Напоминание

"Как важно вовремя успеть".Урок внеклассного чтения по рассказу Ю,Буйды"Все больше ангелов".


Автор: Войтенко Елена Петровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №38
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Как важно вовремя успеть".Урок внеклассного чтения по рассказу Ю,Буйды"Все больше ангелов".
Дата публикации: 09.08.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: литература

Открытый урок внеклассного чтения.

Класс: 10

Тема: Ю. Буйда. Рассказ «Все больше ангелов».

Название урока: «Как важно вовремя успеть…(после прочтения)

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: урок-размышление

М е т о д ы

и

т е х н о л о г и и ,

и с п о л ь з у е м ы е

н а

у р о к е :

- диалоговая технология, полилог;

- личностно-ориентированное обучение;

- элементы технологии критического мышления;

- продуктивно-творческий метод (написание эссе);

Приемы

и

формы

работы:

чтение

«со

стопами»,

моделирование

(предсказание) сюжета, работа в парах, эссе, сочетание индивидуальной,

групповой, коллективной

работы.

Время реализации урока: 45минут

Технология обучения: технология развития критического мышления через

чтение и письмо

Цели урока:

1) посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль

рассказа;

2) дополнить знания учащихся о писателе:

3) воспитывать чувство уважения к родным людям;

4) воспитание уважительного, доброго, милосердного отношения к человеку.

Диагностические:

- Посредством медленного чтения с остановками понять главную мысль

рассказа

- Продолжить знакомство учащихся с произведениями

современной литературы, в частности, с новым автором, Ю.

Буйдой и его рассказом «Всё больше ангелов».

- Закрепить знание литературоведческих терминов: система

образов, художественная деталь, проблема, идея,

литературная традиция.

- Формировать навыки анализа художественного текста.

Развивающие:

1. Совершенствовать навыки устной и творческой деятельности

2. Совершенствовать навык монологической речи.

3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод. Развитие

надпредметных компетенций

Метапредметные:

-умение

понимать

проблему,

подбирать

аргументы

для

подтверждения

собственной

позиции,

выделять

причинно-следственные

связи

в

устных

высказываниях, формулировать выводы;

-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-работать с текстом, анализировать и использовать текст для доказательства

собственной позиции.

Воспитательные:

Формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать

поступки людей с нравственных позиций.

Оборудование:

-аудиозапись пьесы Моцарта «Душа», песни «Про ангелов» гр. «Непоседы»

-раздаточный материал (текст рассказа для «пошагового» анализа);

-фото-портрет Ю.Буйды

-выставка книг писателя

-плакаты с цитатами

Таланты бывают разные…

Но есть высший талант, высший дар,

который поднимается над всеми-

дар доброты и человечности.

Ф.А.Абрамов

Не будьте равнодушны,

ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Максим Горький

Ветер жизни иногда свиреп,

В целом жизнь, однако, хороша.

И не страшно, когда черный хлеб,

Страшно, когда черная душа.

Омар Хайям Персидский философ поэт

Словарная работа

1.Стефания- от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема. Известен

образ

великомученика

пророка

Стефана,

забитого

камнями

взбешённой

толпой.

2.Иван- от греч. «милость Божья», «дар Бога».

3.Виктор( греч.) - победитель

4. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к

людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов.

Ангелы небесные. Ангел божий. Белый ангел (добрый). Чёрный ангел (злой).

Ангел-хранитель кого-чей-нибудь (оберегающий данного человека ангел или

святой, имя которого человек носит, а также переносное значение.: вообще

тот, кто защищает, оберегает кого-нибудь). Падший ангел (изгнанный из рая;

также переносное

значение:

о

грешнике).

Ангел

смерти

(являющийся

за

душой

умирающего).

Ангел

помогает,

а

бес

подстрекает

( старинн.

пословица).

2. переносное значение. О человеке как воплощении красоты, доброты. Ангел

к р о т о с т и ,

ч и с т о т ы ,

н е в и н н о с т и .

3.

обычно

в

сочет.

с местоимение «мой»,

«наш».

Ласковое

обращение

(устарелое разговорн.) .

П р о щ а й т е ,

а н г е л

м о й .

Ход урока:

1.Фаза вызова

Звучит музыка Моцарта «Душа»-1

Добрый день всем участникам сегодняшней встречи, нашего урока!

Я всех приглашаю к разговору-размышлению.. Надеюсь, что каждый

сможет сегодня сделать для себя открытие…

Тема

нашего

разговора

до ст аточно

сложна

и

многогранна.

Совесть,

нравственность,

благородство

и

достоинство,

доброта…

Такие

привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто

на

улице,

встречаются

на

страницах

газет

и

в

школьных

сочинениях.

Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что эти слова –

основа человеческого бытия. Без них человеческий род давно бы угас.

Это наследство, переданное через века. От человека к человеку

Доска В чем подлинное назначение человеческой жизни? Что же будет

после смерти?

На все эти вопросы мы попытаемся ответить, читая рассказ Юрия Буйды

«Все больше ангелов». и постигая его смысл

На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об

этом писателе?

На доске портрет писателя

-Что вы знаете о писателе? Что хотите узнать? Запишите новую для вас

информацию (кратко).

Знал

Хочу знать

Узнал

Работа в карте урока

Юрий

Васильевич

Буйда

русский

писатель.

Родился

в

1954

году

в

поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил

Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991

года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют

состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих

журналах,

вышел

сборник

новелл

«Прусская

невеста».

Буйда

это

не

псевдоним, это фамилия.

Означает «ложь, фантазия, и

одновременно

рассказчик. Сказочник, фантазер» Буйда создаёт мир, где герои бедны, убоги,

но у них есть сила духа.. Он автор книг «Боис и Глеб.Три романа», « Скорее

облако, чем птица» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой

премией

им.

Аполлона

Григорьева

и

также

входившей

в

шорт-лист

(Список наиболее вероятных кандидатов )Букеровской премии. Буйда был

лауреатом

журналов

«Октябрь»

(1992)

и

«Знамя»

(1995,

1996).

Его

произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский,

японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского

Дома «Коммерсантъ».

Чтение учащимися отзыва Е.Риц о творчестве Ю.Буйды.

2. Журналистка

Евгения

Риц

отмечает: «Буйда – писатель сложный и

многоплановый,

однозначным

определениям

не

поддающийся.

Своих

героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды

– пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает

смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно».

Ключевые слова---

И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием

«Все больше ангелов».

Работа в карте урока

Почему рассказ так

называется

Почему я так думаю

А как на самом деле?

-А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все

варианты прописываются). (Прием «Ассоциативный куст»)

Словарная работа:

-Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (идет

прогнозирование, выслушиваются все версии).

Вступительное слово учителя перед чтением рассказа.

Рассказ Ю.Буйды «Всё больше ангелов». входит в цикл под общим

Доска !!!названием «Слишком, чтоб было правдой». Журнал «Новый

мир» 1997 г.С одной стороны – абсурд, дикость, аномалия человеческой

жизни поражают невозможностью реальности, с другой – в обыденности

обнаруживается трагическое несоответствие предназначения человека

и его жизни. Есть ли в этом мире счастливые? В этом мире нет и не может

быть счастливых, единения душ, свободных от мирской суеты, а царствуют

инстинкты;

животное

начало

в

скотоподобном

облике

и

образе

жизни

главенствуют

над

всем,

подавляя

образ

Божий

в

человеке. Таков мир в

рассказе «Всё больше ангелов».

2.Фаза реализации смысла.

6. Прочтение текста с домысливанием.

Далее текст читается учителем (медленно, обращая внимание на жанровые

особенности рассказа).

Чтение 1 смысловой части (ребята подчеркивают те слова, которые несут на

себе основную смысловую нагрузку).

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком

Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре

он женился, обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и

кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя

на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а

четвертая им — «нет никто».

1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя

Словарная работа

1.Стефания от греч. Стефанос – венок, венец, корона, диадема.

2.Иван от греч. «милость Божья», «дар Бога».

3.Виктор (греч.) – победитель

2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и

основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон).

. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)

4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в

раскрытии ее образа? Почему у нее нет имени?

(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь,

что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто».

Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?)

5.Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 смысловой части.

Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый

сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван

принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво

проговорил:

— Как же ты зимовать тут будешь?

Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:

- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.

1.Как характеризует Стефанию ее поступок?

2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?

3.Что известно о Стефании? (Ю.Буйда ничего не говорит о жизни героини,

однако за скупыми фразами скрывается мир глубоких переживаний и

страданий: ни слова о муже, сын умер, но была надежда. На внука- с ним

утешется душа старого человека).

Чтение 3 смысловой части.

В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень

редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила:

— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы

вас не уважаем.

Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку

в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим

лапой лоб, за голубями и воробьями…

1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?

(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы

вас не уважаем).

2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае?

(тюрьма)

Чтение 4 смысловой части

Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и

познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем

древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.

— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.

— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не

стану. Ласковые были сны…

— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук,

основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.

— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в

сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами

любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва

парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все

красивые, с крыльями…

1.Как Витя познакомился со Стефанией?

(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь

и познакомился со старухой).

2.Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с

прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о

существовании бабки).

3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)

Чтение 5 смысловой части.

Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего,

кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.

— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь

до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не

останется — пора и помирать, значит…

1.

1.Почему- «весело»? Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя

Стефания. Известен образ великомученика Стефана Согласны ли вы с

автором?

2.Почему Витя не видел ангелов?

Вскоре она умерла.

Прошло 25 лет.

Так, всего в двух строчках, пролетают двадцать пять лет – четверть

человеческой жизни

Напишите окончание рассказа. (звучит пьеса Моцарта «Душа»)

Чтение дописанных концовок рассказа.

Чтение учителем окончания рассказа

Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил

в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, а дрова — в том же

сарайчике, где была дырочка в стене. Мать давно их оставила и жила с новым

мужем где-то на Волге. В двадцать семь у Виктора обнаружилась язва

желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, и почти все свое

время Марина, жена Виктора, посвящала уходу за несчастной девочкой и

неподвижным свекром. Виктор работал в дорожно-строительном управлении,

с утра до вечера крутил баранку тяжелого самосвала. Чтоб хоть как-то

сводить концы с концами, он держал большое хозяйство — корова, свиньи,

куры, индюки и кролики. Иногда он доходил до полного отупения и курил в

кухне папиросу за папиросой, массируя живот и прислушиваясь к

задушенным всхлипам жены, лежавшей в соседней комнате спиной к

телевизору. Он любил Марину и жалел ее до боли в сердце, но сил не было,

чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. Притушив

папиросу в пепельнице, он уходил в дровяник, запирал дверь на крючок и,

пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему

когда-то старухой Стефанией, давно ушедшей в вечность. Он смотрел в

дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не начинали

мелькать крошечные и прозрачные, как мотыльки, ангелы, и боль покидала

его измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше —

чем больше становилось ангелов в небе…

Размышления о прочитанном

2. Ф.А.Абрамов писал: Таланты бывают разные… Но есть высший

талант, высший дар, который поднимается над всеми- дар доброты и

человечности. К кому из героев рассказа подходят эти слова?

Виктор

Почему он теперь видит ангелов?

(Виктор видит ангелов, потому что он и его жена никого не проклинают, не

ропщут, а терпеливо несут свой крест, это ему награда за кротость и

смирение). Сам Виктор тоже мучается от язвы желудка. Но для него

страдания – это способ очиститься, по-новому взглянуть на жизнь, на её

смысл. Но ему повезло (если это можно назвать везеньем): в детстве он

беседовал с бабкой Стефанией и запомнил её слова об ангелах, детское

впечатление стало самым сильным, прошло через всю его жизнь и

спасло его от душевного падения. Он любит свою семью и ни за что не

бросит её.

Виктор болен телом, но не душой.

3. Рефлексия (работа в парах)

В начале урока вы сделали предположения, о чем будет рассказ? Что

теперь вы скажете о проблеме, которую рассматривает писатель? (проблема

равнодушного отношения к пожилым людям, проблема отсутствия доброты,

нравственности).

А к ассоциациям со словом «ангел» что можно добавить ?

Какое название урока вы могли бы предложить,,.

Прочитав и проанализировав рассказ, какие выводы вы можете сделать?

Какие нравственные урок преподносит нам автор и герои рассказа?

1.Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность

не только перед людьми, но и перед собой.

2.Нравственность проявляется в поступке.

3.Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

4.Творческая работа: Закончите предложение «Прочитав рассказ Юрия Буйды

«Всё больше ангелов», я подумал…»

Итоги

урока: Как поняли вы смысл рассказа? О чём он? Что хотел

сказать автор?

Вывод: Сбылось предсказание Стефании, но только не в летах смысл

изречённого:

по

мере

испытанного,

пережитого

открылось

утешение

Виктору. Его прабабушка знала: всякое страдание дается не просто так, но

всякому страдальцу найдется приют под крылом у Бога. Стефания была как

бы связующим звеном между своими родными и небесным царством, но

только Виктор мог ухватиться за эту нить. Она открыла маленькому Вите, что

убогим земным существованием не оканчивается жизнь. И когда Виктор

понимает это, он начинает видеть ангелов. «Он смотрел в дырочку долго-

долго, до рези и слёз в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать

крошечные

и

прозрачные,

как

мотыльки,

ангелы,

и

боль

покидала

его

измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше – чем

больше становилось ангелов в небе»…

Как часто мы говорим: «Душа успокоилась», «на душе легче стало», «душа

очистилась»… Душа Виктора стала «легче», «больше», больше измученной,

бренной,

греховной

плоти

истерзанной

физически

и

духовно. Но

есть

награда за кротость и смирение – увидеть в небе ангелов, «всё больше

ангелов». (Ангелов может увидеть не всякий. лишь тот, кто уже приближен к

очищению души, несмотря на будничность земной жизни. Потому Виктор

смог их увидеть. А вот его мать и подобные ей вряд ли когда-нибудь смогут

это, потому что в их душах нет самого главного – способности расти и

о с в о б о ж д а т ь с я

о т

д у р н о г о …

Хотя, по-моему, Бог милосерден ко всем своим детям.)

Что вы узнали о себе после сегодняшнего урока?

Звучит стихотворение А.Дементьева «Как важно вовремя успеть…»

Музыка Моцарта ! «Душа»2

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Домашнее задание: Написать эссе: Опираясь на прочитанный рассказ и

(или) на рассказ Ю.Буйды, напишите эссе «Как важно вовремя успеть…»

Эпиграфом к работе можете взять то высказывание, которое, по-вашему

мнению подойдет к вашему эссе.



В раздел образования