Напоминание

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте


Автор: Чапего Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Детский сад им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: г. Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опытом

Подготовка руки к письму

Автор работы:

Чапего Наталья Анатольевна

Воспитатель МБДОУ №1,

им. Ю.А. Гагарина

Анива, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ГЛАВА 1 Механизм работы, способствующий развитию рук и ручной

умелости.

1.1.Игры с пальчиками.

1.2.Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

1.3.Физминутки, пальчиковая гимнастика

1.4.Пальчиковый театр, теневой театр.

2.ГЛАВА 2 Организация и ход работы, определяющий уровень развития мелкой

моторики.

2.1.Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики

2.2.Развитие графической моторики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Источником способностей и дарований

2

детей на кончиках их пальцев. От

пальцев образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента,

когда учитель впервые вкладывает ему в руку карандаш и показывает, как надо

писать буквы, » - считал Л.С.Выгодский.

- Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной

работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не

всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов

подготовки

ребенка

к

систематическому

обучению.

Это

связано

с

психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны,

и с самим процессом письма, с другой стороны.

- Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста

слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не

закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные

анализаторы, которые непосредственно участвуют в

восприятии букв и их

элементов, находятся в разной стадии развития, на самых начальных ступенях

обучения письму, дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их

из целой буквы, да и конфигурацию букв воспринимают не полностью, не

замечая малых изменений элементов ее структуры.

- Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована

способность к оценки пространственных различий, от которых зависят полнота

и точность восприятия, и воспроизведение форм букв. Кроме этого, дети с

трудом ориентируются в таких необходимых при письме

пространственных

характеристик, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, под - над,

около - внутри и т.д.

3

Сам

процесс

письма

является

трудным,

требующим

непрерывного

напряжения

и

контроля.

При

этом

формируются

технические

навыки:

правильное

обращение

с

письменными

принадлежностями,

координация

движений

руки

при

письме,

соблюдение

гигиенических

правил

письма;

графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме

слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей стороне и т.д;

орфографические

навыки:

обозначение

звуков

соответствующими

буквами,

соблюдение собственно орфографических правил.

Таким

образом,

процесс

письма

требует

от

ребенка

не

только

физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода

перегрузки и связанные с ними переутомление самым негативным образом

сказывается на овладение графическими навыками и, более того, на развитие

детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка

к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для

овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и

практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» - одна из важнейших задач дошкольного

воспитания по подготовке детей к школе.

Рука изучает мир вещей. Табличку «Руками не трогать» часто можно

встретить

на

выставках,

в

музеях,

в

магазинах.

Почему

же

посетители,

особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы. Их

толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется пробовать не

только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает, очень много информации: о

весе;

мягкости-твердости,

гладкости-шероховатости,

теплоте-прохладе,

сухости-влажности и многом другом. Познавательная деятельность не выявляет

так

ярко,

как

в

движении

руки

органов

чувственного

познания.

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие

мышцы.

Эти

движения

не

являются

безусловным

рефлексом,

как

ходьба,

прыжки и требует специального развития.

4

Работая

с

детьми

дошкольного

возраста,

мы

часто

сталкиваемся,

с

проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия

быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности,

мотивируя отказ сильной усталости руки.

Проблема

развития

мелкой

моторики

детей

привлекает

к

себе

не

ослабевающий интерес отечественных и зарубежных физиологов, психологов,

педагогов – практиков. В хх веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р.

Лурия, Н.М. Аксарина, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и

многие

другие

доказывали,

что

сенсомоторные

(двигательное

и

сенсорное)

развитие

составляет

фундамент

умственного

развития.

Они

отмечают,

что

умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не

сами

собой,

а

по

мере

расширения

его

деятельности,

в

том

числе

общей

двигательной и ручной. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка

связано

с

его

общим

физическим

развитием.

Поэтому

детям

необходимы

разнообразные

физические

упражнения,

занятия

физкультурой,

т.к.

для

тренировки мелких мышц кисти, в разных видах деятельности. Конечно, катая

мячи,

набрасывая

колечки,

преодолевая

полосу

препятствий,

ребенок

не

научится писать. Письмо – особая графическая деятельность и овладеть её

можно

только

в

процессе

графических

упражнений,

но

специально

подобранные физические упражнения будут способствовать, развитию мелкой

моторики и потянут за собой развитие интеллекта. По мнению Марцинковой

Т.Д. интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких-то

определенных сформированных знаний и умений, а наличие у ребенка более

высокого

уровня

психологического

развития.

Все

психические

процессы:

внимание,

память,

мышление,

воображение,

должны

уметь

сосредоточить

внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней

пребывания в школе ребенок получает указания, которые нельзя выполнять без

учета развития мелкой моторики.

Учитывая,

что

на

дошкольном

этапе

ведущей

является

игровая

деятельность, все задания для детей должны быть представлены в виде игр. Это

5

позволит в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их

интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических упражнений

и

тренингов

способствуют

не

только

совершенствованию

тонко

координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и

развитию речи… (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Педагоги,

которые

уделяют

должное

внимание

играм,

упражнениям,

различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений,

решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие

ребенка;

во-вторых,

готовят

к

овладению

навыками

письма,

что

в

будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

А так же все задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать

скуки переутомления.

Свою работу по данной теме начала с младшей группы. Используя в

работе

пальчиковые

игры

и

упражнения.

«Пальчиковые

игры»

очень

эмоциональны и увлекательны – это уникальное средство для развития мелкой

моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи. Выполняя, пальчиками

различные упражнения ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики

рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Разучивание

текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует внимание,

воображение, воспитывает быстроту реакции, а так же эффективно сказывается

на развитие мелкой моторики.

Когда начала эту работу, прежде чем приступить к игре с ребенком,

выполняла упражнения сама. После этого рисовала на подушечках всех пальцев

правой руки малыша по зайчику, или просто говорила ему, что теперь каждый

его

пальчик

это

зайчик.

Вот

этого

(большой

пальчик

малыша)

зовут

Коротышка, этого (указательный) зовут Торопышка, третьего (средний) зовут

6

Тришка, четвертого (безымянный) зовут Тишка, а пятого самого маленького

(мизинчик) – зовут Трусишка.

Предлагала поиграть с ними, показывала ему одно упражнение (читая

стишок, сопровождая движениями). После этого снова показывала упражнения,

прося его повторить за мной и текст и движения. Например:

- Утром на лужайке просыпались зайки.

(Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз).

- Здравствуйте, солнце красное!

(Поднимается большой палец).

- Здравствуй, небо ясное!

(Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым).

- Здравствуй, елка!

(Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми).

- Здравствуй, пень!

(Поднимается безымянный палец. Большой, указательный, средний остаются

поднятыми).

- Здравствуй, здравствуй, новый день!

(Поднимается мизинец. Все пальчики проснулись).

Если

это

вызвало

у

малыша

трудности,

то

помогала

ему

читала

стихотворения и своей рукой загибала, разгибала и двигала нужные пальчики

его

руки.

Повторяла

до

тех

пор,

пока

малышу

весело.

Далее

упражнения

усложняла.

Я замечала, что пальчиковые игры и упражнения поднимают настроение,

если скучно, успокаивают, если дети расшалились, развлекут – если вдруг

станет грустно.

- По ладошке, до дорожке,

Ходит маленькая кошка.

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет –

Коготки поточит.

7

Цап – царап. (В нужный момент на слове «цап-царап», малыш

одергивает руку, чтобы пальчик не попался).

А так же потешки: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Наши пальчики».

Дети подрастали, и я стала подбирать игры, более сложные, которые

окажутся детям по силам:

- Детские стихи для массажа пальчиков.

- Игры со звуковым сопровождением без использования предметов.

- Игры для развития моторики.

- Пальчиковая гимнастика.

- Пальчиковые игры.

Степень

увлечения

малышей

пальчиковыми

играми

целиком

и

полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше, следует быть

ласковыми,

спокойными,

а

для

малышей

старше

четырех-пяти

лет,

очень

важным является мимика, интонационная речь взрослого, поэтому работая с

этой возрастной категорией детей, стихи лучше заучивать наизусть.

Играя с пальчиками, не забывала о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки,

бантики и т.п.

Использовала упражнения на развития тактильной чувствительности и

сложно - координированных движений пальцев и кистей рук. Например:

Брала яркий поднос. Тонким слоем рассыпала мелкую крупу. Проводила

пальчиком ребенка по крупе. Получалась яркая линия. Затем позволяла малышу

самому

нарисовать

несколько

хаотичных

линий.

Затем

рисуем

предметы

(дождь, забор, веревочки и т.д.). Дети с восторгом выполняли эти упражнения.

Далее брала две пробки от пластиковых бутылок. Кладем на столе вверх.

Это «лыжи», указательный и средний пальцы встают в них как ноги. Двигаемся

на «лыжах» делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы

8

Холодной зимы» и т.д.

А вот другая забава. Брала решетку от раковины (она обычно состоит из

множества клеток), ребенок ходит указательным

и средним пальцем, как

ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги то одной, то другой рукой, а

можно и двумя:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили.

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят» и т.д.

Обратила

внимание,

что

общие

приемы

массажа

пальчиков

способствуют

не

только

развитию

речи,

общей

координации,

но

и

совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к

рисованию, игре музыкальных инструментах.

Поскольку

развитие

ручной

умелости

предполагает

определенную

зрелость

мозговых

структур,

заставлять

ребенка

заниматься

«через

силу»

неэффективно.

Нужно

начать

с

того

уровня

упражнений,

который

будет

получаться и доставлять удовольствия.

И

я

увидела,

что

большинство

моих

малышей

получают

от

этих

предложенных

игр

удовольствия:

правильно

держат

ложку,

застегивают

пуговицы,

работают

с

пазлами,

мозаикой,

счетными

палочками,

крупными

бусами,

орехами,

фасолью,

лепят,

конструируют.

Но

есть

дети,

которые

отказываются

от

любимых

другими

детьми

лепки,

аппликации,

конструированию из бумаги, не успевают за ребятами в группе детского сада на

занятиях.

Движения

пальцев

неловкие,

при

сгибании

одного

остальные

выполняют

аналогичные

действия.

Не

могут

правильно

держать

карандаш

тремя пальцами и управлять ими. Задания не получаются, рука идет «не туда»,

отказывается от выполнения, пассивно ожидает помощи.

Поэтому учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики,

решила провести с детьми углубленную работу в тесном контакте со вторым

9

воспитателем,

логопедом,

родителями,

начав

эту

работу,

задолго

до

поступления в школу.

Определила себе цели и поставила следующие задачи:

1.

Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению

письмом:

развить тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через

пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, работу с карандашом при

выполнении графических заданий;

развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость

рук, ритмичность.

2.

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память, речь детей;

умение

действовать

по

словесным

инструкциям,

соразмеряя

индивидуальный

темп

выполнения

с

заданным,

и

умение

самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль

за собственными действиями.

Изучила работы Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук:

игры и упражнения», Гаврина С.Е., Кутевина С.Е., Топоркова Н.Л., Щербина

И.Г.

«Развиваем

руки

чтобы

учиться

и

писать

и

красиво

рисовать»,

Москаленко

В.В.

«Формирование

графических

навыков

и

временных

представлений».

Составила план работы, сделала подбор всевозможных пальчиковых игр

и упражнений, создала необходимые условия, способствующие возникновению

у

ребят

интереса

к

разным

видам

деятельности,

используя

разнообразные

приемы и методы педагогики.

10

Провела

обследование

мелкой

моторики

руки

на

развитие

«Ручной

умелости», где выявилось, что высокий и низкий уровни составляют по 30%,

средний 40%

Тогда для себя сделала вывод, что в работе необходимо сделать акцент

на укрепление пальцев и кистей рук у детей. Если кисть ребенка будет развита

хорошо, писать он будет красиво, четко, легко. Ребенку важно натренировать

руку

для

письма,

но

тренировка

для

него

должна

проходить

незаметно

и

интересно, весело, будить у него воображение и творчество.

Для этого разработала и успешно применяю на практике набор дел

способствующие развитию мелкой моторики и координации рук.

Что же сюда вошло:

1.

Пальчиковые игры:

пальчиковые игры без предметов;

пальчиковые игры с предметами;

пальчиковые игры со счетными палочками;

пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

физминутки, пальчиковая гимнастика;

пальчиковый театр;

театр теней.

2.

Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

Рисование ручкой, простым карандашом, цветными карандашами,

красками

различными

способами:

кистью,

пальчиками,

свечой,

зубной щеткой.

Лепка

разными

способами,

с

использованием

природного

материала:

семян

яблок,

арбуза,

кабачков,

гороха,

камешков,

ракушек, бусинок.

Аппликация: мозаичная, из бумажных полосок, обрыванием.

Конструирование

из

бумаги

оригами,

с

конструктором

(закручивание гаек, шурупов).

3.

Ручной труд и развитие мелкой моторики.

11

Плетение из бумаги, тесьмы, ленточек.

Нанизывание бус из бумаги, семян рябины, бисера, бусин.

Выкладывание предметов из бумажных шариков (салфеток).

4.

Развитие графической моторики.

Рисование по трафаретам.

Рисование по фигурным линейкам.

Штриховка.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать

работу

по

развитию

мелкой

моторики

и

координации

движений

пальцев

регулярной, используя разные формы работы:

1.

выделив для этого время в блоке специального обучения в

форме занятий;

2.

в совместной деятельности воспитателя с детьми;

3.

в свободной самостоятельной деятельности самих детей;

Каждый из указанных блоков занимает свое место в педагогическом процессе.

1.

Организованное обучение в форме занятий, включает цели, реализация

которых

требует

систематической

постановки

перед

детьми

строгой

последовательности специальных занятий, отвечающей логике развития

тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой

моторики), логике отдельного предмета в рамках к подготовке обучению

грамоте, где взрослый всегда инициатор.

2.

В

совместную

деятельность

воспитателя

с

детьми

входят

задачи

по

развитию

специальных

навыков,

освоение

разных

видов

деятельности

(конструирование, рисование, плетение, игры…) Работа с детьми в рамках

этой

деятельности

исключает

специально

организованные

занятия.

В

группе необходимо создать микроклимат, в основе которого уважение к

личности

ребенка,

доверительные

отношения

между

взрослым

и

12

маленьким

человеком.

Здесь

старалась

выступать

в

позиции

партнера

детей,

участвующих

в

совместной

деятельности,

но

партнера

инициатора.

Приглашаю

к

деятельности

примером

и

участием,

демонстрируя

образцы

её

организации

в

то

же

время

как

партнер,

поощряю,

учитываю

детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию

мелкой моторики).

Обеспечиваю условия для деятельности так, чтобы дети при желании,

могли

продолжить

её

самостоятельно,

пока

не

исчерпают

свой

интерес

(начатую игру, конструирование, рисование, штриховку, плетение, пальчиковые

игры).

3.

Придаю

большое

значение самостоятельной деятельности, так как она

обеспечивает

возможность

саморазвития

ребенка,

который

свободно

выбирает

деятельность,

отвечающую

его

способностям,

интересам.

Нахожусь за кругом детской деятельности, изменяя

и дополняя её в

соответствии

с

детскими

интересами,

готовым

подключиться

к

их

активности

при

просьбах:

о

поддержке

и

помощи

в

конфликтных

ситуациях, при необходимости помогаю войти в группу сверстников тому

или иному ребенку, обнаруживающему стремление к контактам, но не

владеющему необходимыми способами поведения.

Конечно, в свободной деятельности актуализирую способности и умения

детей,

складывающиеся

на

занятиях

и

в

совместной

деятельности

с

взрослым. В свою очередь создаю необходимый базис для познавательной

мотивации и организации их деятельности на занятиях. Но это вовсе не

значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан одной

темой или материалом.

При

составлении

плана

работы

необходимо

иметь

связь

всех

видов

деятельности с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя

целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность

13

наиболее высока. Что касается двух последних видов деятельности, то они

охватывают все свободное от занятий время.

14

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ РУК И

РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

Игры с пальчиками

Выполняя

пальчиками

различные

упражнения,

ребенок

достигает

хорошего

развития

мелкой

моторики

рук,

которая

не

только

оказывает

благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к

рисованию, письму.

Кисть

руки

приобретает

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность

движений,

что

в

дальнейшем

облегчит

приобретение

навыков

письма.

«Пальчиковые

игры»

очень

эмоциональны

и

увлекательны.

В

ходе

«пальчиковых игр» дети повторяя движения взрослых активизируют моторику

рук.

Тем

самым

вырабатываются

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

На одном из занятий продолжала знакомить детей с пальчиками:

Пять да пять – родные братцы

Так все вместе и роднятся,

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку,

Не скучают, а играют

Вместе все в одну игрушку.

А зимою, все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы)

- Правильно дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы «родными братьями» называют?

- Любите ли вы играть пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, а кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?

15

- Как вы думаете, почему он так называется большим?

- Давайте спрячем большой палец и попробуем, что либо, сделать рукой без

него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно братьям работать без большого пальца, без него трудно

писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он

главный большой.

- И еще 4 братца, идут навстречу старшему:

- Здравствуй большак!

- Здорово Васька – указка! Мишка – середка! Гришка – сиротка! Да Крошка –

Тимошка!

- Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинец – малышок,

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные? Кто такие?

- Что же могут наши пальчики? (лепить, строить, рисовать и т.д.)

- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Левая и правая водят поезда.

Левая и правая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Правая и левая спят на одеяле. /О.Дриз./

Умными пальчиками становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть

пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать и рисовать.

16

Вот так знакомились с удивительным народцем – пальчиками. В играх

«Пальчики знакомятся», «Дружные пальчики» и другие.

Пальчиковые игры со стихами

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики,

а так же речи, внимания, мимики детей, учат общению.

Например: «День рождения»

На свой день рожденье позвал я ребят.

Пять маленьких свечек на торте горят

(Пальцы рук подняты вверх и раздвинуты).

Я дунул, сумел погасить лишь одну.

(Загибаем большой палец).

Осталось четыре, я снова подул, погасла одна.

(Загибаем указательный палец).

Три свечи горят, одну я задул.

(Загибаем средний палец).

Гаснуть две не хотят, но вот мне

Одну погасить удалось.

(Загибаем безымянный палец).

Осталось одна, постараться пришлось,

На пятую дул, я опять и опять.

Погасла! Ура!

(Загибаем мизинец).

Мне исполнилось пять!

Нравятся

детям

пальчиковые

игры,

которые

в

основном

провожу

в

совместной деятельности. Они увлекательны, способствуют развитию речи и

активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц,

животных.

Все

фигуры

с

небольшим

стихотворным

сопровождением.

Например:

Бабушка очки надела

17

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко)

Паровоз без колес,

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел…(пароход)

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты как ковшик, а большие

пальцы подняты вверх)

Листья падают в саду

Я их граблями сгребу.

(Ладони вниз, пальчики согнуты, «гребут»)

Скороговорки

Скороговорки

тоже

всегда

можно

«переложить

на

пальцы»,

т.е.

придумать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения

усложнить.

Вначале

произношу

скороговорку

четко,

не

торопясь,

затем

с

одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого

из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от

начала

до

конца.

В

процессе

работы

над

скороговоркой

меняю

темп,

интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации,

помогает почувствовать ритм и подготовить руку к письму. Например: «Идут

бобры в сыры боры» (обе ладошки лежат на столе, затем поочередно, одна

сжимается в кулак, другая распрямляется.

Физминутки

Оптимальный

вариант

развития

мелкой

моторики

использование

физминуток.

Физминутки, как элемент двигательной активности, предлагается детям

для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности,

снятия нагрузки, связанной с сидением.

18

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия,

то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного

времени. Традиционно физминутку проводят в сочетании движений с речью

детей.

Проговаривание

стихов

одновременно

с

движением

обладают

рядом

преимуществ: речь как бы ритмизует движения, делает более громкой, четкой,

эмоциональной,

а

наличие

рифмы

положительно

влияет

на

слуховое

восприятие.

1. Листья осенние тихо кружатся, /кружатся/

Листья под ноги тихо ложатся, /приседают/

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят. /водят руками по полу влево

-вправо/

2. Солнечные зайчики играют на столе,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок…

Прыг да скок, прыг да скок. /Дети ловят солнечный зайчик на

стене,

Воспитатель

направляет

зеркальце

пониже,

дети

стараются

поймать

солнечный зайчик./

Сочетание

пальчиковых

упражнений

с

речевым

сопровождением

в

стихотворной

форме,

позволяет

достичь

наибольшего

обучающего

эффекта

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки на

занятиях, а так же 2-3 минуты в утреннюю гимнастику играет положительную

роль в коррекционном

обучении детей с нарушение речи. Это позволяет

совершенствовать внимание и память, психические процессы тесно связаны с

речью.

Засолка капусты

Мы капусту рубим, /Движение прямыми кистями вверх – вниз./

Мы морковку трем, /Движение кулаков от себя к себе./

Мы капусту солим, /Движение пальцев, имитирующие посыпку соли/

Мы капусту жмем. /Интенсивное сжимание обеих рук./

19

Пальчиковый театр, теневой театр

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма

у детей использую различные виды инсценирования, требующие кропотливой

работы детей и взрослых.

Сделали пальчиковый театр, персонажи которого показывали небольшие

игры – инсценировки «Пальчики – зайчики», «Сорока – белобока». Сказки

«Репка», «Теремок», «Колобок». Соответствующими движениями кисти или

пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны, повороты,

разнообразные движения туловищ и куклы.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики является теневая

игра. В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей,

характер их поведения, движений. Сначала исполнителями были мы взрослые,

посмотрев, дети, непременно захотели попробовать роль актеров. Разучивала с

детьми, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей

путем

складывания

определенным

образом

пальцев.

Получалось

не

у

всех

сразу, но путем кропотливого труда добились результата т.к. каждому хотелось

какую – нибудь фигуру показать (орел, рыбка, собака, волк и т.д.)

У инсценировок

с помощью пальчикового театра, тетра теней (где

действуют пальцы руки) большие возможности для развития ручной ловкости,

движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений

и развитие речи.

20

ОРГАНИЗОЦИЯ И ХОД РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Использование элементов ТРИЗ

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного

труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к

письму. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Рисование. Начала с самого простого вида – раскрашивания. Учила

детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображения предметов,

равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один самый легкий видов

деятельности, вводила в значительной степени ради усвоения необходимых для

письма гигиенических правил. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в

отличие от работы связанной с написанием букв, не чувствует усталости, а

делает

это

с

удовольствием,

свободно,

хотя

его

рука

проделывает

те

же

манипуляции, что и при письме.

Рисовали

различными

материалами

(ручкой,

простым

карандашом,

цветными карандашами, мелом), что требует различной степени нажима для

того, чтобы на бумаге остался след от пишущегося предмета.

Использовала

нетрадиционные

методы

рисования:

свечкой,

зубной

пастой, солью, пальчиками, ватными палочками. Это тоже способствует ручной

умелости. А так же рисуем с детьми на песке, на снегу используя старые

фломастеры.

Расскажу о наиболее интересных методах направленных на развитие

мелкой моторики.

1.

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью.

Тогда получаются удивительные снежные картинки, снежинки. Они будут

21

выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой

бумаге. Это очень увлекательно.

2.

Создадим зимние пейзажи еще одним способом – рисуя зубной пастой.

Предварительно

ребенку

надо

объяснить,

что

это

творческий

поиск,

использование зубной пасты не дает ему право выдавливать её на полу,

полках, столе. Ребенок намечает карандашом легкие контуры деревьев,

домов,

сугробов.

Медленно

выдавливая

пасту,

провести

её

по

всем

намеченным

линиям

(контурам).

Такую

работу

надо

обязательно

высушить, и лучше не складывать с другими работами.

На

одном

занятии

по

рисованию

рассказала

детям

сказку

про

«Пальчики».

Жили

были

на

свете

Пальчики,

они

скучали,

потому

что

им

приходилось рисовать кисточкой. Однажды кисточка сломалась (заболела) и

сказала пальчикам:

- Я сегодня не смогу рисовать, поработайте за меня, пожалуйста. Кисточка

ушла, а Пальчики принялись за работу.

Когда кисточка вернулась и вошла в группу, сразу замерла: сочные оранжево –

красные ягоды кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела. Дети

с большим желанием рисовали пальчиками «Виноград», «Ветку смородины».

Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время, ведь в

рисунке ребенок отражает окружающий мир.

Лепка

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не

только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости

изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки),

следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

- повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому

восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

22

- развивают воображение, пространственное мышление, общую

умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук.

В старшей группе дети уже владеют разными приемами лепки:

-Оттягивание от основной формы мелкие детали: клюв, уши, хвост и

т.д.

- Загибают края формы – горлышко в вазе, бортики тарелок, листочки,

усиливая сходство образов с реальными предметами.

Используют стеку. С помощью стеки можно сделать многое – прорезать

штрихами «перышки», «чешую», «шерстку»; нанести узор в виде прямых,

волнистых пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы, получить

таким образом лапы, крылья, прорисовать черты лица. Поэтому дети в работе с

удовольствием используют скульптурный способ (лепка из целого куска). Лепят

животных, птиц, людей; комбинированный способ (лепка из целого куска и из

отдельных частей) – рыб, птиц. Дополняют выполненный образ различными

элементами

из

других

материалов.

Бисером

украшают

ракушку,

рыбок,

волшебных

птиц,

крылышки

бабочки.

Из

отдельных

бусинок,

бисеринок

делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют глаз, шляпок

и

других деталей.

Очень нравится детям лепка с использованием природного материала

(камешки, семена растений, арбуза, гороха, кабачков, ракушек). Дети брали

кусок пластилина, отщипывали маленькие кусочки и равномерно размазывали

по

основе,

рисовали

стекой

изображение,

а

затем

выкладывали

различные

предметы, узоры. Дети с удовольствием с помощью пластилиновых жгутиков

выкладывали задуманный образ. Ребятишки в группе любят лепить и часто

занимаются этим видом деятельности во второй половине дня. Те дети, которые

испытывают затруднения, уже могут получить помощь и от своих сверстников.

Делали совместные работы: «Веселый лужок», «Жучки – паучки», «Бабочки –

красавицы», «Курочка с цыплятками».

23

Это

кропотливый,

интересный

труд,

который

развивает

внимание,

совершенствует

сенсомоторику,

согласовывает

в

работе

глаза

и

руки,

координацию движений, их точность.

Аппликация

Еще один вид деятельности, который использую для развития мелкой

моторики пальцев и координации движений – это аппликация.

Бумага – доступный, универсальный материал

для ребенка. Широко

применяю её не только для рисования, но и в аппликации и конструировании.

Вначале знакомила с инструментами для обработки бумаги, показываю приемы

сгибания и складывания бумаги, даю первоначальные сведения о видах бумаги

(писчая, рисовальная, газетная, оберточная и т.д.)

Особенно

хочется

рассказать

о

мозаичной

аппликации,

которую

используем

для

подарка,

оформления

группы.

Эта

аппликация

напоминает

конструктор: из простых деталей (которые дети вырезают сами) выкладывают

фигурку. Это – зайка, платочек, веселые клоуны.

Старшие

дети

легко

справляются

с

мозаичной

трактовкой

наиболее

простых образов, предметов, персонажей (цветок, петушок, уточки). Овладев

приемами вырезания отдельных предметов и образов (рыбы, собачка, девочка и

т.д.) дети создают интересные мозаичные панно на тему: «Аквариум», «Белка

грызет орешки».

Развитию

мелкой

моторики

способствует

аппликация

способом

обрывания, когда бумага не режется, а рвется. В работе участвуют обе руки.

Это

особенно

хорошо

смотрится

при

создании

морских

волн,

коряжистых

деревьев, чудовищ.

Если ребенку трудно обрывать большое изображение, предлагаю рвать

по частям, приклеивая их, на фоне друг друга. Например: «Рыбка в бушующем

море», «Осенние деревья».

Прекрасный

материал

для

аппликации

старые

журналы.

Детям,

которые

хорошо

владеют

ножницами,

процессом

вырезывания,

доставит

24

удовольствие отыскать рисунки и фотографии по заданным темам. Например:

сегодня мы создаем аппликацию на тему «Скоростное шоссе» и ребята ищут

изображения

различных

видов

транспорта,

или

«Зоопарк»

-

дети

ищут

изображения животных.

При работе с ножницами, клеем, дети учатся правильно пользоваться

материалами,

инструментами,

приобретая

немало

практических

навыков

и

умений, развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Детей

привлекает

возможность

делать

поделки

из

бумаги,

которые

можно использовать в играх, инсценировках – оригами.

Думаю,

что

нет

особой

необходимости

рекламировать

это

древнее

искусство. Притягательная сила этого искусства будит детское воображение,

память, развивает мелкую моторику пальцев, оживляет плоский и немой лист

бумаги

за

считанные

минуты,

превращать

его

в

цветы,

животных,

птиц.

Тематика

оригами

разнообразна,

свою

работу

проводила

от

простого

к

сложному.

Например:

зайчик,

бабочка,

лодка,

рыбка.

Игрушки

забавы,

например: прыгающий лягушонок, летающая бабочка.

Плетение

Обратила внимание и на такой вид деятельности, как плетение. Дело в

том, что это один из старинных способов крепления деталей для получения

изделий.

Процесс

плетения

очень

увлекателен,

он

способствует

развитию

глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного – плетение

оказывает

влияние

на

воспитание

аккуратности,

терпения,

стремление

преодолевать

трудности,

т.е.

всех

тех

качеств

необходимых

ребенку

для

обучения в школе.

Материалом для плетения могут быть береста, прутья ивы, соломы,

цветы, травы, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента. Мы в

основном работали с бумагой, картоном, тесьмой. Дети плели закладки для

книг, коврики, фонарики, корзиночки, бусы.

25

Самый простой способ для ребенка – это тот, где ребенку нужно сложить

пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов. Затем вырезать

полоски другого

цвета и определенным образом соблюдая узор, вплести их

между надрезов основной части (по типу полотняного переплетения нитей в

ткани). Учила детей плести веночки для кукол из трав и цветов, что требовало у

детей определенных умений, терпения. Точность и ловкость движений пальцев

приобретается

детьми

в

увлекательном

занятии

«Сделай

бусы».

Дети

разрезают

прямоугольные

листы

бумаги

на

треугольники,

каждый

из

них

скручивается в трубочку, конец приклеивается. Готовые бусинки нанизываются

на нитку. Так же делаем рябиновые бусы, бусы из бисера.

Вся

эта

работа

требует

сенсорно

двигательной

координации,

аккуратности,

настойчивости,

качеств

необходимых

для

письма.

Дети

обмениваются бусами, надевают на куклу, дарят малышам. Все это доставляет

радость и удовольствие.

Развитие графической моторики

Большое значение для постановки руки имеет развитие графической

моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету

фигур

или

предметов

с

использованием

простого

и

цветного

карандаша.

Трафареты

использовала

на

разную

тематику:

животные,

фрукты,

овощи,

одежда, посуда и т.д.

Для штрихования используем книжки для раскрашивания. Однако эти

упражнения

представляют

собой

значительную

нагрузку

на

зрение

и

их

продолжительность

должна

быть

не

более

5-7

минут.

При

выполнении

штриховки ставили следующие задачи:

подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

развитие

глазомера

(формирование

умения

видеть

за

их

пределы,

соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

26

Приобрели

фигурные

линейки,

при

использовании

которых

формируются

умения

составлять

из

геометрических

фигур

изображения

предметов,

смысловых композиций, штриховать их. Учились штриховать:

параллельными

отрезками

сверху

вниз,

снизу

вверх,

слева

направо,

справа налево;

по косым линиям, точкам;

круговыми линиями, полуовалами;

волнистыми линиями /см. Приложение/.

Дети

принимают

условия

быстро

и

легко,

как

в

игре.

Сначала

незнакомые

с

этой

работой

дети

сильно

нажимают

на

карандаш,

рука

напрягается. Если притронуться к детской руке через некоторый промежуток

времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем

напряжение мышц. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за

контур линии, становятся на место.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему –

то научился, обеспечь ему первый успех, то будет стараться еще больше, как

гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».

Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте

очень

важна

для

успешного

овладения

письмом.

/см.

Приложение

«Графические

упражнения»/ Работу по подготовке руки к письму начинаем в старшей группе

используя пособия:

«30 уроков развития мелкой моторики»,

«Ребенок непоседа», М.М. Безруких,

«Учимся рисовать клетки, точки, штрихи» Н.Г. Самлина, А.О. Глебова.

Вся работа проводится в игровой форме и не приводит к переутомлению. На

каждого ребенка приобрели прописи для дошкольников «Рабочая тетрадь 5+» (к

программе

воспитания

и

обучения

в

детском

саду).

Задания

в

прописях

помогают

развить

логическое

мышление,

произвольное

внимание,

воображение, например:

- «Найди лишнюю фигуру и заштрихуй»,

27

- Раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и

желтым, а желтый рядом с красным;

- Подумай, на что похожа картина и дорисуй её.

Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении,

ищет выход из лабиринта, обводит рисунки точно по линиям и точкам, не

отрывая руки от бумаги, «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты», «Клубочки»,

«Нарисую

фигуры»

-

вокруг

маленькой

постепенно

увеличивающиеся

и

наоборот. Чем больше получается фигур, тем лучше.

На

всех

этапах

обучения,

упражнения

являются

не

механическим

повторением

одних

и

тех

же

процессов

или

движений,

а

сознательной

и

целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и

составляет

сущность

упражнений.

В

процессе

выполнения

графических

упражнений дети еще усваивают необходимые для письма правила:

- как правильно сидеть;

- как положить руки, кисти рук;

- как правильно держать карандаш;

- как правильно положить тетрадь.

/см. Приложение «Правила положения при письме»/.

Познакомила детей со стихотворением:

Парта это не кровать,

И нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Тетради правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На отлично напишу.

Использую

на

этих

занятиях

зрительные

диктанты,

дети

учатся

внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по

памяти, выкладывая из цветных счетных палочек геометрические фигуры или

предметы.

Зрительные

диктанты

чередую

со

слуховыми.

Цель

которых,

28

развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов

фигуры выкладываются после одноразового словесного описания. Фигуры для

слуховых диктантов подбираем

из числа знакомых детям, по зрительным

диктантам.

Ежик.

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ежик.

Цветы.

Возле речки, на пруду

На поляне и в саду

Выросли цветы

Небывалой красоты.

Задания и игры со счетными палочками использую как часть занятия по

математике,

конструированию,

в

совместной

деятельности.

Дети

с

удовольствием играют с палочками, спичками.

При составлении фигурок ставлю различные задачи для детей:

1.

Развить мелкую моторику пальцев;

2.

Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры;

3.

Если фигура сделана из палочек разного цвета, то предлагаю сосчитать

палочки каждого цвета в отдельности;

4.

Сосчитать

геометрические

фигуры,

изображающие

предмет

(сколько

треугольников в квадрате, квадратов в прямоугольнике).

5.

Самому придумать и сложить фигурку.

Например:

«Кроватка».

Поставили в спальню мы кроватку,

29

И спать на ней мы будем сладко

«Телевизор».

Без телевизора скучно, друзья,

Но долго смотреть телевизор

Нельзя!

«Жук».

Жук по зеленой траве ползет,

Дойдет до конца

И опять поползет.

Не

менее

интересно

преобразование

фигур

из

спичек,

где

дети

упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия

умственного

и

практического

плана.

Например:

переложить

одну

палочку,

чтобы домик был повернут в другую сторону.

Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка

физических,

моральных,

эмоциональных

усилий.

Всякого

рода

перегрузки,

связанные

с

переутомлением

самым

негативным

образом

сказываются

на

овладении

графическими

навыками

и

более

того

на

развитии

детского

организма.

Поэтому

проведение

закаливающих

процедур,

соблюдение

гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок

проводит

большую

часть

своего

времени,

соблюдение

режима

сна,

бодроствования,

занятия

на

прогулке

способствуют

укреплению

здоровья,

являются

действенной

профилактической

мерой

против

перенапряжения

нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает

прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые

пути

создания

пространственно

предметной

среды,

такой

системы

развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их

30

творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой

моторики

и

координации

движений

пальцев,

т.е.

готовили

руку

ребенка

к

письму.

В

группе

по

возможности

созданы

условия

по

развитию

мелкой

моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли

свободно,

по

интересам

себе

выбирать

игрушки,

пособия

для

этого

вида

деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они

уже делали на занятиях, в совместной деятельности с воспитателем, но и

проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать

свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой,

пазлами.

В

зоне

изобразительной

деятельности

пользуются

пластилином,

красками, карандашами, трафаретами, фигурными линейками, бумагой и т.д.

В учебной зоне: ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, цветные

спички, настольно – печатные игры, с ними всевозможные образцы рисунков по

клеточкам.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый.

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя

итог

проделанной

работы,

провела

повторное

обследование

детей

на

ручную

умелость.

И

увидела,

что

разные

виды

деятельности,

используемые

мною

в

работе

по

подготовке

руки

к

письму,

способствует

развитию

мелкой

моторики,

координации

движений

рук,

мыслительных

процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Поставленные мною цели и задачи достигли желаемого результата:

1.

У

детей

сформировались

необходимые

в

этом

возрасте

графические

навыки, чтобы подготовить ребенка к овладению письмом.

2.

Движения

пальцев

рук

стали

увереннее,

появилась

точность

и

координация движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3.

Совершенствовались движения рук, развивая психические процессы.

4.

Научились

действовать

по

словесным

инструкциям,

соразмеряя

индивидуальный темп выполнения с заданным. Умеют самостоятельно

продолжать выполнение поставленной задачи.

Начатую работу по развитию мелкой моторики пальцев рук продолжу в

подготовительной

группе.

Через

пальчиковые

игры

буду

закреплять

графический образ печатной буквы развивать, развивать ловкость движений

пальцев

рук;

помогу

выработать

четкие

координированные

действия

во

взаимосвязи с речью. Буду поддерживать эмоциональный интерес к занятиям по

обучению грамоте.

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Антонова А.В. Развитие графических навыков у дошкольников.

2.

Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.

3.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем

руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.

4.

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008

5.

Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996

6.

Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических

навыков письма.-М., 1959

7.

Дошкольное воспитание. 2003, №3-7

8.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении

дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

9.

Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников

элементам грамоты», Москва 2007

10. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7

лет» Москва,2007

11.Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-

М.,1970

12.Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.

13.«Организация работы в группах предшкольной подготовки»,

О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011

33



В раздел образования