Напоминание

Русская народная сказка "Белая уточка". Развитие нравственных качеств.


Автор: Клешнева Анна Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 66
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Урок. Литературное чтение. 3 класс
Тема: Русская народная сказка "Белая уточка". Развитие нравственных качеств.
Раздел: начальное образование





Назад




«Белая уточка»

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

- Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

- Ну, тогда в путь!

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Подведение детей к формулированию темы и цели урока.

- Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и

горя нет».

- Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку?

- Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83

рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт

речь в этой сказке?

- Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка».

-Какие мы ставим себе цели?

(в чем смысл сказки?чему учит сказка? какие чувства вызывает сказка? дать

характеристику героям, определить к какому виду относится сказка)

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

-

Давайте

прослушаем

сказку

в

исполнении

артиста

и

проверим

свои

предположения.

Прослушивание

диска

с

произведением

с

одновременным

слежением

по

тексту.

- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая

сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

- Понравилась ли вам сказка?

4. Словарная работа.

Толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

- Смысл каких слов и выражений был непонятен?

Толкование слов написано на доске.

-Найдите к каждому слову соответствующее толкование

Заповедовал

(…заповедовал

не

покидать

высока

терема…)

завещал,

наказывал

Не ватажиться («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться

толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не

связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

Размыкать тоску – рассеять, забыть, развеять.

Намалевалась – накрасилась.

Мыкали по полю – бродили, мотались.

куст колода – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь

Фасмера)

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

- Давайте обсудим сказку.

-

С

чего

начинается

сказка?

Послушалась

ли

жена

князя? Что

с

ней

случилось? Зачитайте.

- Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться

чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

- Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из

текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём

беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

- Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

- В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое

высказывание?

(Когда

дети

себя

ведут

послушно

это

для

родителей

радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

6. Физкультминутка.

7. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

-Вернёмся к сказке.

- Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в

сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

- Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в

том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок»,

«заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил.

Заморыш – особый ребёнок).

- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий

двор

и

увидела

своих

деток,

лежащих

рядком.

Как

повела

себя

мать?

(жалобно запела, запричитала)

- Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте

выразительно.

- Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая,

красивая, горюющая)

- Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

- Кто помог уточке в горе? (князь)

- С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми?

Зачитайте отрывок.

- Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

- Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили

на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья

ослушались

мать)Эмоциональная

оценка

текста

с

помощью

вопросов

по

содержанию.

8. Подведение итогов.

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

- К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

- Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения,

троекратные

повторы,

присказки,

сказочные

помощники,

невероятные

события)

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске:

княгиня, князь, сыновья - ведьма)

- Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает:

добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает

зло.

- Основной идеей произведения можно назвать такую: добрый и хороший

человек сможет пережить все неприятности (как главная героиня), а злодей

обязательно будет наказан за плохие поступки.

Сказка о черном колдовстве ведьмы и о постигшей ее каре. Сказка защищает

прямодушие и невинность, казнит обман и коварство.

- Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

9. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

- Что нового для себя сегодня узнали?

10. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым,

его вкладом в русскую культуру.

- Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

-Много лет назад жил один человек, который, собирал сказки, записанные

другими

писателями,

и

выпустил

3

тома

сборника

«Народные

русские

сказки».

Звали

его

Александр

Николаевич

Афанасьев.

Сам

Александр

Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около

640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему

150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской

культуры.

Сказки

из

этого

сборника

переведены

на

многие

языки

и

пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они

неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

11. Домашнее задание.

Прочитайте

дома

сказку

родным,

обменяйтесь

с

ними

впечатлениями.

Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.



В раздел образования