"Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Зубеева Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ имени ВОВ Танчука И.А. с. Георгиевка структурное подразделение детский сад Населённый пункт: Самарская область Кинельский район с. Георгиевка Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
по программе ВБ: «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»
на тему:
«Создание мультимедийного дидактического пособия для детей
дошкольного возраста по теме «Транспорт»»
Выполнил(а): Зубеева Ольга Юрьевна
воспитатель ГБОУ СОШ села Георгиевка
с/п детский сад
Самара, 2015 г.
1
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений дошкольного образования в соответствии
с Федеральными Государственными образовательными стандартами является
создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса,
психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья) в целях обогащения его социального опыта и
гармоничного включения в социум.
Практическая значимость: применение дидактического пособия позволяет
повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-
дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране, в
игровой форме, вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление,
веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Проблемные
задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером
являются стимулом познавательной активности детей. Игра приучает
дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.
Актуальность: Трудности социального развития детей объясняются тем, что
дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социальное неравенство,
дефицит культуры общения и взаимоотношений людей. Группа детского сада
— важнейший социализирующий фактор. Именно в детском саду ребёнок
проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус.
2
Что же такое информационные технологии?
В практике информационными технологиями обучения называют все
технологии, использующие специальные технические информационные
средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко
использоваться в образовании, появился термин «Новая информационная
компьютерная технология» - ИКТ.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и
обучению
подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны
способствовать не замене традиционных методов, а расширению их
возможностей.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они
способны повысить эффективность взаимодействия педагогического
коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании
дошкольников.
Меня заинтересовала эта тема, поиск материала решение проблем в
области
применения ИКТ в работе, как педагога.
Поэтому я выбрала методическую тему:
«Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ, для
всестороннего развития
дошкольников». Изучаю, анализирую литературу, перенимаю опыт как
теоретический, так и практический, делюсь опытом, имеющимся у меня с
коллегами, по сети интернет, на методических семинарах, педагогических
советах.
Интерактивные средства системы, отличные помощники в развитии детей:
Помогают в развитии памяти, мышления, внимания, развитие личности,
навыков
учебной деятельности. предъявление информации на экране компьютера в
игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
3
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их
программное
обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера,
Интернета,
телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования,
то есть всего того, что может представлять широкие возможности для
коммуникации.
Использование ИКТ в работе:
1.В работе с родителями: презентация досугов, театрализованных
представлений,
детских праздников
2.В работе с детьми: Организация НОД, просмотр мультимедии, праздники,
досуги,
игра
3.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков,
группы,
информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек,
(сканирование, Интернет; принтер, презентация).
4.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,
знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий.
5.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
6.Оформление групповой документации,(списки детей, сведения о
родителях,
4
диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.),
отчетов.
7.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у
родителей в
процессе проведения родительских собраний.
8.Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как
фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать
их;
11.Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по
различным
направлениям деятельности.
12.Создание медиатек, которые представляют интерес не только для
педагогов, но и
для родителей.
Вывод:
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей
ориентироваться
в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими
способами
работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться
информацией с
помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно
иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом
педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению
знаний дошкольниками
5
В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия,
демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы
Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и
аудиотехнику. Использование ИКТ позволяет выполнить задачи, решение
которых традиционными методами, является недостаточно продуктивным.
Одним из главных преимуществ использования ИКТ является визуализация
предоставляемого материала. Известно, что у дошкольников хорошо развито
непроизвольное внимание, поэтому учебный материал, предъявляемый в
красочном, интересном и, главное, доступном виде, вызывает интерес.
Использование ИКТ ускоряет не только запоминание, но и делает его
осмысленным и долговременным. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская
природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и
картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-
познавательная.
Известно, что человек воспринимает информацию с помощью различных
органов чувств. Эффективность слухового восприятия информации
составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение
повышает эффективность восприятия до 65%. Использование
информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды
восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на
занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и
др. Кроме того, ИКТ помогают развивать у дошкольников такие волевые
качества, как сосредоточенность, самостоятельность и усидчивость.
Одним из дидактических средств, обладающим значительным развивающим
потенциалом, является мультимедиа.
6
Данное электронное мультимедийное пособие разработано для детей
дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Транспорт»
Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».
Задачи:
закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта
(воздушный, наземный, водный);
закреплять знания детей о частях транспорта;
развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную
речь;
развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
развивать познавательный интерес;
воспитывать умение слушать друг друга.
Дидактическое пособие по теме «Транспорт» содержит в себе следующие
дидактические игры:
«Убери лишнее».
Детям предлагается рассмотреть картинки и найти верный ответ. Убрать
лишнее при помощи щелчка правой кнопки мыши.
7
«Какой из представленных видов транспорта не является
пассажирским?»
Детям предлагается рассмотреть картинки и щелчком правой
кнопкой мыши выбрать правильный ответ.
«Какая из этих машин не является специальной?»
8
Детям необходимо из представленных машин найти ту машину,
которая не является специальной и щелчком левой кнопки мыши
убрать её.
«Кому из специалистов необходима эта машина?
Детям необходимо при помощи щелчка мыши выбрать того специалиста,
которому необходима данная машина.
9
«Выбери наземный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи
щелчка мыши верный ответ.
10
«Выбери воздушный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи
щелчка мыши верный ответ
«Выбери водный транспорт»
Детям предлагается рассмотреть картинки и выбрать при помощи
щелчка мыши верный ответ.
11
Игра « помоги собрать пчелкам мед»
Использованная литература:
1. Дети, компьютеры и коммуникации/С.П. Первин // Информатика
и образование.- 1994. - № 4
2. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда,
ориентированная на новые образовательные
результаты/С.В.Зенкина. –М.:Просвещение,2007
3. Осмоловская И.М., Дидактические проблемы в управленческой
деятельности. – М.: Сентябрь, 2005.
12