Напоминание

"Детские капризы как педагогическая проблема"


Автор: Анциферова Татьяна Шафагатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТСП "Гагаринское" Дошкольное отделение №1
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: курсовая
Тема: "Детские капризы как педагогическая проблема"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА .1 Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе .2 Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов . ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ .1 Пути преодоления детских капризов .2 Методы работы воспитателя с капризными детьми .2 Методика организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Дети любого возраста бывают капризными. Многие родители замечают, что на некоторые периоды приходится самый пик, но это не совсем так. Просто одни дети лишь в исключительных случаях капризничают, а другие - практически постоянно. Причины этому могут быть самые различные - ребенок ощутил себя абсолютно главным в семье, а отсюда возникло и ощущение своей беззащитности, которое он и пытается снять подобным буйством, или наоборот, в семье - прибавление, и старший ребенок вдруг почувствовал себя заброшенным и дикими выходками пытается вернуть себе утраченное, как ему кажется, внимание. Желая справиться с этими эксцессами в поведении ребенка, родители начинают повышать голос до крика, щедро сулить угрозы, потом дело катится по нарастающей, доходит до шлепков. Проблемой детских капризов занимаются многие ученые, психологи: американский психолог У. Бронфенбреннер, Мурашова, Захаров, Кряжева. Цель работы: изучения понятия «детские капризы», проанализировать причины и пути преодоления детских капризов, разработать методику организации сотрудничества с родителями по преодолению капризов детей. Объект: Процесс воспитания капризных детей. Предмет: Пути и методы преодоления детских капризов. Задачи: 1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме ) Раскрыть пути и методы преодоления детских капризов ) На основе констатирующего эксперимента разработать методику организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению капризов детей.
Методы исследования
: анализ научной психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение практического опыта, анкетирование, беседы, эксперимент, наблюдение, методы количественного анализа.
База исследования:
МСКОУ школы-интерната №4 города Челябинска Была проведена экспериментальная работа по организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов.
1. ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

.1 Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе
По словарю В. Зинченко капризы понимаются как: лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением. По толковому словарю Ефремовой капризы понимаются как стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что - то вопреки предписаниям взрослых Часто сопровождается плачем или криком Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия - взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются к детям. На протяжении многого времени родители мучаются с одной и той же проблемой. Одни дети, молча, отказываются выполнять требования взрослых, другие плачут, бросаются на пол, кричат, бьют руками и ногами об пол. В младенческом возрасте поведение ребенка, которое взрослыми характеризуется как капризное, малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим, бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких-то потребностей ребенка. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия, ведь иным способом сообщить о своих потребностях он еще не умеет. В основе их может лежать невыявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как каприз. Если взрослые уделяют ребенку достаточно внимания, такая способность формируется у них с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребенку удается привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных капризов. Развитию капризов у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая еще нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне капризы нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.
Капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребенок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. каприз является следствием неправильной организации взаимоотношений ребенка со взрослыми. Как правило, он представляет собой реакцию ребенка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ. Когда очевидно, что желания ребенка выходят за разумные рамки и их выполнение нецелесообразно, то в этих случаях наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование каприза. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребенок впоследствии воздержится от их повторения. Нередки случаи, когда капризы носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребенку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребенка в любви, признании и поддержке. Обострение капризов происходит в рамках так называемых возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребенка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возросшие возможности ребенка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребенка объективно преувеличены. В таких случаях, если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья, полезен метод естественных последствий, когда ребенку представляется возможность испытать результаты своего каприза. У дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он добивается от взрослых различных, уступок. Зарождающиеся капризы могут в дальнейшем стать привычной формой поведения. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей - ребенка, в любви, внимании, автономии, или об эмоциональной травме. Бесспорно капризы оказывают влияние на развитие ребенка. Прежде всего, капризы расшатывают нервную систему ребенка, могут привести к неврозам. Психоневрологи справедливо считают, что от «безобидного» детского каприза до истерии один шаг. Поэтому капризы ребенка требуют пристального внимания со стороны взрослых. Зачастую ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень важно вовремя научить малыша играть: показать, как действовать той или иной игрушкой. Капризными часто бывают дети, не знающие ни в чем ограничений, у которых не формируется тормозной процесс, умение сдержать себя. Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 3 - 5 лет. В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять требования. И ведет он себя при этом крайне, на родительский взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих. Многим недоумевающим родителям труднее всего смириться с собственным обесцениванием в глазах двухлетнего "бунтаря", отвергающего любые, казалось бы, весьма разумные ограничения и запреты, с помощью которых мамы и папы стремятся отрегулировать его поведение. В настоящий момент, в среде начитанных родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет". На самом деле происходит смешение различных понятий: а) с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития; б)с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения родителей Каприз, истерика - это следствие родительского нежелания "идти на поводу у баловника". Это также сигнал родителям о том, что они ведут себя с ребенком неправильно, не адекватно его возрастным возможностям, предъявляя "неразумные" требования к "маленькому тирану". Поэтому очень важно знать, что же такое возраст негативизма и упрямства, какое значение он имеет для всего дальнейшего развития личности ребенка, и почему ребенок, топнувший на маму ножкой, имеет право быть не доведенным до истерики.
1.2 Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов
Семейное воспитание играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Говоря иначе, это основа будущего. Если эту основу заложить неправильно, могут произойти серьезные, чаще всего непоправимые последствия. Очень часто основной причиной детской капризности бывают различные виды нарушения воспитания в семье. Е.В Мурдашова описывает следующие ошибки семейного воспитания: )
Денежная
«Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Ребёнок очень быстро усвоит, что всё, что он хочет, он сможет легко выпросить у родителей, достаточно всего лишь плаксиво и настойчиво об этом просить, используя при этом весь свой опыт капризули. И если родители в таких ситуациях всегда уступают своему ребёнку, то он становится настоящим манипулянтом, полностью подчиняя себе родителей. Если ребёнок не знает, что такое строгий родительский отказ, то его характер будет складываться из множества неприятных качеств. Такие дети не проявляют инициативу и самостоятельность, они не хотят и не могут сделать над собой даже небольшое усилие, не доводят начатое дело до конца. Но любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
2) Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков, а так же в постоянных капризах и истериках.
3) Слишком много строгости
Часто каприз ребёнка - реакция на чрезмерную строгость родителей. Дети чувствительны к повышенному, раздражительному тону, крику. Такое воспитание может сделать ребёнка плаксивым, обидчивым, капризным. Поэтому лучше отвлекать своё чадо от предмета раздражения, уговаривать, сохраняя спокойствие, поскольку раздражение взрослых лишь усиливает конфликт.
4) Бесконтрольность или безнадзорность
- при таком воспитании родители не уделяют внимание ребенку в должной мере, так как очень заняты своими проблемами и делами. Очень часто дети капризничают, если им не хватает общения с родителями. К сожалению, в настоящее время достаточно много семей, в которых воспитание детей ограничивается лишь материальной стороной: родители во главе угла ставят, чтобы их ребёнок был сыт и одет, чтобы у него были игрушки и другие необходимые вещи. Такие родители искренне считают, что дети их за это будут любить и уважать, ведь они работают, не покладая рук, чтобы обеспечить своего малыша всем необходимым.
5) Детей не надо баловать
Детство - короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Капризные дети не умеют идти к поставленной цели, потому что за него всё делают взрослые, для этого достаточно лишь покапризничать. Ещё больше усугубляет положение, когда взрослые начинают суетиться вокруг капризули, пытаясь удовлетворить очередной каприз. Например, ребёнок капризничает и наотрез отказывается кушать кашку, тогда заботливые мама или бабушка начинают ему предлагать супчик, пирожки и т. д. Другой пример - девочка не хочет играть в куклы и разбросала их по всему дому, устроила настоящий скандал и «надула» губки, а родители, чтобы исправить положение, начинают предлагать ей сходить погулять, посмотреть мультики, пособирать пазлы и т. д. Капризного ребёнка нельзя ставить в ситуацию множественного выбора, сделать выбор в пользу чего-то одного он не сможет, так как у него практически отсутствует самостоятельность. Он только ещё больше начнёт капризничать и стучать ногами. Возможно, именно поэтому некоторые капризули спокойно ведут себя в детском саду, потому что там все занимаются одним делом - вместе идут гулять, вместе ложатся спать, вместе кушают один и тот же обед и т. д. Кроме этого, воспитатель в отличие от родителей всегда может сказать капризному ребёнку чёткое и категоричное «нет», и капризуле ничего не остаётся, как подчиниться воле взрослого.

6) Обещание больше не любить
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. В таких случаях многие используют свою козырную карту: «Если не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить» Однако эта угроза как правило быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родитель надолго могут потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».
7) Слишком мало времени для воспитания ребенка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своим детям некоторые родители, забывая простую истину - родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственную душу среди чужих людей и быстро отдалится от родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса, посидеть у постели ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
8) Навязанная роль
"Мой ребенок - мой лучший друг" Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
9) Слишком мало ласки
"Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка" Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно - это может оттолкнуть их.
10) Наполеоновские планы
"Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс" К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем... желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
11) Настроение родителей
"Можно или нет? Это зависит от настроения" Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Таким образом, главную роль в воспитании ребёнка играет его семья, которая накладывает свой отпечаток на его личность и характер, во многом обуславливает его поведение, в том числе и плохое. Социальное развитие ребёнка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье, поведением родителей, требованиями, которые они выдвигают перед ребёнком, их стилем воспитания и так далее.
2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ

.1 Пути преодоления детских капризов
У капризного ребенка любимые слова «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта. Такой ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Взрослые не предъявляют ему никаких требований. У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Причина их появления излишняя опека. Однако в этом случае изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их. Существует множество путей преодоления детских капризов, среди них можно выделить:
1)

Правильное воспитание ребенка в семье.
Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя - это нельзя, а надо - это надо, что отказ от чего то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело - сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное - сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка - разнообразная совместная со взрослым деятельность. Родителям следует учитывать некоторые моменты: а) не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе; б) не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей; в) уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших; г) учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха; д) относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива; е) закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения; ж) учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими; з) присмотреться к своему ребенку - обладает ли он качествами общественности.
2) Воспитание в ребенке дисциплинированности.
Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания детей в семье занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина
-
организованность, порядок в той или иной области жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни ребенка правилам и нормам, сложившимся в обществе, и семье. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в
выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам. Для капризных детей дисциплинированность, это способ устранить все негативные факторы, влияющие на его поведение. Родителям необходимо: б) не злоупотреблять запретами, запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя в) быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его г) не злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их д) если ребенок не выполнил распоряжения, прежде необходимо выяснить причину Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку е) добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится ж) контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными з) грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.
) Организация совместной деятельности.
Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет. Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.
) Распределение самостоятельной работы.
Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки - со сказками, а раскраски - с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам. Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, даже если одна разбилась, полить цветы, покормить рыбок или сделать что-то еще. Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде - и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.
5) Соблюдение режима дня.
Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить эту адаптацию - приспособление к жизни - родители обязаны организацией определенного режима: в определенные часы кормление, сон, бодрствование, пребывание на свежем воздухе и т.д. По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве - чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма - не слишком сложно, так как самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно. Четкий режим и содержательная жизнь ребенка - основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов. Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов, не следует говорить при ребенке, что он капризен, особенно при посторонних. Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение. Не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должноподдерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы. Детские капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей. Именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.
6) Не наказывать ребенка, если он капризничает.
Наказывать малыша за капризы не только неэффективно, но даже вредно, поскольку утверждает в нем убеждение, что родители его не понимают - читайте "не любят" в исполнении ребенка. Для малыша, родители - все, и подобное негативное действие с их стороны в глазах ребенка воспринимается как предательство "ни за что". Стыдить ребенка тоже не стоит - для него это необоснованный сигнал о том, что мама считает "Он плохой и виноват", а в чем ваш малыш еще не понимает
.
Не забывать, что наказание - мера воспитательная, но не карательная. При использовании наказания следует учитывать: а) наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения б) прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка в) не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении ребенка. Таким образом, в целом для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.
.2 Методы работы воспитателя с капризными детьми
Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю. Существуют различные методы, которые хороши по своему, и достигаются ни только при участии воспитателя, но и опытных психологов, и различных профессионалов в искусстве, ведь каприз как мы уже выясни - это лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями и двигательным возбуждением. Воспитатель в работе с капризными детьми использует общепедагогические и специальные методы. К общепедагогическим методам относятся:
1) Метод беседы
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере, поэтому часто причиной является, простое игнорирование родителями ребенка, и он любыми способами пытается привлечь внимание.
В детском саду можно беседовать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается родителями. Необходимо идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем. Таким образом, можно узнать и понять причины капризности, и наладить взаимодействие ребенка с родителями.
2)Поручение
Порой капризные дети требуют к себе повышенного внимания, и в этом случае самым эффективным методом будет «Поручение». Ребенку дается задание, и он выполняет все по заданной схеме: а) внимательно выслушать, что ему говорят б) понять содержание обращенной к нему речи в) запомнить сказанное г) выполнить поручение д) дать словесный отчет о выполненном поручении е) в итоге оказать помощь. Таким образом, ребенок чувствует себя востребованным и нужным данному обществу, желательно, чтоб задание было не однодневное, луче в системе, и имело поощрительную сторону. Причем вовлекать в процесс оценки продуктивности деятельности капризного ребенка можно его родителей. Которые и осуществляли процесс поощрения. )
Метод наблюдения
помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть: а) скрытым б) включенным в) сплошным г) выборочным д) одноразовым (срезовым) е) длительным (пролонгированным). Метод наблюдения позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребенке. Наблюдение проводится и научными работниками, и воспитателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов. )
Метод видеосъемки
в последние годы приобретает все большее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изучения документации. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздники и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач, поддержания положительного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения. Видеосъемка служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям. Для капризных детей видеосъемка служит наглядным примером его поведения в группе. К специальным методам относятся:
1)Арт-терапия -
это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. )
Песочная терапия для детей
- это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. Песочная терапия
-
как разновидность арт-терапии <#"justify">
Авторитетный стиль
. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под постоянным родительским контролем.
Либеральный стиль.
Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль.
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей. Для обработки результатов необходимо обратиться к таблице 2 Таблица 2. Схема сравнительных ответов Стиль поведенияНомера вопросов 12345678910АвторитетныйБВВГВГАБГБАвторитарныйААгВБББАААЛиберальныйВБББААГВВВИндифферентныйГГААГВВГБГ Испытуемым предлагается отметить в таблице выбранные варианты ответов и определить их соответствие одному из типов родительского поведения.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя. Полученные результаты представлены в таблице, которая позволит наглядно представить стиль семейного воспитания. Таблица 3. «Результаты теста стиля семейного воспитания» И.Ф. ребенкаРодители Стили семейного воспитанияАвторитетный Авторитарный Либеральный ИндифферентныйИлья А.мать+Тахмина А.отец+мать+Илья П.отец+мать+Глеб Г.отец+мать+
Результаты методики показали:
Преобладающим стилем семейного воспитания является индифферентный стиль - попустительский. Родители мало уделяют времени своим детям, считая, что у них и так много дел. Таким образом, мы видим, что большинство детей находятся в кризисе «Капризности». А родители не имеют единство требований т. к занимаются своими проблемами.
3.2 Методика организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов
Главная цель в воспитании капризного ребёнка - формирование адекватного поведения, научить ставить цель и достичь, развитие активности и самостоятельности. Достичь этой цели сложно, но можно, а лучшим помощником в этом станет совместная деятельность родителей и воспитателя. Для преодоления детских капризов необходимо использовать следующие методы:
Беседы
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Родительские собрания
Родительские собрания <#"justify">
Переписка с родителями
- письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации могут быть плановыми и неплановыми.
Плановые консультации
проводятся в ДОУ систематически: 3-4 в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду. Продолжительность консультаций 30-40 минут.
Неплановые

консультации
возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Лекция
- это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Практикум
- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и воспитателя т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Ролевые игры
- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. Таблица 4. Методы сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов. НаименованиеС какой целью используется эта формаФормы проведения общенияИнформационно-аналитическиеВыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Анкетирование «Я и мой ребенок»ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьмиРодительское собрание Групповое занятие «Такие разные настроения» Ролевые игры «Утро в нашем доме» Совместный отдых: Поход в краеведческий музей Занятие «Жила-была козявочка...»ПознавательныеОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детейБеседа «Как подготовить ребенка к детскому саду» «Ваш ребенок капризный?» Пропаганда «Как справится с капризами» Лекция «Важность режима дня для капризных детей»Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительскиеОзнакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детейИнформационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий. Для преодоления упрямства и капризности у детей родителям необходимо учитывать следующие моменты: 1.Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. 2.Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. .Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. .Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. .Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести. .Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
.Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. .Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". .Спокойный тон общения, без раздражительности. .Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: . НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: а) достигнуто не своим трудом б) не подлежит похвале в) из жалости или желания понравиться. . НАДО ХВАЛИТЬ: а) за поступок, за свершившееся действие б) начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения в) очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже г) уметь хвалить не хваля. .НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: 1.Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема 2.Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном .Во всех случаях, когда что-то не получается .После физической или душевной травмы .Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался .Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны .Когда вы сами не в себе. . ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ: 1.Наказание не должно вредить здоровью 2.Если есть сомнения, то лучше не наказывать .За 1 проступок - одно наказание .Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием .Надо наказывать и вскоре прощать .Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан .Ребёнок не должен бояться наказания. Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье. Данные методы представляют собой не полный перечень возможных способов организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов, но выбранные направления представляют собой наиболее адекватные способы организации деятельности воспитателя. После внедрения методики, нами был проведен контрольный срез детей второй младшей группы и р13ите2ей. Для диагностики повторно нами была использована методика: «Несуществующее животное», «Цветовые предпочтения", Тест опросник «Ваш стиль воспитания». Таблица 5 Диагностическая методикаОценка результатаДиагностикаПроценты1212Методика «Несуществующее Животное» Венгер А.ЛВысокий1020% _Средний3360%60%Низкий1220%40% После внедрения методик агрессивность детей снизилась, из-за налаживания контактов с семьей и взаимодействие всех структур. Диаграмма 2
Полученные результаты по методике Люшера «Цветовые предпочтения»
Таблица 6. Результаты методики «Цветовые предпочтения» Диагностика1участники1-2 выбор7-8 выборИлья. АК - ФК - ЧТахмина. АЗ - КФ - СИлья. ПЖ - КС - ЗГлеб. ГЗ- ЧС - ЖАлина. СС - ЗФ - С
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст, как и другие возрастные периоды развития ребенка, имеет свои особенности. Именно в дошкольном возрасте для ребенка характерен пик развития капризов. И как себя будут вести взрослые, находящиеся рядом с ребенком, во многом зависит, насколько благополучно решится проблема детских капризов.
При анализе психолого-педагогической литературы мы раскрыли понятие «капризы». По словарю В. Зинченко под капризами понимаются как: лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением. Так же мы определили причины детских капризов и методы работы с капризными детьми. Для искоренения детских капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно. Во второй главе мы описали пути преодоления детских капризов, при этом мы предложили решение данной проблемы и родителям и воспитателям. Для преодоления детских капризов родители должны: 1)Воспитывать дисциплинированность 2)Организовывать совместную деятельность с ребенком 3)Развивать самостоятельность )Соблюдать режим дня )Не наказывать ребенка, если он капризничает. Воспитателю в работе с капризными детьми мы предложили использовать общепедагогические и специальные методы работы. Экспериментальная работа по организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов была проведена на базе МСКОУ школы-интерната №4 города Челябинска. Результаты констатирующего эксперимента вызвали необходимость в разработке методики организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов. После внедрения методики мы провели повторную диагностику, результаты которой позволили сделать вывод об эффективности разработанной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М Общение и оптимизация совместной деятельности. М.2007- 297с. . Антье, Э. Агрессивность.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.- 192с. . Аромштам М.С. Ребенок и взрослый. М.: Линка - Пресс, 1999. - 124с. . Бердникова, А. Как справиться с капризами. / А. Бердникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 205с. . Башкирова, Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. - СПб.: Наука и техника, 2007.- 240 с. . Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. - М.: АСТ, 2009. - 509 с. . Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: Н.П.О, Модек, 1996.- 256с. . Болдаева А.А. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1998.-412с. . Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.,2004. . Грин, Росс В. Взрывной ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. - М.: Теревинф, 2010. - 264 с. . Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов / Стэнли Гринспен при участии Жаклин Сэлмон. - М. : Ломоносовъ, 2010. - 464 с. . Дивиньи, Д. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными» детьми. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.- 214с. . Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии Прикладная психология. 2001. №1. . Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с. . Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. - 120 с. . Корнеева, Е.Н. Детские капризы: 100 ответов на родительские «почему?». - Ярославль: Академия, К; Академия Холдинг, 2000. - 192 с. . Ле Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума : Пер. с англ. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. . Луговская, А. и др. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352с. . Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. - М.: Дрофа, 2002. - 416 с. . Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 7-е изд. Стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия» 2003. - 456 с. . М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом "Карапуз", 2000. . Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001 . Немов Р.С. Психология: В 3т. Т. 3. - М., 1999. - 631с . Никитин В.А. Социальная педагогика. - М.: Владос, 2002. - 270с . Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с. .Образцова, Л.Н. Нестандартный характер: маленькие подсказки для родителей / Людмила Образцова.- М.: АСТ; СПб.: Сова.- 2008.- 62с. . Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение: Учебная литература 1998. . Розин В.М. Что такое игра? // Мир психологии. - 1998. - №4.- С. 23 . Руденский Е.В. Социальная психология. Новосибирск: ИГАЭиУ, 2003.-224с. . Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М.: Эксмо, 2010.- 176с.
. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. . Степанов, С.С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений.- М.: Дрофа-Плюс, 2006. - 224с. . Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб : Речь, 2010. - 116 с. . Хорсанд, Д.В. Возрастные кризисы от рождения до шести лет-М.:АСТ;СПб.;Сова;Владимир:ВКТ,2009.-222с. . Хоменко, И.А. Перестаньте меня воспитывать!- СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2009. - 234с. . Шишова, Т.Л. Застенчивый невидимка: Как преодолеть детскую застенчивость. - М.: Искатель, 1997. - 96 с. 37. Юрченко, О. Вся правда о детской лжи : Что нужно знать родителям юных обманщиков. - СПб. : Речь, 2010. - 160 с.


В раздел образования