Напоминание

"Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Зубеева Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ имени ВОВ Танчука И.А. с. Георгиевка структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: Самарская область Кинельский район с. Георгиевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ:
«Информационно-коммуникационные технологии в

образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»
на тему: «Создание мультимедийного дидактического пособия для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт»» Выполнил(а): Зубеева Ольга Юрьевна воспитатель ГБОУ СОШ села Георгиевка с/п детский сад Самара, 2015 г. 1
Пояснительная записка. Одним из важнейших направлений дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум. Практическая значимость: применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка- дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране, в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля. Актуальность: Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социальное неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей. Группа детского сада — важнейший социализирующий фактор. Именно в детском саду ребёнок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус. 2
Что же такое информационные технологии? В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «Новая информационная компьютерная технология» - ИКТ. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Меня заинтересовала эта тема, поиск материала решение проблем в области применения ИКТ в работе, как педагога. Поэтому я выбрала методическую тему: «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ, для всестороннего развития дошкольников». Изучаю, анализирую литературу, перенимаю опыт как теоретический, так и практический, делюсь опытом, имеющимся у меня с коллегами, по сети интернет, на методических семинарах, педагогических советах. Интерактивные средства системы, отличные помощники в развитии детей: Помогают в развитии памяти, мышления, внимания, развитие личности, навыков учебной деятельности. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; 3
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ в работе: 1.В работе с родителями: презентация досугов, театрализованных представлений, детских праздников 2.В работе с детьми: Организация НОД, просмотр мультимедии, праздники, досуги, игра 3.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация). 4.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 5.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов 6.Оформление групповой документации,(списки детей, сведения о родителях, 4
диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. 7.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. 8.Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; 11.Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности. 12.Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей. Вывод: Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками 5
В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехнику. Использование ИКТ позволяет выполнить задачи, решение которых традиционными методами, является недостаточно продуктивным. Одним из главных преимуществ использования ИКТ является визуализация предоставляемого материала. Известно, что у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в красочном, интересном и, главное, доступном виде, вызывает интерес. Использование ИКТ ускоряет не только запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно- познавательная. Известно, что человек воспринимает информацию с помощью различных органов чувств. Эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение повышает эффективность восприятия до 65%. Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Кроме того, ИКТ помогают развивать у дошкольников такие волевые качества, как сосредоточенность, самостоятельность и усидчивость. Одним из дидактических средств, обладающим значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. 6
Данное электронное мультимедийное пособие разработано для детей дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Транспорт» Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задачи: закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный); закреплять знания детей о частях транспорта; развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь; развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос; развивать познавательный интерес; воспитывать умение слушать друг друга. Дидактическое пособие по теме «Транспорт» содержит в себе следующие дидактические игры:
«Убери лишнее».
Детям предлагается рассмотреть картинки и найти верный ответ. Убрать лишнее при помощи щелчка правой кнопки мыши. 7

«Какой из представленных видов транспорта не является

пассажирским?»
Детям предлагается рассмотреть картинки и щелчком правой кнопкой мыши выбрать правильный ответ.
«Какая из этих машин не является специальной?»
8
Детям необходимо из представленных машин найти ту машину, которая не является специальной и щелчком левой кнопки мыши убрать её.
«Кому из специалистов необходима эта машина?
Детям необходимо при помощи щелчка мыши выбрать того специалиста, которому необходима данная машина. 9

«Выбери наземный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи щелчка мыши верный ответ. 10

«Выбери воздушный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи щелчка мыши верный ответ
«Выбери водный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи щелчка мыши верный ответ. 11

Игра « помоги собрать пчелкам мед»
Использованная литература: 1. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика и образование.- 1994. - № 4 2. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты/С.В.Зенкина. –М.:Просвещение,2007 3. Осмоловская И.М., Дидактические проблемы в управленческой деятельности. – М.: Сентябрь, 2005. 12


В раздел образования