Напоминание

Активные методы обучения как способ эффективности образовательного процесса.


Автор: Иванова Ирина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 28
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Тема: Активные методы обучения как способ эффективности образовательного процесса.
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: начальное образование





Назад




1

Активные методы обучения как способ повышения эффективности

образовательного процесса

Обновление

процесса

обучения

приводит

каждого

педагога

к

пониманию

того,

что

нужно

искать

такие

педагогические

технологии,

которые смогли бы заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение

предмета. Как сделать так, чтобы ученики самостоятельно могли открывать

новые

знания

и

показывать

высокие

результаты

по

предмету?

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение

объема

передаваемой

информации,

не

усиление

и

увеличение

числа

контрольных

мероприятий,

а

создание

дидактических

и

психологических

условий

для

осмысления

учения,

включения

в

него

ученика

на

уровне

интеллектуальной,

личностной

и

социальной

активности.

Уровень

проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и

уровнем

развития

учебной

мотивации,

которые

определяют

уровень

познавательной активности человека. Выделяют три уровня активности:

1. активность воспроизведения, которая характеризуется стремлением

учащихся

понять,

запомнить,

воспроизвести

знания,

овладеть

способами

применения по образцу;

2. активность толкования, связанна со стремлением учащихся понять

смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний

в измененных условиях;

3.

творческая

активность,

предполагает

стремление

учащихся

к

теоретическому

осмыслению

знаний,

самостоятельный

поиск

решения

проблем, усиленное проявление познавательных интересов.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что активные методы

обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и

практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Организация образовательного процесса

с использованием активных

методов обучения опирается на ряд принципов, к числу которых можно

отнести

принципы

индивидуализации,

гибкости,

элективно сти,

сотрудничества

Принцип

индивидуализации предполагает

создание

системы,

у ч и т ы в а ю щ е й

и н д и в и д у а л ь н ы е

о с о б е н н о с т и

о б у ч а ю щ и х с я ,

предоставляющей

каждому

возможность

максимального

раскрытия

способностей

для

получения

соответствующего

этим

способностям

образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

2

содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки

направленности получаемого образования;

по объему, что позволяет способным и заинтересованным учащимся

более глубоко изучать предмет;

по

времени,

допуская

изменение

в

определённых

пределах

регламента

изучения

определённого

объёма

учебного

материала

в

соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и

уровнем их подготовки.

Принцип

гибкости

требует

сочетания

вариативной

подготовки,

основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся.

Принцип

элективности

основан

на

предоставлении

максимально

возможной

самостоятельности

выбора

образовательных

маршрутов,

отвечающих

индивидуальным

склонно стям

обучающихся,

и х

познавательным интересам.

Принцип

сотрудничества предполагает развитие отношений доверия,

взаимопомощи,

взаимной

ответственности

обучающихся

и

педагогов,

с

предоставлением ребёнку возможности для проявления самостоятельности,

инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей:

целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден

быть активным независимо от его желания;

достаточно

длительное

время

вовлечения

обучаемых

в

учебный

процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или

эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в

течение всего занятия);

самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень

мотивации и эмоциональности обучаемых;

интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов

учебной

деятельности

(обучаемых

и

педагогов)

посредством

прямых

и

обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или

иной проблемы.

В

дидактике

существуют

разные

подходы

к

классификации

методов

обучения.

Методы классифицируют по разным признакам:

по

характеру

учебной

деятельности:

репродуктивные,

проблемные,

исследовательские,

поисковые,

объяснительно-иллюстративные,

эвристические и др.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

3

по

источнику

учебного

материа ла:

слове сные, наглядные,

практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы

формирования

ЗУН

на

практике,

методы

получения

новых

знаний,

методы проверки и оценивания.

Рассмот рим

классификацию

активных

методов

о бу ч е н и я

(В.А.Сластенина,

М.

Новика,

Е.П.

Белозерцева,

Ю.П.

Абрамова)

в

зависимости

от

направленности

на

формирование

системы

знаний

или

о вл а д е н и е

ум е н и я м и

и

н а в ы ка м и .

В

кач е с т ве

о с н о в н о г о

классификационного признака в представленной системе активных методов

обучения выступает наличие имитируемой деятельности. Таким образом, в

активных

методах

обучения

выделяют

неимитационные

и

имитационные

активные

группы

обучения.

Те

или

иные

группы

методов

определяют,

соответственно, и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной

чертой

занятий,

проводимых

с

использованием

неимитационных АМО, является отсутствие модели изучаемого процесса или

деятельности.

Активизация

обучения

осуществляется

через

прямые

и

обратные связи между педагогом и обучающимся. Отличительной чертой

занятий,

проводимых

с

использованием

имитационных

АМО,

является

наличие модели изучаемого процесса. Имитационные методы разделяют на

игровые

и

неигровые.

Методы,

при

реализации

которых

обучающиеся

должны

играть

определенные

роли,

относятся

к

игровым.

Они

дают

наибольший

эффект

при

усвоении

материала,

так

как

в

этом

случае

достигается существенное приближение учебного процесса к практической

деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.

Охарактеризуем

наиболее

часто

используемые

активные

методы

в

практике современной школы.

Мозговой

штурм

(мозговая

атака,

брейнсторминг)

-

широко

применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и

практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной

деятельности

по

поиску

нетрадиционных

путей

решения

проблем.

Использование

метода

мозгового

штурма

в

учебном

процессе

позволяет

решить следующие задачи:

творческое усвоение учащимися учебного материала;

связь теоретических знаний с практикой;

активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

формирование

способности

концентрировать

внимание

и

мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

4

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма,

должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать

активный

интерес

школьников.

Общее

требование,

которое

необходимо

учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность

многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается

перед учащимися как учебная задача.

Деловая игра. Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв

на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения

друг

с

другом,

причем

интересы

их

могут

не

совпадать.

В

результате

создается

конфликтная

ситуация,

сопровождающаяся

естественной

эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу

игры. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и

общую

эрудированность,

такие

черты

характера,

как

решительность,

оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых

нередко

зависит

исход

игры.

Деловая

игра

направлена

на

развитие

у

учащихся

умений

анализировать

конкретные

практические

ситуации

и

принимать

решения;

в

ходе

ее

развиваются

творческое

мышление,

способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные

варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать

наиболее оптимальный вариант.

Разыгрывание

ролей

имитационный

игровой

метод

обучения,

характеризующийся следующими основными признаками:

наличие

проблемы

или

задачи

в

сфере

профессиональной

деятельности

и

распределение

ролей

между

участниками

их

решения

(например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано

производственное совещание);

взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством

проведения дискуссии (каждый из участников может в процессе обсуждения

соглашаться или не соглашаться с мнением других участников);

ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий

(педагог может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения,

которые

нужно

учесть

при

решении

поставленной

задачи,

направить

обсуждение в другое русло);

оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Игровое

проектирование является

практическим

занятием,

суть

которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально

воссоздающих

реальность.

Этот

метод

отличается

высокой

степенью

сочетания индивидуальной и совместной работы обучающихся. Создание

5

общего

для

класса

проекта

требует,

с

одной

стороны,

знания

каждым

технологии

процесса

проектирования,

а

с

другой

-

умений

вступать

в

общение

и

поддерживать

межличностные

отношения

с

целью

решения

конкретных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное

проектирование,

если

его

результатом

будет

решение

конкретной

практической проблемы.

Анализ

конкретных

ситуаций

является

одним

из

наиболее

эффективных

и

распространенных

методов

организации

познавательной

деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации,

возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического

решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа)

содержит

и

проблемы,

требующие

решения.

Этому

методу

присущи

следующие основные признаки:

наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

разработка

соревнующимися

группами

или

отдельными

лицами

вариантов решения ситуации;

обсуждение

разработанных

вариантов

разрешения

ситуаций

с

возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и

т.д.;

подведение итогов и оценка результатов педагогом.

Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.

Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая

собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под

руководством

педагога.

Семинар

направлен

на

углубленное

изучение

наиболее

важных

и

сложных

разделов

учебного

курса.

В

процессе

семинарских

занятий

учащиеся

овладевают

научным

аппаратом,

приобретают навыки устного и письменного изложения материала.

Проблемная

лекция

отличается

от

обычной

тем,

что

начинается

с

постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог

последовательно

и

логично

решает

или

раскрывает

пути

ее

решения.

Постановка

проблемы

побуждает

учащихся

к

работе

мысли,

к

попытке

самостоятельно

ответить

на

поставленный

вопрос,

вызывает

интерес

к

излагаемому материалу, привлекает внимание.

Тематическая

дискуссия

это

способ

обсуждения

какого-либо

спорного

вопроса,

проблемы

в

классе.

Чаще

всего

используются

такие

дискуссионные

методы,

как

групповая

дискуссия,

разбор

случаев

из

практики.

6

Круглый

стол

одна

из

организационных

форм

познавательной

деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания,

восполнить

недостающую

информацию,

сформировать

умения

решать

проблемы,

укрепить

позиции,

научить

культуре

ведения

дискуссии.

Характерной

чертой

«круглого

стола»

является

сочетание

тематической

дискуссии

с

групповой

консультацией.

Наряду

с

активным

обменом

знаниями,

у

учащихся

вырабатываются

умения

излагать

мысли,

аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и

отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и

самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление

проблем и вопросов для обсуждения.

Олимпиада

или научно-практическая конференция выступают как

активные

методы

обучения,

если

контролируется

и

гарантируется

самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит

исследовательский характер.

Презентации

наиболее

про стой

и

до ступный

метод

д л я

использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных

самими учащимися по теме. Технология презентации в контексте применения

АМО является формой представления и защиты проектного решения. Данная

технология

помогает

овладеть

навыками

подачи

информации,

техникой

публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории

и

выходить

из

затруднительных

положений.

Необходимые

требования:

соблюдение

временнóго

регламента,

содержательность,

наглядное

представление материала, соблюдение стиля речи.

Каждый

из

перечисленных

активных

методов

обучения

имеет

свое

назначение и рациональную область применения. Педагог на любом этапе

учебного

процесса

может

использовать

нескольких

активных

методов

обучения. Следует только руководствоваться рядом критериев, а именно:

соответствие целям и задачам, принципам обучения;

соответствие содержанию изучаемой темы;

соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому

развитию, уровню образования и воспитания и т. д.

соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

соответствие возможностям педагога: его опыту, желаниям, уровню

профессионального мастерства, личностным качествам.

Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное

использование

активных

методов

не

дает

продуктивных

и планируемых

результатов.

Поэтому

очень

важно

тщательно

разрабатывать

и внедрять

7

в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных

учеников. Безусловно,

наибольший

эффект

достигается

при

системном

подходе

к

выбору

различных

методов

обучения

в

соответствии

с

теми

задачами,

которые

ставит

перед

собой

педагог.

Выбирая

конкретный

активный метод обучения, необходимо наряду с его возможностями учесть

организационные и содержательные сложности, возникающие в процессе его

разработки и применения, а также условия осуществления образовательного

процесса. Эффективное использование активных методов обучения позволит

обеспечить

организацию

образовательного

процесса,

направленного

на

достижение

высокой

заинтересованности

и вовлеченности

в учебную,

проектную,

исследовательскую

деятельность,

формирования

качеств

личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. И

следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредсвом активных

методов, активным должен быть сам педагог.

Список источников:

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования.

- М.: Гардарика, 2008.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР

Медиа, 2007.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический

проект, 2007.

5. Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005.

6. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология:

Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.

В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд.

— М.: Просвещение, 2011.

8. Эльконин Д.Б. «Психология игры» М.1999.



В раздел образования