Напоминание

Организация развивающей предметно– пространственной среды в экологическом образовании с применением педагогических технологий


Автор: Тришина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка №2 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация развивающей предметно– пространственной среды в экологическом образовании с применением педагогических технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей предметно- пространственной среды

в экологическом образовании с применением педагогических технологий

1 слайд

Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделится опытом своей работы по

Организации развивающей предметно- пространственной среды в экологическом

образовании с применением педагогических технологий.

2 слайд

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

(ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ

является

3 слайд

Эко-среда: Экологическое воспитание должно осуществляться в специально

созданных

условиях

в

экологической

предметно-

развивающей

среде.

Которая

используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков

труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды

экологических знаний.

4 слайд Совершенствуя предметно-развивающую среду мы ставим задачи:

- Создать оптимальные условия для экологического развития детей в различных видах

детской деятельности;

- Способствовать формированию у детей потребности в общении с природой;

- Расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников и родителей;

- Создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей.

5 слайд Экологическая среда ДОУ может включать в себя:

- центр опытно – экспериментальной деятельности

- центр природы

- мини-библиотека

- центр «Воды и песка»

- центр коллекционирования

- мини-музеи

- экологическая тропа т.д.

При создании среды компоненты, по возможности не должны выпадать. Если в группе

создан один мини-музей, то нельзя утверждать, что у вас организована экологическая

среда.

Все эти элементы объединяются в экологический комплекс дошкольного учреждения.

Ядро такого комплекса составляют экологический кабинет и уголки в группах. Такой

экологический комплекс интегрирует различные образовательные области, что

значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.

6 слайд

Сейчас я хочу представить вам экологический центр нашего дошкольного

учреждения в котором одним из приоритетных направления является экологическое

воспитание. Он расположен в двух кабинетах экологии, т.к. у нас два корпуса, и

экологических уголках в группах.

Мы используем элементы программы Н. Рыжовой "Наш дом - природа" и предметно -

пространственная среда прослеживает программные направления, таким образом

обеспечивает возможность организации как совместной деятельности педагога и

воспитанника, так и самостоятельной деятельности дошкольника.

Предметная среда рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В соответствии со стандартами вся среда доступна, насыщена, соблюдает принципы

вариативности, полифункциональности, трансформируемости.

Итак, Добро пожаловать в мир Природы! Первый кабинет экологии.

7 слайд

Здесь располагается большая зона разнообразных комнатных растений, за которыми

мы наблюдаем, ухаживаем, учимся бережно относиться к природе. В этой зеленой чаще

живет хозяин экологической комнаты "Кузя" - это конкурсная работа детей и родителей.

Так же располагается природный материал для экспериментальной и творческой

деятельности.

8 слайд

Здесь находится уголок "Волшебницы - воды". Я воссоздала образ воды в

природе (водопад, озеро с растениями которые растут в воде, бобровую запруду), также

здесь находится материал для экспериментов с водой.

9 слайд

Мини-музей "Воздуха". Здесь мы узнаем про "Воздух - невидимку". Как он появляется,

как его можно увидеть, как его использует человек и какая его польза в природе?

10 слайд

Также здесь живут насекомые. Коллекция содержит не только муляжи, но и настоящих

засушенных насекомых, так же открытки, иллюстрации с изображением насекомых. Все

это используется для дидактических игр, для обогащения и закрепления знаний детей.

11слайд

Так же здесь располагается мини музей "Хлеба" - "От колоска - до кренделька".

12 слайд

Взаимодействие с природой проходит через музыку, движение, пантомиму.

В этом помогает нам Наш "Волшебный шкаф"! С масками, костюмами и атрибутами. В

пополнении его участвуют родители и дети. Так же имеется коллекция музыкальных

инструментов "Звуки природы". Все это используется в "Экологическом театре".

13 слайд

В этой комнате собраны методические пособия, литература, демонстрационный

материал, документация, дидактические игры экологической направленности. Подбор

дисков с аудио и видео материалами, методическими рекомендациями по программе

Рыжовой.

14 слайд

Все это используются не только для работы в экологическом центре, но и всеми

педагогами для экологического воспитания.

15 слайд

Активно используются технические средства: магнитофон, компьютер,

мультимедиа, имеется свой мини экран.

16 слайд

"Экологическая тропа" нашего центра с описанием зон - стоянок.

17 слайд

Это Зеленая полянка,

Кленовая аллея,

Хвойный лес,

Волшебница вода,

Зеленая аптека Доктора Ромашкина,

Цветник «Солнышко»

18 слайд

"Эколошкина библиотека". В нее входит подборка книг и журналов,

природоведческого характера. Здесь дети могут самостоятельно обобщить свой опыт и

даже взять книгу домой.

19 слайд

Развивать познавательный интерес и желание к исследовательской деятельности

нам помогает Центр опытно-экспериментальной деятельности «Юный Эколог», наша

"Лаборатория". Подбор средств и материалов для исследовательской и опытно -

экспериментальной деятельности как совместной так и самостоятельной. Основная

лаборатория находится в этой комнате, т.к. имеется раковина, вода (необходимое

условие).

20 слайд

Второй кабинет экологического центра.

Здесь отражены природные зоны, взаимодействие живой и не живой природы.

21 слайд

Из теплых тропиков мы окунаемся в Северные льды.

Затем, взбираемся в горы, где нас встречают горные орлы.

И вот мы в доме Природы.

22 слайд

Здесь собраны материалы, литература, пособия, которые способствуют развитию

умений применять имеющиеся знания в новых условиях.

23 слайд

Макеты Природных зон нашей Планеты, которые активизируют деятельность детей.

24 слайд

Подбор демонстрационных плакатов и дидактических игр. Так же имеются

некоторый методический материал, литература, видео фильмы.

25 слайд

Уголок Волгоградской области, с подбором познавательного материала, играми.

Знакомство с Красной книгой нашей области.

26 слайд

В этом экологическом центре также представлены не которые Мини - музеи природы.

Один из них приглашает в мир камней и минералов.

Мини - музей "Камней", "Что у нас под ногами?" Хозяин музея - добрый Гном.

Дети знакомятся с камнями разного вида, происхождения, даже драгоценными.

27 слайд

Интересная коллекция окаменелостей. коллекция камней – правильной Геометрической

формы. Так же имеются личные коллекции детей.

28 слайд

Можно посетить "Академию Мудрой Совы" - хозяйку мини - музея "Дерева".

Здесь ребята узнают все о дереве, о его значении в природе, что эта целая Эко -система,

В экспозицию входят коллекции Коры, Шишек, Гербария, а так же творческие работы

детей с этими материалами.

29 слайд

Находится в этой комнате и нетрадиционный мини-музей "Мхов и

Лишайников". Коллекцию я собирала в Крымских и Кавказских горах. Знакомясь с

экспонатами, дети узнают, что Мхи и лишайники - это самое древнее растение на Земле.

Чем они отличаются и как называются. Экспонаты используются в исследовательской

деятельности. Например, мы можем оживить мох.

Экспонаты музеев несут в себе познавательный и исследовательский интерес.

С ними ребята играют, экспериментируют, проводят опыты.

30 слайд

Для проведения экспериментов и опытов, здесь тоже есть своя мини-Лаборатория

31 слайд

Находятся здесь и Элементы выносной "Метеостанции". На площадке д. с. имеются

солнечные часы и ветряки.

32 слайд

Моделирование "Пищевых цепочек". Ёж охотится за муравьями, лиса за зайцем.

33 слайд

Здесь собраны некоторые результаты Детско - родительской деятельности в

природоохранных акциях, конкурсах, проектах "Кормушки", "Спасем планету от мусора",

""Новое дерево" и т. д.

Все материалы доступны, активно используются в самостоятельной творческой

деятельности детей.

Среда оформлена как готовыми материалами, так и самостоятельно изготовленными

пособиями. Вся среда динамична, функциональна, мобильна, и используется не только в

Экологическом центре, но и переносится в группы, для работы с детьми.

34 слайд

Элементы экологической среды имеются и в каждой группе ДОУ. И зеленая зона, и

библиотека, центр «Экспериментирования», центр «Воды и песка». В этом году мы

дополнили экологический комплекс групп мини-музеями, опираясь на программу

Рыжовой. После проведения проектов, в группах стали функционировать мини-музеи

«Воздуха», «Воды», «Хлеба».

35 слайд

Мини-музеи «Животных», «Насекомых», «Солнца».

36 слайд

Мини-музей «Птиц».

37 слайд

Мини- музей «Камней» с подбором интересных экспонатов, дидак-кого материала и игр.

38 слайд

Все мини –музеи связаны с Центрами Экспериментирования. Экспонаты используются

для опытно-исследовательской деятельности.

39 слайд

Но всем известно, что предметно-пространственная среда не должна быть

«мертвой». Самая доступная и насыщенная среда не будет эффективна, если не

применять на практике педагогические технологии.

Я не буду сейчас рассказывать о педагогических технологиях, все их знают. Я

остановлюсь на некоторых, которые непосредственно применяю в системе

экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В своей практической деятельности я использую две технологии, это игровая технология

и технология исследовательской деятельности.

40 слайд

С игровой технологией безусловно все знакомы . Она включает в себя различные

виды игр, которые мы непосредственно используем в своей работе с детьми.

Но надо помнить, что Главный признак педагогической игры в игровой технологии

- чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты,

характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

41 слайд

Дидактические игры экологический направленности. Нацелены на закрепление

полученных детьми знаний, на повторение, используются для индивидуальной работы.

42 слайд

Это развивающие игры, авторские, настольно-печатные, игра с природным материалом.

43 слайд

Подвижные игры. С перевоплощениями, направленные не только на развитие

двигательной активности, но и на бережное, внимательное отношение друг к другу, к

объектам природы.

44 слайд

Сюжетно-ролевые игры.

Здесь я игровую технологию модифицировала и перенесла в «Экологический театр». Это

экологические сказки, игры-импровизации, игры-путешествия.

Где мы развиваем наблюдательность, бережное отношение к природе, импровизацию,

чувство эмпатии, закрепляем правила правильного поведения в природе.

Что в конечном итоге позволяет сформировать экологическую культуру дошкольника.

45 слайд

Вторая технология, которую я активно применяю, это технология

исследовательской деятельности. Которая включает в себя:

- детское экспериментирование,

- Опытно-исследовательскую деятельность,

- работу на Метеостанции,

- и в летней экологической лаборатории.

46 слайд

Опытно-исследовательская деятельность.

Где мы учимся обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

47 слайд

Детское экспериментирование.

Способствует развитию познавательной активности дошкольников.

48 слайд

Летняя экологическая лаборатория.

Здесь дети непосредственно общаются с объектами живой природы. Проводится

исследовательская деятельность. Развивается познавательный интерес.

49 слайд

Работа на Метеостанции. Исследование не живой природы. Воздуха, ветра, солнца.

50 слайд

Реализуя технологию исследовательской деятельности, мы касаемся и технологии

проблемного обучения. В старшем дошкольном возрасте дети сами могут выявлять

проблему, ставить вопрос и находить пути решения. Например: можно ли увидеть

воздух? Как его можно увидеть? Они дают разные варианты решения этого вопроса

(можно подуть на вертушку, надуть шарик, посмотреть на деревья , ветряки и т.д.)

51 слайд

Таким образом: в процессе общения с природой в игровой форме у детей

воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно

беречь и защищать природу.

52 слайд

У ребенка возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные

операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Тем самым мы

стараемся воспитываем экологически грамотную личность дошкольника.

Наука Экология, доказывает нам,

Что в жизни все завязано по четырём углам,

Животные, растения, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек!

53 слайд

Спасибо за внимание!



В раздел образования