Автор: Ситчихина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78» 2 корпус
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: проект
Тема: «Белая береза под моим окном…»
Раздел: дошкольное образование
Автор: Ситчихина Наталья Николаевна
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78» 2 корпус
г. о. Самара
Проектная деятельность по экологии на тему:
«Белая береза под моим окном…»
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Современные
городские дети редко общаются с природой. Экологическое образование
ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего
окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В своей работе с
детьми мы остановились на выборе проекта о березе – символе нашей родины.
Берёзы растут в нашем городе на территории детского сада, во дворах, в парке.
В настоящее время, очень важно помочь ребенку увидеть
неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать
желание общаться с ней. Решить проблему хотя бы частично, на наш взгляд,
может исследовательская работа детей в рамках экологического проекта.
Проблема:
Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России - березе, о ее
значении в жизни человека. На территории детского сада много растёт берёз,
мы решили узнать свойства березы.
Цель:
Углубить представления детей о взаимосвязи живой и неживой природой, о
факторах, которые влияют на жизнедеятельность берез.
Задачи:
Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к
исследовательской деятельности.
Учить замечать малейшие изменения в природе и ее влияние на деревья.
Исследовать кору, почки, листья, цветы, семена березы.
Учить детей устанавливать взаимосвязь в природе: кто живет под березой и на
березе.
Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний,
впечатлений.
Учить передавать свои впечатления в рассказах, рисунках.
Рассказать, как березу использовали в древности.
Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.
Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание
охранять ее.
Формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Ситчихина Н.Н.
МБДОУ «Детский сад № 78» (2 корпус) г. о. Самара
Сроки проведения: 1 год.
Объект исследования: дерево – береза.
Тип проекта: информационный, исследовательский.
Подготовительный этап
1. Беседа « Здравствуй, дерево».
Вопросы:
Чем деревья отличаются от других растений?
Какие деревья вы знаете?
Деревья – живые? Почему вы так считаете?
Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?
Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
Кто сажает деревья в городе? Для чего?
Кто из вас видел деревья в лесу? Кто там их сажает?
Где деревьям лучше – в лесу или в городе? Почему?
Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В
нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? В вашей жизни? А почему
деревья могут исчезнуть?
2.Экскурсия (выбор объекта исследования).
3.Выбираем дереву имя.
Организационный этап
1. Разработка плана деятельности по решению проблемы.
2. Разбивка детей на подгруппы.
3. Распределение ролей в каждой подгруппе.
4. Подбор инвентаря для трудовой и исследовательской деятельности (лейка,
лопата, грабли).
5.Оформление «Дневника наблюдения».
Обложка. «Белая береза под моим окном…»
1-я страница. Портрет дерева, его название и имя.
2-я страница. «Что нужно нашему дереву?» Солнце, вода, почва, дождевые
черви, пчелы, шмели, воздух (условные обозначения). Предметы ухода за
деревом: лопата, грабли, лейка (рисунки).
3-я страница. «Паспорт нашего дерева»: возраст (старое, молодое);
Высота, ширина (диаметр ствола); «соседи»; гнезда на дереве.
Другие страницы.
«Наше дерево под снегом»
«Земля – почва».
«Кто с деревом дружит?».
«Портрет дерева в разное время года».
Загадки, пословицы, поговорки, стихи о березе.
Ожидаемые результаты:
интерес к познанию живого;
стремление удовлетворить потребности живого организма (дерева);
проявление радости от общения с березой, гуманных чувств к ней.
Исполнительный этап.
Беседы.
Экскурсии.
Чтение художественной литературы
Изготовление поздравительных открыток дереву.
Составление рассказов о березе
Составление рекламы
Создание серии знаков (запрещающих и разрешающих)
Рассматривание картин
Изготовление модели дерева
Экологические игры
Ведение «Дневника наблюдения»
Ремонт старых книг
Инсценировки, театрализация
Праздники, конкурсы.
Исследовательский этап
Знакомство с деревом.
Изучаем кору и ствол березы.
Чем питается береза?
Падают, падают листья (засушивание листьев).
Как береза готовиться к зиме?
Первый снег.
Метель.
Почему нет листьев зимой?
Что нужно нашему дереву?
Березовый сок.
Березовые почки (сбор березовых почек).
Береза цветет.
Лист зеленеет молодой.
Изучаем корни.
Изучаем почву.
Изучаем плоды и семена.
Нагревается ли ствол в жаркую погоду?
Какие грибы растут под березой?
Какие животные и насекомые живут рядом с березой?
Листья начинают желтеть.
Заключительный этап
Презентация. Праздник «Белая береза».
Цель: доставить детям радость от пения русских народных песен;
использовать накопленные знания о берёзе;
учить детей наблюдать за природой и беречь ее.
Ход праздника.
Звучит русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я».
Выходит Лесовичок (взрослый).
Лесовичок: А вот и я –
Привет всем, друзья!
Здравствуйте, дети, взрослые.
В мое зеленое царство пришли вы!
Вот березонька-красавица.
Ну как, зеленая вам, дети, нравится?
Звучит русская народная мелодия «Ах ты, береза».
Дети подходят к березе, здороваются с ней.
Дети: Как красива, хороша!
Шумит березоньки листва.
Листики зеленые, резные…
Да тут букашечки, жучки живые.
Девочки рассматривают листики в лупу.
Лесовичок: Березонька красивая такая,
Да земля под ней сухая!
Что же делать, как нам быть?
Дети: Землю надо здесь полить!
Лесовичок: Эй, тучки-облака,
Подавайте скорей дождя!
Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик, дождик, пуще».
Выходит Туча (взрослый) с двумя Капельками (девочки).
Туча и Капельки: Услышала вас природа…
Даем дождя, даем вам воду!
Танец Тучи и Капелек под русскую народную мелодию «Калинка».
Лесовичок: А после дождя
Появилась РА-ДУ-ГА!
Дети исполняют попевку «Радуга»:
Радуга-дуга,
Перекинься на луга –
Коромыслом-колесом,
Золотым мостом.
Выходят 7 девочек с лентами семи цветов, исполняют танец, в конце
приседают, поднимают ленты вверх, изображая радугу.
Дети: Радуга сияет ярко,
А мы подарим березке подарки.
Выбегает девочка с «капелькой», вешает на березку.
Девочка: Капельки, чтоб березку поливали…
Мальчик: (кладет под дерево «червячка»). Червячков, чтоб землю
разрыхляли…
Девочка: (сажает птичку на березку). Птичку, чтоб весело пела…
Исполнение русской народной песни «Поет, поет соловушка»
Мальчик: (прикрепляет к березке «солнышко»). Солнышко, чтоб березку
согрело!
Дети исполняют русскую народную песню «Солнышко-ведрышко».
Лесовичок: Пусть растет березка, красуется,
Да солнышком любуется!
Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая!
Дети: Идут ребята-молодцы
Да девочки хороши!
Идут плясать,
Березку прославлять!
Исполняют в хороводе русскую народную песню «Во поле береза стояла»