Напоминание

«Белая береза под моим окном…»


Автор: Ситчихина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78» 2 корпус
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: проект
Тема: «Белая береза под моим окном…»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Ситчихина Наталья Николаевна

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78» 2 корпус

г. о. Самара

Проектная деятельность по экологии на тему:

«Белая береза под моим окном…»

Актуальность:

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая,

исследовательская деятельность в природных условиях. Современные

городские дети редко общаются с природой. Экологическое образование

ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего

окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В своей работе с

детьми мы остановились на выборе проекта о березе – символе нашей родины.

Берёзы растут в нашем городе на территории детского сада, во дворах, в парке.

В настоящее время, очень важно помочь ребенку увидеть

неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать

желание общаться с ней. Решить проблему хотя бы частично, на наш взгляд,

может исследовательская работа детей в рамках экологического проекта.

Проблема:

Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России - березе, о ее

значении в жизни человека. На территории детского сада много растёт берёз,

мы решили узнать свойства березы.

Цель:

Углубить представления детей о взаимосвязи живой и неживой природой, о

факторах, которые влияют на жизнедеятельность берез.

Задачи:

Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к

исследовательской деятельности.

Учить замечать малейшие изменения в природе и ее влияние на деревья.

Исследовать кору, почки, листья, цветы, семена березы.

Учить детей устанавливать взаимосвязь в природе: кто живет под березой и на

березе.

Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний,

впечатлений.

Учить передавать свои впечатления в рассказах, рисунках.

Рассказать, как березу использовали в древности.

Развивать семейные традиции, совместную деятельность детей и родителей.

Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание

охранять ее.

Формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Ситчихина Н.Н.

МБДОУ «Детский сад № 78» (2 корпус) г. о. Самара

Сроки проведения: 1 год.

Объект исследования: дерево – береза.

Тип проекта: информационный, исследовательский.

Подготовительный этап

1. Беседа « Здравствуй, дерево».

Вопросы:

Чем деревья отличаются от других растений?

Какие деревья вы знаете?

Деревья – живые? Почему вы так считаете?

Много ли деревьев растет около детского сада? Как они называются?

Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

Кто сажает деревья в городе? Для чего?

Кто из вас видел деревья в лесу? Кто там их сажает?

Где деревьям лучше – в лесу или в городе? Почему?

Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?

Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдет на Земле? В

нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? В вашей жизни? А почему

деревья могут исчезнуть?

2.Экскурсия (выбор объекта исследования).

3.Выбираем дереву имя.

Организационный этап

1. Разработка плана деятельности по решению проблемы.

2. Разбивка детей на подгруппы.

3. Распределение ролей в каждой подгруппе.

4. Подбор инвентаря для трудовой и исследовательской деятельности (лейка,

лопата, грабли).

5.Оформление «Дневника наблюдения».

Обложка. «Белая береза под моим окном…»

1-я страница. Портрет дерева, его название и имя.

2-я страница. «Что нужно нашему дереву?» Солнце, вода, почва, дождевые

черви, пчелы, шмели, воздух (условные обозначения). Предметы ухода за

деревом: лопата, грабли, лейка (рисунки).

3-я страница. «Паспорт нашего дерева»: возраст (старое, молодое);

Высота, ширина (диаметр ствола); «соседи»; гнезда на дереве.

Другие страницы.

«Наше дерево под снегом»

«Земля – почва».

«Кто с деревом дружит?».

«Портрет дерева в разное время года».

Загадки, пословицы, поговорки, стихи о березе.

Ожидаемые результаты:

интерес к познанию живого;

стремление удовлетворить потребности живого организма (дерева);

проявление радости от общения с березой, гуманных чувств к ней.

Исполнительный этап.

Беседы.

Экскурсии.

Чтение художественной литературы

Изготовление поздравительных открыток дереву.

Составление рассказов о березе

Составление рекламы

Создание серии знаков (запрещающих и разрешающих)

Рассматривание картин

Изготовление модели дерева

Экологические игры

Ведение «Дневника наблюдения»

Ремонт старых книг

Инсценировки, театрализация

Праздники, конкурсы.

Исследовательский этап

Знакомство с деревом.

Изучаем кору и ствол березы.

Чем питается береза?

Падают, падают листья (засушивание листьев).

Как береза готовиться к зиме?

Первый снег.

Метель.

Почему нет листьев зимой?

Что нужно нашему дереву?

Березовый сок.

Березовые почки (сбор березовых почек).

Береза цветет.

Лист зеленеет молодой.

Изучаем корни.

Изучаем почву.

Изучаем плоды и семена.

Нагревается ли ствол в жаркую погоду?

Какие грибы растут под березой?

Какие животные и насекомые живут рядом с березой?

Листья начинают желтеть.

Заключительный этап

Презентация. Праздник «Белая береза».

Цель: доставить детям радость от пения русских народных песен;

использовать накопленные знания о берёзе;

учить детей наблюдать за природой и беречь ее.

Ход праздника.

Звучит русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я».

Выходит Лесовичок (взрослый).

Лесовичок: А вот и я –

Привет всем, друзья!

Здравствуйте, дети, взрослые.

В мое зеленое царство пришли вы!

Вот березонька-красавица.

Ну как, зеленая вам, дети, нравится?

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, береза».

Дети подходят к березе, здороваются с ней.

Дети: Как красива, хороша!

Шумит березоньки листва.

Листики зеленые, резные…

Да тут букашечки, жучки живые.

Девочки рассматривают листики в лупу.

Лесовичок: Березонька красивая такая,

Да земля под ней сухая!

Что же делать, как нам быть?

Дети: Землю надо здесь полить!

Лесовичок: Эй, тучки-облака,

Подавайте скорей дождя!

Дети исполняют русскую народную закличку «Дождик, дождик, пуще».

Выходит Туча (взрослый) с двумя Капельками (девочки).

Туча и Капельки: Услышала вас природа…

Даем дождя, даем вам воду!

Танец Тучи и Капелек под русскую народную мелодию «Калинка».

Лесовичок: А после дождя

Появилась РА-ДУ-ГА!

Дети исполняют попевку «Радуга»:

Радуга-дуга,

Перекинься на луга –

Коромыслом-колесом,

Золотым мостом.

Выходят 7 девочек с лентами семи цветов, исполняют танец, в конце

приседают, поднимают ленты вверх, изображая радугу.

Дети: Радуга сияет ярко,

А мы подарим березке подарки.

Выбегает девочка с «капелькой», вешает на березку.

Девочка: Капельки, чтоб березку поливали…

Мальчик: (кладет под дерево «червячка»). Червячков, чтоб землю

разрыхляли…

Девочка: (сажает птичку на березку). Птичку, чтоб весело пела…

Исполнение русской народной песни «Поет, поет соловушка»

Мальчик: (прикрепляет к березке «солнышко»). Солнышко, чтоб березку

согрело!

Дети исполняют русскую народную песню «Солнышко-ведрышко».

Лесовичок: Пусть растет березка, красуется,

Да солнышком любуется!

Березонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая!

Дети: Идут ребята-молодцы

Да девочки хороши!

Идут плясать,

Березку прославлять!

Исполняют в хороводе русскую народную песню «Во поле береза стояла»



В раздел образования