Автор: Донских Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Коррекционная школа №8"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в начальных классах коррекционной школы"
Раздел: начальное образование
«
Применение здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе в начальных
классах коррекционной школы».
В
связи
с
законом
образования
ст.41,
п.4
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
образовательная
организация
создаёт
условия
для
охраны
здоровья
обучающихся. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная
с
раннего
детства,
-
актуальная
задача
современного
образования.
В
современных
условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким
снижением
процента
здоровых
детей. В
учебно-воспитательном
процессе
особенно
актуальны
здоровьесберегающие
технологии.
Здоровьесберегающие
технологии,
по
мнению
Сонькина
В.Д.–
это:
условия
обучения
ребенка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
индивидуальными
особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической
нагрузки
возрастным
возможностям
учащегося;
необходимый,
достаточный
и
рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может
быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов
Д.В.Основополагающей
целью
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в
школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни. Учебно-
воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства
внутренней
среды
организма
учащегося
через
соблюдение
санитарно-гигиенических
норм
и
требований,
осуществление
профилактических
и
психогигиенических
мероприятий
при
организации
обучения
и
воспитания
школьника,
учета
его
индивидуальных
особенностей
в
определении
темпов
и
уровня
усвоения
учебного
материала и т.д. Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому
очень
важно
формировать
потребность
в
здоровом
образе
жизни
с
самого
юного
возраста.
Организм
ребенка
в
начальной
школе
требует
большой
двигательной
активности,
что
связано
с
его
возрастными
физиологическими
потребностями.
И
это
необходимо учитывать в работе с детьми. Очень важно правильно сочетать умственную и
физическую нагрузку. Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым
п р и проведении уроков в коррекционной школе, поскольку направлено не только на
сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и
на сохранность их психического состояния, развитие и коррекцию высших психических
функций. Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
процессе
позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить
профилактику асоциального поведения.
Для
организации
благоприятного
климата
на
уроках,
для
более
эффективного
достижения
общеобразовательных
и
развивающих
целей,
поддержания
мотивации
учитель начальных классов использует на своих уроках элементы здоровьесберегающих
технологий. В своей деятельности педагог придерживается следующих принципов:
- учёт индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;
- учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);
- соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом,
освещение, оформление, проветривание, гигиена);
- соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во
время
урока,
рациональная
организация
учебной
деятельности,
физкультминутки,
динамические паузы, осанка детей, и т.д.);
- введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм,
методов и средств обучения.
В структуре урока учителем начальной школы применяются следующие элементы
здоровьесбережения:
- положительный эмоциональный настрой на уроке;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.) ;
- физкультминутки, динамические паузы;
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- самомассаж, точечный массаж;
- минутки релаксации;
- воспитательные моменты на уроке (беседы);
- санитарно-гигиенические условия.
Б ол ь ш о е
з н а ч е н и е
и м е е т
м и к р о к л и м а т
в
к л а с с е ,
в ед ь
р е б е н о к
только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его
встречает
добрый
взгляд
учителя
и
его
друзья-одноклассники.
Очень
важен
положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Он снимает страх, создает
ситуацию успеха. Урок можно начать с таких небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки все для вас!
Пожелаем вам удачи
За работу, в добрый час!
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Оптимальный
темп
проведения
урока,
демократичный
стиль
общения
позволяют
учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна
быть
в
доступной
форме,
понятной
младшему
школьнику,
с
учётом
его
возрастных
особенностей.
Наглядность,
используемая
на
уроке,
способствует
конкретизации
изучаемого
материала,
повышает
познавательный
интерес
учащихся.В
качестве
наглядности
также
используются
компьютерные
технологии,
которые
становятся
незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.На своих
уроках
учитель
часто
использует
различные
виды
гимнастики.
Так,
пальчиковая
гимнастика на уроках письма снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в
руке,
развивает
мелкую
моторику,
что
способствует
развитию
речи.
Например,
упражнения:
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек
пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
«Многоножки»
Руки находятся на краю парты. По сигналу учителя «многоножки» начинают двигаться к
противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В
движении принимают участие все пять пальцев.
Артикулляционная
гимнастика
на
уроке
чтения
направлена
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата,
развитие
подвижности,
точности
выполнения
движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Дыхательная
гимнастика
помогает
повысить
возбудимость
коры
больших
полушарий
мозга,
активизировать
детей,
способствует
профилактике
заболеваний
верхних
дыхательных путей. Например, такое упражнение:
«Завели машину»
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Накачали шину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
Гимнастика
для
глаз
полезна
в
целях
профилактики
нарушения
зрения,
снятия
напряжения с глазных мышц. Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, как на слух,
так и используя наглядные средства. Такую возможность учителю дает мультимедийная
презентация. Для мультимедийной гимнастики для глаз выбирается объект, например,
бабочка.
Ребенку
проще
выполнить
движения
глазами,
фокусируя
свой
взгляд
на
конкретном
объекте
и
следя
за
ним.
Смена
видов
деятельности
(работа
у
доски,
с
учебником, устно, в тетрадях и т. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание
интереса
и
снятие
повышенной
утомляемости.
Среди
всех
других
возможностей
оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. На
каждом
уроке
учитель
проводит
физкультминутки.
Обязательным
условием
является
положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным
сопровождением, в стихах
.
Например, так:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счёта поднялись,
Три, четыре руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали:
Раз, два, три.
Ножками потопали:
Раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Для того чтобы эти «физминутки» были не только увлекательны, но и информативны,
познавательны,
в
своей
работе
учитель
может
использовать
различные
способы
с
использованием известных детских стихотворений. Например, такие:
1. Тренажёр с использованием стихотворений С.Я. Маршака «Мяч». На конце указки
учителя изображение мяча. Учитель или класс хором читают стихотворение «Мяч» и
одновременно глазами «обегают» схемы-траектории или в простенках в хаотическом
порядке расположенные карточки со словами из стихотворения.
2. В простенках расположены предметные картинки: диван, чемодан, саквояж, картина,
корзина, картонка, собачка. Учитель вместе с детьми повторяют слова из стихотворения и
фиксируют взглядом названный предмет и т.д.
Часто на уроках письма и математики учителем организуется групповая работа и работа в
п а р а х ,
ч т о
в
какой-
то
мере
помогает
решить
одно
из
условий
организации
здоровьесберегающего
обучения
-
избежать
длительного
сидения
за
партой.
Также
используются элементы лечебной гимнастики, которая проводится в игровой форме. В
процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои
эмоции;
они
полностью
раскрепощаются
и
не
думают
о
терапевтическом
эффекте,
который дают эти упражнения. Например, упражнение «Буратино»: сидя на стуле лепим
красивый нос для Буратино (дети поглаживают себя по носу как бы вылепливая его).
Буратино
«рисует»
носом
солнышко,
морковку,
домик
в
воздухе.
При
этом
у
детей
появляется
радостное
ощущение
от
медленных
и
плавных
движений
шеи.
Это
упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. Упражнение
«Моем ручки»: сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, фалангами пальцев
одной руки трём по ногтям другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние
органы,
создаёт
ощущение
лёгкости
и
радости
внутри
организма.
Упражнение
«Лебединая шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягиваем шею,
похлопывая по подбородку. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая,
чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить
себя). Также в урок учитель начальных классов включает минутки релаксации, которые
применяются для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Для релаксации можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал.
Пример такой релаксации:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое
состояние класса, его освещенность. Во внеурочное время педагог проводит с детьми
классные часы, например, «Правильное питание – залог здоровья», беседы: «Вредным
привычкам скажем: «Нет!», «уроки здоровья», на которых знакомит ребят с основными
принципами организации здорового образа жизни (посещение занятий в спортивных
секциях, правильное питание, соблюдение режима дня, правила гигиены и т.п.).
Также
ведётся
работа
с
родителями
на формирование у них знаний, умений и навыков по
различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Работа
по
формированию
здорового
образа
жизни
даёт
хорошие
результаты:
проводимые
занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят
детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно
относятся
к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих,
становятся
более
требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические упражнения,
ходьба
должны
прочно
войти
в
повседневный
быт
каждого,
кто
хочет
сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ.
Таким образом, представленные в публикации здоровьесберегающие технологии
укрепляют
здоровье
детей
с
интеллектуальными
нарушениями,
способствуют
оптимизации
взаимодействия
детей
на
уроке,
повышают
комфортность
и
улучшают
психологический климат в образовательном процессе.
Используемая литература:
1.
Замышляева,
Н.
В.
Проблема
здоровьесбережения:
пути
её
решения
на
уроке.
-
Начальная школа, 2010. №6.
2 . Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. –
М.: «ВАКО», 2004. – 296 с
.
3.
Мухамедова,
Ф.
Г.
Здоровьесберегающие
технологии
в
классах
коррекционно-
развивающего обучения. - Начальная школа, 2006, № 8.
4 . Смирнов,
Н.К. Здоровьесберегающие
технологии
в
работе
учителя
и
школы.
–
М.:
АРКТИ, 2003. – 272 с.
5. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» - М.: Проспект, 2014. – 160 с.