не зависящие от воли ребенка, движения.
Каждое зрительное нарушение может быть разной степени выраженности: легкой,
средней и тяжелой степени.
Психофизиологические особенности детей со зрительной патологией.
Зрительные нарушения влияют на общее развитие ребенка. Чем сильнее нарушено
зрение, тем больше проблем развития это влечет за собой.
Дети со зрительной патологией соматически ослаблены, часто болеют, быстро
утомляются, истощаются эмоционально и интеллектуально.
Дошкольникам
свойственна
моторная
неловко сть,
з а м е д л е н н о с т ь ,
раскоординированность движений (могут при передвижении по группе задевать стул,
парту,
ронять
предметы),
нарушения
мелкой
моторики,
зрительно
–
моторной
координации. Малыши с трудом ориентируются в пространстве, определяют положение
предметов в пространстве относительно себя и других предметов, степень удаленности
предметов,
затрудняются
в
определении
взаиморасположения
деталей
предметов
и
целостном восприятии предметов.
Зрение и речь.
Нарушения
зрительного
восприятия
и
другие
особенности
зрения
ребенка
негативно сказываются и на состоянии речи. Как правило, чем сильнее нарушено зрение,
тем серьезнее речевые проблемы.
При нарушении зрительных функций восприятие предметов и явлений является
неполным, искаженным, недифференцированным. Ребенок с трудом видит (или не видит)
мелкие предметы, детали. Это сказывается на словаре всех частей речи, в том числе
существительных, обозначающих предметы и их части, прилагательных, обозначающих
свойства предметов и их деталей, наречий места, обозначающих положение предметов и
деталей относительно друг друга.
Нарушения цветоразличения в большей степени влияет на словарь качественных
прилагательных.
Трудности
пространственных
ориентировок,
определения
степени
удаленности
предметов
отрицательно
сказываются
на
усвоении
наречий
места.
Страдает
словарь
антонимов, обозначающих положение предметов (вверху - внизу, слева - справа, ниже -
выше, далеко - близко, высоко - низко). Дети с трудом понимают значение предлогов,
зачастую неправильно употребляют предлоги в, из, на, с, к, от, под, из - под, за, из-за,
над, около, между.
Зрительная патология затрудняет развитие связной речи детей. Большую трудность
для
них
представляет
составление
описательных
рассказов,
рассказов
по
сюжетным
картинам,
по
серии
картинок.
Дошкольники
упускают
важные
детали,
нарушают
логическую последовательность изложения. Синтаксические конструкции, используемые
ими при пересказах и составлении рассказов, бедны и однотипны.
Требования к организации занятия .
Помещение, в котором проводится логопедическое занятие, должно быть хорошо
освещено.
Логопеду необходимо знать зрительный диагноз и связанные с ним проблемы
ребенка. При выборе места ребенка за столом на занятии важно учитывать вид и степень
выраженности
зрительного
дефекта.
Например,
детям
с
выраженной
близорукостью
предоставлять место за первой партой, а детям с выраженной гиперметропией – за
последней партой. При сходящемся правостороннем косоглазии необходимо посадить
ребенка слева, а при сходящемся левостороннем косоглазии – справа.
Важно
следить
за
осанкой
детей
во
время
занятия,
соблюдать
охранительный
режим и гигиену зрения.
Зрительные нагрузки должны быть дозированными; после зрительного напряжения
проводить смену деятельности и гимнастику для глаз. Нельзя допускать длительного
нахождения ребенка в одной позе.
Один из важнейших принципов организации занятия - проведение его в условиях
динамической позы, когда чередуются различные виды деятельности: ребенок слушает,
отвечает,
ощупывает,
рассматривает
предметы,
картинки,
рисует,
раскрашивает,
манипулирует
предметами
по
заданию
логопеда,
имитирует
действия
персонажей,
выходит
к
доске
и
т.п.
Очень
важно
делать
акцент
на
предметно
-
практической
деятельности дошкольника в ходе реализации речевых задач.
Физкультминутки
на
развитие
общих
движений,
пальчиковую
и
зрительную
гимнастику необходимо проводить чаще, чем на занятиях с детьми, имеющими норму
зрения. Гимнастика для глаз проводится после каждой зрительной нагрузки. Она снимает
зрительное напряжение, улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, кровообращение,
укрепляет
глазные
мышцы,
развивает
глазодвигательные
функции,
согласованность
движений глаз с общими движениями и речью.
Учитывая
быструю
утомляемость,
повышенную
отвлекаемость,
низкую
концентрацию
внимания
и
работоспособность
воспитанников
данной
категории,
целесообразно
проводить
занятия
в
нетрадиционной
форме
(занятия
–
экскурсии,
путешествия,
театрализованные
занятия,
комплексные.).
Разнообразный,
красочный
материал,
игровые ситуации, повышающие интерес к занятию и выполнению заданий
логопеда способствуют более высокой эффективности логопедической работы.
Требования к дидактическому материалу.
Если в группе есть дети с нарушением зрительных функций, логопед должен
создать
для
них
условия,
благоприятные
для
зрительного
восприятия
–
подобрать
соответствующий дидактический материал: цветные картинки с четкими контурами или
черно - белые картинки со стопроцентной контрастностью; на начальном этапе обучения
нужно избегать стилизованных изображений. Предлагаемые изображения должны быть
реальными и свободными от излишних деталей. Размер картинок зависит от степени
выраженности
зрительного
нарушения:
ребенку
с
тяжелой
степенью
близорукости
предлагаются
изображения
крупного
размера,
средней
степенью
–
среднего
размера,
легкой – среднего и мелкого размера. Картинный материал не должен иметь бликов.
Логопедический
кабинет
должен
быть
оснащен
дидактическим
материалом,
который в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, помогает комплексно
решать
следующие
задачи:
развитие
зрительного
восприятия,
зрительного
внимания,
зрительно
–
моторной
координации,
мелкой
моторики,
развитие
звукопроизношения,
фонематических процессов, обогащение словарного запаса различными частями речи,
развитие навыков словообразования и словоизменения, связной речи:
- цветные и черно – белые изображения трех размеров на все лексические темы;
- теневые изображения предметов;
- замаскированные рисунки;
- изображения в разнообразных штриховках, в зашумлении;
- точечные изображения;
- пунктирные изображения;
- контурные изображения;
- трафареты на все лексические темы;
- изображения с отсутствующими деталями;
- разрезные картинки;
- материал для развития мелкой моторики шнуровки (шнуровки, пазлы, мелкие
игрушки, пуговицы и пряжки для застегивания и др.);
Дидактические игры и упражнения.
Игра «Чья это тень?». Материал: теневые изображения диких животных. Цель:
развитие
зрительного
восприятия,
зрительного
внимания,
упражнение
в
образовании
притяжательных прилагательных. Задание: узнать, чья это тень (волчья, лисья, заячья).
Игра
«Кто
где
спрятался?
Кто
откуда
выглядывает?"
Материал:
замаскированные
рисунки.
Цель:
развитие
зрительного
восприятия,
зрительного
внимания, употребление предлогов и предложно - падежных форм,
наречий места.
Задание: найти детенышей животных, рассказать, кто где спрятался и откуда выглядывает.
(Медвежонок спрятался за кустом. Он выглядывает из-за куста. Зайчонок спрятался за
деревом, выглядывает из-за дерева.)
Игра
-
упражнение
«Найди
и
посчитай»
Материал:
контурные
(точечные)
изображения
курицы
и
цыплят.
Цель:
развитие
зрительного
восприятия,
зрительного
внимания,
согласование
числительных
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже.
Задание: найти и сосчитать цыплят. (Один цыпленок, два цыпленка…, пять цыплят.)
Игра - упражнение «Обведи, раскрась, опиши предмет». Материал: точечные или
пунктирные изображения предметов, цветные карандаши. Цели: развитие зрительного
восприятия, зрительно – моторной координации, графических навыков, связной речи.
Игра «Чего не хватает». Материал: изображения предметов с недостающими
деталями. Цели: развитие зрительного восприятия и зрительного внимания, графических
навыков, навыка употребления существительных
родительного падежа, единственного
числа. Задание: сказать, чего не хватает и дорисовать недостающие части предмета.
Игра «Узнай предмет по его части и дорисуй». Материал: изображение части
предмета
(например,
бабочки).
Цели:
развитие
зрительно
-
пространственного
восприятия,
зрительно
–
моторной
координации,
графических
навыков,
навыка
употребления
существительных
с
уменьшительно
–
ласкательными
суффиксами
в
родительном
падеже
единственного
числа,
согласования
числительного
с
существительным, умения конструировать предложение с однородными дополнениями.
Задание: назвать предмет; ответить полным предложением, сколько частей тела
не
хватает;
дорисовать. (Это бабочка. У бабочки не хватает одного крылышка и одного
усика)
Игра
«Соедини
маму
с
ее
птенцом».
Материал:
цветные
или
контурные
изображения
домашних
птиц
и
птенцов,
фломастер.
Цели:
развитие
зрительного
восприятия, зрительного внимания, зрительно – моторной координации; развитие навыка
употребления
существительных
с
уменьшительно
–
ласкательными
суффиксами,
употребления существительных в дательном падеже с предлогом С. Задание: соединить
маму с ее птенцом; сказать, кто с кем ты гуляет. (Курица гуляет с цыпленком.)
Игра
«Зашнуруй
ботинок». Материал:
трафарет
ботинка
с
отверстиями
для
шнурка, 2 шнурка (длинный и короткий). Цели: развитие зрительного восприятия, мелкой
моторики, координации движений; обогащение словаря антонимами. Задания: сравнить
шнурки по длине; выбрать длинный шнурок и зашнуровать ботинок; сказать наоборот:
зашнуровать – (расшнуровать), завязать – (развязать), застегнуть – (расстегнуть).
Коррекционные
принципы
обучения
в
логопедической
работе
со
слабовидящими детьми.
Обучая
детей
с
нарушениями
зрения,
логопеду
необходимо
сочетать
общедидактические принципы со специальными, коррекционными.
1.
Принцип
обходного
пути.
Данный
принцип
заключается
в
развитии
компенсаторных процессов - коррекции речи в обход пострадавшего звена (зрения).
Опираясь на остаточное, сохранное зрение, ребенок сначала рассматривает предмет
в целом, затем ощупывает его, опираясь на тактильное восприятие, определяет величину,
форму, цвет и другие качества предмета. Затем анализирует отдельные детали, их свойства
и взаиморасположение. После этого объект снова рассматривается в целом. С помощью
осязания
и
других
анализаторов
(обоняния,
зрения),
в
результате
всестороннего
обследования предмета у ребенка создается полноценное представление о предмете, его
деталях, их расположении относительно друг друга, свойствах и качествах предмета. Все
свои наблюдения ребенок отражает в слове. Таким образом у ребенка формируется план
действий, пополняется словарный запас, что позволяет ребенку составить описательный
рассказ
о
предмете.
Такому
обследованию
предмета
ребенка
необходимо
обучать,
формируя у него алгоритм обследования. В этом случае незаменимы схемы обследования,
на которые ребенок будет опираться.
Сначала для обследования предлагается объемный предмет, затем - плоскостное
изображение - цветная картинка с четкими контурами.
Развитие компенсаторных процессов у ребенка с патологией зрения осуществляется
также
за
счет
обогащения
знаний
об
окружающем
мире.
Значительную
роль
играет
активизация знаний на логопедических занятиях, тесная взаимосвязь с воспитателями и
родителями, которые читают детям художественную литературу (стихи, сказки, рассказы),
произведения малых фольклорных форм (потешки, пословицы, поговорки), доступные
возрасту ребенка тексты из детских энциклопедий; вместе с ребенком наблюдают за
предметами
и
явлениями
окружающей
жизни
на
прогулке,
экскурсии;
беседуют
с
ребенком
об
увиденном
и
услышанном;
проводят
опыты.
Так
восполняется
недостаточность
зрительного
восприятия,
что
значительно
расширяет
знания
детей,
способствуя развитию всех компонентов речи. Роль взрослых в речевом развитии такого
ребенка учитель - логопед разъясняет воспитателям и родителям.
Компенсация нарушенных зрительных функций осуществляется и за счет развития
интеллекта.
В
связи
с
этим
важно
на
каждом
логопедическом
занятии
планировать
вопросы, задания, игры, способствующие развитию внимания, памяти, мышления. Это
поисковые вопросы, загадки, игры «Что изменилось?», Что добавилось?», «Чего (кого) не
стало?», «4 – лишний», раскладывание картинок с логической последовательности и
другие.
2. Комплексный подход к обучению.
Коррекция
речи
детей,
страдающих
зрительной
патологией,
проводится
в
комплексе с лечебно - восстановительной работой. Ребенок с дефектом зрения должен
находиться
под
наблюдением
врача
-
окулиста
или
проходить
лечение:
лечение
лекарственными препаратами, аппаратное лечение или использование оптических средств
коррекции.
Учитель – логопед строит свою работу с учетом сохранных и нарушенных функций
ребенка. Все компоненты речи ребенка он развивает в комплексе с развитием восприятия
(зрительного,
слухового),
внимания
(зрительного,
слухового),
памяти,
мышления,
координации речи с движением, мелкой моторики, пространственных ориентировок, а
также с развитием глазодвигательных функций. В связи с этим важная роль отводится
многофункциональным дидактическим играм и упражнениям.
3 . Принцип
компетентности
и
учет
индивидуальных
особенностей
ребенка,
связанных с основным заболеванием:
- правильный выбор места ребенка за столом на занятии;
- подбор картинного материала в зависимости от состояния зрения ребенка;
- адекватный подбор упражнений и заданий (например, в играх с мячом для ребенка
со
сходящимся
косоглазием
показан
взор
вверх,
а
для
ребенка
с
расходящимся
косоглазием – взор вниз);
- дозирование зрительной нагрузки в зависимости от состояния зрения ребенка;
- ограничение участия в подвижных играх, требующих резких движений, для детей,
страдающих высокой степенью близорукости (после консультации с врачом);
- учет быстрой утомляемости, отвлекаемости детей с нарушениями зрения, подбор
методов
и
приемов
работы,
способствующих
активизации
внимания,
поддержанию
интереса к выполнению речевых заданий (игровые ситуации, сюрпризные моменты, смена
видов деятельности);
- при амблиопии следует тренировать «ленивый глаз»: предлагать ребенку задания,
связанные с рассматриванием мелких деталей, «замаскированные» рисунки;
-
если
ребенок
пришел
в
детский
сад
с
закапанными
атропином
глазами,
запрещается выполнение любых заданий, связанных со зрительной нагрузкой;
- необходимо следить за тем, чтобы ребенок находился на занятии в очках и с
окклюзией,
если
это
необходимо
(один
глаз
закрывается
окклюзией
по
режиму,
разработанному врачом - окулистом: попеременно закрывается здоровый или больной глаз
– косящий или «ленивый»);
Коррекционная работа с детьми, страдающими зрительными нарушениями, требует
от учителя – логопеда компетентности, учета особенностей детей данной категории при
организации, проведении занятий, подборе дидактического материала, выборе методов и
приемов обучения.
Литература:
Григорян Л.А. Лечебно - восстановительная работа в детских садах для детей с
амблиопией и косоглазием. – М.: 1987.
Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,
2002.
Обучение
и
коррекция
развития
дошкольников
с
нарушенным
зрением.
Методическое пособие /под ред. проф. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование, 1995.
Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушениями
зрения. Учебное пособие. - М.: РАСИКП, 1999.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.-
М.: 1998.
Фомичева Л.В. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим
миром. – СПб.: Образование, 1995.