Напоминание

Перспективный план по обучению грамоте


Автор: Изергина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 74 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: Перспективный план по обучению грамоте
Дата публикации: 09.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Месяц/неделя

Тема

Программное содержание

Методические рекомендации

Материал, место

проведения

Подготовительный этап

Сентябрь

Приобретение и

подбор материала

Создание условий не только для

получения знаний, умений и навыков, но

и для развития психических процессов

(внимания, памяти, мышления).

Изучение программы «Обучение

грамоте детей старшей группы от 6

до 7 лет»

Подбор материала для проведения

дидактических игр, подвижных игр,

физкультминуток

Вводное занятие.

Повторение

изученного материала.

Звуки речи.

Учить вслушиваться в звучание слов;

узнавать, различать и выделять из них

отдельные звуки; определять их позицию

в слове.

Уточнять звучание звуков и их

артикуляцию

1.Уточнить представление детей о

звуках родного языка (согласные —

гласные, твёрдые — мягкие).

Повторить условные обозначения

звуков(красный, зелёный, синий

кружки).

2. Произвести звуковой анализ слов

«зима», «осень».

3. Упражнять детей в определении

первого и последнего звука в слове.

Фишки 3 цветов на

каждого ребенка

Консультация для

родителей «Обучение

грамоте дошкольника»

Приобщение родителей к проблеме

обучения детей.

Выявить заинтересованность родителей

предстоящему обучению детей в школе.

Возрастные особенности детей

старшей группы от 6 до 7 лет.

Задачи по программе «Обучение

грамоте детей 6-7 лет»

Исследовательски-информационный этап

Октябрь

Беседа «Будущие

школьники»

Закрепить понятия «школа», «ученик»,

«учитель», «урок»; обобщающее понятие

«школьные принадлежности»;

Развивать память, логическое мышление,

внимание. Формировать навыки учебной

деятельности.

Развивать речь детей, умение отвечать на

вопросы полным ответом. Упражнять в

образовании существительных

множественного числа; умении

отгадывать загадки. Активизировать

словарь по теме.

Воспитывать интерес детей к

образовательной деятельности, желание

учиться и получать знания.

Вопросы к беседе:

Дети, а что такое школа?

Чему учат в школе?

Как называют детей, которые учатся

в школе?

Кто дает знания ученикам?

Дети, что такое урок?

Дети, что такое перемена?

Дети, а вы знаете, как надо вести

себя в школе, на уроке?

Дети, а зачем надо учиться в школе?

А куда мы положим все школьные

принадлежности?

Школьные

принадлежности: портфель,

ручка, пенал, карандаш,

линейка, ластик, тетрадь.

Словесная

Упражнять в умении отгадывать загадки.

На уроке будь старательным,

игра «Правила

поведения в школе»

Активизировать словарь по теме.

Воспитывать интерес детей к

образовательной деятельности, желание

учиться и получать знания.

Будь спокойным и... (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай не... (перебивая)

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать

Надо руку... (поднимать).

На математике считают,

На перемене... (отдыхают)

Если друг стал отвечать,

Не спеши... (перебивать)

А помочь захочешь другу -

Подними спокойно... (руку).

Знай, закончился урок,

Коль, услышал ты... (звонок).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не... (кричи).

Инсценировка «Зачем

мне учиться»

Вызвать у детей интерес к обучению.

Создание условий не только для

получения знаний, умений и навыков, но

и для развития психических процессов

(внимания, памяти, мышления).

Инсценировка сценки про поросят.

( Действующие лица; поросята, лиса,

ведущий, мама поросят)

Жили-были поросята,

Очень дружные ребята,

Никогда не занимались,

Целый день они игрались.

Им учиться было лень,

Только бегали весь день.

Но однажды в магазин мама их

послала,

Говорит: «Нет молока, да и хлеба

мало,

Ну а на остальные деньги, детки,

Купите себе конфетки».

А в магазине продавец-

Серого волка сестрица,

Рыжая и хитрая лисица.

Деньги у них она взяла,

Товар им продала,

А сдачу не дала.

И сказали грустно детки:

«Молоко да хлеб.

А где ж конфетки?»

Элементы костюмов

Лисица слегка улыбнулась,

Тихонечко она облизнулась.

-Наверное, денег мало взяли,

А может быть потеряли.

Плачут бедные поросята,

Вот как бывает, ребята.

Беседа после сценки.

-Почему так огорчились поросята?

-Ребята, а почему с ними

приключилась такая беда?

Придумайте продолжение этой

истории.

Вывод.

Чтобы в такие ситуации не

попадать,

Научитесь, ребята, читать и

считать.

В школу нужно ходить обязательно

И слушать учителя очень

внимательно.

Пальчиковая

гимнастика

«Скоро в школу»

Учить координировать движения с речью.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать внимание, эмоциональную

отзывчивость и социальную

чувствительность к родным и близким

людям,

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем

загибают по два пальчика

одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд

ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком

влево-вправо.)

Д/игра «Назови

одним словом»

Закреплять в речи обобщающие понятия.

Закрепить в речи детей существительные,

обозначающими предметы бытового

окружения, овощей, фруктов, животных

диких и домашних; Воспитывать

Педагог предлагает предметные

картинки. Дети должны назвать кар-

тинки, определить обобщающее

слово

Предметные картинки

привычку сообща играть.

Д/игра « Назови

части».

Продолжать развивать речь как средство

общения. Обогащать речь

существительными.

Продолжать обогащать представления

детей о мире предметов. Учить

подчиняться правилам в групповых

играх. Воспитывать творческую

самостоятельность. Формировать такие

качества, как дружелюбие,

дисциплинированность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Ход игры.

Возможны два варианта – по

картинке и по представлению.

Называя слово, предложить

представить этот предмет и назвать

его части. Например : кот- тело,

голова, лапы, когти, хвост, нос, уши,

глаза, усы, шерсть.

Д/игра «Доскажи

словечко»

Закрепление употребления в речи

существительных в родительном падеже

множественного числа.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Правила игры. Детям читают вслух

знакомые стихотворные строчки, не

договаривая последнего слова. (Это слово

стоит в родительном падеже

множественного числа). Дети добавляют

недостающее слово и получают за

каждый правильный ответ фишку.

Выигрывает тот, кто получит больше

фишек.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине

шестого.

Я видел двух свинок.

Без шляп и …

(ботинок)

Он сказал: «Ты злодей, Пожираешь

людей,

Так, за это мой меч –

Твою голову с … (плеч)

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе.

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

Муравей, муравей

Не жалеет … (лаптей)

Робин Бобин Барабек.

Скушал сорок …

(человек)

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его … (когтей)

Физкультминутка

«Зайцы бегали в лесу»

Формирование потребности в ежедневной

двигательной деятельности.

Учить детей внятно и отчетливо

Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять

«хвостиком»)

произносить слова и словосочетания с

естественными интонациями.

Закреплять умение детей координировать

движения с речью.

Развивать творческие способности детей

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на

месте)

Убежали под кусток. (присесть)

Д/игра «Опиши дикое

животное, мы его

угадаем»

Совершенствовать

умение

составлять

рассказы

о

предмет ах.

П ом о г ат ь

с о с т а в л я т ь

п л а н

р а с с к а з а

и

п р и д е р ж и в а т ь с я

е г о . Р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

о б

о с о б е н н о с т я х

приспособления животных к окружающей

среде.Развивать

умение

слушать

и

слышать (не перебивать, не отвлекаться,

понимать о чем говорят).

План составления рассказа:

1.Части тела

2.Домашнее или дикое, где живёт

3.Как называется его дом

4.Чем питается

5.Как кричит

Предметные катинки из

серии «Дикие животные»

Г. Скребицкий

«Как галчонок есть

научился» -

пересказ

Учить пересказывать текст без пропусков

и

длительных

пауз,

передавать

прямую

речь,

совершенствовать

интонационную

выразительность

речи,

упражнять

в

подборе существительного к глаголу;

развивать выразительность речи;

воспитывать интерес ко всему живому,

потребность

охранять

и

защищать

природу.

Чтение произведения.

Беседа по тексту.

Повторное чтение.

Пересказ произведения 2-3 детьми

Заполнение мнемотаблицы

воспитателем.

Д/игра «Определи

первый звук в слове»

Упражнять в выделении первого звука в

слове.

Совершенствовать фонематическое

восприятие речи.

Закреплять правильное произношение

звуков в слогах, словах и предложениях.

Закреплять умение выделять звук в слове,

определять его местоположение (вначале,

середине, конце).

Развивать элементарные навыки

звукового анализа слов.

Раздать детям предметные картинки.

Предложить найти предметы,

названия которых начинаются на

определенный звук

Предметные картинки

Ноябрь

Д/игра «Кого я вижу,

что я вижу»

Учить различение в речи формы

винительного падежа одушевленных и

неодушевленных существительных,

Развивать кратковременную слуховую

память.

Ход игры. В эту игру лучше играть

на прогулке, чтобы перед глазами

было больше объектов для

наблюдения. Играть может несколько

человек. Перед началом игры

договариваются, что будут называть

предметы, находящиеся вокруг.

Первый играющий произносит: «Я

вижу… воробья» и бросает мяч

любому игроку. Тот должен

продолжить: «Я вижу воробья,

голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить

перечисление объектов, которых

можно наблюдать в данной ситуации,

он выходит из игры. Начинается

следующий тур, составляется новое

предложение, и так далее.

Д/игра «Письмо на

ладошке»

Развивать зрительное и пространственное

представление букв, память, внимание.

Ход игры. Дети разбиваются на пары,

один из них водящий, он пишет на

ладони другого ребёнка

«листа» (он закрывает глаза) —

букву пальцем. «Лист» отгадывает,

какую букву написал водящий.

Материал: не требуется.

Игровое упражнение

«Найдём предложения

в тексте»

Учить вычленять предложения из текста

и подсчета их количества.

Закреплять правильное произношение

звуков в словах и предложениях.

Закреплять навык выделения отдельных

слов в предложениях.

Совершенствовать умение

правильно грамматически оформлять

распространенные предложения.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

Использовать короткий (в три-

четыре предложения) рассказ,

который специально составляется

воспитателем и демонстрируется

картина. Во время чтения

воспитатель интонационно выделяет

конец предложения и делает паузы

между предложениями «Дети

играют в мяч. Мальчик бросает мяч

девочке. Девочка ловит мяч».

Воспитатель спрашивает детей: «О

ком был рассказ?», задает

конкретные вопросы: что я сказала

про детей? Что я сказала про

мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в

этом рассказе было 3 предложения:

первое – про детей, второе – про

девочку, третье – про мальчика.

Внимание детей привлекается к

понижению голоса в

конце предложения. Послушав,

сколько раз голос был понижен,

Сюжетная картинка

дети определяют число предложений.

Рассказ заучивается, для того, чтобы

дети могли рассказать его и назвать

первое предложение, второе и третье.

Пальчиковая

гимнастика

«Семья-это важно,

семья-это сложно»

Учить координировать движения с речью.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать внимание, эмоциональную

отзывчивость и социальную

чувствительность к родным и близким

людям,

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и

прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в

определенной последовательности

загибают пальчики: сначала

безымянный, затем мизинец,

указательный пальчик, средний и

большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками

вверх.)

Д/игра «Прятки»

Учить понимать и правильно

использовать в речи предлоги с

пространственным значением (в, на,

около, перед, под).

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

В гостях у детей Мишка и Мышка.

Зверята стали играть в прятки.

Мишка водит, а мышка прячется.

Дети закрывают глаза. Мышонок

спрятался. Дети открывают глаза.

Мишка ищет: «Где же мышонок? Он,

наверняка, под машинкой. Нет. Где

же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Грузовик, мишка, мышка.

П/ игра с мячом

«Скажи наоборот».

Обогащать речь детей глаголами, с

противоположным значением

Продолжать обогащать представления

детей о мире предметов. Учить

подчиняться правилам в групповых

играх. Воспитывать творческую

самостоятельность. Формировать такие

качества, как дружелюбие,

дисциплинированность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

Ход игры.

Называя слово, воспитатель бросает

мяч одному из детей. Ребенок,

поймавший мяч, должен придумать

слово, противоположное по

значению, сказать это слово и

бросить мяч обратно.

Одеть- раздеть

Поднять-опустить

Бросить-поймать

Спрятать-найти

привычку сообща играть.

Дать-взять

Купить-продать

Налить-вылить.

Д/игра «Буквы

спрятались»

Учить детей находить очертания букв,

выкладывать по очертанию фасолью или

горохом; развивать зрительное

представление о букве, память, внимание.

Воспитатель показывает детям

картинку и говорит, что буквы

спрятались, необходимо их отыскать

и разукрасить с помощью фасоли или

гороха.

Карточки с совмещённым

начертанием букв; фасоль,

горох.

Г. Скребицкий

«Как белочка зимует»

пересказ рассказа.

Учить детей отвечать на вопросы по

содержанию прослушанного текста;

- понимать и использовать в речи слова в

их переносном значении («бойкий рыжий

мячик»);

- подбирать по смыслу глаголы;

- учить пересказывать текст рассказа;

- прививать любовь к животным и заботу

о них.

Чтение произведения.

Беседа по тексту.

Повторное чтение.

Пересказ произведения 2-3 детьми

Заполнение мнемотаблицы

воспитателем.

Д/игра«Объясни,

зачем?»

Упражнять детей в правильном подборе

слов, учить понимать причино –

следственные связи между явлениями;

закрепить умение строить

сложноподчинённые предложения,

развивать связную речь;

развивать у детей умение находить выход

из создавшейся проблемной ситуации,

учить избегать опасных ситуаций, быть

предупредительным, внимательным;

воспитывать у детей самостоятельность,

уверенность в себе.

Игра проводится с 1 - 4 детьми.

Воспитатель предлагает детям

правила игры:

- Я скажу вам несколько слов

предложения, а вы должны

дополнить его новыми словами,

чтобы получилось законченное

предложение.

Например: «Я надела тёплую шубу,

чтобы…».

Дети дополняют:

- чтобы было тепло.

- чтобы пойти гулять.

- чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель подготавливает заранее

ряд предложений по необходимой

теме «Поведение в транспорте,

магазине, на улице, в аптеке, в

парке…»;

по закрепляемой ситуации,

например, «Дети, делают зарядку,

чтобы…»,

«Сын помогает маме нести сумку,

чтобы…», «Мальчик вытер подошву

Фишки

обуви о коврик, чтобы…».

За правильный ответ участник

получает фишку. Победитель

зарабатывает большее количество

фишек.

Ноябрь

Д/игра «Цветочки-

лепесточки»

Учить детей различать гласные и

согласные звуки.

Воспитатель называет звук. Дети

поднимают цветок нужного цвета

(синего, зеленого или красного).

Цветочки красного, синего

и зеленого цветов

Д/игра «Звуковые

шапочки»

Развивать навыки звукового анализа.

Учить составлять прямые и обратные

слоги.

В игре принимают участие 2 ребенка.

Они выбирают себе шапочки жука и

гуся. На полу разложены вырезанные

из цветной бумаги листочки и

цветочки. На них написаны буквы,

обозначающие гласные звуки. По

инструкции педагога «Солнышко

просыпается» дети двигаются по

комнате, изображая жужжание жука

и шипение гуся. По сигналу педагога

дети останавливаются на листочках и

цветочках, произнося по очереди

слоги со своими звуками. Например:

Жук остановился на цветке с буквой

«А», ребенок произносит слог «Жа».

Шапочки гуся и жука,

цветочки с гласными

буквами

Д/игра «Кто как

передвигается?»

Помогать детям употреблять в речи слова

в точном соответствии со смыслом,

активизировать в речи глаголы.

Развивать в играх память, внимание,

воображение, мышление, речь, закрепить

знания детей о животных.

Воспитывать привычку сообща играть.

Ход игры.

На картинках изображены животные,

дети определяют их название, как

они передвигаются.

Лошадь- скачет, змея- ползает, птица-

летает, рыба- плавает, лягушка-

прыгает.

Предметные картиинки из

серии «Животные»

Заучивание считалки

Формировать интерес к народному

искусству.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами,

Здравствуй, мишенька - дружок.

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты.

Д/игра «Объясните,

почему…»

Научить правильно, строить предложения

с причинно-следственной связью,

развитие логического мышления.

Закреплять правильное произношение

слов в предложениях.

Ведущий объясняет, что дети

должны будут закончить

предложения, которые начнет

говорить ведущий, используя слово

«потому что». Можно подобрать

Фишки

Совершенствовать умение

правильно грамматически оформлять

распространенные предложения,

составлять сложные предложения.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

несколько вариантов к одному началу

предложения, главное, чтобы они все

правильно отражали причину

события, изложенного в первой

части. За каждое правильно

выполненное продолжение игроки

получают фишку. Выигрывает тот,

кто соберёт больше фишек.

Д/игра «Начерти в

воздухе букву»

Цель: развивать у детей зрительное и

пространственное представление букв,

память, внимание, воображение.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

Ход игры. Воспитатель

говорит: «Ребята, представьте, что

некоторые части вашего тела

превратились в карандаш, который

очень хорошо пишет буквы. Давайте

это изобразим». Пишут буквы:

указательным пальцем; кистью руки;

ступнёй; носом; подбородком;

локтем; ухом; можно задействовать и

другие части тела.

Материал: не требуется.

«Чтение - лучшее

учение»

Воспитывать личные качества ребенка,

дружеское отношение друг к другу,

активность, желание выполнять работу

самостоятельно и совместно с другими

детьми.

А какие вы знаете пословицы и

поговорки о книгах?

Кто много читает, тот много знает.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

Сказанное слово – было да нет, а

написанное – живет век.

Неграмотный – как слепой, а книга

глаза открывает.

Книга учит жить, книгой надо

дорожить.

П/игра «Буквенный

светофор»

Упражнять дошкольников в подборе слов

на заданную букву; развивать память,

мышление, ловкость и быстроту реакций.

Выбирается водящий ( «светофор»),

он становится в центре площадки и

называет любую букву.

Остальные дети называют слова на

заданную водящим букву (слова не

должны повторяться). Те дети,

которые не нашли слов, пытаются

пере-бежать на другую сторону, а

«светофор» ловит их. Пойманный

последним становится на место

водящего.

Материал: не требуется.

Д/игра «Что для

чего?»

Знакомить с разными способами

образования слов

Ход игры

Детям предлагается назвать

Побуждать детей сравнивать предметы и

классифицировать их.

Воспитывать уважительное отношение к

окружающим.

предметы лежащие на столе ( хлеб,

сахар, конфеты, мыло). Дети

отвечают на вопрос –где хранятся эти

предметы? ( хлеб- в хлебнице,

сахар-в сахарнице, конфеты- в

конфетнице, мыло в мыльнице.

После называния предметов дети

кладут их в ту емкость, в которой они

хранятся.

Как называется посуда в которую

кладут салат? (салатник)

Как называется посуда в которую

кладут селедку? ( селедочница)

Как называется посуда в которую

наливают соус? ( соусница) и т.д.

Игровое упражнение

«Придумывание

«веселого»

предложения»

Формирование умений строить схему

предложения:

а) подсчёт количества слов в

предложении, определение первого,

второго и т.д. слов; знакомство детей с

тем, что первое слово в предложении

пишется с большой буквы, слова пишутся

отдельно, в конце предложения ставится

точка.

Предложить детям придумать

веселое предложение о цирке. На

пример «Клоун смешит детей»

Декабрь

Д/игра «Третий

лишний»

Продолжать учить детей определять

первый звук в слове, различать твердые и

мягкие согласные звуки.

Ф о р м и р о в а н и е

п е р в о н а ч а л ь н ы х

лингвистических представлений о слове,

звуке, предложении.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

Ход: Педагог выкладывает карточку,

на которой изображены 3 предмета.

Дети определяют первый звук в

каждом слове. Находят отличия

(сено, сало, сом) .

Д/игра «Как можно?»

Упражнять детей в правильном подборе

слов, учить подбирать нужные слова;

развивать связную речь;

развивать у детей умение избегать

опасных ситуаций, быть

предупредительным, внимательным;

Ход ИГРЫ:

Игра проводится с 1 - 4 детьми.

Воспитатель предлагает детям

правила игры:

- Мы будем играть с вами в игру в

которой я буду спрашивать, а вы

воспитывать у детей самостоятельность,

уверенность в себе, культуру поведения в

общественных местах.

отвечать. Кто больше вспомнит слов,

тот и выиграет, получит фишку за

каждое точное и правильное слово.

- Как можно играть? (весело,

интересно, скучно, дружно,

увлечённо, с приключениями).

- Как можно плакать? (громко, тихо,

жалобно, горько, долго).

- Как можно мыть посуду? (хорошо,

плохо, чисто, быстро, медленно,

тщательно, старательно).

- Как можно пахнуть? (приятно,

аппетитно, вкусно, прекрасно,

восхитительно, изумительно,

превосходно, замечательно, нежно,

противно, резко, неприятно,

ароматно).

- Как можно быть одетым?

(аккуратно, модно, красиво,

небрежно, бедно, богато, стильно, по

сезону.по погоде, плохо, хорошо,

тепло, легко).

- Как можно смотреть? (ласково,

заботливо, участливо, внимательно,

зло, невнимательно, рассеянно,

весело, грустно, грозно, гневно,

хитро).

Д/игра « «Опиши

домашнее животное,

мы его угадаем»

Совершенствовать

умение

составлять

рассказы

о

предмет ах.

П ом о г ат ь

с о с т а в л я т ь

п л а н

р а с с к а з а

и

п р и д е р ж и в а т ь с я

е г о . Р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

о б

о с о б е н н о с т я х

приспособления животных к окружающей

среде.Развивать

умение

слушать

и

слышать (не перебивать, не отвлекаться,

понимать о чем говорят).

План составления рассказа:

1.Части тела

2.Домашнее или дикое, где живёт

3.Как называется его дом

4.Чем питается

5.Как кричит

6.Какую пользу приносит людям

Предметные катинки из

серии «Домашние

животные»

Физкультминутка

«Мышка»

Формирование потребности в ежедневной

двигательной деятельности.

Учить детей внятно и отчетливо

произносить слова и словосочетания с

естественными интонациями.

Мышка быстренько бежала (бег на

месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация

движения)

Ой, яичко уронила (наклониться,

Закреплять умение детей координировать

движения с речью.

Развивать творческие способности детей

«поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать

яичко» на вытянутых руках)

Игра с мячом

«Правильно назови

детенышей

животных».

Обогащать речь существительными.

Формировать функции словообразования

Продолжать обогащать представления

детей о мире животных. Учить

подчиняться правилам в групповых

играх. Воспитывать творческую

самостоятельность. Формировать такие

качества, как дружелюбие,

дисциплинированность.

У лисы – лисенок

У ежа – ежонок

У кошки –котенок

У свиньи- поросенок

У слона- слоненок

У мышки- мышонок

У волка- волчонок

У коровы- теленок и т.д.

Д/игра «Закончи

предложение»

Продолжать учить детей подбирать слова

синонимы, согласно данным.

Научить правильно строить предложения

развитие логического мышления.

Закреплять правильное произношение

слов в предложениях.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

Незаконченные предложения для

игры:

Вова заболел… (простыл)

Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)

Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)

Деревья сильно закачались…

(дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

С. Алесеев

«Первый ночной

таран» -

пересказ рассказа.

Продолжать учить детей понимать

жанровые особенности рассказа, отличие

его от сказки, басни;

- развивать навыки пересказа

литературного текста;

- учить применять в речи образные

выражения, сравнения;

- воспитывать уважение, любовь и

благодарность к людям, защищающим

Родину.

Чтение произведения.

Беседа по тексту.

Повторное чтение.

Пересказ произведения 2-3 детьми

Заполнение мнемотаблицы

воспитателем совместно с

детьми

Д/игра «Составь букву

из элементов»

Развивать у детей зрительное и

пространственное представление букв,

память, внимание.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Ход игры. Воспитатель говорит

детям: «Вспомните буквы, состоящие

из двух одинаковых элементов —

двух длинных и одной короткой

палочки — и постройте эти буквы».

Материал: счётные

палочки.

Д/игра «Наши

чувства»

Развивать внимание, наблюдательность,

способность определять эмоции по

Работа проводится с карточками

графического изображения эмоций.

Карточки с графическим

изображением эмоций.

схематическим изображениям.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Педагог работает с группой детей.

Педагог поочередно предъявляет

детям карточки, спрашивая, какое

настроение изображено на данной

карточке, и требуя объяснения детей

о том, почему они так решили.

Каждый ребенок рассматривает те же

карточки и раскладывает их по

следующим признакам:

какие нравятся;

какие не нравятся.

Затем необходимо назвать эмоции,

изображенные на карточках,

уточнить, почему он их так

разложил. К разговору подключаются

все дети группы.

Январь

Игры-загадки

Расширять словарь прилагательными.

Учить подчиняться правилам в

групповых играх. Воспитывать

творческую самостоятельность.

Педагог загадывает какое - нибудь

животное, перечисляет его признаки,

например: бурый, косматый, неуклю-

жий; хитрая, пушистая, рыжая и

т.п. Ребенок должен найти картинку с

изображением животного,

отвечающего этой характеристике.

Если выбор верный, он прикрепляет

картинку на доску

Предметные картинки с

изображением диких и

домашних животных,

магниты

Поход в библиотеку с

родителями

Вызвать положительные эмоции у детей.

Дать детям представление о библиотеке, о

правилах, которые принятые для

читателей, посещающих библиотеку.

Воспитывать бережное отношение к

книгам.

Беседа после посещения библиотеки:

- Что такое библиотека?

- Какие бывают библиотеки?

- Какую информацию нужно

предоставить, чтобы открыть

читательскую книжку для посещения

библиотеки?

- Какие правила нужно соблюдать в

библиотеке?

Д/игра «Можно и

нельзя»

Закрепить правила, которые приняты для

посещения библиотеки.

Воспитывать бережное отношение к

книгам.

Воспитатель читает стихотворные

строки, дети хором отвечают «Да» -

утвердительный ответ или «Нет» - в

случае отрицательного ответа.

Книга – самый лучший друг,

Это знают все вокруг!

Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

Если нравится картинка –

Рви её из серединки.

Книгу бережно держи,

В неё картинку положи.

С горки прокатись на книжке,

Предложи проехать Мишке.

Ручку в руку ты возьми

На страницах попиши.

Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай

Правила для

читателей.

Развивать интерес и способности к

чтению.

Воспитывать бережное отношение к

книгам.

Нельзя брать книгу грязными руками

Нельзя рисовать в книге.

Нельзя перегибать книгу.

Нельзя заворачивать страницы.

Нельзя вырывать страницы

«Хлеб питает тело, а

книга – разум».

Воспитывать личные качества ребенка,

дружеское отношение друг к другу,

активность, желание выполнять работу

самостоятельно и совместно с другими

детьми.

А какие вы знаете пословицы и

поговорки о книгах?

Кто много читает, тот много знает.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

Сказанное слово – было да нет, а

написанное – живет век.

Неграмотный – как слепой, а книга

глаза открывает.

Книга учит жить, книгой надо

дорожить.

Игра малой

подвижности

«Магазин»

Упражнять детей в подборе слов на

заданный звук; развивать память,

мышление, воображение,

выразительность имитационных

движений.

Дети становятся в круг, взявшись за

руки. В его центре водящий

( «покупатель»), он задаёт букву, на

которую дети придумывают слова.

Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например:

«Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук

и изображают эти предметы с

помощью мимики и жестов.

Материал: не требуется.

Заучивание считалки

Формировать интерес к народному

Раз, два, три, четыре, пять,

искусству.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

Д/игра. «Слова-

друзья»

Цель: упражнять детей в выделении

первого звука в слове и подборе слов на

заданный звук; развивать мыслительные

операции.

Ход игры. Дети берут на столе

картинки, схожие по первому звуку.

После чего воспитатель говорит,

чтобы они нашли себе друга — того,

у кого название картинки совпадает

по начальному звуку.

Материал: картинки по

паре на определённые

звуки (лук — лось, рыба —

рубашка, кот — коза, жук

— журавль, сок — собака и

т.д.)

Д/игра «Добавь слова»

Научить составлять распространенные

предложения.

Развивать в играх память, внимание,

воображение, мышление, речь, закрепить

знания детей о животных.

Воспитывать привычку сообща играть.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Ход игры. «Сейчас я скажу

предложение. Например, «Мама

шьёт платье». Как ты думаешь, что

можно сказать о платье, какое оно?

(шёлковое, летнее, легкое,

оранжевое). Если мы добавим эти

слова, как изменится фраза?» Мама

шьёт шёлковое платье. Мама шьёт

летнее платье. Мама шьёт лёгкое

платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Февраль

Подвижно-

дидактическая игра

«Найди свою

картинку»

Учить дифференциации звуков [л], [р].

Нужно подобрать картинки с

изображениями предметов, в

названии которых есть звук [л] или

[р] (на каждый звук одинаковое

количество картинок). Педагог

раскладывает картинки рисунком

вверх, затем делит детей на две

группы и предлагает детям одной

группы найти предметы, названия

которых начинаются со звука [л], а

другой — со звука [р]. По сигналу от

каждой группы к столу подходят по

одному ребенку, берут картинки и

прикрепляют их к доске с

соответствующей буквой. Когда все

картинки будут на доске, дети обеих

групп поворачиваются лицом друг к

другу и называют свои картинки. Эту

игру можно проводить для

Предметные картинки в

названиях которых есть

звуки[л], [р].

дифференциации свистящих и

шипящих, звонких и глухих

согласных звуков.

Д/игра «Найди

лишнее слово»

Развитие лексической стороны речи

(формирования словаря): упражнять на

развитие мыслительных процессов

обобщения, отвлечения, выделения

существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку

определить слово, которое является

лишним.

Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький,

ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная,

шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио,

магнитофон.

Д/игра «Опиши

зимующую птицу, мы

её угадаем»

Совершенствовать умение составлять

рассказы о предметах. Помогать

составлять план рассказа и

придерживаться его.Расширять

представления об особенностях

приспособления животных к

окружающей среде.Развивать умение

слушать и слышать (не перебивать, не

отвлекаться, понимать о чем говорят).

1.Части тела.

2.Где можно встретить

3. Чем питается

4. Как приспосабливается к

окружающей среде

Предметные картинки из

серии «Зимующие птицы»

Д/игра «Найди

ошибку»

Цель: Продолжать учить детей проводить

звуковой анализ слов, учить группировать

слова начинающиеся с одного и того же

звука.

Ход: Педагог предлагает посмотреть

на карточку, на которой изображены

3 предмета. Дети определяют первый

звук в каждом слове. Среди 3-х

предметов находят лишний,

начинающийся с другого звука (сом,

сова, рука) .

Предметные картинки

Пальчиковая

гимнастика

«Здравствуй,

зимушка-зима!»

Учить координировать движения с речью.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать внимание, эмоциональную

отзывчивость и социальную

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

чувствительность к родным и близким

людям,

(Покачивают над головой руками из

стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка

щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

Подвижная игра

«Слова-друзья»

Упражнять детей в выделении первого

звука в слове и подборе слов на заданный

звук, в бросании и ловле мяча; развивать

мыслительные операции.

Водящий называет слово и бросает

мяч, тот кто ловит, должен назвать

слово, начинающееся на тот же звук.

Кто ошибается – выбывает из игры

мяч

Д/игра "Почтальон"

Развитие фонематического слуха, умение

анализировать и обобщать.

Учить подчиняться правилам в

групповых играх.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Почтальон собрался разносить почту,

но на домиках вместо адреса

написаны буквы согласные и

гласные. Ребенок должен найти, в

какой домик нужно отнести почту.

Задания:

2) Отнести только в те домики, где

буквы согласные.

3) Отнести только в те домики, где

буквы гласные.

Возможны варианты: можно на

домики вместо букв прикреплять

слоги.

Задания:

1) Отнести почту в домик, где слог с

согласным твердым.

2) Отнести почту в домик, где слог с

согласным мягким.

Домик, где буквы гласные

Домик, где буквы

согласные.

Домик, где слог с

согласным твердым.

Домик, где слог с

согласным мягким.

Домики с одним и вумя

слогами

Возможны варианты: можно на

домике прикреплять слова.

Задания:

1) Отнести почту в домик, где в

слове два слога.

2) Отнести почту в домик, где в слове

один слог.

Подвижная игра

«Имена»

Упражнять детей в выделении первого

звука в слове и подборе слов на заданный

звук; развивать мыслительные операции.

Воспитывать творческую

самостоятельность. Формировать такие

качества, как дружелюбие,

дисциплинированность.

Ход игры. Воспитатель, бросая мяч

детям, предлагает им называть своё

имя и на первый звук имени также

назвать любимый предмет.

Например, воспитатель говорит:

«Меня зовут Ирина Петровна, я

люблю ириски».

Материал: мяч.

Март

Д/игра «Найди

ошибку»

Учить находить смысловую ошибку в

предложении. Развивать слуховое

восприятие

Ход игры. «Послушайте

предложения и скажите, все ли в них

верно. Как нужно исправить

предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась

ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь

людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

Д/игра«Четвёртый

лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и

различие предметов по существенным

признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается

по четыре картинки, три из них

относятся к одной тематической

группе, а четвёртая к какой-нибудь

другой группе. Детям дается задание:

рассмотрите картинки и определите,

какая из них лишняя. Ряд картинок

для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина,

малина.

3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

6. Ромашка, береза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, мишка плюшевый,

заяц.

Дидактическая игра

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить

слова на слоги.Приучать детей - будущих

школьников - проявлять инициативу с

целью получения новых знаний.

Формирование готовности детей к

совместной деятельности

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с

мячом в центре: «Дети, сейчас вы

будете заканчивать начатое мною

слово. Я брошу мяч любому из вас и

назову начало слова, а вы должны

бросить мне мяч обратно и сказать

его конец (кош – ка, гла – за).

Мяч

Физкультминутка

«Игрушки»

Формирование потребности в ежедневной

двигательной деятельности.

Учить детей внятно и отчетливо

произносить слова и словосочетания с

естественными интонациями.

Закреплять умение детей координировать

движения с речью.

Развивать творческие способности детей

Вот большая пирамидка (потянуться

вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки

на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на

месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под

щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить

любое движение)

Д/игра «Какое слово

хотел написать

художник?»

Цель: упражнять детей в выделении

первого звука в словах и составлении из

них новых слов; развивать мыслительные

операции.

Ход игры. Воспитатель говорит, что

приходил художник и написал слово,

но оно необычное, т.к. состоит из

картинок. Нам с вами это слово надо

прочитать, для этого мы будем

определять в каждой картинке

первый звук, запишем буквы на

доску, а потом прочтём.

Материал: карточки с

картинками, первый звук

которых составляет букву

нового слова.

Д/игра «Маша-

растеряша»

Цель: развивать у детей зрительное и

пространственное представление букв,

память, внимание, воображение.

Ход игры. Воспитатель рассказывает

детям историю о том, как девочка

Маша пошла в лес за хворостом, но

её испугал треск в кустах. Она так

сильно бежала, что весь хворост

Материал: счётные палочки

или хворост.

растеряла. Помогите Маше собрать

его в буквы (по группе рассыпаны

счётные палочки). Дети ходят по

кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери.

Дети по заданию воспитателя

собирают от 2 до 5 хворостинок и

составляют определённую букву.

М. Зощенко

«Великие

путешественники» -

пересказ рассказа.

Познакомить детей с литературным

произведением М. Зощенко;

- учить определять характер персонажей;

- связно пересказывать литературный

текст;

- развивать умение полно и точно

отвечать на поставленные вопросы.

Чтение произведения.

Беседа по тексту.

Повторное чтение.

Пересказ произведения 2-3 детьми

Заполнение мнемотаблицы

воспитателем.

Заучивание считалки

Формировать интерес к народному

искусству.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди,

Кто не верит – выходи!

Апрель

Д/игра «Правильно

или нет?»

Учить находить грамматические ошибки.

Воспитывать творческую

самостоятельность. Формировать такие

качества, как дружелюбие,

дисциплинированность.

«Как вы думаете, можно ли так

сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют

деньги.

3. Под домиком на опушке живут

бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? –

воспитатель дополнительно

спрашивает у детей.

Подвижно/дидактичес

кая игра «Назови

звук»

Развивать фонематический слух детей.

Продолжать обогащать представления

детей о мире предметов.Учить

подчиняться правилам в групповых

играх.

Ход: Педагог называет различные

слова с интонационным выделением

одного звука. Ребенок, поймавший

мяч, называет выделенный звук и

перебрасывает мяч воспитателю.

Мяч

Д/игра «К кому пойти

Развивать внутреннее планирование.

Не доске прикрепляется несколько

Предметные картинки с

в гости»

Закрепить знания детей о слогах,

развивать умение делать звуковой анализ

слов

предметных картинок с

изображением животных, птиц или

рыб. Все картинки соединяются

между собой дорожками. Все звери

должны ходить друг к другу в гости.

Для того чтобы узнать, кто пойдет

первым, дети выполняют задание.

1) Первым пойдет в гости тот, у кого

в названии один слог и первый звук

согласный твердый.

2) Он пойдет в гости к тому, у кого в

названии 2 слога и первый звук

согласный мягкий.

3) Они пойдут в гости к другу, в

названии которого 3 слога.

изображением животных,

птиц или рыб

Д/игра

«Деформированное

предложение»

Учить строить

грамматически правильные предложения.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Пример предложений:Печь бабушка

испекла в пирожки. Сундук

кошки насидит.

Д/игра «Вспомни

слово, начинающееся

с гласного

(согласного) звука»

Упражнять детей в различении гласных и

согласных звуков.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Ход: Дети делятся на 2 группы,

называют слова с заданного звука.

Педагог откладывает счетный

материал. Выигрывает та группа

детей у которой будет больше фишек.

Фишки

Пальчиковая

гимнастика

«Трудно птицам

зимовать, надо птицам

помогать»

Учить координировать движения с речью.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать внимание, эмоциональную

отзывчивость и социальную

чувствительность к родным и близким

людям,

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной

ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат

хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой

по кругу - «катая из хлеба

макароны», вытягивают вперёд руки

с раскрытой ладонью.)

Д/игра «Угадай букву

по описанию»

Цель: учить детей угадывать букву по

словесному портрету; развивать память,

внимание, воображение.

Ход игры. Воспитатель говорит

детям, что сейчас они будут

отгадывать буквы по рассказу о них.

Например: «Жила-была буква, она

состоит из трёх элементов — двух

длинных палочек и одной короткой.

Длинные палочки не умеют стоять

прямо, их всегда клонит одну к

другой, а третья, короткая, палочка

всегда их скрепляет, словно поясок,

на неё можно сесть, как на качели.

Буква похожа на остроконечную

башню, крышу дома, на ракету...»

Воспитатель предлагает детям

самостоятельно составить загадку-

рассказ о букве.

Материал: не требуется.

Я. Тайц

«По грибы» -

пересказ

произведения

Продолжать учить детей пересказывать

текст самостоятельно,

передавать интонацией характеры

персонажей, свое отношение к героям;

- закрепить умение пересказывать рассказ

по ролям, образовывать уменьшительно –

ласкательные наименования (листок,

кузовок, мешок, лепесток и др.);

- соотносить действие с его названием.

Чтение произведения.

Беседа по тексту.

Повторное чтение.

Пересказ произведения 2-3 детьми

Заполнение мнемотаблицы

воспитателем совместно с

детьми

Май

Д/игра «Доскажи

словечко»

Цель: упражнять детей в выделении

первого звука в слове; развивать

мыслительные операции.

Материал: стихи, в которых не

договаривается одно слово.

Ход игры. Воспитатель читает стихи,

где не договаривает слово, дети его

отгадывают и выделяют первый звук

в слове.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку… (мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у… (зверей).

Шла коза по мостику

И виляла… (хвостиком).

Дидактическая игра

Упражнять детей в составлении

Воспитатель произносит

«Сплетем венок из

предложений»

предложений, объединенных

тематически, воспитывать речевое

внимание.

предложение. Дети называют

последнее слово и с ним же

придумывают новое предложение.

Например: Сережа читает книгу.

Книга лежит на столе.

Игровое упражнение

«Раздели слова на

слоги»

Продолжать знакомить детей с

предметами обихода на Руси.

Закреплять навык деления слов на слоги.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

На пример: Скалка, ухват, изба, поло-

вик, печь.

Д/игра "Поваренок"

Формирование навыка словообразования,

активизация словарного запаса,

расширение представлений об

окружающем мире, развитие техники

осмысленного чтения.

Педагог раздает «кастрюли», дети

рассматривают различные виды

круп, уточняют названия продуктов и

блюд, которые можно из них

приготовить; сравнивают, чем

вермишель отличается от макарон,

горох — от фасоли и т. Д. Затем

образуют прилагательные, например:

вермишелевый, пшенная, рисовая,

гороховый. Эти прилагательные

вводятся в предложения различных

моделей: «Из гороха можно сварить

гороховый суп», «Я положу рис в

кастрюлю и сварю рисовую кашу» и

т. П. Дети читают названия круп,

каш, написанных на карточках и

определяют к какой кастрюльке

подходит.

картонные шаблоны в виде

кастрюль с

прикрепленными к ним

целлофановыми

пакетиками с сыпучими

продуктами: вермишелью,

крупами, горохом, фасолью,

карточки со словами.

Физкультминутка

"Улыбнитесь"

Формирование потребности в ежедневной

двигательной деятельности.

Учить детей внятно и отчетливо

произносить слова и словосочетания с

естественными интонациями.

Закреплять умение детей координировать

движения с речью.

Развивать творческие способности детей

Дети хором произносят слова и

выполняют соответствующие

движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Игровое/упражнение

Цель: Упражнять детей в различении

Ход: Воспитатель называет звуки,

«Ворота»

гласных и согласных звуков.

если это согласный звук – руки на

столе вместе(есть преграда). Если

гласный звук – дети ставят руки на

локти (нет преграды).

Дидактическая игра

«Назови слова, в

которых второй звук

гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового

анализа слова, упражнять в различении

гласных и согласных звуков,

активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям

вспомнить слова, у которых второй

звук гласный или согласный. Дети

соревнуются по рядам. Выигрывает

тот ряд, который больше придумал

слов.

Фишки

Игровое упражнение

«Назови ласково»

Продолжать знакомить детей с

предметами обихода на Руси.

Закреплять употребление

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Скалка — скалочка.

Чугун — ...

Кринка — ...

Салазки — ...

Самовар — ...

Сундук — ...

Д/игра «Чепуха».

Продолжать упражнять детей в

согласовании слов в предложении.

Развивать интерес к разнообразным

играм. Учить соблюдать правила игры

(говорить только задуманное слово.

Развивать дружеские отношения между

детьми

Выбирается водящий, который

отходит в сторону. Участники игры

загадывают любые предметы

(каждый-свой). Приходит водящий и

задаёт участникам вопросы, в ответ

на которые игроки должны назвать

задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других

подошёл к заданному вопросу,

становится водящим.

Д/игра «Соберем

урожай»

Развитие умения ставить в словах

ударение.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Детей разделить на две команды.

Каждая команда берет корзинку, в

которую будут собирать урожай.

Первая команда выбирает карточки с

изображением овощей, другая –

фруктов. Дети называют овощ

(фрукт) и ставят ударение. Если

ударение поставлено верно, то овощ

(фрукт) кладут в корзину.

Выигрывает та команда, которая

быстрее соберет

Карточки с изображением

овощей и фруктов; две

корзины.

Д/игра «Да-нет-ка с

алфавитом»

Учить детей задавать вопросы,

содержащие утвердительный

Ход игры. Воспитатель показывает

алфавит, загадывает букву. Дети

Материал: алфавит.

ответ «да» или «нет»; развивать

мышление, речь.

должны её отгадать, задавая вопросы

воспитателю по местонахождению

буквы. Воспитатель может отвечать

только «да» или «нет». Например,

дети спрашивают: «Эта буква

находится в первом ряду? Между

буквой О и Р?» И т.д.

Дидактическая игра

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового

анализа, закреплять умение детей

определять количество звуков в слове.

Ход: Воспитатель каждому ребенку

предлагает определить количество

звуков в его слове и положить

картинку в нужный вагон,

соответствующий количеству звуков

в слове (сколько окошечек, столько

звуков).

Материал: У каждого

ребенка в руках предметная

картинка – билет.

Заучивание считалки

«Начинается считалка:

На берёзу села галка»

Формировать интерес к народному

искусству.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей.

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди.

А не веришь - выходи.

Подвижно/дидактичес

кая игра "Доскажи

звук "

Научить выделять в слове последний звук

по представлению.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

привычку сообща играть.

Ход игры: Игру можно проводить с

перекидыванием

мяча.воспитательпроизносит

предложение, не досказывая

последнего звука в последнем слове,

и бросает мяч любому играющему.

Тот ловит мяч и досказывает нужный

звук. Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный

маленький звере...

Голосок твой так хорош, очень

сладко ты поё...

Лежебока рыжий кот, отлежал себе

живо...

Мяч

Д/игра «Живые слова»

Способствовать не только подготовке к

обучению грамоте, но и общеречевому и

умственному развитию детей.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения между детьми;

Воспитвтель называет слова. Дети

составляют предложение. Вызывает

детей, которые отвечают каждый за

одно слово.

По сигналу «слова» разбегаются.

привычку сообща играть.

На раз два, три произвольно

занимают место. Произносят каждый

свое слово.

Остальные дети определяют может

ли набор слов быть предложением.

Используют несколько вариантов.

Подвижно

дидактическая игра

«Аналогии»

Цель: упражнять детей в подборе слов на

заданный звук; развивать мыслительные

операции, память, внимание,

фонематический слух.

.

Ход игры. Воспитатель поочерёдно

бросает мяч и просит детей

продолжить ряд слов,

соответствующих первому звуку

названного воспитателем слова.

Например, СЛОН — СОБАКА,

СОСИСКА, САРАФАН, САЛО,

СВЕЧКА; РЫБА — РУКА, РУЧЕЙ,

РАМА, РЫСЬ и т.д. Дети могут

называть разное количество слов.

Материал: мяч

Пальчиковая

гимнастика «Мамочка

любимая, родная!»

Учить координировать движения с речью.

Развивать интонационную

выразительность.

Воспитывать внимание, эмоциональную

отзывчивость и социальную

чувствительность к родным и близким

людям,

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

Д/игра «Холодно-

горячо»

Цель: учить детей задавать вопросы,

содержащие утвердительный ответ;

развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Дети — сыщики, они

пытаются угадать букву, которую

загадал воспитатель путём задавания

ему вопросов по местонахождению

буквы в алфавите. Воспитатель

отвечает «холодно», если дети ищут

в неверном направлении, и «тепло»,

если — в верном. Например, дети

спрашивают: «Эта буква находится

в первом ряду? Между буквой О и

Р». И т.д.

Материал: алфавит.

Д/игра «Где начало

рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную

временную и логическую

последовательность рассказа с помощью

серийных картинок.

Ход игры. Ребенку предлагается

составить рассказ. Опираясь на

картинки. Картинки служат

своеобразным планом рассказа,

Предметные и сюжетные

картинки

позволяют точно передать сюжет, от

начала до конца. По каждой картинке

ребёнок составляет одно

предложение и вместе они

соединяются в связный рассказ.

Дидактическая игра

«Нужные знаки»

Развивать речевой аппарат детей,

отрабатывать дикцию, закреплять

способы обозначения предложений.

Воспитатель называет предложение.

Дети определяют, с какой

интонацией оно было произнесено, в

соответствии с этим поднимают

карточку с нужным знаком.

Карточки с

восклицательным,

вопросительным знаком и

точкой

Д/игра «Исправь

ошибку»

Закрепить умение детей правильно

ставить в словах ударение.

Развивать слуховое восприятие.

Воспитатель произносит слова с

неправильной и правильной

постановкой ударения. Ребенок

внимательно слушает и исправляет

ошибку, если она есть. За

правильный ответ – фишка.

Карточки со словами (для

воспитателя).

Д/игра «Имена»

Цель: упражнять детей в делении слов на

слоги; развивать мышление, речь.

Ход игры. Воспитатель показывает

детям домики и говорит, что они

должны в них заселиться. В домик с

одним окошком заселяются дети, в

имени которых один слог, с двумя

слогами — в домик с двумя окнами и

т.д.

Материал: четыре домика с

разным количеством

окошек в них (от 1 до 4).

Д/упражнение

«Короткое или

длинное?»

Упражнять детей в делении слов на слоги;

учить определять длинные и короткие

слова; развивать мыслительные операции.

Ход игры. Воспитатель называет

разные слова. При коротких словах

дети хлопают в ладоши, при

длинных — тихо стучат по коленкам.

Материал: не требуется.

Игра малой

подвижности «Шаг

вперёд»

Цель: упражнять детей в делении слов на

слоги; учить определять количество

слогов; развивать мыслительные

операции.

Развитие умения применять полученные

знания в разных видах деятельности

Ход игры. Дети выстраиваются в

шеренгу лицом к педагогу в 4—5

метрах от него. Ведущий говорит: «Я

буду говорить слова, а вы по

очереди должны определять

количество слогов в них. Если

задание выполнили правильно, то я

зажгу зелёный фонарик, и вы

сделаете шаг вперёд. Если

ошибётесь, то я зажгу красный

фонарик, он обозначает: стой на

месте. И тот, кто первый дойдёт

до меня, тот и победит (может

Материал: сигналы

красного и зелёного цвета.

быть и несколько победителей)».

Д/игра «Моя находка»

Цель: упражнять детей в

дифференциации гласных и согласных

звуков на слух, в выделении первого звука

в слове; развивать мыслительные

операции, фонематический слух;

подготавливать к звуковому анализу

слова.

Ход игры. Дети надевают медальоны.

Воспитатель говорит: «Пройдите по

группе и найдите те предметы,

первый звук которых по своей

характеристике соответствует цвету

на медальоне». Слова, начинающиеся

на гласный звук, соответствуют

красному цвету на медальоне, на

согласный мягкий — зелёному цвету,

согласный твёрдый — синему.

Материал: медальоны по

количеству детей трёх

цветов (красного, синего и

зелёного).

Д/игра «Верно—

неверно»

Цель: закреплять знания детей о звуковой

характеристике букв; учить внимательно

слушать утверждения и самостоятельно

делать вывод, аргументируя свой выбор;

развивать мыслительные операции, речь.

Ход игры. Детям предлагается

послушать утверждения и сделать

самостоятельно выбор, т.е.

согласиться или опровергнуть

утверждение: «Да, это верно!» или

«Нет, это не верно!» Например:

— слово «кот» начинается с гласного

звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с

твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей

фишкой;

— согласный мягкий обозначается

зелёной фишкой;

— звук [о] согласный, его нельзя

пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх

слогов;

— слово «часы» начинается с

согласного звука [ш].

Материал: не требуется.



В раздел образования