Автор: Фастова Татьяна Юрьевна
Должность: методист клубного учрежения
Учебное заведение: МБУ "Центр культурного развития"
Населённый пункт: Ростовская область, Октябрьский район, поселок Персиановский
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы экологического воспитания школьников
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы экологического воспитания школьников
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему
миру
природы
составляет
его
устойчивая
потребность
в
общении
и
взаимодействии
с
природным
окружением.
Реализовать
данную
задачу
возможно
через
использование
всего
спектра
методов
и
форм
работы
с
детьми по их экологическому воспитанию.
Формы экологического воспитания классифицируют на: а) массовые, б)
групповые,
в)
индивидуальные.
К
массовым
формам
относится
работа
учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы,
массовые
природоохранные
компании
и
праздники;
конференции;
экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке. К
групповым
–
клубные,
секционные
занятия
юных
друзей
природы;
факультативы
по
охране
природы
и
основам
экологии;
кинолектории;
экскурсии;
туристические
походы
по
изучению
природы;
экологический
практикум. Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по
подготовке
докладов,
бесед,
лекций,
наблюдения
за
животными
и
растениями;
изготовление
поделок,
фотографирование,
рисование,
лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое
участие
школьников
в
природоохранной
деятельности,
дисциплина
и
порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических
наблюдений,
накопления
материала.
Критерий
эффективности
групповых
форм
экологического
воспитания
является,
прежде
всего,
стабильность
состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических
дисциплин
и
охране
природы,
а
также
целенаправленное
использование
знаний и умений природоохранной деятельности. По мнению О. Игнатьевой
целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся
у
школьников
экологические
ценностные
ориентации,
интересы
и
потребности. Наблюдению как одному из важных методов познания природы
придавали очень большое значение педагоги Е.И. Тихеева, О. Иогансон, А.А.
Быстров, П. М. Басе, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и
др. Э.И. Залкинд, А.И. Васильева, П.Г. Саморукова и другие подчеркивают,
что наилучшим условием формирования этой познавательной деятельности
является
специальная
организация
наблюдений
и
целенаправленное
руководство
ими
со
стороны
педагога.
Наблюдение
–
это
сложный
познавательный
процесс
восприятия,
в
котором
отражается
единство
чувственного и рационального процесса. В процессе наблюдения у детей
образуются конкретные знания по конкретной теме, развивается мышление,
речь, проявляется интерес и любовь к природе. Экологическое воспитание
немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. В настоящее время, в
связи
с
выходом
экологии
на
первый
план
В.
А.
Ясвин,
С.
Д.
Дерябо
предлагают
следующее
определение:
«Экологическая
экскурсия
(от
лат.
excursion
–
поездка)
–
это
форма
экологического
образования,
представляющая собой групповое посещение природных комплексов или
учреждений
культуры
в
образовательных
целях»
Одним
из
методов
экологического воспитания - является эксперимент. Этот метод возник в
естествознании нового времени. Метод эксперимента играет немаловажную
роль в развитии экологической стороны младшего школьника. Впервые он
получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и
первую классификацию экспериментов. Эксперимент, или опыт, — особый
вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях, для
выявления конкретных особенностей. Данный метод имеет большое значение
для разлития наблюдательности и любознательности ребёнка, воспитания его
активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Опыты
направлены на то, чтобы ребята сами учились организовать наблюдения,
узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов,
чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для
развития наблюдательности.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с
художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая
включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как
отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет
ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое
представление
о
ней,
одновременно
сопереживая
живому.
Чередование
эмоционально
окрашенных
наблюдений
с
системой
научных
знаний,
с
чтением
художественной
литературы
об
увиденном,
формирует
у
детей
единство реального и гуманного видения живой природы» К сожалению, в
современной
художественной
литературе
для
детей
младшего
школьного
возраста немного произведений, которые могли бы лечь в основу содержания
такой работы. Примером природоведческих сказок могут служить «Старик и
сова», «На полянке» В. Бианки. Свои плоды также приносит и общение с
животными
в
домашних
условиях
и
в
живых
уголках.
Поначалу
дети
общаются с животными, потому что это просто интересно; затем наступает
момент, когда ребенок осознает, что заботиться о живом существе – это
хорошо, приятно и правильно, а позже приходит понимание необходимости
такой заботы. Знания, полученные в процессе одного общения, развиваются
и обогащаются.
В
ходе
проводимого
исследования
изучалось
мнение,
когда
целесообразно
начинать
экологическое
воспитание
20,4%
опрошенных
указали, что это необходимо делать еще в дошкольных учреждениях, 5% - в
начальной
школе,
2,2%
-
опрошенных
лиц
считают,
что
экологическое
воспитание
следует
начинать
в
средней
школе,
а
1,1%
-
в
средне-
специальных образовательных учреждениях, и 1,1 % - в высших учебных
заведениях.
Как отмечают специалисты, экологическое воспитание целесообразно
начинать еще с дошкольного возраста так как субъективное отношение к
природе у детей формируется с 2-3 лет. С возрастом восприятие окружающей
среды
у
человека
меняется.
В
связи
с
этим,
при
разработке
учебных
и
воспитательных
программ
необходимо
предельное
внимание
уделять
особенностям
субъективного
отношения
человека
к
природе
в
разные
периоды его жизни. Экологическими знаниями должны обладать все.
Таким образом, разнообразное содержание занятий, средств, методов и
форм
организации
познавательной
деятельности
направлены
на
формирование познавательного интереса детей к природе. Методы и формы
экологического
воспитания
могут
быть
успешно
использованы
во
внеклассной
работе
с
младшими
школьниками.
Внеклассная
работа
предоставляет большие возможности для развития у младших школьников
познавательного
интереса
и
творческих
способностей
в
свободной
исследовательской деятельности.