Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в начальных классах коррекционной школы"


Автор: Донских Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Коррекционная школа №8"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в начальных классах коррекционной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




«

Применение здоровьесберегающих технологий в

учебном процессе в начальных

классах коррекционной школы».

В

связи

с

законом

образования

ст.41,

п.4

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

образовательная

организация

создаёт

условия

для

охраны

здоровья

обучающихся. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная

с

раннего

детства,

-

актуальная

задача

современного

образования.

В

современных

условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким

снижением

процента

здоровых

детей. В

учебно-воспитательном

процессе

особенно

актуальны

здоровьесберегающие

технологии.

Здоровьесберегающие

технологии,

по

мнению

Сонькина

В.Д.–

это:

условия

обучения

ребенка

в

школе

(отсутствие

стресса,

адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

индивидуальными

особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической

нагрузки

возрастным

возможностям

учащегося;

необходимый,

достаточный

и

рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может

быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов

Д.В.Основополагающей

целью

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в

школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни. Учебно-

воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства

внутренней

среды

организма

учащегося

через

соблюдение

санитарно-гигиенических

норм

и

требований,

осуществление

профилактических

и

психогигиенических

мероприятий

при

организации

обучения

и

воспитания

школьника,

учета

его

индивидуальных

особенностей

в

определении

темпов

и

уровня

усвоения

учебного

материала и т.д. Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому

очень

важно

формировать

потребность

в

здоровом

образе

жизни

с

самого

юного

возраста.

Организм

ребенка

в

начальной

школе

требует

большой

двигательной

активности,

что

связано

с

его

возрастными

физиологическими

потребностями.

И

это

необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и

физическую нагрузку. Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым

п р и проведении уроков в коррекционной школе, поскольку направлено не только на

сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

на сохранность их психического состояния, развитие и коррекцию высших психических

функций. Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

учебном

процессе

позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить

профилактику асоциального поведения.

Для

организации

благоприятного

климата

на

уроках,

для

более

эффективного

достижения

общеобразовательных

и

развивающих

целей,

поддержания

мотивации

учитель начальных классов использует на своих уроках элементы здоровьесберегающих

технологий. В своей деятельности педагог придерживается следующих принципов:

- учёт индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

- учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

- соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом,

освещение, оформление, проветривание, гигиена);

- соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во

время

урока,

рациональная

организация

учебной

деятельности,

физкультминутки,

динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

- введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм,

методов и средств обучения.

В структуре урока учителем начальной школы применяются следующие элементы

здоровьесбережения:

- положительный эмоциональный настрой на уроке;

- оптимальный темп ведения урока;

- подача материала доступным рациональным способом;

- наглядность;

- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.) ;

- физкультминутки, динамические паузы;

- дифференцированный подход в обучении;

- групповая работа, работа в парах;

- игра, игровые моменты;

- пальчиковая гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- самомассаж, точечный массаж;

- минутки релаксации;

- воспитательные моменты на уроке (беседы);

- санитарно-гигиенические условия.

Б ол ь ш о е

з н а ч е н и е

и м е е т

м и к р о к л и м а т

в

к л а с с е ,

в ед ь

р е б е н о к

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его

встречает

добрый

взгляд

учителя

и

его

друзья-одноклассники.

Очень

важен

положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Он снимает страх, создает

ситуацию успеха. Урок можно начать с таких небольших стихотворений:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки все для вас!

Пожелаем вам удачи

За работу, в добрый час!

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Оптимальный

темп

проведения

урока,

демократичный

стиль

общения

позволяют

учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна

быть

в

доступной

форме,

понятной

младшему

школьнику,

с

учётом

его

возрастных

особенностей.

Наглядность,

используемая

на

уроке,

способствует

конкретизации

изучаемого

материала,

повышает

познавательный

интерес

учащихся.В

качестве

наглядности

также

используются

компьютерные

технологии,

которые

становятся

незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.На своих

уроках

учитель

часто

использует

различные

виды

гимнастики.

Так,

пальчиковая

гимнастика на уроках письма снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в

руке,

развивает

мелкую

моторику,

что

способствует

развитию

речи.

Например,

упражнения:

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек

пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

«Многоножки»

Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к

противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В

движении принимают участие все пять пальцев.

Артикулляционная

гимнастика

на

уроке

чтения

направлена

на

укрепление

мышц

артикуляционного

аппарата,

развитие

подвижности,

точности

выполнения

движений

органов, участвующих в речевом процессе.

Дыхательная

гимнастика

помогает

повысить

возбудимость

коры

больших

полушарий

мозга,

активизировать

детей,

способствует

профилактике

заболеваний

верхних

дыхательных путей. Например, такое упражнение:

«Завели машину»

Завели машину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Накачали шину,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)

Гимнастика

для

глаз

полезна

в

целях

профилактики

нарушения

зрения,

снятия

напряжения с глазных мышц. Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух,

так и используя наглядные средства. Такую возможность учителю дает мультимедийная

презентация. Для мультимедийной гимнастики для глаз выбирается объект, например,

бабочка.

Ребенку

проще

выполнить

движения

глазами,

фокусируя

свой

взгляд

на

конкретном

объекте

и

следя

за

ним.

Смена

видов

деятельности

(работа

у

доски,

с

учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание

интереса

и

снятие

повышенной

утомляемости.

Среди

всех

других

возможностей

оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. На

каждом

уроке

учитель

проводит

физкультминутки.

Обязательным

условием

является

положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным

сопровождением, в стихах

.

Например, так:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счёта поднялись,

Три, четыре руки вниз.

Мы писали, мы считали,

И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали:

Раз, два, три.

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Для того чтобы эти «физминутки» были не только увлекательны, но и информативны,

познавательны,

в

своей

работе

учитель

может

использовать

различные

способы

с

использованием известных детских стихотворений. Например, такие:

1. Тренажёр с использованием стихотворений С.Я. Маршака «Мяч». На конце указки

учителя изображение мяча. Учитель или класс хором читают стихотворение «Мяч» и

одновременно глазами «обегают» схемы-траектории или в простенках в хаотическом

порядке расположенные карточки со словами из стихотворения.

2. В простенках расположены предметные картинки: диван, чемодан, саквояж, картина,

корзина, картонка, собачка. Учитель вместе с детьми повторяют слова из стихотворения и

фиксируют взглядом названный предмет и т.д.

Часто на уроках письма и математики учителем организуется групповая работа и работа в

п а р а х ,

ч т о

в

какой-

то

мере

помогает

решить

одно

из

условий

организации

здоровьесберегающего

обучения

-

избежать

длительного

сидения

за

партой.

Также

используются элементы лечебной гимнастики, которая проводится в игровой форме. В

процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои

эмоции;

они

полностью

раскрепощаются

и

не

думают

о

терапевтическом

эффекте,

который дают эти упражнения. Например, упражнение «Буратино»: сидя на стуле лепим

красивый нос для Буратино (дети поглаживают себя по носу как бы вылепливая его).

Буратино

«рисует»

носом

солнышко,

морковку,

домик

в

воздухе.

При

этом

у

детей

появляется

радостное

ощущение

от

медленных

и

плавных

движений

шеи.

Это

упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. Упражнение

«Моем ручки»: сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, фалангами пальцев

одной руки трём по ногтям другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние

органы,

создаёт

ощущение

лёгкости

и

радости

внутри

организма.

Упражнение

«Лебединая шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею,

похлопывая по подбородку. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая,

чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить

себя). Также в урок учитель начальных классов включает минутки релаксации, которые

применяются для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Для релаксации можно

использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал.

Пример такой релаксации:

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают.

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются.

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое

состояние класса, его освещенность. Во внеурочное время педагог проводит с детьми

классные часы, например, «Правильное питание – залог здоровья», беседы: «Вредным

привычкам скажем: «Нет!», «уроки здоровья», на которых знакомит ребят с основными

принципами организации здорового образа жизни (посещение занятий в спортивных

секциях, правильное питание, соблюдение режима дня, правила гигиены и т.п.).

Также

ведётся

работа

с

родителями

на формирование у них знаний, умений и навыков по

различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Работа

по

формированию

здорового

образа

жизни

даёт

хорошие

результаты:

проводимые

занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят

детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно

относятся

к

своему

здоровью

и

здоровью

окружающих,

становятся

более

требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения,

ходьба

должны

прочно

войти

в

повседневный

быт

каждого,

кто

хочет

сохранить

работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ.

Таким образом, представленные в публикации здоровьесберегающие технологии

укрепляют

здоровье

детей

с

интеллектуальными

нарушениями,

способствуют

оптимизации

взаимодействия

детей

на

уроке,

повышают

комфортность

и

улучшают

психологический климат в образовательном процессе.

Используемая литература:

1.

Замышляева,

Н.

В.

Проблема

здоровьесбережения:

пути

её

решения

на

уроке.

-

Начальная школа, 2010. №6.

2 . Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. –

М.: «ВАКО», 2004. – 296 с

.

3.

Мухамедова,

Ф.

Г.

Здоровьесберегающие

технологии

в

классах

коррекционно-

развивающего обучения. - Начальная школа, 2006, № 8.

4 . Смирнов,

Н.К. Здоровьесберегающие

технологии

в

работе

учителя

и

школы.

М.:

АРКТИ, 2003. – 272 с.

5. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М.: Проспект, 2014. – 160 с.



В раздел образования