Автор: Левина Галина Александровна Должность: преподаватель общетехнических дисциплин Учебное заведение: ГБОУ МО "Индустриально-промышленный техникум" Населённый пункт: п. Запрудня, Московской обл. Наименование материала: Рабочая программа Тема: "Рабочая программа по экологии" Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Индустриально-промышленный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
по профессии 09.02.04 «Информационные системы»
2015г.
1
2
Программа
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования
09.02.04 «Информационные системы»
Организация-разработчик: ГБОУ НПО « Индустриальный промышленный техникум»
Московской области п. Запрудня
Разработчик:
Преподаватель химии Левина Г.А.
Рекомендовано Экспертным советом по среднему профессиональному образованию
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Экология »
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.04 «Информационные системы».
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» может быть использована
в
дополнительном
профессиональном
образовании
и
профессиональной
подготовке по профессиям: 16675 Повар, 12901 Кондитер.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина: « Экология» относится к математическому и
естественнонаучному циклу учебного плана.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
анализировать
и
прогнозировать
экологические
последствия
различных
видов деятельности;
использовать
в
профессиональной
деятельности
представления
о
взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать
в
профессиональной
деятельности
регламенты
экологической
безопасности;
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
применять документацию систем качества;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;
особенности
взаимодействия
общества
и
природы,
основные
источники
техногенного воздействия на окружающую среду;
об
условиях
устойчивого
развития
экосистем
и
возможных
причинах
возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые
и
социальные
вопросы
природопользования
и
экологической
безопасности;
5
принципы
и
правила
международного
сотрудничества
в
области
природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
основные положения Конституции РФ;
основы трудового права;
законодательные
акты
и
нормативные
документы,
регулирующие
правоотношения в профессиональной деятельности.
1.4.
Рекомендуемое
количество
часов
на
освоение
программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 54 час, по семестрам:
в первом семестре 17 часов, во втором семестре -19 часов.
обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов;
самостоятельной работы студентов 18 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
–
практические занятия
2
контрольные работы
2
Самостоятельная работа студента (всего)
18
в том числе:
« Ученые – экологи» Рефераты
Подготовить сообщение об одной из экологических проблем.
« Экологическая обстановка в районе» - Доклады
Подготовить тесты по данной теме
Составить биологический мониторинг
Подготовить
доклады о заповедниках на территории нашей
страны.
Подготовить карточки- задания по теме:
«Срок годности продуктов питания».
Итоговая аттестация в форме зачёта
7
Тематический план и содержание дисциплины: « Экология»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студента, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные
понятия экологии
6
Тема 1.1
Особенности
взаимодействия
общества и природы.
Содержание учебного материала
2
1
Специфика, цель и задачи дисциплины. Рекомендуемая учебная литература
2
2
Значение природы для общества
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщения по теме : « Ученые – экологи»
2
Тема1.2.
Общая
характеристика
экологии как науки.
Содержание учебного материала
2
1
Взаимодействие человека и природы.
2
2
Экологические системы и их устойчивость. Экологические законы, принципы и
правила
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема1.3.Обзор
экологических
проблем
возникающих за счет
воздействия
антропогенных
факторов.
Содержание учебного материала
2
1
Глобальные проблемы экологии: разрешение озонового слоя, парниковый эффект,
глобальное потепление
2
2
Уничтожение тропических лесов, дефицит воды, загрязнение Мирового океана
2
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента-
Подготовить сообщение на тему : «Экологические проблемы»
Раздел 2. Основы
природоохранной
деятельности.
26
Тема2.1
Природ ресурсный
потенциал.
Содержание учебного материала
2
1
Природоресурсный потенциал земли.
2
2
Природные ресурсы их классификация. Классификация сырья.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента-
Подготовка докладов по темам : « Экологическая обстановка в Саратовской области »
4
Тема2.2
Принципы и методы
рационального
природопользования
Содержание учебного материала
4
1
Воздействие основных отраслей промышленности на природную окружающую среду.
2
2
Отрасли: энергетики, транспорта,
2
3
Отрасли: сельского хозяйства, строительной индустрии.
2
8
4
Отрасли пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции и торговли
Лабораторные работы
2
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.3.
Основные понятия
промышленной
экономики.
Содержание учебного материала
2
1
Антропосфера, промышленная экология, природно-промышленная экология,
природ промышленный комплекс.
2
2
Производственное предприятие.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме
3
Тема 2.4.
Размещения
производства и
проблемы отходов.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие малоотходных технологий и их основные направления.
2
2
Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных
энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии.
2
Лабораторные работы
1
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.5.
Понятие
мониторинга
окружающей среды
Содержание учебного материала
2
1
Виды мониторинга, методы.
2
2
Организация мониторинга окружающей среды.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента- Составить биологический мониторинг
2
Тема 2.6.
Экологическое
регулирование и
прогнозирование
последствии
природопользования
Содержание учебного материала
1
Проблемы использования полезных ископаемых, земельных ресурсов, использования
и воспроизводства растительного мира.
2
2
Проблема сохранения человеческих ресурсов.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.7.
Правовые и
социальные
вопросы
природопользования.
Содержание учебного материала
2
1
История российского экологического законодательства.
2
2
Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права
граждан.
Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по
рациональному природопользованию
2
9
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.8.
Охраняемые
природные
территории.
Содержание учебного материала
2
1
Заповедники. Государственные природные заказники
2
2
Национальные природные парки.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента - Подготовить доклады о заповедниках на территории
нашей страны.
2
Тема 2.9.
Концепция
устойчивого
развития
рационального
природопользования
Содержание учебного материала
2
1
Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного
сотрудничества в области экологии.
2
2
Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де-
Жанейро.
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
--
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.10.
Обзор воздействия
на природную
окружающую среду
пищевой
промышленности
Содержание учебного материала
2
1
Общая характеристика предприятий и сферы обслуживания.
2
2
Главный способ реализации охраны природы на предприятиях легкой и пищевой
промышленности
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента
-
Тема 2.11.
Общая
характеристика
пищевой
промышленности,
сферы массового
питания и торговли.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие пищевой промышленности, торговли и коммерции. Необходимость
природоохранной деятельности в данных отраслях экономики.
2
2
Утилизация отходов пищевой промышленности
2
Лабораторные работы
-
Практические работы
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента - Подготовить карточки- задания по теме:
«Срок годности продуктов питания».
2
Тема 2.12.
Международное
сотрудничество в
области
Содержание учебного материала
2
1
Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной
среды: конференции, саммиты
2
2
Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН,
ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис
2
Лабораторные работы
-
10
природопользования
и охраны
окружающей среды
Практические работы
-
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа студента
-
Всего:
54
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета
экологических основ природопользования.
Оборудование
учебного
кабинета:
рабочая
доска,
наглядные
пособия
(учебники,
опорные
конспекты,
карточки-задания,
тесты,
стенды,
раздаточный материал).
Технические
средства
обучения:
«Форма
сохранности
ископаемых
растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур»,
«Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и
животных», «Классификация для растений и животных» - динамическое.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. -
М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2011
2.
Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы то-
вароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2011
3.
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и
природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия»,
2012
Дополнительные источники: __
1.
Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростов-
на-Дону: ФЕНИКС, 2010
2.
Алексеев С.В. Экология СПб,2008
3.
Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008
4.
Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
5.
Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема
твёрдых
бытовых
отходов
М.,2012
6.
Шилов И.А. Экология .М.,2009
7.
Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006
8.
Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007
Интернет ресурсы :
hi-edu › e-books/xbook101/01/part-007.htm
otherreferats.allbest› Экология и охрана природы›00086315_0.html
p0d › news/data_html/aaaaacaaa.html
voronova-on › prirodopolzovanie …index.html
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ,
тестирования,
а
также
выполнения
студентами
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
В результате изучения дисциплины
студент должен:
Иметь представление:
об
условиях
устойчивого
состояния
экосистемы
и
причинах
в о з н и к н о в ения
экологического кризиса;
о природных ресурсах России
и
мониторинге
окружающей
среды;
об экологических принципах
рационального
природопользования.
Знать:
мероприятия
по
о х р а н е
воздуха и водоемов;
в о п р о с ы
о х р а н ы
растительного
и
животного
мира;
и с т оч н и к и
з а г р я з н е н и я
атмосферы, водоемов, почв.
Уметь:
оценивать
взаимодействие
о к р у ж а ю щ е й
с р е д ы
и
хозяйственной
деятельности
человека.
Тесты;
Контрольная работа;
Самостоятельная работа;
Компьютерное тестирование;
Зачет.
13