Напоминание

"ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ"


Автор: Воротынцева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 "Сказка"
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Осуществляя

цели

и

задачи

музыкально-эстетического

воспитания,

я

на

протяжении

нескольких

лет

занимаюсь

развитием

музыкальных

способностей

детей

в

театрально-игровой

деятельности,

постановкой

музыкальных сказок, кукольных спектаклей в исполнении взрослых и детей,

инсценировок, драматизаций, детских опер.

Основная

цель,

которую

я

ставлю,

занимаясь

с

детьми

музыкально-

театрализованной деятельностью – это развитие творческих способностей

средствами театрального искусства.

Музыкально-театральная

деятельность

развивает

личность

ребенка,

прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует

артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,

побуждает

их

к

созданию

новых

образов.

Полноценное

умственное

и

физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и

искусству

характеризуют

целостную,

гармонически

развитую

личность,

нравственные

совершенствования

которой

во

многом

зависят

и

от

эстетического воспитания.

Основные задачи театрализованной деятельности:

1.

Последовательно знакомить детей всех возрастов с различными видами

театра: кукольный, драматический оперный.

2.

Поэтапное

освоение

детьми

различных

видов

творчества

по

возрастным группам.

3.

Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и

кукольных спектаклях.

4.

Уметь ориентироваться в музыкальном зале.

5.

Побуждать детей сочинять сказку.

6.

Формировать умение жестом, движением передать основные эмоции.

7.

В кукольном спектакле знакомить детей с приемами кукловождения, с

сопровождением движением кукол песенкой.

8.

Побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях.

9.

Развивать желание выступать перед другими детьми, родителями.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы

кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или

иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с

ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя,

всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром

через

образы,

краски,

звуки.

Большое

и

разностороннее

влияние

театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как

сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время

игры чувствует себя раскованно, свободно. Чем богаче опыт малыша, тем

ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего

детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, музыке, живописи.

Знакомить детей с театрализованной игрой необходимо начинать в первой

младшей

группы.

Малыши

смотрят

небольшие

кукольные

спектакли

и

драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники.

Поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс

обучения необходимо организовывать так, чтобы он воздействовал на чувства

и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал

для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.

Этому требованию отвечают театрализованные и сюжетно-ролевые игры с

куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой

форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы. В

процессе

театрализованных

игр,

происходит

интегрированное

воспитание

детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению,

игре

на

музыкальных

инструментах.

Создается

творческая

атмосфера,

которая

помогает

раскрыться

каждому

ребенку

как

личности,

применять

собственные

возможности

и

способности.

В

процессе

создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка

открывается

еще

одна

сторона

искусства,

еще

один

способ

самовыражения,

с

помощью

которого

он

может

стать

непосредственным

творцом.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений

занимают

немаловажное

место

в

целостном

музыкальном

воспитании

ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть

для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид

деятельности

доступен

всем

и

оказывает

благоприятное

воздействие

на

творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет

избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой

игре,

которая

складывается

как

основа

относительно

самостоятельного

функционирования

детского

сообщества

и

к

5

годам

занимает

позицию

ведущей

деятельности

детей.

Важнейшим

компонентом

детской

игры

и

театра

выступает

роль

как

освоение

и

познание

окружающей

действительности,

как

её

художественное

отражение.

В

игровой

деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре - через

сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: -

игра

-

ролевая

и

актёрская.

Таким

образом,

театральная

деятельность

отвечает

природосообразности

этого

возраста,

удовлетворяет

основную

потребность ребёнка - потребность в игре и создаёт условия для проявления

его творческой активности.

Как

правило,

материалом

для

сценического

воплощения

служат

сказки,

которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира».

Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в

него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к.

оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Как мы работаем над сказками:

1.

Прослушиваем

сказку

в

исполнении

взрослого

музыкального

работника.

2.

Беседа

по

тексту.

Знакомство

с

музыкальной

характеристикой

сказочных героев.

3.

Составление диалогов.

4.

Дидактическая игра: «Кто я?» Даю музыку – дети отгадывают, какому

персонажу подходит музыка. Какой голос у Мишки?

5.

Распределяем роли. Чей голос больше подходит данному персонажу.

6.

Дальше идет индивидуальная работа над каждой ролью.

7.

Работа над песенными характеристиками.

8.

Научить ребенка двигаться. Например, куда и как пойдет Лисичка?

9.

Закладываются

основы

актерского

мастерства,

идет

работа

над

пластикой движений.

10.

Идет работа по сценам.

11.

Заканчивается все постановкой спектакля.

Важнейшим

в

детском

творчестве

является

репетиция

это

процесс

творческого переживания и воплощения. Именно в процессе работы над

образом происходит развитие личности ребенка. Музыкальный компонент

театральных

занятий

расширяет

развивающие

и

воспитательные

возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на

настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному

языку

мимики

и

жестов

добавляется

закодированный

музыкальный

язык

мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём

сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Природная

предрасположенность

дошкольников

к

«напеванию»

и

«пританцовыванию» объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-

театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных

потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от

закомплексованности,

дает

ему

ощущение

своей

особенности,

приносит

ребенку

массу

радостных

минут

и

огромное

наслаждение.

Восприятие

«поющих слов» в музыкальном спектакле становится более осознанным и

чувственным

за

счёт

подключения

сенсорных

систем,

а

собственная

включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но

и в «себя», уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Цель

работы

педагогов

детского

сада

в

направлении

музыкально

-

театральной

деятельности

-

сделать

жизнь

воспитанников

интересной

и

содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами,

радостью

творчества,

стремиться,

чтобы

навыки,

полученные

в

театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Из

многообразия

средств

выразительности

программа

детского

сада

рекомендует следующие: во второй младшей группе формировать у детей

простейшие

образно-выразительные

умения

(например,

имитировать

характерные движения сказочных персонажей - животных); в средней группе

использовать художественно-образные выразительные средства - интонацию,

мимику

и

пантомиму

(жесты,

позу,

походку);

в

старшей

группе

совершенствовать

художественно-образные

исполнительские

умения;

в

подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в

передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

На занятиях, во время игр и развлечений надо постепенно давать детям

различные материалы, музыкальные инструменты, игрушки и т. д., чтобы под

руководством воспитателя они осваивали их. Например, в театрализованной

деятельности ребята овладевают приемами действия пальчиковыми куклами,

бибабо,

во

время

музицирования

-

различными

приемами

игры

на

металлофоне, бубне, цитре и т. д.

Музыкально-театральная

деятельность

представляет

собой

синтетическую

форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она

включает

в

себя

восприятие

музыки,

песенно-игровое

творчество,

пластическое

интонирование,

инструментальное

музицирование,

художественное

слово,

театрализованные

игры,

сценическое

действие

с

единым художественным замыслом.

Известно,

что

основой

музыкального

образа

является

звучащий

образ

реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие

богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных

эталонов

(высота,

длительность,

сила,

тембр

звучания),

реально

представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел

стучит,

дверь

скрипит,

ручей

журчит

и

т,

д.).

Вместе

с

тем,

процесс

музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных

образах,

которым

нет

звуковой

и

ритмической

аналогии

в

окружающей

действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть

обыграно при помощи театрализации. Музыкально-театральная деятельность

детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское

мастерство,

игровое

творчество,

имитирование

на

музыкальных

инструментах,

песенное

и

танцевальное

творчество

детей,

проведение

праздников и развлечений. Музыкально-театральная деятельность включает в

себя следующие моменты музыкального развития:

1.

Инсценировка песен;

2.

Театральные этюды;

3.

Развлечения;

4.

Фольклорные праздники;

5.

Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества

самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание

действий,

самому

подбирать

музыкальные

инструменты

для

исполнения,

образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим

выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому

развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах,

правилах и традициях общества, в котором он живет.

Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального

воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает

толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.



В раздел образования