Напоминание

"Влияние дидактической игры на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста"


Автор: Прейгер Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №63
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние дидактической игры на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние дидактической игры на формирования представлений о

сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста

В

развитии

ребенка

и

формировании

представлений

о

сенсорных

эталонах огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности

в дошкольный период – игре.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит

творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его

умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со

сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга

новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

Дидактические игры – это игры обучающего характера или игры с

правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от

играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

Эти

игры

способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Дидактическая

игра

является

ценным

средством

воспитания

умственной

активности

детей,

она

активизирует

психические

процессы,

вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно

преодолевают

значительные

трудности,

тренируют

свои

силы,

развивают

способности

и

умения.

Она

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным,

вызывает

у

учеников

глубокое

удовлетворение,

создает

радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,

классифицирует

предметы

по

тем

или

иным

признакам,

производит

доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры

предоставляют

возможность

развивать

у

детей

произвольность

таких

психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают

у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют

умения

построить

высказывание,

суждение,

умозаключение;

требуют

не

только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки,

умения

соблюдать

правила

игры,

подчинять

свои

интересы

интересам

коллектива.

Дидактическая игра рассматривается с разных сторон, она используется

как:

Средство (нравственного, эстетического воспитания);

Форма

организации

деятельности

(игровая

форма

проведения

учебных занятий);

Как метод и прием руководства детской игрой (метод введения новых

знаний);

Как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

Обучающая

задача

доводится

до

детей

в

виде

игровой

задачи,

имеющий

характер

практических

заданий.

Дидактические

игры

могут

содержать сразу несколько обучающих задач.

Игровая задача заложена в самом названии.

Игровое действие является способом поведения, деятельности в игре.

Направлено на выполнение игрового правила. И.д. представляет большой

интерес для детей. Сначала их привлекает сам процесс игры, а начиная с 5-6

лет детей интересует ее результат.

Игровые

правила

заставляют

детей

хорошо

запоминать

их

и

задуматься

над

их

выполнением.

Несоблюдение

правил

влечет

за

собой

проигрыш, штраф.

В разное время ученые-исследователи, такие как Е.И. Тихеева, А.И.

Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова разрабатывали теорию и методику

дидактической игры. Д.В. Менджерицкая считает, что следует видеть цель

дидактической игры не только

в закреплении полученных на занятиях

знаний, но и в овладении детьми навыками умственной работы, развитии

самостоятельности мышления.

Такие исследователи как Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова,

Ф.Н.

Блехер

считали,

что

дидактические

игры

и

упражнения

являются

основным

средством

сенсорного

воспитания.

На

них

почти

полностью

возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой,

величиной, цветом, пространством, звуком.

Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном

воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность

посредством

чувственного

восприятия

и

ощущения

в

ходе

действий

с

предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится

анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у

детей

представления

о

сенсорных

эталонах

и

способах

обследования

предметов. Основной формой обучения применяются дидактические игры.

Е.И. Радина пишет о том, что в дидактических играх дети незаметно для себя

получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового

характера.

Самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся

в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети

не проявляют инициативы или требуется закрепить какие-либо знания и

умения.

Основными

специфическими

методами

руководства

детской

дидактической

игрой

являются

метод

обследования,

предполагающий

овладение умением воспринимать и выделять свойства предметов, и метод

использования сенсорных эталонов, дающий детям возможность разобраться

в многообразии свойств предметов.



В раздел образования