Автор: Клешнева Анна Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 66
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Урок. Литературное чтение. 3 класс
Тема: Русская народная сказка "Белая уточка". Развитие нравственных качеств.
Раздел: начальное образование
«Белая уточка»
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Лампа Алладина, в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарям нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
- Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?
- Ну, тогда в путь!
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Подведение детей к формулированию темы и цели урока.
- Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и
горя нет».
- Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)
- Как вы понимаете данную пословицу?
- Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку?
- Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83
рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт
речь в этой сказке?
- Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка».
-Какие мы ставим себе цели?
(в чем смысл сказки?чему учит сказка? какие чувства вызывает сказка? дать
характеристику героям, определить к какому виду относится сказка)
3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.
-
Давайте
прослушаем
сказку
в
исполнении
артиста
и
проверим
свои
предположения.
Прослушивание
диска
с
произведением
с
одновременным
слежением
по
тексту.
- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая
сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)
- Понравилась ли вам сказка?
4. Словарная работа.
Толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей
- Смысл каких слов и выражений был непонятен?
Толкование слов написано на доске.
-Найдите к каждому слову соответствующее толкование
Заповедовал
(…заповедовал
не
покидать
высока
терема…)
–
завещал,
наказывал
Не ватажиться («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться
толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не
связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)
Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.
Намалевалась – накрасилась.
Мыкали по полю – бродили, мотались.
куст колода – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь
Фасмера)
5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.
- Давайте обсудим сказку.
-
С
чего
начинается
сказка?
Послушалась
ли
жена
князя? Что
с
ней
случилось? Зачитайте.
- Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться
чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)
- Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из
текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.
(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)
- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём
беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.
- Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?
- В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое
высказывание?
(Когда
дети
себя
ведут
послушно
–
это
для
родителей
радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)
6. Физкультминутка.
7. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.
-Вернёмся к сказке.
- Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в
сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)
- Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в
том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок»,
«заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил.
Заморыш – особый ребёнок).
- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий
двор
и
увидела
своих
деток,
лежащих
рядком.
Как
повела
себя
мать?
(жалобно запела, запричитала)
- Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте
выразительно.
- Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая,
красивая, горюющая)
- Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)
- Кто помог уточке в горе? (князь)
- С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми?
Зачитайте отрывок.
- Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.
- Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили
на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?
Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья
ослушались
мать)Эмоциональная
оценка
текста
с
помощью
вопросов
по
содержанию.
8. Подведение итогов.
Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.
- К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)
- Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения,
троекратные
повторы,
присказки,
сказочные
помощники,
невероятные
события)
- Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске:
княгиня, князь, сыновья - ведьма)
- Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает:
добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает
зло.
- Основной идеей произведения можно назвать такую: добрый и хороший
человек сможет пережить все неприятности (как главная героиня), а злодей
обязательно будет наказан за плохие поступки.
Сказка о черном колдовстве ведьмы и о постигшей ее каре. Сказка защищает
прямодушие и невинность, казнит обман и коварство.
- Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?
9. Рефлексия
Цель: оценить свою деятельность на уроке.
В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?
- Что нового для себя сегодня узнали?
10. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.
Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым,
его вкладом в русскую культуру.
- Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?
-Много лет назад жил один человек, который, собирал сказки, записанные
другими
писателями,
и
выпустил
3
тома
сборника
«Народные
русские
сказки».
Звали
его
Александр
Николаевич
Афанасьев.
Сам
Александр
Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около
640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему
150 сказок.
Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской
культуры.
Сказки
из
этого
сборника
переведены
на
многие
языки
и
пользуются мировой известностью.
Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они
неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.
11. Домашнее задание.
Прочитайте
дома
сказку
родным,
обменяйтесь
с
ними
впечатлениями.
Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.