Напоминание

"Комплексная поддержка вновь прибывших воспитанников в условиях интернатного учреждения"


Авторы: Косачева Ирина Борисовна, Литвиченко Светлана Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУЗ НСО "Специализированный дом ребенка № 1"
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Комплексная поддержка вновь прибывших воспитанников в условиях интернатного учреждения"
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

комплексной поддержки вновь прибывших воспитанников в условиях

интернатного учреждения.

Пояснительная записка.

Развитие ребенка, воспитывающегося вне семьи, идет по особому пути, у

него

формируются

специфические

черты

характера,

поведения,

личности,

про

которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка,-просто

они другие.

Дети,

попадающие

в

интернатные

учреждения,

как

правило,

имеют

непростые

показатели

в

своем

анамнезе.

Здесь

могут

быть

отклонения

в

физическом и психическом развитии. Выявляется задержка в умственном развитии,

искажения

в

развитии

личности

(от

эмоциональной

сферы

до

жизненной

перспективы),

нарушение

половой

индентификации

и

др.

Здесь

источник

склонности к наркотикам и формирование криминогенности.

Ребенок, растущий в условиях учреждения интернатного типа, как правило,

не

осваивает

навыки

продуктивного

общения,

его

контакты

поверхностны,

нервозны и поспешны – он одновременно домогается внимания и отторгает его,

переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании,

он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой

потребностью.

Отчужденность, эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения –

вот далеко не полный перечень отклонений в развитии.

Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, вплоть до

подросткового возраста, затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние

другого человека. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому,

что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Внутри своей группы, дети, живущие в условиях интернатного учреждения,

могут жестоко обращаться с другими воспитанниками. Эта позиция формируется,

прежде всего, из-за нереализованной потребности в любви и признании, из-за

эмоционально

нестабильного

положения

ребенка,

лишенного

родительского

попечения.

Все

выше

обозначенные

особенности

детей

не

способствуют

развитию

адаптивных механизмов. Не по своей воле дети, лишенные семьи, вынуждены

перемещаться из учреждения в учреждение, в приёмную семью, приспосабливаться

к большому количеству людей, к разным требованиям, к разным системам. Слабые

адаптивные

механизмы

приводят

к

затягиванию

периода

адаптации,

к

дополнительному травмированию, к стойкой негативной установке в отношениях с

детским и взрослым коллективом.

Настоящая программа разработана и посвящена актуальной для интернатных

учреждений теме – адаптация вновь прибывших воспитанников к новым условиям.

Мы понимаем адаптацию, как сложный процесс приспособления индивида к

изменившимся социально-психологическим условиям и полагаем, что реализация

комплексной программы позволит:

- сократить сроки адаптации воспитанников в учреждении;

- избежать психотравмирования, связанного с расставаниями с друзьями;

Менее болезненно войти в новый коллектив, познакомиться с традициями,

обычаями и нормами, системой взаимоотношений в детской группе.

В данной программе используется комплексный подход со стороны всех

специалистов

интернатных

учреждений:

социального

педагога,

психологов,

воспитателей, медицинского персонала, что позволяет поддержать ребенка на всех

этапах адаптации, всеми, имеющимися в наличии средствами.

Цель данной программы:

Создание

для

поступающих

в

учреждение

воспитанников

условий,

способствующих

быстрой

и

эффективной

адаптации

к

новой

жизненной

ситуации.

Деятельность по программе осуществляется в три этапа. На каждом этапе

стоят свои задачи, используются различные средства, подключается определенный

ведущий специалист.

1 этап. Подготовительный.

Задачи этого этапа:

1.

Получить максимальную информацию о будущем воспитаннике.

2.

Снизить уровень тревожности у ребенка, переезжающего в незнакомое для

него место.

3.

Подготовить условия для приёма будущего воспитанника.

Работа на данном этапе начинается с посещения социальным педагогом и

администрацией того учреждения, из которого выбывает ребенок, заключающаяся в

следующем:

- знакомство с документами воспитанника;

- беседа с психологом, социальным педагогом, воспитателями учреждения;

- сбор полной информации о биологической семье ребенка;

-

встреча

и

беседа

с

самим

воспитанником,

выявление

его

желаний

и

потребностей;

- знакомство с новым учреждением, с условиями проживания, наличием

секций

и

кружков,

спецификой

учебных

заведений,

которые

посещают

воспитанники.

После

посещения

учреждения,

из

которого

убывает

воспитанник,

работа

осуществляется

на

территории

нового

учреждения.

Воспитатели

и

психологи

подготавливают ребят к приему новичка: заранее определяется спальное место,

тумбочка

для

личных

вещей,

место

для

одежды

в

шкафу.

Ребятам

даётся

информация

о

новом

воспитаннике:

как

зовут,

откуда,

чем

увлекается

и

интересуется.

Воспитатели

обращаются

с

просьбой

к

тому

или

иному

воспитаннику взять временное шефство над вновь прибывшим ребенком.

О том, что данный этап завершен, говорят следующие данные:

-

воспитанники

группы

положительно

реагируют

на

приезд

новичка,

проявляют интерес к его личности;

-

специалисты

владеют

первичной

информацией

о

состоянии

здоровья

будущего

воспитанника,

психологических

особенностях,

склонностях

и

предпочтениях.

2 этап. Основой (с момента прибытия воспитанника).

Задачи этого этапа:

1.

Исключить негативный опыт в первые дни пребывания в учреждении.

2.

Снизить риск травмирования при вхождении в новый коллектив.

3.

Получить

результаты

диагностики

для

осуществления

индивидуальной

коррекционно-развивающей работы.

4.

Помочь новичку определиться с посещением кружков, секций, студий, в

соответствии с его интересами и склонностями.

С момента поступления воспитанника в учреждение, с ним ведется активная

работа со стороны воспитателей, социального педагога, психолога, медицинского

персонала. Это этап диагностики и активного сопровождения ребенка. Воспитатель

знакомит

воспитанника

с

ребятами

группы,

его

правами

и

обязанностями

(приложение 1), поручает новичка одному из воспитанников, который показывает

территорию

учреждения

и

окружающего

квартала,

помогает

быстрей

сориентироваться

в

ситуации,

ведется

лист

наблюдения

(приложение

2).

Социальный педагог информирует воспитателей о социальном статусе ребенка, об

обстоятельствах его помещения в учреждение.

В первый вечер на групповом огоньке каждый из воспитанников группы

рассказывает о себе, своих интересах, увлечениях, о своих друзьях. Желательно

создать эмоционально комфортную атмосферу, чтобы новичок включился в беседу.

Далее воспитанник проходит медицинскую и педагогическую диагностику, по

результатам которой делаются медицинские назначения и разрабатывается маршрут

психолого-педагогической коррекции, прописываются рекомендации для педагогов

и самого воспитанника. Воспитатель группы приводит новичка в школу, знакомит с

классным руководителем, передает необходимые документы, а также рекомендации

специалистов учреждения.

По окончании второй недели в группе проводится мероприятие «Посвящение

в воспитанники» (приложение 3).

Результатами второго этапа можно считать:

-

наличие

результатов

медицинского

и

психолого-педагогического

обследования ребенка;

- преобладающий положительный эмоциональный фон у воспитанника;

- выраженный интерес к внешкольным занятиям (секции, студии);

- уверенное поведение в стенах учреждения и школы.

3 этап. Контрольный.

Задачи этого этапа:

1.

Осуществлять наблюдение за процессом адаптации воспитанника.

2.

Формировать

у

воспитанника

чувства

защищенности

и

уверенности

в

своих силах.

3.

Подкреплять положительную мотивацию к занятиям в секциях, студиях и

др.

За воспитанником ведется постоянное наблюдение со стороны педагогов и

психолога,

корректируются

его

действия.

Используются

позитивные

методы

воздействия,

направленные

на

повышение

самооценки,

формирования

уверенности в своих силах. Педагоги дополнительного образования активно

приглашают посетить свои занятия, попробовать силы в том или ином виде

деятельности.

Воспитаннику

разрешается

общение

со

своими

друзьями,

оставшимися в другом учреждении, а также с родственниками. Данный этап

длится примерно полгода, о его окончании говорят следующие данные:

- стабильно положительный эмоциональный фон у воспитанника;

- стабильные отметки в учебной деятельности;

- принадлежность воспитанника к одной из групп ребят (совместный

досуг, более активное общение, выраженная симпатия);

- активная включенность в общественную жизнь учреждения (участие в

праздниках, соревнованиях и др.);

- принятие правил, существующих в учреждении.

Приложение 1

Права и обязанности воспитанников учреждения

Воспитанники имеют право:

1.

На

выбор

общения

по

своему

желанию

и

потребностям.

Обязаны

осуществлять это общение, не нарушая режим учреждения.

2.

На посещение друзей и знакомых, проживающих вне учреждения. При этом

обязаны ставить в известность воспитателей о своем местонахождении и

времени возвращения.

3.

На

встречи

с

близкими

родственниками,

при

наличии

разрешающих

документов.

4.

На посещение друзей и подруг, проживающих в других группах. Обязаны не

нарушать правила и порядки, существующие в данной группе, помнить, что

находятся в гостях.

5.

На

уважительное

отношение

со

стороны

других

воспитанников

и

сотрудников учреждения. Обязан сам проявлять уважение к другим.

6.

На корректность в отношении своих родственников и родителей. Обязаны

корректно отзываться о близких и родственниках других воспитанников и

сотрудников.

7.

На

пользование

имуществом

учреждения

(библиотечным

фондом,

компьютерами, орг. техникой и др.). Обязан относиться к нему бережно и

аккуратно.

8.

На

пользование

вещами,

полученными

в

учреждении

или

подаренными

спонсорами. Обязан

соблюдать

их

в

чистоте

и

порядке,

отвечать

за

их

сохранность.

9.

На самостоятельный выбор, чем занять свой досуг, выбор секций, студий и

др., в соответствии со своими желаниями и интересами. Обязан помнить о

приоритетности

учебной

деятельности:

добросовестно

учиться¸

не

пропускать занятия без уважительных причин.

10.На

проживание

в

комфортных

условиях,

спокойную

обстановку. Обязан

соблюдать

режим

учреждения,

выполнять

обязанности

дежурного

в

соответствии с графиком дежурств, соблюдать чистоту в помещении

,

проявлять уважение к обслуживающему персоналу.

11.

На

справедливое

поощрение

и

наказание

со

стороны

администрации

и

педагогов учреждения. Обязан соблюдать требования учреждения на: запрет

на

самовольный

уход

из

учреждения,

запрет

на

употребление

алкоголя,

табака, психоактивных веществ.

Приложение 2

Листок наблюдения за воспитанником

________________________________________________________________________

Наблюдение осуществлялось с ____________________по_______________________

Навыки самообслуживания и трудовые

навыки

Отношение к пище, предпочтения,

противопоказания

Выбранный круг общения, стиль

общения со сверстниками

Стили общения со взрослым

Интересы и предпочтения

Способность к самоорганизации и

выполнение режимных моментов

Учебная деятельность

Наличие вредных привычек

Наблюдение осуществлялось воспитателем_________________________________

Приложение 3

Сценарий праздника «Посвящение в воспитанники»

Ребята, я хочу вас пригласить за этот праздничный стол, потому что сегодня у

нас есть повод собратья всем вместе в торжественной обстановке. Совсем недавно

в нашем коллективе, в нашей «семье» появился новый член семьи. И сегодня, в

честь прибытия (имя, Н: Александр) Александра в нашу группу, хотим устроить

праздник

в

ходе

которого

мы

еще

ближе

познакомимся

с

ним,

узнаем

о

нем

побольше,

и,

возможно,

он

узнает

о

нашей

группе

еще

что-нибудь

новое

и

интересное.

«Что в имени тебе моем?»

Все люди индивидуальны, у каждого человека свои черты характера, свой

образ и свое имя. Каждое время имеет свои характерные черты. Например, говорят,

что Наталья в детстве активная общественница, повсюду успевает, любит быть на

виду, а Татьяна с детства отличается эмоциональностью и одновременно умением

за

себя

постоять.

А

что

же

означает

имя

Александр?

Происходит

оно

из

древнегреческих слов «алекс» - защищать и «андрос» - мужчина, то есть «защитник

людей». В детстве Александры часто болеют, но подростками усиленно занимаются

спортом

и

вырастают

довольно

крепкими

и

целеустремленными

мужчинами.

Александры

способны

добиваться

своего,

из

них

получаются

неплохие

руководители,

умеющие

управлять

коллективом.

Пользуется

репутацией

справедливых

людей.

В

отношениях

с

девушками

Александр,

прежде

всего,

стремится

быть

обворожительным.

Редко

встретишь

такого

приветливого

и

обворожительного мужчину, как Александр. Подать руку, помочь надеть пальто,

купить букет цветов – это у него вошло в привычку. Главное же оружие Александра

– это комплимент. Нет, Александр не играет, он и в самом деле верит в искренность

своих комплиментов, также как и искренность своих признаний в любви.

В жизни мы друг к другу обращаемся не только официально, например, Елена

или Константин, но и ласково – Лена, Леночка. А какие производные от имени

Александр вы можете назвать? Давайте посоревнуемся, кто последний придумает

как можно обращаться к Александру, получит наш сувенир. (Идет конкурс). Вот как

в разных ситуациях можно по разному обращаться к нашему Александру: и Саша, и

Сашенька, и Шурик.

«Дразнилки по-соседски»

Скажите, только честно, какие у вас отношения с соседями по комнате? Ага,

по-разному

бывает.

Да

уж,

бывает

всякое.

А

какие

вам

бы

хотелось

иметь

отношения с соседями? Ну конечно, все бы хотели жить дружно и не ругаться.

Ребята, посмотрите по сторонам, кого из ваших соседей по столу вы бы

назвали замечательным соседом? Поскольку задача не из простых, будем считать

хорошим соседом того, кто сидит справа. Надо улыбнуться ему, пожать руку.

А теперь маленькое отступление. Как бы вы с соседом не ладили, могут

случиться ситуации, когда вам непременно захочется сказать ему пару ласковых и

даже обозвать, и не надо переубеждать меня. Так вот: захочется обозвать соседа –

обзывайте! Только сосед или соседка – человек славный, так что обзывать его надо

по-хорошему,

например:

Танюша

замечательная

певица,

или

Андрюша

отличный футболист. Задание понятно? Так, давайте пройдемся по кругу, обзывая

друг

друга,

только

по-хорошему.

(Присутствующие

за

столом

«обмениваются

любезностями»).

Ведущий

может

задавать

играющему

наводящие

вопросы

о

соседе.

Играющий должен быстро, в течение 5 секунд на них ответить. Нет ответам - игрок

выполняет фант (фанты можно прописать заранее или придумать в ходе игры).

Примерные вопросы:

1.

Александр жутко устал, куда вы его отправите?.....(в отпуск)

2.

На каком транспорте вы его туда отправите?

3.

Кого посадите рядом с ним?

4.

Чем будете кормить в дороге?

5.

Во что вы его при этом оденете?

6.

Чем захотите удивить и порадовать Александра?

7.

В чем главное достоинство Александра? И т. д.

«Пойми меня»

Когда люди долго живут, они начинают понимать друг друга без слов. Так вот,

Александр прожил у нас достаточно, давайте посмотрим, как вы уже научились

понимать друг друга без слов. И у нас игра-пантомима «Пойми меня».

Представьте себе, что вы стоите по двум сторонам широкой дороги, вы

видите

друг

друга,

но

не

можете

услышать,

слишком

шумно

на

улице,

не

докричаться. А надо срочно передать информацию. Одному надо показать без слов,

с помощью пантомимы, ту информацию, которую необходимо донести, а второму

игроку нужно попытаться понять, что хочет сказать его друг. (Могут попробовать

понять друг друга и другие участники мероприятия). Ситуации могут быть самые

разные, например:

- я купил билеты на балет «Лебединое озеро»;

- встречаемся у памятника Пушкину в 18.00;

- прости меня, я не смогу с тобой встретиться в 9 часов;

- поздравь меня, я получил «5» по географии и др.

«Кто точнее?»

А теперь другой конкурс на вашу внимательность. Я уже все предварительно

узнала, а теперь хочу узнать, знаете ли вы, что любит наш виновник торжества. Я

буду задавать вопросы, а самому точному и внимательному в конце игры полагается

приз.

Вопросы могут быть следующего содержания:

- любимое имя;

- любимый актер;

- любимая песня;

- любимое блюдо;

- любимый фильм;

- любимая книга и т. д.

«Ромашка с пожеланиями»

После достойного посвящения, давайте подарим Александру

вот такую

замечательную

ромашку,

на

лепестках

которой

мы

все

напишем

пожелания.

(Количество

лепестков

равно

количеству

участником

мероприятия,

заранее

приготовлены

ручки

или

карандаши,

после

склеивается

ромашка,

вручается

виновнику торжества и начинается чаепитие).



В раздел образования