Напоминание

"Рабочая программа по экологии"


Автор: Левина Галина Александровна
Должность: преподаватель общетехнических дисциплин
Учебное заведение: ГБОУ МО "Индустриально-промышленный техникум"
Населённый пункт: п. Запрудня, Московской обл.
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по экологии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Индустриально-промышленный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»
по профессии 09.02.04 «Информационные системы» 2015г. 1
2
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.04 «Информационные системы» Организация-разработчик: ГБОУ НПО « Индустриальный промышленный техникум» Московской области п. Запрудня Разработчик: Преподаватель химии Левина Г.А. Рекомендовано Экспертным советом по среднему профессиональному образованию Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г. 3

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« Экология »

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.04 «Информационные системы». Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям: 16675 Повар, 12901 Кондитер.
1.2.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы:
Дисциплина: « Экология» относится к математическому и естественнонаучному циклу учебного плана.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент
должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; использовать необходимые нормативно-правовые документы; применять документацию систем качества; В результате освоения дисциплины студент
должен знать:
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; 5
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории; основные положения Конституции РФ; основы трудового права; законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности.
1.4.

Рекомендуемое

количество

часов

на

освоение

программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 54 час, по семестрам: в первом семестре 17 часов, во втором семестре -19 часов. обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов; самостоятельной работы студентов 18 часов. 6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36 в том числе: лабораторные занятия – практические занятия 2 контрольные работы 2
Самостоятельная работа студента (всего)
18
в том числе:
« Ученые – экологи» Рефераты Подготовить сообщение об одной из экологических проблем. « Экологическая обстановка в районе» - Доклады Подготовить тесты по данной теме Составить биологический мониторинг Подготовить доклады о заповедниках на территории нашей страны. Подготовить карточки- задания по теме: «Срок годности продуктов питания». Итоговая аттестация в форме зачёта 7

Тематический план и содержание дисциплины: « Экология»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.
Основные понятия экологии 6
Тема 1.1

Особенности

взаимодействия

общества и природы.
Содержание учебного материала 2 1 Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература 2 2 Значение природы для общества 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента- Подготовить сообщения по теме : « Ученые – экологи» 2
Тема1.2.

Общая

характеристика

экологии как науки.
Содержание учебного материала 2 1 Взаимодействие человека и природы. 2 2 Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и правила 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема1.3.Обзор

экологических

проблем

возникающих за счет

воздействия

антропогенных

факторов.
Содержание учебного материала 2 1 Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект, глобальное потепление 2 2 Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана 2 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента- Подготовить сообщение на тему : «Экологические проблемы»
Раздел 2. Основы

природоохранной

деятельности.
26
Тема2.1

Природ ресурсный

потенциал.
Содержание учебного материала 2 1 Природоресурсный потенциал земли. 2 2 Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья. 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента- Подготовка докладов по темам : « Экологическая обстановка в Саратовской области » 4
Тема2.2

Принципы и методы

рационального

природопользования
Содержание учебного материала 4 1 Воздействие основных отраслей промышленности на природную окружающую среду. 2 2 Отрасли: энергетики, транспорта, 2 3 Отрасли: сельского хозяйства, строительной индустрии. 2 8
4 Отрасли пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции и торговли Лабораторные работы 2 Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.3.

Основные понятия

промышленной

экономики.
Содержание учебного материала 2 1 Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология, природ промышленный комплекс. 2 2 Производственное предприятие. 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме 3
Тема 2.4.

Размещения

производства и

проблемы отходов.
Содержание учебного материала 2 1 Понятие малоотходных технологий и их основные направления. 2 2 Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии. 2 Лабораторные работы 1 Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.5.

Понятие

мониторинга

окружающей среды
Содержание учебного материала 2 1 Виды мониторинга, методы. 2 2 Организация мониторинга окружающей среды. 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента- Составить биологический мониторинг 2
Тема 2.6.

Экологическое

регулирование и

прогнозирование

последствии

природопользования
Содержание учебного материала 1 Проблемы использования полезных ископаемых, земельных ресурсов, использования и воспроизводства растительного мира. 2 2 Проблема сохранения человеческих ресурсов. 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.7.

Правовые и

социальные

вопросы

природопользования.
Содержание учебного материала 2 1 История российского экологического законодательства. 2 2 Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан. Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию 2 9
Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.8.

Охраняемые

природные

территории.
Содержание учебного материала 2 1 Заповедники. Государственные природные заказники 2 2 Национальные природные парки. 2 Лабораторные работы - Практические работы 1 Контрольные работы - Самостоятельная работа студента - Подготовить доклады о заповедниках на территории нашей страны. 2
Тема 2.9.

Концепция

устойчивого

развития

рационального

природопользования
Содержание учебного материала 2 1 Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии. 2 2 Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро. 2 Лабораторные работы - Практические работы -- Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.10.

Обзор воздействия

на природную

окружающую среду

пищевой

промышленности
Содержание учебного материала 2 1 Общая характеристика предприятий и сферы обслуживания. 2 2 Главный способ реализации охраны природы на предприятиях легкой и пищевой промышленности 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента -
Тема 2.11.

Общая

характеристика

пищевой

промышленности,

сферы массового

питания и торговли.
Содержание учебного материала 2 1 Понятие пищевой промышленности, торговли и коммерции. Необходимость природоохранной деятельности в данных отраслях экономики. 2 2 Утилизация отходов пищевой промышленности 2 Лабораторные работы - Практические работы - Контрольные работы - Самостоятельная работа студента - Подготовить карточки- задания по теме: «Срок годности продуктов питания». 2
Тема 2.12.

Международное

сотрудничество в

области
Содержание учебного материала 2 1 Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты 2 2 Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис 2 Лабораторные работы - 10

природопользования

и охраны

окружающей среды
Практические работы - Контрольные работы 1 Самостоятельная работа студента -
Всего:
54 11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования. Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал). Технические средства обучения: «Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур», «Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Классификация для растений и животных» - динамическое.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы
Основные источники: 1. Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2011 2. Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы то- вароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2011 3. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 Дополнительные источники: __ 1. Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов- на-Дону: ФЕНИКС, 2010 2. Алексеев С.В. Экология СПб,2008 3. Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008 4. Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009 5. Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2012 6. Шилов И.А. Экология .М.,2009 7. Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006 8. Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007 Интернет ресурсы : hi-edu › e-books/xbook101/01/part-007.htm otherreferats.allbest›
Экология
и охрана природы›00086315_0.html p0d › news/data_html/aaaaacaaa.html voronova-on ›
prirodopolzovanie
…index.html 12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и

оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения
В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление:  об условиях устойчивого состояния экосистемы и причинах в о з н и к н о в ения экологического кризиса;  о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;  об экологических принципах рационального природопользования. Знать:  мероприятия по о х р а н е воздуха и водоемов;  в о п р о с ы о х р а н ы растительного и животного мира;  и с т оч н и к и з а г р я з н е н и я атмосферы, водоемов, почв. Уметь:  оценивать взаимодействие о к р у ж а ю щ е й с р е д ы и хозяйственной деятельности человека. Тесты; Контрольная работа; Самостоятельная работа; Компьютерное тестирование; Зачет. 13


В раздел образования