Автор: Владимирова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя школа п.Батецкий"
Населённый пункт: п.Батецкий Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квадратные уравнения
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока по алгебре в 8 классе.
Тема урока: Неполные квадратные уравнения.
Учитель: Владимирова Татьяна Владимировна
Конспект открытого урока по алгебре в 8 классе.
Тема урока: Неполные квадратные уравнения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
-
расширение и углубление представлений учащихся при
решении уравнений; организация
поисковой деятельности
учащихся при решении неполных квадратных уравнений;
-
развитие умения самостоятельно приобретать новые знания; использование для достижения
поставленной задачи уже полученные знания; установление закономерности многообразия связей
для достижения уровня системности знаний;
-воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
выработка желания и потребности
обобщать полученные
факты; развитие самостоятельности и творчества.
Оборудование: тесты, компьютер, синие, красные и зелёные кружочки.
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
II. Накопление фактов.
Устная работа.
1.Выполните тест:
-Разложите на множители и выберите правильный ответ:
а) x² - x;
\
А. х(х – 1). Б. х(1 - x).
б) 4х
2
+ 2x;
А. -х(2х+2). Б. 2х(2х + 1).
в) 4х²-9;
А. (2x - 3)(2х + 3). Б. 2(х - 3)(х + 3).
г)2x
3
+ Зх
2
- 5х.
А. 2x(x
2
+ x - 5). Б. x(2x
2
+ Зх - 5).
2.Решите уравнение (а-г). Сколько корней имеет уравнение?
а)x
2
= 9;(два) б)3x
2
= 0;(один) в)x
2
= -25; (нет корней)
г) x
2
= 3.(два корня)
3.Распределите данные уравнения на четыре группы и объясните, по какому признаку вы
это сделали.
а) 9х
2
– 6x + 10 = 0
б) x
2
- x = 0;
в) 5х
2
= 0;
г) х
2
+ 16 = 0;
д) -3х
2
+ 5х + 1 = 0;
е) -2х
2
+ 50 = 0;
ж) 8х
2
- 8 = 0;
з) -2х
2
= 0;
и) 5х
2
+ 2х = 0.
(1-я группа: а), д); ах
2
+ bх + с = 0, а
≠
0;
2-я группа: б), и); оба слагаемых содержат переменную;
3-я группа: е), ж); одно слагаемое с переменной, а другое - нет;
4-я группа: в), з); одночлен с переменной в квадрате).
III. Постановка учебной задачи.
1.Как называются эти уравнения?
(Уравнения второй степени.)
2.
Запишите уравнения 1-й группы в общем виде. (ах
2
+ bх + с = 0, а
≠
0).
3.
Дайте определение этому уравнению. (Квадратным уравнением называется уравнение
ах
2
+ bх + с = 0, где a,b,c- заданные числа, а
≠
0, x- неизвестное).
4.
Назовите коэффициенты в уравнениях первой группы.
Проблема
:
1.Все ли уравнения здесь полные? (Нет)
2.В каких случаях квадратные уравнения можно считать неполными (Даёте характеристику
каждой группе).
3.Каких уравнений записано больше? (Неполных).
4.Какая задача встаёт перед нами?
Задача:
познакомиться
с
видами
неполных
уравнений
и
научиться
решать
неполные
квадратные уравнения.
Учитель: Запишем тему нашего урока: «Неполные квадратные уравнения».
Решение поставленной задачи
Учитель: Ребята, мы будем решать уравнения 2,3 и 4 группы по плану.
План:
1.Решить любое уравнение данной группы.
2.Записать его в общем виде.
3.Дать определение неполного квадратного уравнения.
3.Исследовать корни.
Учащиеся на доске записывают решение каждого уравнения в общем виде
1 ученик:
аx²+ bх = 0
x(ax+b)=0
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей
равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
x=0 или ax+b=0
х = 0 или х =
−
b
a
; два корня.
2 ученик:
ax
2
+ c = 0;
a
x
2
= - c
x²=
−
c
a
1) Если
−
c
a
> 0, то уравнение имеет два корня.
2) Если
−
c
a
< 0, то корней нет.
3 ученик:
аx²=0
x²=0
x=0, один корень.
Ребята, решили мы поставленную задачу? (Да).
Учитель: Какие уравнения называются неполными квадратными?
Ученик: Неполными квадратными уравнениями называются уравнения, в которых хотя
бы один из коэффициентов равен нулю.
Учитель: Может ли коэффициент a быть равен 0?
Ученик: Коэффициент a не может быть равен 0.Если a=0, то уравнение будет не
квадратным.
Вывод учителя: Квадратное уравнение ах
2
+ bх + с = 0 называют неполным, если хотя
бы один из коэффициентов b или c равен нулю.
IV. Первичное осмысление и применение изученного материала.
1.Решаем № 418(нечётные) и №419 (нечётные)
2.Обучающая самостоятельная работа (задания для самоконтроля). Проводится с сильными
учениками. С остальными решаются простые неполные уравнения.
Критерии оценок:
Оценка «5»
— 8
баллов;
Оценка «4»—6-7 баллов;
Оценка «3»—3 балла.Вариант 1
1.
Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1 балл):
а) 2х
2
- 18 = 0; б) 5х
2
+ 15x= 0; в) х
2
+ 5 = 0.
2.(2 балла) Составьте квадратное уравнение, имеющее корни 3 и -3.
3.
(3 балла) Решите уравнение
(х + 1)
2
+ (1 + х) 5 = 6.
Вариант 2
Решите уравнение (за каждое правильно решенное уравнение 1 балл):
а) 6x² - 12 = 0; б) 3х
2
+ 12x = 0; в) 7 + х
2
= 0.
2.(2 балла) Составьте квадратное уравнение, имеющее корни 0 и 6.
3.
(3 балла) Решите уравнение
(х – 4)(х + 4) = 2x - 16.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Решение
какой
группы
уравнений
мы
сегодня
не
рассматривали?
(Мы
не
рассматривали решение 1 группы уравнений)
VI. Задание на дом: §24-§25,№418 (чётные),№419(чётные).
VII.Рефлексия.
Ребята, послушайте притчу:
«Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с
камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У
первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день
возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?», - и тот ответил:
«А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось
радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма».
Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.
-Кто работал так, как первый? (поднимают синие кружочки).
-Кто работал добросовестно? (поднимают зелёные кружочки).
-А кто только принимал участие? (поднимают красные кружочки).