Автор: Башлаева Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 78
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Технологическая карта учебного занятия
Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта учебного занятия
Учитель: Башлаева Татьяна Витальевна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ "СОШ № 78" г.Новосибирска
Тема: "Сложение и вычитание в пределах 10" (Математика, 1 класс.
УМК "Школа России"
. "
Математика". Авторы: Моро М.И. и др.)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Задачи для учителя:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как
систему знаний;
развивать коммуникативные навыки при работе в паре, познавательный интерес; развивать умение объяснять закономерности,
сопоставлять, сравнивать;
приобщать учащихся к здоровому образу жизни и к зимним видам спорта.
Задачи для учащихся:
уметь безошибочно выполнять устно и письменно арифметические действия с числам в пределах 10;
уметь решать и оформлять текстовые (простые и составные) задачи, работать с таблицами, схемами, цепочками, логическими
заданиями;
уметь осуществлять сотрудничество и товарищескую взаимопомощь при работе в паре;
знать правила здорового образа жизни, в том числе и в зимний период.
Планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся):
Личностный: проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов.
Метопредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.
Познавательные УУД: осуществлять предварительный анализ текста задачи.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Предметный: приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-
практических задач.
Оборудование: интерактивная доска, Презентация к уроку, раздаточный материал, веера с цифрами, индивидуальные наборные полотна с
цифрами и знаками действий, песня Максима Задорнова "Солнышко лучистое любит скакать" (для физминутки), медальки, мармелад.
1
№
Этапы, цели.
Вре
мя
Методы,
приёмы,
технологии.
Формы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные учебные
действия
1
Организационный
момент.
Создание у
учащихся рабочей
настроенности
30
сек
Контроль за
готовностью
урока.
Коллективная.
Приветствует учащихся.
Определяет готовность
учащихся к уроку.
Приветствуют учителя.
Проверяют свои рабочие
места.
Регулятивные: научится
основам саморегуляции
эмоциональных состояний.
2
Целеполагание и
мотивация.
Побудить учащихся
к деятельности.
2 мин
Объяснение.
Фронтально-
коллективная.
Подводит итоги за учебное
полугодие:
- В течение 6 месяцев мы с вами
шагаем по этой волшебной Стране
Знаний, заглядывая почти каждый
день в Царство науки Математики,
изучая тему "Сложение и
вычитание в пределах 10".
Считаю, что тема изучена сполна,
необходимо переходить на новый
уровень.
Настроение замечательное, ведь
сегодня, 7 марта, в Швеции
стартует Чемпионат мира по
биатлону.
Предлагаю провести необычный
урок: "Спортивно-биатлонный
математический Праздник Знаний
по теме" Сложение и вычитание в
пределах 10" (обобщение и
прощание).
Слушают эмоциональное
вступление учителя к уроку,
активно реагируют.
Личностные: оценивать
собственную учебную
деятельность, свои достижения.
Познавательные:
воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для
решения учебной задачи.
2
3
Актуализация
опорных знаний и
умений.
Разминка
Проверить умение
правильно и быстро
оформлять решение
задачи у каждого
ученика.
7 мин
Самостоятель
ная работа.
Фронтально-
коллективная.
Предлагает решить примеры в
пределах 10, показывая ответ с
помощью веера цифр (к 4
прибавить 6, от 10 отнять 7,
увеличить 3 на 5, уменьшить 9 на
6, на сколько 8 больше 7 , сколько
надо отнять от 10, чтобы было 3 и
т.д.)
Предлагает устно решить
простые задачи (краткая запись на
интерактивной доске) в пределах
10, показывая решение с
помощью индивидуальных
наборных полотен с цифрами и
знаками действий:
1. Иванов пробежал лыжную
дистанцию за 7 минут, а Сидоров
пробежал на 2 минуты больше. За
сколько минут пробежал
дистанцию Сидоров?
2. Николаев попал в мишень 9 раз,
а Петров 7 раз. На сколько раз
Николаев попал в мишень больше?
3. Лыжнику Пуговкину нужно
пробежать несколько кругов. Он
уже пробежал 6 кругов. Осталось
пробежать 3 круга. Сколько всего
кругов надо пробежать ?
4. На трассе 8 горок: из низ 3
маленьких, остальные большие.
Сколько больших горок в парке?
Каждый ребёнок решает
пример, показывая ответ по
просьбе учителя.
Каждый ребёнок решает
задачу, показывая решение
по просьбе учителя.
Личностные: выражать
положительное отношение к
процессу познания; проявлять
внимание, желание больше
узнать, мотивация, внутренняя
позиция.
Регулятивные: совместное
целеполагание, выработка
способов действия.
Познавательные: выдвижение
гипотез.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества.
3
4
Обобщение и
систематизация
1) Супермикст или
математическая
эстафета
(двойки)
Создание условий
для применения
знаний в новой
ситуации.
Развивать умение
работать в парах.
Создать ситуацию
успеха.
2) Встреча с
"младшим тренером
"команды (умником
класса)или решение
логических задач
Развивать
логическое
мышление и
познавательную
активность,
лидерские качества.
5 мин
5 мин
Дидактическая
игра.
Работа в парах.
Рассказ -опрос.
Фронтально-
коллективная,
индивидуальная.
Учитель предлагает "выстрелить"
учащимся по 12 мишеням.
Называет номер мишени вразброс,
даёт пример на сложение или
вычитание в пределах 10.
1) 8 - 4
2) 1 + 8
3) 10 - 8
4) 10 - 7
5) 6 - 3
6) 7 - 6
7) 3 + 7
8) 8 - 4
9) 8 - 6
10) 9 - 5
11) 3 +5
12) 4 +4
По окончанию эстафеты
необходимо подвести итоги: кто из
пар первым дойдёт до финиша, т.е.
правильно решит все примеры.
Учитель зачитывает ответы.
Учении по очереди должны
подставлять ответы в
карточку ("выстреливать ")
в нужную мишень
(Приложение № 1).
Пары сверяют ответы и
подчитывают количество
правильных
Один из учеников класса
даёт небольшой экскурс в
историю лыж (Приложение
№ 2) и задаёт три задачи на
логическое мышление:
1) Соревнования длились 1
час и 20 минут. Сколько
минут длились
соревнования?
2) Катаясь на лыжах в парке
я встретил пятерых
первоклассников: Петю,
Лизу, Гришу, Толю, Костю
и трёх второклассников:
Семена, Стаса, Ваню.
Сколько девочек я встретил
парке? Как её имя?
Личностные: умение
применять полученные знания в
практической деятельности.
Регулятивные: работать
самостоятельно по плану.
Коммуникативные: умение
работать в паре, планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками,
формирование толерантности,
согласовывать умения по
решению учебной задачи.
Познавательные:
представление результатов
исследования, соотнесение с
гипотезой, оценка полученного
результата.
Регулятивные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
4
3) Катаясь на лыжах мой
брат заметил: впереди него
стоит 4 человека, а позади –
3. Сколько всего детей?
Дети отвечают на вопросы,
получают медальки.
5
Физминутка
Снять усталость и
напряжение,
переключить
внимание учащихся
на другой вид
деятельности
2 мин
Фронтально-
коллективная.
6
Применение знаний
при решении
практических
задач.
Учить решать и
оформлять
текстовые составные
задачи.
Закрепление умений
применять знания в
практической
ситуации.
10
мин
Практическая
работа.
Составление
схемы (условия)
задачи.
Фронтально-
коллективная.
Учитель предлагает учащимся
решить коллективную составную
задачу, разбирая её поэтапно,
оформляя её в тетрадь.
"В чемпионате мира по биатлону
примут участие 7 юношей, а
девушек на 1 меньше. Сколько
спортсменов будут принимать
участие в Чемпионате мира?"
Дети внимательно слушают
задачу, отвечают на
вопросы по ходу решения,
стараются оформлять по
образцу условие и решение
нового вида задачи.
Личностные: оценивание
усваиваемого содержания,
самоанализ, формирование
духовно – нравственных
качеств.
Регулятивные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, корректировать
деятельность. Осуществлять
контроль деятельности и
пооперационный контроль («
что сделано», «как выполнена
каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативная: уметь
оценивать степень успешности
своей индивидуальной
5
образовательной деятельности.
7
Подведение итогов
урока. Рефлексия.
Учить учащихся
оценивать свой
вклад в достижение
поставленных в
начале урока целей,
свою активность,
эффективность,
самостоятельность,
организованность,
настроение
.
3.5
мин
Рассказ.
Фронтально-
коллективная,
индивидуальная.
Беседа-опрос.
Фронтальная.
Подводит итог урока. В качестве
поощрения: сладости - мармелад.
- В конце урока, чтобы подвести
итог, прошу высказаться одним
предложением. У вас есть начало
фраз. Закончите…
- Какую вы поставите себе оценку
по результатам изучения этой
темы: получалось ли у вас быстро
считать, решать задачи?
- Оцените свою активность,
организованность, внимание,
самостоятельность, собранность
на уроке.
- Оцените своё настроение.
- Кто из учеников занимается
спортом? Кто любит лыжи? Кто
будет следить за выступлением
нашей сборной на Чемпионате
мира по биатлону?
Один из учеников класса
рассказывает о пользе
мармелада
(Приложение № 3)
Ребята по кругу
высказываются одним
предложением, выбирая
начало фразы из
рефлексивного экрана:
я узнал…
я умею…
я очень хорошо
умею…
мне нравится…
мне захотелось….
Познавательные:
представление результатов
исследования.
Личностные: оценивание
усваиваемого содержания,
самоанализ, формирование
духовно – нравственных
качеств.
Регулятивные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, корректировать
деятельность.
Коммуникативная: уметь
оценивать степень успешности
своей индивидуальной
образовательной деятельности.
6
Приложение № 1
Карточка для "Математической эстафеты" (одну на пару учащихся)
1)
4)
7)
10)
2)
5)
8)
11)
3)
6)
9)
12)
Приложение № 2
Экскурс в историю лыж (выступление ученика)
История лыж насчитывает несколько тысячелетий. Наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделаны около 7000 лет назад.
Пещерный человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и
лесам во время охоты. Самые первые лыжи назывались снегоступы. Самые древние лыжи находятся в Лыжном музее в Осло - столице
Норвегии. Лыжный спорт появился примерно 150 лет назад. Люди начали бегать на лыжах на скорость и ради удовольствия. Впервые
соревнования биатлону в мире начали проводить после Великой Отечественной войны в 1948 году.
Приложение № 3
О пользе мармелада (выступление ученика)
Мармелад полезен и детям, и взрослым, и спортсменам в допустимой норме. Самый полезный мармелад - яблочный, его готовят
из яблочного желе. А в яблоках есть пектин. Пектин помогает выводить из организма тяжёлые металлы и токсины - вредные вещества.
Благодаря пектину быстрее заживают раны. Если человек болен, 3 мармеладки в день можно съесть вместо таблеток.
7