Автор: Гарибян Шушаник Левоновна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №274
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование как один из методов поисковой деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как один из
методов поисковой деятельности
Проблема:
1. У детей были разрозненные представления о предметах, природных и
погодных условиях.
2. Не могли самостоятельно находить решение в проблемной ситуации - все
это приводило к неверным умозаключениям.
Цель: Дошкольники - прирожденные исследователи. Любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить
решение в различных ситуациях.
Учитывать принцип - от простого к сложному.
Задачи:
1. В процессе обучения, поддерживать познавательную деятельность.
2. Создать условия для самостоятельно активного поиска.
3.
Развитие
и
активизация
словесного
запаса,
умение
высказываться
об
увиденном.
4.
Взаимосвязь
с
другими
видами
деятельности:
игра,
рисование,
конструирование.
5. Развивать позитивные детско - родительские взаимоотношения.
Методическое сопровождение
1. Методическая литература, конспекты занятий, подробное планирование.
2. Развивающие игры и упражнения:
- дидактические- «Найди по следу», «Что к чему»
- настольно- печатные – «Лото», «Домино», «Шашки», «Шахматы»
- решение экспериментальных задач (вода- лед, песок сухой- глина, земля,
воздух- ветер).
3. Создание уголка экспериментов (колба, пробирки, лупа, земля, глина,
песок, микроскоп, семена растений, гербарий).
4. Демонстрационный материал:
- энциклопедии, детско- художественная литература («Все обо всем»,
«Растительный мир», «Животный мир», «Юный натуралист»)
- дневники наблюдений: комнатный сад- огород
- иллюстрации: календарь погоды и природы
- народные приметы, загадки, пословицы, стихи.
5. Оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности
ребенка и взрослого. Домашнее задание с родителями, альбом наблюдений,
опыты на прогулке или в группе.
6. Поддерживать стремление детей видеть и замечать красоту окружающих
явлений в природе: дождь, гроза, ливень, радуга.
Условия реализации
1. Систематически и последовательно проводить занятия в этом
направлении:
• соблюдение правил О.Б.Ж., от простого к сложному;
• полученные занятия и умения, самостоятельно реализовывать используя
знания разнообразным способом (словесные метод показы, проведение
опытов).
2. Дидактический и наглядный материал:
• дидактические игры: «Садовник», «Найди ошибку»;
• сюжетно- ролевые игры: «Зоопарк»;
• игры- путешествия: «Морские путешествия», «Джунгли»;
• игровые задания: «Как работает термометр», загадки по временам года;
• викторина: «Умники и умницы», «Съедобное и несъедобное», «Зимующие
и перелетающие птицы», «Река- море, океан»;
• домашнее задание: «Восход и закат солнца», «Звездное небо».
3. Информационно - справочный материал в родительском уголке:
• задачи по теме;
• перспективный план;
• правила безопасности.
4. Продуктивная деятельность:
• рисунки;
• ручной труд (природный материал: шишки, листочки, гербарий).
Два основных метода ориентировочно - поисковой деятельности:
1.
Активность
в
процессе
деятельности
полностью
исходит
от
ребенка
(ставит цель, ищет пути и способы достижения).
2. Деятельность организует воспитатель - выделяет существенные элементы,
ситуации, обучает детей действиям. Дети получают те результаты, который
им заранее определили.
Критерии оценки уровня развития экспериментирования
1. Характер действий: манипулятивный- 70 %
поисковый- 30 %
2. Выделение связи между экспериментами предметной ситуации, их
фиксацией.
3. Интеллектуальная активность:
• проявление интереса:
- не проявили
- отказались
• Познавательная активность:
- низкая
- средняя
- высокая
• Поисковый характер:
- низкий
- средний
- высокий
Презентация
1. Занятия - «Народные приметы», «Весенний дождь лишним не бывает»
автор Н.В. Елкина;
2. Выступление на педсовете - по теме «Экспериментирование как один из
методов поисковой деятельности».
Ожидаемый результат
1. Способность осуществлять экспериментирование - как путь ознакомления
дошкольников
с
окружающим
миром
и
эффективный
способ
развития
мыслительных процессов;
2. Самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное
описание увиденного, составлять описательный процесс;
3. Устанавливается причинно- следственные связи (снег- лед- вода, весна,
осень).