Напоминание

"Проектная деятельность как поддержка детской инициативы"


Автор: Сотникова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №91 "Строитель"
Населённый пункт: г. Улан–удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как поддержка детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы «Гномики»

на 20__ - 20__ учебный год.

Старшая

группа

«________»

является

для

нас

веселой,

любимой

группой

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения

№__

«_________»

______________, создающая благоприятные условия для естественного

развития

детей.

Общая

численность

детей

в

группе:

30

детей

- 17 мальчиков, 13

девочек.

Воспитательно-образовательная

работа

в

группе

строится

на

основе

создания

специальной

предметно-развивающей

среды,

перспективного

и

календарного

планирования

в

соответствии

с

годовыми

задачами

детского

сада,

реализуя

образовательную

программу

дошкольного

учреждения,

разработанную

на

основе

образовательной

программы

дошкольного

образования

“От

рождения

до

школы”.

Программа

предусматривает

решение

образовательных

задач

в

совместной

деятельности

взрослого

и

детей,

самостоятельной

деятельности

детей

не

только

в

рамках

регламентировано-образовательной

деятельности,

но

и

при

проведении

режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ведущими целями являются:

1.

Обеспечить социальное благополучие каждого ребёнка в процессе всестороннего

развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждения и

семьи в соответствии с ФГТ.

2.

Цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,

музыкально-художественной, чтение и в процессе выполнения режимных

моментов.

Ведущими задачами являются:

1.

Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их

физического развития путём внедрения здоровье сберегающих компонентов в

воспитательно-образовательный процесс.

2.

Повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса с помощью с

помощью интеграции разнообразных видов деятельности.

3.

Организовать сотрудничество с родителями, используя информационно-

коммуникативные технологии, взаимодействия с семьями через систему

мероприятий.

Воспитательно-образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические

технологии,

инновационные

методики

с

учётом

индивидуально-психологических,

физиологических

особенностей

каждого

ребёнка

и

с

использованием

здоровье

сберегающих технологий.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и

показали

позитивную

динамику

по

всем

направлениям

развития.

С

детьми

систематически

проводилась

регламентировано-образовательная

деятельность

в

соответствии

с

основной

общеобразовательной

программой,

реализуемой

в

ДОУ.

Поставленные

цели

достигнуты

в

процессе

осуществления

разнообразных

видов

деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной

и

чтения.

Все

виды

деятельности

представляют

основные

направления

развития

детей:

физическое,

познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое,

социально-коммуникативное.

При

проведении

регламентировано-образовательной деятельности использовались наблюдение, беседы,

сравнение, индивидуальная работа, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,

физкультминутки.

На

протяжении

всего

года

в

группе

регулярно

ведется

оздоровительная

работа,

проводятся

закаливающие

мероприятия,

используются

здоровье

сберегающие

технологии: ежедневно проводилась, и проводятся утренняя гимнастика, гимнастика

после сна, дыхательные упражнения, физкультминутки, хождение босиком по полу,

массажным дорожкам, умывание прохладной водой, подвижные игры и упражнения в

течение дня, занятия по физической культуре. В летний период воздушные и солнечные

ванны, босо хождение, мытье ног. Обеспечивается охрана жизни и укрепление здоровья

детей в систематически организованной двигательной активности, где удовлетворяются

потребности детей в движении.

Основываясь на новейших образовательных технологиях, используя собственный опыт

в области повышения в качестве образования и воспитания, в группе разработаны и

используются на мультимедийном оборудовании: электронные презентации, наглядно-

демонстрационный материал, аудио сказки, развивающие и обучающие мультфильмы.

Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса

к образовательной деятельности.

В учебно-образовательной и повседневной игровой деятельности дети получили знания

о труде людей, о сезонных изменениях в природе, об условиях необходимых для роста

растений, о домашних и диких животных, птицах перелётных и зимующих, о состоянии

воды. Проводилось много бесед о явлениях общественной жизни, о родной стране, о

членах семьи и об их заботе друг о друге и о её значимости.

Дети

умеют

различать:

в

случае

неосторожного

обращения

с

огнем

или

электроприборами

может

произойти

пожар;

правила

проведения

с

незнакомыми

людьми;

правила

дорожного

движения

и

поведения

на

улице;

сигналы

светофора;

специальный

транспорт;

правила

поведения

в

общественном

транспорте

Предоставления детей соответствуют программе.

Все воспитанники группы любят инсценировать отрывки из знакомых сказок, используя

фигурки

настольного

театра

или

костюмы

из

уголка

ряженья.

Ещё

не

все

ребята

произносят чётко звуки, затрудняются в составлении рассказов из личного опыта и по

картинке. Углубленная работа по этой теме будет продолжена.

Большинство детей заинтересованы познавательно-исследовательской деятельностью

по конструированию и математике. Они умеют группировать предметы по форме, цвету,

величине

и

выделять

один

предмет

из

группы.

Находить

в

окружении

предметы

одинаковой

формы.

Различать

геометрические

фигуры.

Понимают

слова:

впереди,

сзади, вверху, внизу, над, под. Решают простейшие арифметические и логические задачи

со счётом в пределах «10».

Усвоение программного материала вызывает затруднения у Льва Г., Вовы А. С этими

детьми

продолжаем

решать

проблему

в

развитии

познавательной

сферы

используя

индивидуальную работу и дидактические игры.

В

продуктивных

видах

деятельности

проделана

большая

работа

по

воспитанию

эмоциональной отзывчивости при восприятии иллюстраций, произведений народного

декоративно-прикладного

искусства.

В

своих

работах

дети

используют

различные

цветовые гаммы для создания выразительных образов и замысловатых по содержанию

сюжетов. Правильно пользуются карандашами, красками, с удовольствием используют

нетрадиционные методы, приемы, формы рисования, аппликации и ручного труда. Без

особого

затруднения

делят

пластилин

на

куски,

рассчитывая

количество

деталей

предполагаемой поделки и её размер.

Очень успешно на протяжении года велась работа по ознакомлению с художественной

литературой.

Ознакомление

с

художественной

литературой

проводится

на

двух

государственных языках русском и татарском. Воспитанники заинтересованно слушают

сказки, рассказы, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении.

Знают

много

стихотворений,

называют

произведения,

прослушав

отрывок

из

него.

Неоднократно проводились разовые викторины и инсценировки по знанию сказок,

рассказов, стихов. Дети показывают хорошие знания художественных произведений.

В группе обеспечены условия и проводится систематическая работа для нравственного

воспитания детей.

Дети

учатся

дружно

играть

и

помогать

друг

другу

при

затруднениях,

вежливо

здороваются, прощаются, благодарят за помощь, осваивают знания и умения - адекватно

ориентируются в доступном социальном окружении, используя навыки социального

партнерства для личного гармоничного развития в социуме. Сложность в группе создаёт

поведение генеративных детей таких как (___________, __________.), мы постоянно

проводим работу и в дальнейшем особое внимание будем уделять и учить детей жить

дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами и соблюдать

правила поведения в детском саду.

Большое внимание во время года уделялось работе воспитания патриотических чувств.

Дети рассказывают стихи о Родине. Проводились беседы о папах и дедушках, как о

защитниках Родины, рассматривался демонстративный по данной теме, знают свой

адрес

и

ориентируются

в

ближайшем

окружении

детского

сада,

называют

улицы:

площадь Колхозная, улица Победы, улица Советская, улица Матросова и др.

Для построения развивающей среды в группе выделила следующие принципы:

принцип открытости;

гибкого зонирования;

стабильности-динамичности развивающей среды;

Так, в предметно-пространственную среду зоны включены не только искусственные

объекты, но и естественные, природные. Кроме зоны природы в группе, где дети

наблюдают и ухаживают за растениями, также есть для проведения элементарных

опытов, экспериментов. Основной целью этой деятельности становится знакомство

детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать

мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении

календаря погоды.

Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно

и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой,

музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценируют сказки, устраивают игры-

драматизации.

Созданная нами эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально

положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми

впечатлениями

и

знаниями,

побуждает

к

активной

творческой

деятельности,

способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества,

назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения,

одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время

игровых

действий.

Так

начинается

процесс

формирования

элементарных

навыков

коммуникации,

В частности, в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть

оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о проблеме

расставания с родными. В уголке сказок и книг дети могут поиграть в тишине с героями

любимых сказок, рассказывая им о своих проблемах.

В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут

свободно

подойти

к

уголку

для

изо

деятельности

и

выбрать

любой

материал

для

творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества,

для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению

детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр

для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараюсь воспитывать в

детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций.

Детям нравится играть с игровыми модулями, играть с мелкими игрушками в уголках

дорожного движения и уголке природы.

В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети

могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Старалась создать детям комфортные

условия для игр, для самостоятельной деятельности.

В группе также оформлены: физкультурный уголок с достаточным оборудованием в

группе

много

дидактических

и

развивающих

игр,

которые

помогают

детям

играть

вместе и индивидуально.

Недостаток лишь один для оформления предметно развивающей среды не хватает

шкафов и полок для распределения и оформление оборудования, которые в общем

восприятии всей группы навеивают спокойствие и создают уют в данной группе.

В течение года старалась разнообразить жизнь детей в детском саду, как можно больше

насытить её интересными мероприятиями.

В учебном году мы проводили следующие мероприятия: осенний утренник «В гостях у

осени»,

«Новогодний

утренник»,

«Мамин

праздник»,

«В

гости

к

солнышку».

Организовывали

выставки

детского

творчества

на

темы:

«Осень»,

«Зима»,

«День

Защитника Отечества». Ко Дню Матери сделала стенгазету «Я и мама». Вместе с

детьми

сделали

коллективные

работы

«Солнышко»,

к

празднику

8

марта

«Ваза

с

цветами», ко Дню победы «Спасибо за мир». К новому году, 23 февраля, 8 марта вместе

с детьми делали подарки для родителей. Разработали и вместе с детьми и родителями

реализовали

проекты:

«Книга

-

лучший

друг»,

«Золотая

осень»,

«Краски

весны».

Весной

в

нашей

группе

сделали

огород

на

окне,

творчески

его,

оформив,

дети

принимали участие в посадке овощей.

На протяжении всего года проводилась планомерная работа с родителями. Проводили

консультации на темы: «Сегодня дети не такие как прежде», «Чем и как занять ребёнка»,

«Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Как учить вежливости ребёнка:

дома и в гостях», «Советы родителям по охране жизни и здоровья», «Кого и что

хвалить:

самого

ребёнка

или

его

дела?»,

«Необходимость

воспитания

культуры

поведения», «Первая помощь при несчастных случаях». Предусмотренные годовому

плану с родителями, были организованы мероприятия «Золотая осень», утренники,

приуроченные ко «Дню Матери», «Новому году», 23 февраля, Масленицы, ко дню

Победы, «Папочка и я- спортивная семья»,

Консультации по ЗОЖ: «Походы в выходной день», «Движенье и здоровье», «Почему

ребёнку нужно много гулять», «Чистота – залог здоровья», «Профилактика кишечных

заболеваний».

ПРОВОДИЛАСЬ РАБОТА ПО ПДД: родителям были даны консультации:

О навыках безопасного поведения на улице.

Обучение детей наблюдательности на улице.

Правила поведения детей в автомобиле.

Правила поведения на остановке маршрутного транспорта.

Причины детского дорожного травматизма.

Рекомендации по обучению детей ПДД.

Также,

согласно

плану,

проводились

родительские

собрания,

помещались

статьи

в

родительский уголок.

Таким образом, наши дети старшей группы к концу года научились:

1. Познавательно-речевое развитие.

Сенсорное развитие

Выделять, сравнивать предметы по их свойствам, сходствам и различиям (цвет, форма,

величина, расположение в пространстве, чем эти предметы похожи и чем отличаются).

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

Устанавливать

связь

между

создаваемыми

постройками,

выделять

основные

части,

характерные детали конструкции.

Формирование элементарных математических представлений

Создавать множество (группы предметов) из разных по качеству элементов. Считать до

10.

Устанавливать

размерные

отношения

между

5-10

предметами

разной

длины,

высоты,

толщины,

ширины.

Сформировались

представление

о

четырёхугольнике.

Развили геометрическую зоркость и развили представление о том, как из одной формы

сделать другую. Сформировали умение ориентироваться на листе бумаги. Разучили

части суток.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Научились

определять

материалы,

из

которых

изготовлены

предметы.

У

детей

расширились представления о профессиях. об учебных заведениях (детский сад, школа,

колледж, ВУЗ). о природе. Сформировались представление о взаимодействии живой и

неживой природы.

Коммуникация

Обогатился

словарный

запас

существительными,

прилагательными,

наречиями.

Научились

правильно,

отчётливо

произносить

звуки,

познакомились

с

разными

способами образования слов. Научились пересказывать сказки, рассказы, составлять

рассказы на основе личного опыта.

Чтение художественной литературы

Появился интерес у детей к художественной и познавательной литературе, к знакомству

с книгами.

2. Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Научились передавать в рисунках образы предметов, объектов, персонажей сказок.

передавать

положение

предметов

в

пространстве

на

листе

бумаги.

Овладели

композиционными умениями. Познакомились с изделиями народных промыслов.

Лепка

Познакомились с особенностями лепки из глины и пластилина, научились лепить

мелкие детали, передавать в лепке выразительность образа.

Аппликация

Умеют

разрезать

бумагу

на

короткие

и

длинные

полоски,

вырезать

одинаковые

фигуры и их детали.

Развитие

детского

творчества

Появился

интерес

у

детей

к

изобразительной

деятельности, эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Музыка

Начал

проявляться

интерес

и

любовь

к

музыке.

Познакомились

с

классической,

народной

и

современной

музыкой.

Сформировались

певческие

навыки,

навыки

сольного пения.

3. Социально-личностное развитие

Сюжетно-ролевые игры

ПОЯВИЛОСЬ желание организовывать сюжетно-ролевые игры, умение дошкольников

согласовывать тему игры, распределять роли. Сформировались умение согласовывать

свои действия с действиями партнёров, привычки аккуратно убирать игрушки после

игры.

Подвижные игры

Научились

самостоятельно

организовывать

знакомые

подвижные

игры,

проявлять

честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.

Театрализованные игры

Появился огромный интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения

детей в игровые действия. Раскрылся творческий потенциал путём вовлечения детей в

различные театрализованные представления.

Дидактические игры

Научились выполнять правила игры. Начали подчиняться правилам в групповых играх.

Воспиталась культура честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение

к

элементарным

общепринятым

нормам

и

правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Сложились дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к

окружающим, желание заботиться о младших. Словарь детей обогатился вежливыми

словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Научились

оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Образовательная область «Труд»

Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание. Формировать

привычки

правильно

чистить

зубы,

по

мере

необходимости

мыть

руки.

Совершенствовать

умение

одеваться

и

раздеваться,

не

отвлекаясь,

аккуратно

складывать

в

шкаф

одежду.

Закреплять

умение

замечать

и

самостоятельно

устранять

неполадки

в

своём

внешнем

виде.

Развивать

желание

помогать друг другу.

Хозяйственно-бытовой

труд. Закреплять

умение

помогать

взрослым

поддерживать

порядок в группе. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада.

Формировать привычки убирать постель после сна; желание добросовестно выполнять

обязанности дежурных по столовой. Формировать умение самостоятельно раскладывать

приготовленные воспитателем материалы для занятий, и убирать их.

Труд

в

природе. Закреплять

умение

выполнять

различные

поручения,

связанные

с

уходом за растениями в уголке природы. Осенью привлекать детей к пересаживанию

цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой привлекать детей к сгребанию

снега к стволам деревьев и кустарников. Весной привлекать детей к посеву семян

овощей, цветов, высадке рассады. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке

грядок и клумб.

Ручной труд. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в

разных

направлениях.

Закреплять

умение

создавать

из

бумаги

объёмные

фигуры.

Закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки,

ягоды). Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых

игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.), прочно соединяя части. Привлекать

детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам. Формировать

ответственность

за

выполнение

трудовых

поручений.

Подводить к оценке результата своей работы (с помощью взрослого).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и

жизни каждого человека. Расширять представление детей о труде взрослых, результатах

труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что

сделано

руками

человека.

Рассказывать

детям

о

профессиях

воспитателя,

учителя,

врача, строителя, работников сельского хозяйства и т.д. Знакомить с трудом людей

творческих профессий: художников, писателей, композиторов; с результатами их труда.

Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые

поручения.

Образовательная область «Безопасность»

Безопасный

отдых

на

природе. Формировать

основы

экологической

культуры

и

безопасного

поведения

на

природе.

Знакомить

с

явлениями

неживой

природы,

с

правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи

при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах. Уточнить знания детей об элементах дороги. Знакомить с

названиями улиц, на которых живут дети. Знакомить с правилами дорожного движения,

правилами

передвижения

пешеходов

и

велосипедистов.

Продолжать

знакомить

с

дорожными знаками.

Безопасность

собственной

жизнедеятельности. Продолжать

знакомить

с

правилами

безопасного

поведения

во

время

игр

в

разное

время

года.

Расширять

знания

об

источниках опасности в быту. Закреплять и расширять знания о правилах езды на

велосипеде. Уточнять знания детей о работе пожарных. Знакомить с работой службы

спасения – МЧС. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Закреплять знания о том, что

в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять

умение называть свой домашний адрес.

Работа над выполнением всех поставленных задач, а также систематически проводимая

непосредственно

образовательная

деятельность

в

соответствии

с

основной

общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ (программа Н.Е. Вераксы «От

рождения до школы», редакция 2011 года) положительно отразилась на результате

педагогического

мониторинга

в

рамках

освоения

образовательных

областей

в

соответствии с ФГОС ДО на конец года.

Анализируя уровни освоения образовательных областей установлено, что наилучшие

результаты

достигнуты

в

социально-коммуникативном,

физическом,

а

также

в

художественно

эстетическом

-

ребята

продемонстрировали

высокий

процент

допустимого уровня и базового допустимого уровня. Однако в таких образовательных

областях как познавательное и речевое развитие наблюдается небольшой процент детей,

у которых выявился недопустимый уровень освоения.

Р

е

ч

е

в

о

е

н

а

п

р

.

П

о

з

н

.

н

а

п

р

.

С

о

ц

.

Л

и

ч

н

.

Н

а

п

р

.

Х

у

д

о

ж

.

-

э

с

т

.

Н

а

п

р

.

0

5

10

15

20

25

30

26

25

30

29

4

5

0,1

1

Результаты мониторинга в старшей группе

за 2014-2015 уч.год

Благодаря

систематической

групповой

и

индивидуальной

работе

по

сравнению

с

началом года удалось улучшить результаты Погребенко А., Зайцева В., в следующем

году будем работать над повышением уровня освоения во всех областях у Жиркова Т.

Мы воспитатели старшей группы большое значение отводим качеству своей работы,

работая над своим самообразованием, посещая метод. Объединения, педсоветы и т.д.,

участвуя

в

различных

мероприятиях

ДОУ.также

посетили

все

запланированные

педагогические

советы,

участвовали

в

проведении

всех

тематических

контролях,

своевременно предоставляя необходимые отчеты.

Перспективы и пожелания на следующий год:

1.

Продолжать

проводить

профилактические

мероприятия

с

целью

повышения

посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической

культуры детей.

2. Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях района

и

детского сада.

3 . Развитие познавательной активности детей через обогащение и представление об

окружающем мире.

4. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их

дальнейших достижений и успехов.

5.

Пополнить:

дидактический

и

раздаточный

материал

на

развития

логического

мышления; уголок сюжетно-ролевых игр («Журналисты», «Геологи») ; книжный уголок

литературой

по

возрасту.

Приобрести

новые

развивающие

игры

для

детей

подготовительной к школе группы.

6.

До

августа

2013г.

разработать

план

работы

с

родителями;

также

в

работе

с

родителями

планируем

включать

больше

практических

методов:

беседы-посиделки,

организации совместных проведение праздников.

Родителям

посоветовать

посещать

сайт

детского

сада

для

консультаций

и

педагогического просвещения.

7. Работать над темой по самообразованию:



В раздел образования