Автор: Мельник Татьяна Витальевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 19
Населённый пункт: п. Березовый Солнечного района Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Использование пальчикового театра на занятиях для детей с системным недоразвитием речи
Раздел: дополнительное образование
Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое
отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией
движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и
ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по
словесной инструкции. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть
выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до
развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития.
Р. Е. Левина в зависимости от степени тяжести речевого дефекта различает три уровня
речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных
компонентов языковой системы [24].
Рассмотрим выделяемые ученым уровни речевого развития подробнее.
I уровень общего недоразвития речи характеризуется либо полным отсутствием речи, либо
наличием лишь ее элементов. У детей этого уровня общее недоразвитие речи сочетается с
рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант
общего недоразвития речи церебрально-органического генеза, при котором имеет место
дизонтогенетический энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При
тщательном неврологическом обследовании детей c I уровнем общего недоразвития речи,
выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая не
только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых
структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми
являются следующие:
1.
гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного
внутричерепного давления);
2.
церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость)
3.
синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной
речи. Общение осуществляется не только с помощью жес