Автор: Тришина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка №2 Центрального района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация развивающей предметно– пространственной среды в экологическом образовании с применением педагогических технологий
Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно- пространственной среды
в экологическом образовании с применением педагогических технологий
1 слайд
Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделится опытом своей работы по
Организации развивающей предметно- пространственной среды в экологическом
образовании с применением педагогических технологий.
2 слайд
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО), согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ
является
3 слайд
Эко-среда: Экологическое воспитание должно осуществляться в специально
созданных
условиях
–
в
экологической
предметно-
развивающей
среде.
Которая
используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков
труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды
экологических знаний.
4 слайд Совершенствуя предметно-развивающую среду мы ставим задачи:
- Создать оптимальные условия для экологического развития детей в различных видах
детской деятельности;
- Способствовать формированию у детей потребности в общении с природой;
- Расширять экологическую компетентность педагогов, воспитанников и родителей;
- Создать условия для самовыражения и самореализации воспитанников и родителей.
5 слайд Экологическая среда ДОУ может включать в себя:
- центр опытно – экспериментальной деятельности
- центр природы
- мини-библиотека
- центр «Воды и песка»
- центр коллекционирования
- мини-музеи
- экологическая тропа т.д.
При создании среды компоненты, по возможности не должны выпадать. Если в группе
создан один мини-музей, то нельзя утверждать, что у вас организована экологическая
среда.
Все эти элементы объединяются в экологический комплекс дошкольного учреждения.
Ядро такого комплекса составляют экологический кабинет и уголки в группах. Такой
экологический комплекс интегрирует различные образовательные области, что
значительно повышает эффективность экологического воспитания дошкольников.
6 слайд
Сейчас я хочу представить вам экологический центр нашего дошкольного
учреждения в котором одним из приоритетных направления является экологическое
воспитание. Он расположен в двух кабинетах экологии, т.к. у нас два корпуса, и
экологических уголках в группах.
Мы используем элементы программы Н. Рыжовой "Наш дом - природа" и предметно -
пространственная среда прослеживает программные направления, таким образом
обеспечивает возможность организации как совместной деятельности педагога и
воспитанника, так и самостоятельной деятельности дошкольника.
Предметная среда рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
В соответствии со стандартами вся среда доступна, насыщена, соблюдает принципы
вариативности, полифункциональности, трансформируемости.
Итак, Добро пожаловать в мир Природы! Первый кабинет экологии.
7 слайд
Здесь располагается большая зона разнообразных комнатных растений, за которыми
мы наблюдаем, ухаживаем, учимся бережно относиться к природе. В этой зеленой чаще
живет хозяин экологической комнаты "Кузя" - это конкурсная работа детей и родителей.
Так же располагается природный материал для экспериментальной и творческой
деятельности.
8 слайд
Здесь находится уголок "Волшебницы - воды". Я воссоздала образ воды в
природе (водопад, озеро с растениями которые растут в воде, бобровую запруду), также
здесь находится материал для экспериментов с водой.
9 слайд
Мини-музей "Воздуха". Здесь мы узнаем про "Воздух - невидимку". Как он появляется,
как его можно увидеть, как его использует человек и какая его польза в природе?
10 слайд
Также здесь живут насекомые. Коллекция содержит не только муляжи, но и настоящих
засушенных насекомых, так же открытки, иллюстрации с изображением насекомых. Все
это используется для дидактических игр, для обогащения и закрепления знаний детей.
11слайд
Так же здесь располагается мини музей "Хлеба" - "От колоска - до кренделька".
12 слайд
Взаимодействие с природой проходит через музыку, движение, пантомиму.
В этом помогает нам Наш "Волшебный шкаф"! С масками, костюмами и атрибутами. В
пополнении его участвуют родители и дети. Так же имеется коллекция музыкальных
инструментов "Звуки природы". Все это используется в "Экологическом театре".
13 слайд
В этой комнате собраны методические пособия, литература, демонстрационный
материал, документация, дидактические игры экологической направленности. Подбор
дисков с аудио и видео материалами, методическими рекомендациями по программе
Рыжовой.
14 слайд
Все это используются не только для работы в экологическом центре, но и всеми
педагогами для экологического воспитания.
15 слайд
Активно используются технические средства: магнитофон, компьютер,
мультимедиа, имеется свой мини экран.
16 слайд
"Экологическая тропа" нашего центра с описанием зон - стоянок.
17 слайд
Это Зеленая полянка,
Кленовая аллея,
Хвойный лес,
Волшебница вода,
Зеленая аптека Доктора Ромашкина,
Цветник «Солнышко»
18 слайд
"Эколошкина библиотека". В нее входит подборка книг и журналов,
природоведческого характера. Здесь дети могут самостоятельно обобщить свой опыт и
даже взять книгу домой.
19 слайд
Развивать познавательный интерес и желание к исследовательской деятельности
нам помогает Центр опытно-экспериментальной деятельности «Юный Эколог», наша
"Лаборатория". Подбор средств и материалов для исследовательской и опытно -
экспериментальной деятельности как совместной так и самостоятельной. Основная
лаборатория находится в этой комнате, т.к. имеется раковина, вода (необходимое
условие).
20 слайд
Второй кабинет экологического центра.
Здесь отражены природные зоны, взаимодействие живой и не живой природы.
21 слайд
Из теплых тропиков мы окунаемся в Северные льды.
Затем, взбираемся в горы, где нас встречают горные орлы.
И вот мы в доме Природы.
22 слайд
Здесь собраны материалы, литература, пособия, которые способствуют развитию
умений применять имеющиеся знания в новых условиях.
23 слайд
Макеты Природных зон нашей Планеты, которые активизируют деятельность детей.
24 слайд
Подбор демонстрационных плакатов и дидактических игр. Так же имеются
некоторый методический материал, литература, видео фильмы.
25 слайд
Уголок Волгоградской области, с подбором познавательного материала, играми.
Знакомство с Красной книгой нашей области.
26 слайд
В этом экологическом центре также представлены не которые Мини - музеи природы.
Один из них приглашает в мир камней и минералов.
Мини - музей "Камней", "Что у нас под ногами?" Хозяин музея - добрый Гном.
Дети знакомятся с камнями разного вида, происхождения, даже драгоценными.
27 слайд
Интересная коллекция окаменелостей. коллекция камней – правильной Геометрической
формы. Так же имеются личные коллекции детей.
28 слайд
Можно посетить "Академию Мудрой Совы" - хозяйку мини - музея "Дерева".
Здесь ребята узнают все о дереве, о его значении в природе, что эта целая Эко -система,
В экспозицию входят коллекции Коры, Шишек, Гербария, а так же творческие работы
детей с этими материалами.
29 слайд
Находится в этой комнате и нетрадиционный мини-музей "Мхов и
Лишайников". Коллекцию я собирала в Крымских и Кавказских горах. Знакомясь с
экспонатами, дети узнают, что Мхи и лишайники - это самое древнее растение на Земле.
Чем они отличаются и как называются. Экспонаты используются в исследовательской
деятельности. Например, мы можем оживить мох.
Экспонаты музеев несут в себе познавательный и исследовательский интерес.
С ними ребята играют, экспериментируют, проводят опыты.
30 слайд
Для проведения экспериментов и опытов, здесь тоже есть своя мини-Лаборатория
31 слайд
Находятся здесь и Элементы выносной "Метеостанции". На площадке д. с. имеются
солнечные часы и ветряки.
32 слайд
Моделирование "Пищевых цепочек". Ёж охотится за муравьями, лиса за зайцем.
33 слайд
Здесь собраны некоторые результаты Детско - родительской деятельности в
природоохранных акциях, конкурсах, проектах "Кормушки", "Спасем планету от мусора",
""Новое дерево" и т. д.
Все материалы доступны, активно используются в самостоятельной творческой
деятельности детей.
Среда оформлена как готовыми материалами, так и самостоятельно изготовленными
пособиями. Вся среда динамична, функциональна, мобильна, и используется не только в
Экологическом центре, но и переносится в группы, для работы с детьми.
34 слайд
Элементы экологической среды имеются и в каждой группе ДОУ. И зеленая зона, и
библиотека, центр «Экспериментирования», центр «Воды и песка». В этом году мы
дополнили экологический комплекс групп мини-музеями, опираясь на программу
Рыжовой. После проведения проектов, в группах стали функционировать мини-музеи
«Воздуха», «Воды», «Хлеба».
35 слайд
Мини-музеи «Животных», «Насекомых», «Солнца».
36 слайд
Мини-музей «Птиц».
37 слайд
Мини- музей «Камней» с подбором интересных экспонатов, дидак-кого материала и игр.
38 слайд
Все мини –музеи связаны с Центрами Экспериментирования. Экспонаты используются
для опытно-исследовательской деятельности.
39 слайд
Но всем известно, что предметно-пространственная среда не должна быть
«мертвой». Самая доступная и насыщенная среда не будет эффективна, если не
применять на практике педагогические технологии.
Я не буду сейчас рассказывать о педагогических технологиях, все их знают. Я
остановлюсь на некоторых, которые непосредственно применяю в системе
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В своей практической деятельности я использую две технологии, это игровая технология
и технология исследовательской деятельности.
40 слайд
С игровой технологией безусловно все знакомы . Она включает в себя различные
виды игр, которые мы непосредственно используем в своей работе с детьми.
Но надо помнить, что Главный признак педагогической игры в игровой технологии
- чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты,
характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
41 слайд
Дидактические игры экологический направленности. Нацелены на закрепление
полученных детьми знаний, на повторение, используются для индивидуальной работы.
42 слайд
Это развивающие игры, авторские, настольно-печатные, игра с природным материалом.
43 слайд
Подвижные игры. С перевоплощениями, направленные не только на развитие
двигательной активности, но и на бережное, внимательное отношение друг к другу, к
объектам природы.
44 слайд
Сюжетно-ролевые игры.
Здесь я игровую технологию модифицировала и перенесла в «Экологический театр». Это
экологические сказки, игры-импровизации, игры-путешествия.
Где мы развиваем наблюдательность, бережное отношение к природе, импровизацию,
чувство эмпатии, закрепляем правила правильного поведения в природе.
Что в конечном итоге позволяет сформировать экологическую культуру дошкольника.
45 слайд
Вторая технология, которую я активно применяю, это технология
исследовательской деятельности. Которая включает в себя:
- детское экспериментирование,
- Опытно-исследовательскую деятельность,
- работу на Метеостанции,
- и в летней экологической лаборатории.
46 слайд
Опытно-исследовательская деятельность.
Где мы учимся обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
47 слайд
Детское экспериментирование.
Способствует развитию познавательной активности дошкольников.
48 слайд
Летняя экологическая лаборатория.
Здесь дети непосредственно общаются с объектами живой природы. Проводится
исследовательская деятельность. Развивается познавательный интерес.
49 слайд
Работа на Метеостанции. Исследование не живой природы. Воздуха, ветра, солнца.
50 слайд
Реализуя технологию исследовательской деятельности, мы касаемся и технологии
проблемного обучения. В старшем дошкольном возрасте дети сами могут выявлять
проблему, ставить вопрос и находить пути решения. Например: можно ли увидеть
воздух? Как его можно увидеть? Они дают разные варианты решения этого вопроса
(можно подуть на вертушку, надуть шарик, посмотреть на деревья , ветряки и т.д.)
51 слайд
Таким образом: в процессе общения с природой в игровой форме у детей
воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно
беречь и защищать природу.
52 слайд
У ребенка возникает интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные
операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Тем самым мы
стараемся воспитываем экологически грамотную личность дошкольника.
Наука Экология, доказывает нам,
Что в жизни все завязано по четырём углам,
Животные, растения, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек!
53 слайд
Спасибо за внимание!